Пабло пикассо и его женщины. Любимые женщины Пикассо - Калейдоскоп — LiveJournal

  • 05.01.2024

У великого Пабло Пикассо было множество женщин. И это неудивительно. Известность и талант манили их к художнику, как мотыльков манит свет фонаря. Вот только некоторые из этих "мотыльков".

Он был потрясающим мужчиной: маленького роста - всего 158 сантиметров, - с тем самым, притягательным обаянием, которое сейчас называют харизмой. Особая аура Пикассо была окрашена его взрывным, испанским темпераментом и гениальностью.

Любовь его, однако, была безжалостной и даже с садистским оттенком. Поэтому многие женщины Пикассо либо кончали с собой, либо сходили с ума. Повесилась Мария-Тереза Уолтер, ушла в монастырь, а затем застрелилась Жаклин Рок, помешалась Ольга Хохлова. Проанализировав почерк испанца, Поль Элюар сделал вывод: «Любит страстно, но его любовь убивает».
А когда одна из последних любовниц гения Женевьев Лапорт рассталась с Пикассо, Жан Кокто сказал ей: «Вы вовремя приняли это решение, может быть, это спасло вам жизнь».


8 лет Пабло уже написал свою первую серьезную работу «Пикадор». В 16 лет Пикассо, будто шутя, поступил в Королевскую академию изящных искусств Сан-Фернандо. Так же легко он бросил учебу. Вместо того чтобы корпеть над книгами, Пабло с друзьями принялся куролесить по мадридским борделям.
В 19 лет художник отправился покорять Париж. Перед отъездом Пикассо написал автопортрет. Вверху картины он подписал черной краской: «Я король!» Однако в столице Франции «королю» пришлось непросто. Денег не было. В одну зиму, чтобы не замерзнуть, он топил камин из камня своими собственными работами.
На личном фронте дела складывались куда лучше. Женщины всегда обожали Пикассо.
А вот сам художник цинично говорил: «Для меня существует лишь два типа женщин - богини и тряпки для вытирания ног».
Причем всех своих богинь Пикассо быстро превращал в тряпки.

Первая возлюбленная

Первой его возлюбленной стала Фернанда Оливье (ей было 18, ему 23 года). В Париже Пабло Пикассо обитает в бедном квартале на Монмартре, в общежитии, где селились начинающие художники и где Фернанда Оливье иногда позирует им. Там она знакомится с Пикассо, становится его моделью и его девушкой. Жили влюбленные в нищете. По утрам они воровали круассаны и молоко. Постепенно картины Пикассо стали покупать.

Они прожили вместе почти десятилетие, и от этого периода осталось большое количество как собственно портретов Фернанды, так и вообще женских образов, написанных с нее. Как считают исследователи, она была моделью и для создания «Авиньонских девиц», одной из главных картин Пикассо, переломной для искусства ХХ века.

Но было время, когда они жили врозь (лето и осень 1907 года). Это лето оставило о себе дурные воспоминания. И у него, и у нее были романы с другими. Но самым плохим было то, что он жил с женщиной, которая вовсе не понимала кубизма, он ей не нравился.
Возможно, Пикассо переживал органическую депрессию; позже, когда он вернулся в Париж, на него обрушилось желудочное недомогание. Его предъязвенное состояние. Впредь взаимоотношения кисти и холста не пройдут художнику даром - кубизм как комплекс был так же прост, как игра в шахматы в трех измерениях. И они расстались - Пикассо и Фернанда.

Первая любовь

Первая настоящая любовь пришла к художнику в 1917 году, когда он познакомился с одной из балерин Сергея Дягилева Ольгой Хохловой. Ольга танцевала на премьере балета «Парад» в театре Шатле. Пабло Пикассо отвечал за костюмы и оформление декораций.

Художник представил ее своей семье. Матери она не понравилась. Ольга - иностранка, русская, не пара ее гениальному сыну! Жизнь покажет, что мать была права.
Ольга и Пикассо поженились 18 июня 1918 года в православном Соборе Александра Невского. Три года они были счастливы в браке и часто участвовали в публичных мероприятиях. 4 февраля 1921 года у Ольги родился сын Пауло (Поль). С этого момента отношения супругов начали стремительно ухудшаться.
Ольга транжирила деньги мужа, а тот отчаянно злился. И еще важнейшей причиной разногласий была роль, навязанная Ольгой Пикассо. Она хотела видеть его салонным портретистом, коммерческим художником, крутящимся в высшем свете и получающим там же заказы.
Такая жизнь смертельно наскучила гению. Это тут же отразилось на его картинах: свою жену Пикассо изображал исключительно в виде злой старухи с угрожающими длинными острыми зубами.
Пикассо так видел свою жену всю последующую жизнь.

