Барон суббота в магии вуду. Почетный гость нашего шабаша

  • 22.12.2023

Вуду первым делом известно своими «лоа» - духами-посредниками между людьми и Богом, исполняющие волю жрецов, призывающих их. Одним из самых популярных и известных лоа является Барон Суббота (или Самеди, Самди, Самъди от французского «суббота» - samedi). Его мощь заложена в старший Аркан карт Таро вуду наряду с другими могущественными лоа.

Барон Самеди - дух-покровитель всему, что связано со смертью, сексуальностью и размножением. Несмотря на то, что вуду - африканское религиозное течение, внешний вид Субботы европейский: скелет в черном фраке и черном цилиндре, как у гробовщика, и зачастую с сигаретой или сигарой; иногда изображается с костылем или тростью, этакий элегантный труп. Из этого следует, что его символика тоже будет на тему смерти - символом Барона Субботы является гроб. Барону также посвящают первую могилу на новом кладбище, если умерший человек был мужчиной. Заходя на кладбище, гостю следует спросить разрешения о входе у Барона Самеди, и в дальнейшем, блуждая между могил, он будет опекаться его приспешниками.

Помимо покровительства всему мертвому, сексуальному и рожающему, Барон Суббота «работает» Хозяином астральных врат, поэтому через него можно общаться с духами умерших предков. Правда, не стоит путать Барона с Хозяином Рода, другого лоа пантеона вуду - он есть смерть, а это уже не может быть чем-то живым. Также Барон Суббота по-своему любит детей: если с малышами что-нибудь случалось или они были при смерти, то стоит обращаться к Самеди, и, возможно, он облегчит им страдания.

Известный своими вечеринками в костюмах умерших (или близким к тому) людей и существ, праздник День Всех Святых, отмечающийся либо 31-ого октября, либо 1-ого ноября, в Гаити принимается прежде всего как праздник именно Барона Субботы. В этот день принято откровенно веселиться, но стоит помнить, что веселье африканцев сильно отличается от веселья народов Европы или Америки. В этот день принято много курить и пить сдобренный красным перцем ром (желательно обливаясь в процессе и брызгая им же на окружающих), танцевать до умопомрачительного головокружения, терять все комплексы и страхи - о них можно подумать завтра, а сегодня мы веселимся! Барон Суббота вполне может и сам присутствовать на празднике в честь себя, о чем и просят его гаитяне и африканцы.

Барон Самеди ко всему прочему покровительствует головорезам и преступникам. Призывается Барон Суббота с помощью магии вуду - особых ритуалов, в которых не обязательно надо призывать хромого Легбе - Барон самостоятельная личность и может явиться сам, но тогда это будет неуважением к другому духу, за что тоже можно нелегко поплатиться. Барон Суббота может открывать себе любые дороги и пути, поэтому дело именно в уважении и почитании.

Известно, что Барон может вселяться в тела людей и управлять мертвыми, что также является элементом колдовства. Такое бывает, естественно, очень редко, но человеку, в которого вселился сам Барон Самеди, свойственно много ругаться матом, бесконечно пить и курить, а также не воздерживаться в любых других физических грехах, вроде прелюбодеяния.

В завершение стоит отметить, что Барон Суббота женат на другом лоа - Маме Бриджит. Вместе с ней они образуют этаких родителей, Мать и Отец, находящихся между жизнью и абсолютной смертью, и их работа состоит в том, чтобы переправлять души умерших в нечто более полноценное, дабы они снова обрели память о том, кто они и как их зовут.


[ex_messir_yu929 ]
Барон Самеди - важный лоа (дух) в вуду. Это князь смерти и мира мертвых. Его атрибуты указывают на его позднее происхождение (цилиндр, фрак, сигара). Но лоа - сыны Бога, ангелы, - значит они имеют давнюю историю. Можно ли найти следы Барона в Библии? Попытаемся прочесть Библию через призму вуду с целью деконструктивного вскрытия новых смыслов.

