Д в григорович гуттаперчевый мальчик читать краткое содержание. Гуттаперчевый мальчик

  • 04.05.2024

В этой статье мы опишем сюжет произведения, автор которого - Д. В. Григорович. которого будет нами рассмотрено, - это повесть, созданная в 1883 году. Она включена в школьную программу по литературе.

Клоун Эдвардс

О чем же рассказывает нам Григорович ("Гуттаперчевый мальчик")? Краткое содержание основных событий следующее. Артисты толпятся за кулисами цирка. Это веселый и беспечный народ. Один лысый человек, уже не совсем молодой, выделяется среди них. Его лицо густо покрыто красной и белой краской. по имени Эдвардс. Он вступил в свой "период тоски". За этим периодом следует другой - тяжкого запоя. Клоун Эдвардс является главным украшением цирка, своеобразной его приманкой. Однако его поведение ненадежно. Он может запить в любой день.

Режиссер просит клоуна не пить хотя бы до окончания Масленицы, после которой цирк должен закрыться, так как он не работает во время поста. Тот отделывается от режиссера ничего не значащими фразами.

Акробат Беккер и мальчик Петя

Далее с другими персонажами повести знакомит нас Григорович ("Гуттаперчевый мальчик"). Главные герои произведения - Эдвардс, Беккер и Петя. С первым из них мы уже познакомились. Для того чтобы представить читателю двух других, автор описывает следующую сцену.

Эдвардс заглядывает в уборную Беккера, акробата. Это мускулистый и грубый великан. Не сам Беккер интересует Эдвардса, а "гуттаперчевый мальчик" Петя, его питомец, подручный акробата. Эдвардс спрашивает, можно ли с ним погулять. Он доказывает Беккеру, что маленький артист будет лучше работать после развлечения и отдыха. Акробат, вечно раздраженный чем-то, не хочет даже слышать об этом. Он угрожает мальчику хлыстом.

Как Петя стал работать в цирке

Печальна и проста история этого тихого мальчика. В возрасте пяти лет он потерял мать, излишне любвеобильную и взбалмошную кухарку. При ней ему нередко приходилось мерзнуть и голодать. Однако мальчик все-таки не чувствовал одиночества.

После того как мать умерла, прачка Варвара, ее землячка, устроила судьбу ребенка. Мальчика определили к Беккеру в ученье. Карл Богданович при первом знакомстве с Петей больно и грубо ощупал его, раздетого догола, замершего от ужаса и боли. Мальчик плакал, не хотел идти к Беккеру, однако Варвара отдала его акробату, как он ни цеплялся за ее подол.

Жизнь Пети в цирке

Впечатления от знакомства с цирком с его шумом и пестротой очень потрясли Петю. Настолько, что мальчик вскрикивал всю ночь и несколько раз просыпался. Нелегко давалось Пете, тщедушному ребенку, обучение различным акробатическим трюкам. Он часто падал, расшибался. При этом суровый акробат ни разу его не одобрил, не приласкал. А ведь Пете было всего семь лет. Только клоун Эдвардс относился к нему благосклонно. Он показывал мальчику, как выполнять различные упражнения. И ребенок тянулся к Эдвардсу.

Подарок клоуна

Далее об одном печальном событии в жизни ребенка рассказывает нам Д. В. Григорович. Гуттаперчевый мальчик получил подарок от клоуна. Однажды тот принес ему щенка и подарил его ребенку. Однако счастье оказалось недолгим. Акробат хватил щенка о стену, и тот сразу же умер. Заодно и мальчик схлопотал пощечину. Петя был, можно сказать, не столько гуттаперчевым ребенком, сколько несчастным.

Дети графа Листомирова

Совсем иная атмосфера царила в детских комнатах, принадлежащих графу Листомирову. Их подробно описывает Дмитрий Григорович. Гуттаперчевый мальчик не мог и мечтать о таких условиях. Все в этих комнатах было приспособлено для веселья и удобства детей. За их настроением и здоровьем тщательно следила нанятая гувернантка. Графские дети в один из последних масленичных дней были особенно оживлены. Сестра их матери, тетя Соня, пообещала им, что отведет их в цирк. Нужно было только дождаться пятницы.