В 1927 году, когда Пикассо было 46 лет, он сбежал от Ольги к 17-летней Марии-Терезе Вальтер.
Это был пожар, мистерия, безумие
Время любви к Марии-Терезе Вальтер было особенным - и в жизни, и в творчестве. Работы этого периода резко отличались от прежде созданных картин как по стилю, так и по колориту. Период Марии-Терезы Вальтер, особенно до рождения дочери, является вершиной его творчества.

В 1935 году Ольга узнала от друга об этом романе мужа, а также о том, что Мария-Тереза беременна. Взяв с собой Пауло, она немедленно уехала на юг Франции и подала на развод. Пикассо отказался делить имущество поровну, как того требовали французские законы, и поэтому Ольга оставалась его законной женой до самой смерти. Она умерла от рака в 1955 году в Каннах. Пикассо не поехал на похороны. Он просто вздохнул с облегчением.
После рождения ребенка он охладевает к Марии и заводит себе еще одну любовницу - 29-летнюю художницу Дору Маар. Однажды Дора и Мария-Тереза случайно встретились в студии Пикассо, когда он работал над знаменитой «Герникой». Разгневанные женщины потребовали, чтобы он выбрал одну из них. Пабло ответил, что они должны за него бороться. И дамы набросились друг на друга с кулаками. Потом художник говорил, что драка двух его любовниц стала самым ярким событием в его жизни.
Мария-Тереза вскоре повесилась. Для страстной Доры разрыв с Пикассо стал катастрофой. Дора попала в парижскую психиатрическую лечебницу Святой Анны, где ее лечили электрошоком. Вызволил ее оттуда и вывел из кризиса давний приятель, известный психоаналитик Жак Лакан.
После этого Дора абсолютно замкнулась в себе, став для многих символом женщины, жизнь которой разбита любовью к жестокому гению Пикассо. Уединившись в своей квартире неподалеку от улицы Гран-Огюстен, она погрузилась в мистицизм и астрологию.

Не покорившаяся любви

В жизни любого разрушителя сердец и судеб рано или поздно встречается женщина, сломить и подчинить которую не удается. Именно такая сильная и самодостаточная женщина встретилась Пабло Пикассо в 1943 году. Познакомился он с ней в ресторане и тут же пригласил ее... принять ванну. В оккупированном Париже горячая вода была роскошью, и Пикассо был одним из немногих, кто мог себе ее позволить.
С Франсуазой Пикассо учится по-новому радоваться жизни. Не поглощая ее, а будто наблюдая со стороны. Это период спокойного счастья на побережье, наслаждение простыми радостями, такими как искрящееся море и нежно струящийся чистый песок. Именно эти искры счастья видим мы в «Радости жизни» - самой яркой картине периода с именем «Франсуаза».

Эта удивительная сумела наполнить Пикассо силами, не растратив при этом свои. Она подарила ему двух детей и сумела доказать, что семейная идиллия - это не утопия, но реальность, существующая для свободных и любящих людей. Дети Франсуазы и Пабло получили фамилию Пикассо и после смерти художника стали обладателями части его состояния.
В отличие от многих возлюбленных мастера Франсуаза Жило не сошла с ума и не покончила с собой. Узнав о его неверности, она сама ушла от Пикассо, не дав ему возможность пополнить список брошенных и опустошенных женщин.
Ее дальнейшая жизнь была богата событиями и счастливыми моментами. Издав книгу «Моя жизнь с Пикассо», Франсуаза Жило во многом пошла против воли художника, но обрела всемирную известность.

На протяжении последних двух десятилетий жизни Пикассо с ним рядом была Жаклин Рок. Ее преданность, влюбленность и заботливость покорили художника. Такие качества в женщинах всегда были для него ценны, а в последние годы - просто необходимы. На протяжении почти 20 лет Жаклин была чуть ли не единственной его моделью, он написал порядка 400 ее портретов - это все его Жаклин.

Последняя цена «Женщины в розовом» - 4,2 миллиона долларов. Это портрет родившейся в украинском Нежине дочери русского офицера Ольги Хохловой. Она стала законной супругой Пикассо, матерью первого сына художника и вдохновила основоположника кубизма на его «классический» период.

Дельфин и русалка

1917 год, Рим. Пикассо оформляет декорации спектакля «Парад» для труппы Сергея Дягилева. Танцовщица Ольга Хохлова - не прима, скорее «пятый лебедь в седьмом ряду», но старательная и техничная. Детство провела в Украине, потом отец увез семью в Петербург. Там Ольга поступила в балетную школу, а в 1912 году поступила в «Русский балет».

Пикассо - 36 лет. Он известный художник, еще не ставший самым дорогим. Коренастый коротышка с четырнадцати лет имел множество любовниц и несколько любовников. Ольге - 26, она изящная и пугливая девственница.