Известный посвященный Мозес (Моисей, Моше, Муса) заповедовал чтить субботу - самеди.
"Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а в день седьмой - суббота Господу" (Исход 20:8).
Это четвертая из 10 заповедей. Мозес уходил к своему лоа во мрак на горе.
"Моисей вступил во мрак. где Бог" (Nzambi) (Исход 20:21)
Согласно Библии (Бытие 2:2) и вуду, Бог почил (уснул) от своих трудов после творения мира. Для вудуистов фраза Ницше о том, что Бог мертв - повод для высокомерной усмешки над непосвященным. Не умер, но спит. Поэтому Мозес не мог говорить с самим Богом, он говорил с одним из лоа - духом. Вероятнее всего - с Бароном Самеди, ибо мрак его обитель, а день его суббота.
"Согласно Фрейду, Моисей был египтянином, исповедовавшим религию Эхнатона (см. ст. Амарнский период), к-рую он хотел привить израильтянам".
http://www.krotov.info/spravki/temy/p/psihoana.html
Мозес был из Египта, а египтяне любили смерть - их культура знаменита саркофагами и пирамидами. Вотчина Барона Самеди. Примечательно, что субкультура готов культивирует египетский крест анкх и образ Дракулы очень похожий на Барона: черный цилиндр, черный плащ, выбеленное лицо и любовь к прогулкам по кладбищам.
В первом известном зомби - Лазаре - есть отчетливые египетские корни:
The name "Lazarus" is a Latinized form of the Greek Lazaros, a contraction Eleazaros or אֶלְעָזָר ("God has helped"), in Standard Hebrew Elʿazar and in Tiberian Hebrew ʾElʿāzār. In Hebrew the Egyptian god Osiris (whose name in demotic/hieroglyphics is thought to have been pronounced Aser) is also translated "Elaser" (from "El", meaning god and "Aser").
http://en.wikipedia.org/wiki/Lazarus

Сам Иисус был человеком Барона Самеди: "Сын Человеческий есть Господин (барон) Субботы" (Луки 6:5). Он зомбировал Лазаря в Субботу (самеди), а фарисеи называли его изгоняющим духов силой Вельзевула (Мф. 12:24).

Однако трагизм Иисуса демонстрирует, что жизнь его была преисполнена драмы. На реке Иордан ему предстоял шаманский поединок с Иваном Купалой (Жан Баптист, Иоанн Креститель символ воды, огня и летнего солнцестояния). Лаквена (Дух Святой - лоа видений и иллюзий) напал на Иисуса и тот, вынужден был убежать прочь от воды в пустыню, чтобы ослабить этого демона. Поединок был проигран. Лишь Саломее - мамбе Эрзули - посредством танца удалось убить Купалу (его голову преподнес ей на блюде сам очарованный ею царь Ирод - покровитель Купалы). Потом после воскрешения Лазаря, Иисус воодушевленный Бароном Самеди пошел на штурм Иерусалима как царь на осле и его приветствовали как царя, но в Вербное Воскресенье что-то произошло. Иисус не смог закрепиться в Иерусалиме и отступил в Вифанию. Он был вновь деморализован Лаквеной. "душа моя скорбит смертельно" (Марка 14:34). Чтобы победить злого духа, Иисус превратил себя в утыканную гвоздями вудуистскую куклу, посредством Иуды и солдат распяв себя на кресте. Лаквена пытался взять реванш и, распылившись, напал на апостолов в день Пятидесятницы и стал обитать в Церкви, но спустя 40 лет, Иерусалим был взят римскими солдатами.


Посмотрите, сегодня ночью среди наших гостей элегантный мужчина в черном цилиндре, черных очках и черном фраке. Он казался бы еще интереснее, с его черной тростью и дорогой сигарой, если бы не заткнул ноздри ватными тампонами. Ведь это, никто иной, как барон Суббота – знаменитый повелитель мертвых из пантеона Вуду. Кто такой барон, и почему он носит свой титул?

Точно этого, конечно, никто не знает. А если и знает – то старается молчать. Нечего лишний раз поминать могущественного лоа. Лоа – дух, являющийся посредником между богом-творцом и людьми. У барона Субботы – несколько ипостасей. Некоторые считают что он сам лишь одно из воплощений Папы Геде – властелина мертвых. Согласно этой легенде барон Суббота – первый кто был похоронен в Порт-о-Пренсе, столице Республики Гаити. Но его тело служит до сих пор приютом духу, чья роль – облегчать переход человеческой души в загробный мир. Часто рядом с бароном перечисляют барона Креста и барона Кладбища. Их можно так же рассматривать как две ипостаси самого лоа: крест – это тот перекресток, на котором пути живых пересекаются с путем мертвых. Кладбище – традиционное место упокоения, где могилы и их содержимое вверяются охране барона Субботы.
По другой легенде барон – гробовщик, который и хоронит тело и переводит душу в загробный мир. Потому то и ноздри у него заткнуты – в гаитянском жарком климате не так то легко сохранить тело умершего в должной кондиции для похорон.
А еще барон – человек семейный. Его жена – мама Бриджит, охраняет кладбища и стережет покой умерших.
Ой, я вам не сказала, что барон - это элегантно одетый скелет? Нет?
Но ведь это мелочь, если перед вами истинный джентельмен.
Как вы уже догадались, барон – любитель путешествий. Когда-то на судах работорговцев его дух пересек океан и попал на Эспаньолу. Со временем остров стал называться Гаити, а его население, завоевав свободу от рабовладельцев, основало два государства и один своеобразный культ поклонения духам-лоа, в образах которых смешались традиционные племенные божества африканских племен, католические святые и колдовство. А в наши дни, когда Гаити трясут катаклизмы – политические и природные, барон вполне охотно посещает США, где обосновалась самая большая диаспора беженцев с Гаити.
Поскольку смерть, это то состояние, избежать которого не удастся никому, барон весьма почитаем всеми служителями вудуизма. В качестве жертвоприношений он предпочитает ром, зачастую настоянный на жгучем перце и отличные сигары. Благо, что в землях, куда ввозили чернокожих рабов, нет недостатка в качественном табаке.
О чем же просят барона его почитатели?
Дух барона, действительно, могущественен и силен. Его трость, или костыль – фаллический символ, знак перерождения и возрождения. Говорят, что барон Суббота сторонник строго установленного порядка: он не любит, когда хоронят детей, или физически сильных людей, а значит, если ребенок тяжело болен, и врачи уже отчаиваются его спасти, - нужно немедленно вызывать Барона.
Если барон отказывается выкопать могилу для умирающего, значит срок его смерти еще не наступил, и, даже пережив видимость физической кончины, человек сможет вернуться к своим близким.
Другое дело, если вы понапрасну потревожите барона – ведь у каждой души свой срок. Тут уж нужно быть особо осторожным. Это вам не милиция, чтобы отделаться штрафом за ложный вызов. Барон заберет с собой то, к чему прикоснулся. И если вы загодя не возьмете в руку коровью ногу, прежде, чем поздороваться с бароном, ответив на его рукопожатие – то лишитесь собственной руки.
Тем же, на кого снисходит дух барона Субботы, доводится совершить, порой, удивительные вещи – пить галлонами настоянный на жгучем перце ром или поразить своей сексуальной мощью всех окрестных дам. В общем-то барон, не смотря на мрачный род занятий, большой жизнелюб и ничего человеческое ему не чуждо. Если уж надо погулять – так надо, и барон это умеет на славу.
Впрочем, у барона есть один маленький недостаток. Простительный, говорите вы? Кому как.
Дело в том, что гаитянские колдуны, путем призывания барона, давно научились одной незамысловатой вещи:
они захватывают душу человека, помещают ее в бутылку и просят барона заткнуть горлышко пробкой. Задобренный жертвоприношениями барон ни в чем не может отказать своим служителям. Так на свет появляется зомби – человек, лишенный души и памяти, который в буквальном смысле становится рабом колдуна, и пребывает в таком состоянии до тех пор, пока кто-то не освободит его душу из заточения.