Пикассо интересуется новостями из России, пытается учить русский, считает русскую жизнь экзотичной. Карьера Ольги подходит к концу, личная жизнь не устроена. Ее слабо влечет искусство, но высокий статус и темперамент Пикассо производят впечатление.

Православная свадьба

Парижская премьера «Парада» состоялась в мае 1917 года, дальше спектакль везут в Мадрид и Барселону. За труппой и Ольгой следует Пикассо. Он много рисует ее в реалистической манере. На этом настаивала сама балерина, не принимавшая эксперименты в живописи. «Я хочу, - требует Хохлова, - узнавать свое лицо».

Пикассо не возражает - знакомство с Ольгой пришлось на время после Первой мировой войны, когда Европа стала уставать от авангарда. Позже критики назовут это время «классическим» периодом в творчестве художника.

В Барселоне Пикассо водит на русский балет свою мать, знакомит ее с Ольгой. На гастроли в Латинскую Америку труппа Дягилева едет уже без Хохловой, та отказывается от карьеры и остается с художником. Свадьба состоялась 12 июля 1918 года в мэрии VII парижского округа. Следом - венчание по православному обычаю в соборе Александра Невского.

Хохловой нравилось быть «мадам Пикассо», но скоро в быту проявилась противоположность их характеров. Ольга стремилась к идеальному порядку и обставила квартиру по своему вкусу - у Пикассо в студии царил творческий бардак. Пабло пропадал в мастерской - Ольга вытягивала его на светские рауты. Пабло любил каталонские сосиски с фасолью - Ольга предпочитала пирожные, шампанское и икру. Он экономил на костюмах - она скупала изысканные туалеты.

4 февраля 1921 году родился Поль Пикассо. 40-летний художник без конца рисует жену и сына в неоклассическом стиле.

Разжалована из красавиц

Художник любил говорить, что «женщины и работа продлевают молодость». В 1927 году он увлекся 17-летней француженкой Мари-Терез Вальтер. Новая влюбленность всегда отражалась на стиле его картин. Пикассо больше не рисовал балерин, а портреты жены перестали быть романтичными.

Ощущая равнодушие со стороны мужа, Ольга ревнует, нервничает, без конца выясняет отношения. Но Пикассо больше не привлекает ее тело, ему мешают узы брака, однако вопрос о разводе даже не встает. Согласно брачному контракту, имущество должно делиться поровну, и Пикассо не желает отдавать бывшей жене половину своего наследия.

Последние годы Ольга жила в полном одиночестве и умерла от рака в городской больнице Канн 11 февраля 1955 года. На похоронах присутствовали сын Поль и несколько друзей. Пикассо не приехал — он в это время заканчивал серию картин «Алжирские женщины», которая сейчас оценивается в рекордные 179 миллионов долларов. Художник пережил украинскую жену на 28 лет.

Пабло Пикассо и его женщины. Женщины всегда обожали Пикассо. Как бы грубо, кощунственно и вульгарно это ни звучало, но,(и это признавал сам художник), для Пикассо существовали лишь 2 категории женщин: богини и подстилки. Преклоняясь перед богинями, он пытался превратить их в обычных женщин, любви которых он достоин. Но, не различая полутонов, не зная меры ни в чем, в том числе и в страсти, не признавая средних положений, каждую свою «богиню» он рано или поздно превращал в подстилку. По свидетельствам современников Пикассо обладал поразительной сексуальной притягательностью для женщин. А еще - невиданным чутьем, позволяющим из многочисленного «племени» дочерей Евы выбирать тех, кто получает мучительное удовольствие от эмоциональных страданий, кто готов полностью раствориться в любимом, отдавая тому свою энергию и жизненные силы. Сколько таких женщин было в жизни гениального художника, не знает никто, но известно, что 7 из них оказали на Пабло особое влияние, даря ему вдохновение, формируя эмоции и мироощущение в разные периоды жизни. Единственной непреходящей страстью в жизни Пикассо было искусство, а в отношениях с женщинами он всегда проявлял непостоянство. "Каждый раз, когда я меняю женщину, я должен сжечь ту, что была последней". Пикассо

Первой его возлюбленной стала Фернанда Оливье (ей было 18, ему 23 года). В Париже Пабло Пикассо обитает в бедном квартале на Монмартре, в общежитии, где селились начинающие художники и где Фернанда Оливье иногда позирует им. Там она знакомится с Пикассо, становится его моделью и его девушкой. Жили влюбленные в нищете. По утрам они воровали круассаны и молоко. Постепенно картины Пикассо стали покупать.