Считается, что слово «зомби» произошло от слова «Nsambi» (Нсамби), которое в языках конголезских народов имеет несколько значений. Так называют верховное божество, так называют душу и так называют покойников. Причем покойники бывают нескольких типов: полностью отошедшие в мир иной, неуспокоенные духи мертвых, сродни европейским привидениям, а также «ниюмба» (nyumba) - люди, считающиеся формально умершими, но продолжающие как ни в чем не бывало жить среди живых. Видимо, последние и являются «предками» гаитянских зомби.
Самым известным из людей-зомби на Гаити был Клавдиус Нарцисс, который весной 1962 года внезапно скончался и, после соответствующего обследования в больнице Порт-о-Принса, был похоронен как умерший. Вскоре Нарцисс был похищен из могилы и увезен на одну из отдаленных ферм, на которой он очнулся от своего «сна» и, не помня себя, работал с сотнями таких же, как и он сам, в течение восемнадцати лет. Осознание действительности вернулось к нему неожиданно. Он сбежал с плантации, но родные, хоть и признали в нем Клавдиуса Нарцисса, побоялись иметь с ним дело. Нарцисса поместили в госпиталь на восстановительное лечение, а его фотография, на которой он был запечатлен сидящим рядом со своей могилой, облетела весь мир.
Тут, наверное, надо обмолвится и о том, что является, пожалуй, настоящим стыдом Гаити: в 1957 году к власти в Республике Гаити пришел президент Франсуа Дювалье, бывший врач и организатор военной хунты, совершившей переворот в стране. Спустя какое-то время страна узнала что Дювалье – могущественный колдун-вуду и даже – воплощение барона Субботы. А его полицейские силы – тонтон-макуты – никто иные, как армия зомби, воскресших, чтобы служить своему повелителю. Жестокий режим диктатора держался на суеверном страхе вплоть до 1971 года, а затем, после смерти отца, к власти в стране пришел его сын, Жан-Клод Дювалье, смещенный только в 1986 году. Годы правления семейства Дювалье не только разорили население страны, но и сократили его путем жесточайших репрессий. Барон Самди собрал неплохую жатву с политических противников семейства Дювалье.
Есть слухи, что барон так же был вынужден участвовать в убийстве Кеннеди. За отказ от субсидий Республике Гаити, «Папа Док», как любил называть себя Франсуа Дювалье, совершил обряд проклятия над куклой-вуду президента США. Вскоре Кеннеди убили в Далласе. И если дух барона Субботы не витал над деревянным забором, то за душой Ли Харви Освальда пришел наверняка.
Отметился барон и в современном мейнстриме. Сперва Йен Флеминг сделал его героем своего романа о Джеймсе Бонде, а Джефри Холдер блестяще воплотил его образ на экране. А затем барон «всплыл» в пантеоне «Американских богов» Нила Геймана и в «Ведьмах за границей» Терри Пратчетта.
В общем, господин барон, как обычно, стремится к развлечениям, путешествиям, известности и получению разного вида удовольствий.
Давайте же исполним ему сегодня зажигательный танец под звук ритуальных барабанов Гаити.

Барон Суббота (фр. Baron Samedi )

День недели: Суббота.
Цвета: Черный и Белый, или Черный и Фиолетовый. Бывает только фиолетовый.
Область, за которую отвечает: Кладбища, Мертвые, Черная магия, Хозяин астральных врат, Дети.
Ожерелье: Черные и Белые бусины нанизаны через одну. Т.е. одна черная, одна белая, довести до необходимой длины.
Приношения: Черный кофе, Черный козел, Черный петух, Жареный арахис, Водка настоянная на 21 перце, Ром (или самогон хорошего качества), Сигара.
Символ: Крест, Череп, гроб, также Трость и Шляпа (цилиндр) (одежда похоронных дел мастера)
Семейное положение: Женат на Маме Бригит (хозяйка ворот кладбища).

Барон самый главный из духов мертвых - Гедэ. Барон Самди - первый умерший мужчина в столице Гаити (и одновременно центре вуду) , Порт-о-Принсе.

Барон Самеди является управителем кладбища и мертвых. Первая могила (если умерший мужчина), посвящается ему. Причем этот мертвый, скорее всего, будет смотрителем кладбища, а не самим Бароном, но через него энергии Барона могут свободно управлять другими мертвыми. За род (или умерших предков) Барон не отвечает (т.к. это отдельные Духи), но с его помощью можно открывать ворота в их мир (Хозяин астральных врат). Он поможет с ними общаться и поддержит, если что-то пойдет не так. Но Хозяином рода, в полном смысле этого слова, его назвать нельзя. Барон - это мертвые, но не род.