Пабло Пикассо и Фернанда Оливье на Монмартре с собаками. 1904 г. Они прожили вместе почти десятилетие, и от этого периода осталось большое количество как собственно портретов Фернанды, так и вообще женских образов, написанных с нее. Как считают исследователи, она была моделью и для создания "Авиньонских девиц", одной из главных картин Пикассо, переломной для искусства ХХ века. Ей, высокой и красивой девушке дворянской внешности, поначалу всего лишь был любопытен «чудаковатый испанец с горящими глазами» (ростом же невысокий Пабло приходился ей примерно по плечо). Но интерес быстро сменился любовью. И с каждым годом их совместной жизни чувства Фернанды только усиливались. Но молодому, амбициозному, полному творческих планов художнику было вовсе не до семьи. Пикассо заводит отношения на стороне. Девять лет был Пикассо со своей Первой Женщиной. Черты, натура, характер Фернанды Оливье запечатлены в произведениях того времени – и это не только многочисленные «портреты Фернанды», но так же и все те работы, где модель живет как «мотив». Как считают исследователи, она была моделью и для создания "Авиньонских девиц", одной из главных картин Пикассо, переломной для искусства ХХ века. 1.Лежащая обнаженная (Фернанда), 1906 год 2.Портрет Фернанды, 1906 год 3.Фернанда в черной мантилье, 1905 год 4.Портрет Фернанды Оливье в платке, 1906 год 5.Женщина с грушами (Фернанда), 1909 год 6."Авиньонские девицы", 1907

Марсель Умбер (Ева Гуэль) Однажды писательница Гертруда Стайн навестила Пикассо, когда он заканчивал работу над картиной «Моя красавица» (1911). «Это не может быть Фернанда Оливье» – тут же отреагировала она. Это действительно была не Фернанда, на полотне была изображена женщина, занявшая ее место в сердце художника – Марсель Умбер. Картина «Моя красавица» стала своеобразным признаньем в любви. Пабло и Марсель встретились в 1911 году в парижском кафе «Эрмитаж». Пикассо уже 9 лет жил со своей натурщицей Фернандой Оливье, Марсель давно была любовницей польского художника Луи Маркуссиса. Пабло и Марсель полюбили друг друга и расстались со своими бывшими пассиями. Они отправились путешествовать по Европе, чтобы не встречать никого из знакомых – им хотелось быть только вдвоем. Пикассо называл свою возлюбленную Евой. Это символизировало его внутреннее обновление: Ева – имя первой женщины на земле, соответственно он – Пабло – Адам – первый человек. Отношения Марсель с Пабло совпали по времени с переходом его творчества от аналитического кубизма к синтетическому. Удивительно, что Пикассо, с его общительным темпераментом, обыкновенно «кричащий» с полотен о своей любви, не создал ни одного портрета Евы, дающего понятие о ее реальной внешности. Когда создавалась галерея изображений женщин Пикассо, не удалось найти ни одного портрета Марсель, кроме одного единственного фотоснимка. Хрупкое телосложение Евы обуславливало и ее болезненность. Она заразилась туберкулезом, в начале века эта болезнь далеко не всегда успешно вылечивалась. Весной 1915 года Марсель Умбер скончалась в больнице. 1.Фото 2.Обнажённая, Я люблю Еву, 1912 год 3.Скрипка. Я люблю Еву, 1912 год 4..Гитара `Я люблю Еву`, 1912 год

Ольга Хохлова Эта страсть поглотила его полностью. Пикассо действительно думал, что это любовь на всю жизнь. Доказательство тому брачный контракт, в котором все его картины принадлежат ему и ей поровну. Поселившись в Париже, Ольга обставила дом с шиком и роскошью, по последней моде. Машина с водителем, мастерская художника, занимающая весь второй этаж, породистые собаки, рауты, званые обеды и приемы. Близость и теплое отношение первых лиц государства… Ольга любит дорогие наряды, икру и шампанское. Пабло тоже не прочь сшить себе костюм у дорогого кутюрье. Золотые часы выглядывают из его жилетного кармана. Он гордится своей женой, её умением держать себя в этом высочайшем обществе, её необычной красотой, осанкой и потакает ей в желании жить на широкую ногу. Пишет и пишет ее портреты, а она выговаривает ему, что хочет узнавать свое лицо. Портреты того времени – узнаваемы. Сосредоточенные серьезные глаза, безупречно прямой нос. Сдержанность и скованность, словно на ней до сих пор тот тяжелый кубический костюм, придуманный Пикассо для дягилевского балета «Парад». Тридцатилетняя Ольга рожает сорокалетнему мужу сына Пауло. Это самый счастливый период в их семейной жизни. Пабло пишет очень много нежных портретов Ольги и маленького Поля в костюме Арлекина, в круглой шляпе, сидящим на ослике. Может ли идиллия длиться вечно? Пикассо стал тяготиться размеренной жизнью и ролью салонного портретиста, навязанной Ольгой. Картин в неоклассическом стиле он написал уже предостаточно. Видя его охлаждение, Ольга начала ревновать, поначалу безосновательно. Он ее любил. Пока не встретил семнадцатилетнюю Мари – Терез Вальтер. Война между когда-то любимыми людьми. В ней нет победителей. Пабло вышел из боя с меньшими потерями: он продолжал творить, устилая свой путь осколками женских сердец, а она провела остаток жизни в одиночестве, впадая в депрессии и ревнуя. Не желая раздела имущества с ненавистной женой, Пикассо не оформил развода: Ольга Хохлова оставалась его законной женой до своей смерти, до 1955 года. На похороны он не пришел, заявив, что пишет картину… 1.Портрет женщины с горностаевым воротником (Ольга), 1923 год 2.Голова женщины (Ольга Хохлова), 1935 год 3.Ольга Хохлова, 1917 год 4.Портрет Ольги 2, 1923 год 5.Портрет Ольги в кресле, 1917 год

Мапия Тереза Вальтер 8 января 1927 г. Пабло Пикассо, прогуливаясь в Галерее Лафайет в Париже, встретил очаровательную семнадцатилетнюю блондинку Марию-Терезу Вальтер. С этого случайного знакомства началась связь, определившая важный период в творчестве художника и всю жизнь этой женщины. Время любви к Марии-Терезе Вальтер было особенным - и в жизни, и в творчестве. Работы этого периода резко отличались от прежде созданных картин как по стилю, так и по колориту. Период Марии-Терезы Вальтер, особенно до рождения дочери, является вершиной его творчества. До утонченности Ольги ей было далеко, девушка ничего не смыслила в искусстве. Однако, творец жаждал новых форм и он их получил. Мария -Тереза стала любовницей, натурщицей и музой великого мастера. Пикассо тогда был женат на русской балерине Ольге Хохловой, их сыну Пауло было 5 лет. Это, равно как и то, что мадмуазель Вальтер была несовершеннолетней, заставило Пикассо сохранить их роман в тайне. Однако в его творчестве присутствие этой молодой женщины было очевидно. Вместе с образом Марии -Терезы в сюрреалистический период творчества Пикассо приходит воплощение женственности, это своего рода «период в периоде». На смену напряженным, ломаным линиям приходят округлые. Женское тело кажется упругим и мягким одновременно, при этом насыщенный колорит вступает в контраст с плавностью очертаний. Большинство картин, изображающих Мари, подчинены ритму колыбельной, пьянящему «покачиванию» красок, они насквозь пронизаны чувственностью. В этом отражено отношение Пикассо к Марии -Терезе: в нем нет и намека на равенство. Она – не спутница жизни, не жена, она – объект вожделения, прекрасная игрушка художника. Живой темперамент, мирный и веселый характер Мари позволили ей смириться с ее ролью в жизни Пабло. В июле 1930 г. Пикассо купил замок Буажелу в Нормандии, который служил ему студией, а Марии -Терезе – домом. Там мастер создает ее многочисленные скульптурные изображения. Одно из них – «Женщина с вазой» – сейчас венчает надгробие художника. Одна из картин этого периода – «Обнаженная, зеленые листья и бюст» –была продана на аукционе в марте 2010 г. за 106,5 миллионов долларов, установив таким образом новый мировой рекорд по стоимости произведений искусства. В 1935 г. Мари родила дочь, девочку назвали Майя. Как и мать, она стала моделью для многих работ Пикассо («Майя с куклой», 1938 г.) Вскоре после рождения Майи Ольга Хохлова узнала о связи мужа на стороне и незамедлительно уехала вместе с сыном. Скандальный разрыв с женой вывел Пикассо из душевного равновесия, он стал меньше писать, из его полотен исчез светлый эротизм. В 1936 г. году у Пикассо появилась еще одна любовница – Дора Маар, и их связь не была тайной. Отношения с Вальтер стали натянутыми. Однажды Дора и Мари случайно встретились в студии Пикассо, когда он работал над знаменитой «Герникой». Разгневанные женщины потребовали, чтобы он выбрал одну из них. Пабло ответил, что они должны за него бороться. И они действительно стали бороться. Возможно, именно этот случай определил появление в этюдах к картине и на окончательном полотне плачущих, полных отчаяния женщин. Позже в одном из интервью художник заметил, что драка двух его любовниц стала одним из ярчайших воспоминаний всей его жизни. Мари смогла простить возлюбленному даже это – они продолжали изредка встречаться. Постепенно их отношения свелись к материальной поддержке со стороны Пикассо и переписке, которая продолжалась до последних дней художника. Несмотря на разлад, Мария -Тереза всю жизнь не теряла надежды, что Пабло все-таки женится на ней, но этому не суждено было случиться. 20 октября 1977 г., спустя 4 года после смерти Пикассо, в курортном городке Жуан-ле-Пен на юге Франции в своем гараже Мария -Тереза Вальтер повесилась. 1.Портрет Марии Терезы Вальтер, 1932 год 2.Мария Тереза, 1939 год 3.Мария Тереза Вальтер в шляпе, 1936 год 4.Лежащая женщина (Мария Тереза), 1932 год 5.Мария Тереза, 1932 год