Барон носит цилиндр, одет в смокинг, в руках держит трость (в некоторых интерпретациях - костыль). Он курит крепкие сигары, пьет ром и нецензурно ругается.
Любит детей и жизнь, как вторую составляющую смерти. Если ребенок находится при смерти (или подвержен смертельной опасности), то надо обращаться к Барону. Он милосерден к детям. Хотя иногда весьма по своему.

Также в его ведомстве находится так называемая «Черная» магия.
Если колдун хочет наслать порчу или убить человека, то с этим вопросом можно обращаться к Барону Самеди.

Для вызова Барона не всегда требуется предварительное приглашение на ритуал Легбы, т.к. Барон может сам открыть двери и придти. Но из уважения к Традиции и самому Легбе, сначала надо позвать Легбу, а затем уже Барона. Это просто дань почтения великому Ориша. Но не невозможность Барона открывать дороги, особенно если ритуал производится на кладбище, где он является полноценным хозяином.

Считается что при пересечении кладбищенских ворот (входе на территорию кладбища), следует попросить об этом разрешения Барона, т.к. вы входите в его дом. И дальше будете находится под присмотром его подопечных.

Барон - это не просто хранитель кладбища (сущность, которая смотрит за мертвыми на каком-либо конкретном кладбище, у каждого кладбища она своя), но через него (как и любого мертвого) Барон может проявить себя. Барон - это гораздо больше, чем только мертвые, это очень сильный Дух, в ведомстве которого находится всё умершее и уже отжившее свой срок. Все связанное со смертью - это он.

Считается, что человек, в которого вселился Барон Суббота, проявляет невоздержанность в питье и пище, курении и сексе.

Верхом торжества и поклонения Барону является всенародный праздник гаитян - Праздник Дня мертвых. В этот день толпы паломников собираются у его могилы. Накануне они всю ночь празднуют и поют в его честь. Все курят и пьют ром, сдобренный жгучим перцем, ромом обрызгивают толпу и ждут нисхождения духа Барона Субботы. Барон Суббота считается покровителем всех бандитов и головорезов. Крест на могиле Барона Субботы - это не христианское распятие, а известный во всех культурах знак перекрестка дорог. На нем может быть надета шляпа или череп.

Дух Барона Субботы нисходит на кого-нибудь из присутствующих - медиума. Помимо духа Барона Субботы могут нисходить дух богини любви Эрзили, духи змей и др. Барону Субботе в жертву приносят черного быка, черных козлов. Их кровь в чанах ставится перед алтарем храма. На алтарь вуду кладут предметы магии: куриные ноги, пучки человеческих волос, кресты для Барона Субботы, куклы, посвященные жене Барона Субботы - Бриджитт, бутылки с заключенными в них магическими силами - духами.

Экстатические состояния, переживаемые посвященными вуду в состоянии одержимости духами, включают видения «пересечения моря» и «достижения рая» в измененном состоянии сознания, сопровождаемом, как и шаманские камлания, резкими прыжками. Они заканчиваются ритуальным перекусыванием зубами сонной артерии живой черной свиньи - как во время клятвы Кайманова леса.

Считается, что праздник Барона Субботы посещают и живые мертвецы - зомби. Страх перед зомби очень распространен среди гаитян. Живые мертвецы лишенные своей воли и повинующиеся воле унгана - воспринимаются как реальность в вуду. Утверждается, что для превращения человека в зомби используется порошок, получаемый из ядовитой рыбы, которая водится у берегов Гаити. Если этот порошок выдуть в лицо человека, то он впадает в коматозное состояние, так что невозможно определить, жив он или нет. Перед закатом солнца в субботу жертву, как и всех умерших на Гаити, хоронят. Позже жрец вуду раскапывает могилу и выкапывает свою жертву. За счет пребывания в могиле человек становится зомби - он теряет память и становится полностью послушным колдуну вуду.