Дора Маар В 1920-30-х годах Дора Маар (настоящее имя – Генриетта Теодора Маркович) была успешным коммерческим фотографом. Кроме того, она занимала видное место в кругах парижской богемы как фотограф-сюрреалист, художница и поэтесса. Однако всемирную известность Маар получила благодаря своей связи с Пикассо.Они познакомились в 1936 году в кафе «Две Кубышки», куда после вечерней прогулки обыкновенно заходил Пабло. Он ужинал со своим другом, поэтом Полем Элюаром, а Эльф – пес Пикассо – попрошайничал у соседних столиков. Взгляды Доры и Пабло встретились. В восхищении он пробормотал несколько слов на испанском, который Дора отлично знала: ее детство прошло в Аргентине. Они разговорились, и Пикассо с бокалом пива пересел за ее столик. Много лет спустя Пикассо рассказал, что Дора в тот вечер была в черных перчатках, вышитых розовыми цветами. Она развлекалась, нанося быстрые удары ножом между расставленными пальцами лежащей на столе левой руки. В какой-то момент она ошиблась на долю дюйма. Пикассо попросил Дору отдать ему окровавленные перчатки. Он всю жизнь хранил их в специальной застекленной витрине. Дора Маар была нервной, неуравновешенной натурой, в творчество Пикассо она вошла как «женщина в слезах». Вместе с образом Маар Пикассо совершил своеобразное ретроспективное «путешествие» по своему творчеству: ее изображение предстало во всем многообразии испробованных ранее художником стилей и манер письма. Однако и сам Пикассо отмечал, что никогда не мог писать ее улыбающейся. Характернейшая особенность портретов Доры – это огромные, глубокие глаза, плачущие или задумчивые, полные тревоги или скорби. Также Пикассо любил подчеркивать ее чистый овал лица, мягкие линии скул, тонкие пальцы с острыми красными ногтями, похожими на капли крови. В апреле 1937 года город Герника на севере Испании был разрушен немецкими бомбардировщиками, жертвами стали женщины и дети. Это был первый случай массовой гибели мирного населения за многие годы – миру открылось новое лицо войны, неприкрытое лицо зла. Впечатление, произведенное на Пикассо этой новостью выразилось в том, с каким остервенением он бросился за работу. Дора, обладавшая тонким умом и чувством прекрасного, отлично понимала важность того, что происходит на ее глазах. Именно благодаря ей мы можем видеть «Гернику», всемирно признанный шедевр Пикассо, в динамике его создания: Дора запечатлела на фотопленке многочисленные этюды и все промежуточные этапы работы над картиной. Помимо этого она также сделала множество фотографических и живописных портретов Пикассо, под ее влиянием он создает экспериментальные работы, совмещающие фотографию с гравюрой и живописью. В отношениях Маар и Пикассо страсть совмещалась с творческим, интеллектуальным общением двух художников; своеобразие характеров обоих обусловило и конец их романа. С годами Маар становилась более нервной, а Пабло терпеть не мог женских истерик – в их отношениях наметился разрыв. С весны 1945 года у Доры стали случаться припадки. Опасаясь, что она сойдет с ума или покончит с собой, Пикассо и их общие друзья отправили Дору в психиатрическую лечебницу Жака Лакана, где помимо психоанализа к ней применялся обычный в то время метод лечения – электрошок. После выхода Доры из больницы их отношения с Пабло не возобновились. 1.Фото 2.Бюст женщины (Дора Маар) 3, 1938 год 3.Портрет Доры Маар 2, 1942 год 4.Портрет Доры Маар 1, 1943 год 5.Бюст Доры Маар 1, 1936 год 6.Плачущая Дора

Франсуаза Жило Связь женщин с Пикассо калечила судьбы многих из них, некоторые сходили с ума или кончали с собой. История Франсуазы Жило уникальна: после 10 лет, прожитых с Пикассо, она ушла от него и прожило долгую, полную событиями жизни. В жизни любого разрушителя сердец и судеб рано или поздно встречается женщина, сломить и подчинить которую не удается. Именно такая сильная и самодостаточная женщина встретилась Пабло Пикассо в 1943 году. Познакомился он с ней в ресторане и тут же пригласил ее… принять ванну. В оккупированном Париже горячая вода была роскошью, и Пикассо был одним из немногих, кто мог себе ее позволить. С Франсуазой Пикассо учится по-новому радоваться жизни. Не поглощая ее, а будто наблюдая со стороны. Это период спокойного счастья на побережье, наслаждение простыми радостями, такими как искрящееся море и нежно струящийся чистый песок. Эта удивительная женщина сумела наполнить Пикассо силами, не растратив при этом свои. Она подарила ему двух детей и сумела доказать, что семейная идиллия - это не утопия, но реальность, существующая для свободных и любящих людей. Дети Франсуазы и Пабло получили фамилию Пикассо и после смерти художника стали обладателями части его состояния.В отличие от многих возлюбленных мастера Франсуаза Жило не сошла с ума и не покончила с собой. Узнав о его неверности, она сама ушла от Пикассо, не дав ему возможность пополнить список брошенных и опустошенных женщин. Ее дальнейшая жизнь была богата событиями и счастливыми моментами. Издав книгу «Моя жизнь с Пикассо», Франсуаза Жило во многом пошла против воли художника, но обрела всемирную известность. 1,2.Фото 3.Портрет Франсуазы, 1946 год 4.Франсуаза, Клод и Палома, 1951 год 5.Бюст женщины в шляпе (Франсуаза), 1962 год 6.Женщина в кресле (Франсуаза Жило), 1946 год 7.Портрет Франсуазы с распущенными волосами, 1953 год

1 выбрали

Пабло Пикассо – безусловно, один из величайших художников 20 века. Он писал в разных стилях и направлениях – создавал прекрасные классические произведения, основал кубизм, оставил след в сюрреализме. Говорить о нем, как о художнике, можно очень долго. Поэтому остановимся на одной теме его творчества – изображении женщин.

Женщин Пикассо очень любил. Точнее, испытывал к ним странную палитру чувств – от любви до ненависти, от восхищения до презрения. Такое отношение хорошо выражается в картинах художника – его женщины на них то прекрасны, то обезображены странными гримасами и уродливыми формами.

Первый период творчества Пикассо называют "голубым", он длился с 1901 по 1904 год. В 1901 году Пикассо узнает, что его друг Карлос Касагемас покончил жизнь самоубийством. Это событие отразилось в творчестве художника. На протяжении последующих четырех лет главной сюжетной линией картин Пикассо грусть, старость, болезни, нищета и смерть. В его произведениях преобладают голубые тона. Женщины, написанные в этот период, – некрасивые, отталкивающие, жуткие создания.

  • "Любительница абсента", 1901 г
  • "Женщина с шиньоном", 1901 г
  • "Голова женщины", 1902-1903 г

Одним первых серьезных романов для Пикассо стала его встреча с прачкой Фернандой Оливье. С ней он прожил 9 лет, с ней из мрачного "голубого" периода перешел к "розовому" - к более светлому и радостному. Сначала он изображал свою любимую прекрасной и поэтической натурой, но со временем и с возникновением кубизма, черты Фернанды на картинах Пикассо становились менее привлекательными.

  • "Фернанда в черной мантилье". 1905 г
  • "Портрет Фернанды Оливье в платке". 1906 г
  • "Портрет Фернарды Оливье". 1909 г

Первой женой Пикассо стала артистка русского балета Ольга Хохлова . Говорят, что, когда Пикассо начал страстно ухаживать за русской балериной, организатор труппы Сергей Дягилев даже предупредил художника: "Будь осторожен, она русская, а с русскими не шутят, на них женятся!"

И Пикассо женился. По русской традиции, в православной церкви. Кажется, он всерьез думал, что это навсегда. Почти так и получилось. Брачный контракт был составлен таким образом, что Пикассо, хоть и расстался с Ольгой, не разводился с ней до самой ее смерти в 1955 году. Но даже на похороны законной жены художник не приехал. Ольга в творчестве Пикассо очень разная. Сначала она прекрасная и воздушная балерина, потом – странная асимметричная женщина.

  • "Ольга Хохлова". 1917 г
  • "Сидящая танцовщица (Ольга)". 1920 г
  • "Портрет женщины с горностаевым воротником (Ольга)". 1923 г
  • "Голова женщины (Ольга Хохлова)". 1935 г

Семнадцатилетняя Мария Тереза Вальтер стала моделью Пикассо, его любовницей, причиной его расставания с женой и матерью его дочери. Когда они встретились, художнику было уже почти 50 лет. Пикассо редко изображал свою возлюбленную реалистично, но поначалу ее портреты были полны любви и романтики. Потом ситуация изменилась. Пикассо расстался с Марией Терезой приблизительно через десять лет, потому что она требовала от него развестись с женой, чтобы узаконить их отношения.

  • "Бюст девушки (Мария Тереза Вальтер)". 1927 г
  • "Чтение (Мария Тереза)". 1932 г
  • "Женщина в берете (Мария Тереза Вальтер)". 1937 г
  • "Голова женщины со светлыми волосами (Мария Тереза Вальтер)". 1939 г

Еще одной любовницей Пикассо стала фотограф-сюрреалист, художница и поэтесса Дора Маар . Дора обладала нервным, неуравновешенным характером. Пикассо никогда не изображал ее улыбающейся, в его произведениях она осталась "плачущей женщиной". Впрочем, сам художник не очень щадил неустойчивую психику своей возлюбленной.

Когда Дора Маар случайно встретилась с Марией Терезой Вальтер в студии Пикассо, женщины устроили скандал, требуя, чтобы Пикассо выбрал одну из них. На что художник предложил им… подраться за него. И они действительно подрались. Пикассо позже рассказывал об этом, как об одном из самых ярких воспоминаний в жизни. Неуравновешенная психика и столь же нервная жизнь постепенно доводят Дору до психиатрической клиники.

Похоже, что отношение к Доре Маар у Пикассо было столь же неровным, как и ее характер. На одних его картинах она представляется прекрасным, воздушным созданием, на других – жутким, отталкивающим образом.

  • "Портрет Доры Маар1". 1937 г
  • "Дора Маар". 1938 г
  • "Женщина на диване (Дора Маар)". 1939 г
  • "Дора Маар и кот". 1941 г

Художница Франсуаза Жило была уникальной женщиной для Пикассо во всех смыслах этого слова. В отличие от остальных, она, не простив измену, бросила художника сама, а после расставания с ним не сломалась и прожила долгую и насыщенную жизнь. Она стала известна как художник и выпустила книгу "Моя жизнь с Пабло Пикассо" . Может быть, благодаря силе и самостоятельности, Франсуаза избежала негативных образов в картинах художника. В творчестве Пикассо она осталась в образе женщины-цветка и матери семейства.

  • "Портрет Франсуазы". 1946 г
  • "Женщина-цветок (Франсуаза Жило) ". 1946 г
  • "Франсуаза, Клод и Палома". 1951 г

Второй и последней женой Пикассо стала Жаклин Рок . Когда они встретились, Жаклин было 27, а ему - 72. Жаклин обожала художника и настолько лелеяла его эгоцентризм, что это доходило до абсурда. Она называла его "мой господин" и искренне удивлялась, как кто-то может смотреть в окно, если в комнате находится "солнце и наш король монсеньор Пикассо". Художник говорил жене, что она выдумала себе религию, но, похоже, роль божества его вполне устраивала. Пикассо часто рисовал Жаклин, но даже столь преданной женщине не удалось избежать "кубических" образов в его картинах.

  • "Жаклин с цветами". 1954 г
  • "Жаклин Рок". 1954 г
  • "Жаклин". 1964 г
  • "Женщина на подушке (Жаклин)". 1969 г

Пикассо умер в 8 апреля 1973 года. Через 4 года после смерти Пикассо, покончила с собой Мария Тереза Вальтер, еще через девять – его вдова, Жаклин Рок. Опасно иметь дело с великими художниками.

«Каждый раз, когда я меняю женщину, – говорил Пикассо, – я должен сжечь ту, что была последней. Таким образом я от них избавляюсь. Это, возможно, и возвращает мне молодость»
Пабло Пикассо

Когда речь заходит о Пабло Пикассо, в первую очередь на ум приходят его картины и слова «самый дорогой художник XX века». Не сразу и не у всех всплывают в памяти скандальные истории, связанные с личной жизнью художника. А между тем описание любовных переживаний Пабло Пикассо может стать шедевром, сравнимым по мощности с его творениями. Будучи гением, Пикассо был гениален во всем, в том числе и в любви. Но если в творчестве его гениальность была созидающей, то в делах сердечных она имела оглушительную деструктивную силу.

Как бы грубо, кощунственно и вульгарно это ни звучало, но (и это признавал сам художник) для Пикассо существовали лишь 2 категории женщин: богини и подстилки. Преклоняясь перед богинями, он пытался превратить их в обычных женщин, любви которых он достоин. Но, не различая полутонов, не зная меры ни в чем, в том числе и в страсти, не признавая средних положений, каждую свою «богиню» он рано или поздно превращал в подстилку.

По свидетельствам современников Пикассо обладал поразительной сексуальной притягательностью для женщин. А еще - невиданным чутьем, позволяющим из многочисленного «племени» дочерей Евы выбирать тех, кто получает мучительное удовольствие от эмоциональных страданий, кто готов полностью раствориться в любимом, отдавая тому свою энергию и жизненные силы. Сколько таких женщин было в жизни гениального художника, не знает никто, но известно, что 7 из них оказали на Пабло особое влияние, даря ему вдохновение, формируя эмоции и мироощущение в разные периоды жизни.