Восьмилетняя девочка Вера, шестилетняя Зина и пухлый пятилетний бутуз (его прозвище - Паф) старались заслужить поход в цирк своим примерным поведением. Они не могли думать ни о чем другом, кроме предстоящего развлечения. Грамотейка Вера прочла цирковую афишу своему брату и сестре. Особенно детей заинтриговал в ней гуттаперчевый мальчик. Им не терпелось поскорее его увидеть. Очень медленно тянулось для них время, что отмечает Д. В. Григорович ("Гуттаперчевый мальчик").

Представление

Вот, наконец, наступила пятница. Все страхи и волнения уже позади. Дети занимают места задолго до времени начала представления. Они с восторгом смотрят на клоунов, жонглера и наездницу. Детям не терпится увидеть гуттаперчевого мальчика.

Выходом Пети и Беккера начинается второе отделение. Акробат прикрепляет к своему поясу золоченый шест, наверху которого расположена небольшая перекладина. Под самый купол устремляется конец этого шеста. Он колеблется, и зрители видят, как трудно Беккеру его удерживать.

Происшествие в цирке

Уже приближается к финалу повесть, которую создал Григорович ("Гуттаперчевый мальчик"). Краткое содержание дальшейших событий следующее. Мальчик Петя взбирается по шесту вверх. Ребенок уже практически не виден. Зрители аплодируют и кричат, что пора прекратить столь опасный номер. Однако мальчику предстоит еще зацепиться за перекладину ногами и повиснуть вниз головой.

Петя справляется и с этим. Но вот срывается и падает вниз, на арену, гуттаперчевый мальчик. Артисты и служители подхватывают Петю и быстро его уносят. Для того чтобы замять это происшествие, оркестр принимается играть веселый мотив. Кувыркаясь, на сцену выбегают клоуны.

Публика расстроена. Люди пробираются к выходам. Верочка кричит и плачет. Ей жалко мальчика. Дети возвращаются домой. Большого труда стоило успокоить ребят и уложить их спать. Тетя Соня ночью заглядывает к Вере. Она видит, что сон девочки неспокоен. На щеке Верочки засохла слезинка.

Заключительные события

Тем временем ребенок с разбитой грудью и переломанными ребрами лежит на тюфяке в безлюдном темном цирке. Гуттаперчевый мальчик обвязан тряпками. Из мрака время от времени появляется клоун Эдвардс. Он наклоняется над ребенком. Видно, что Эдвардс уже вошел в полосу запоя. На столе стоит графин, практически опорожненный.

Все погружается в тишину и мрак. На другое утро номер "гуттаперчевого мальчика" уже не указывался в афише. Ребенок к тому времени умер.

Такой печальный финал приготовил нам Григорович. "Гуттаперчевый мальчик", краткое содержание которого мы только что изложили, заставляет о многом задуматься.


1) Дмитрий Васильевич Григорович

2) «Гуттаперчевый мальчик»

4) Жанр: повесть

5) Произведение было создано в 1883 году. В этом году родились писатели Франц Кафка и Ярослав Гашек; случилось извержение индонезийского вулкана Кракатау; в Москве состоялось торжественное освящение храма Христа Спасителя.

6) Время действия повести – конец XIX века.

7) Основные герои:

мальчик Петя восьми лет (за свою гибкость прозванный «гуттаперчевым»), после смерти матери отданный на обучение к акробату Беккеру; акробат Карл Беккер – самовлюбленный и жестокий, с Петей обращался как с личной вещью, его не волновали ни чувства ребенка, ни его судьба; клоун Эдвардс – он талантливый, но спивающийся от обреченности человек, пытается проявлять заботу о Пете, но сталкиваясь с сопротивлением Беккера, отступает; девочка Вера – старшая дочь графа Листомирова, искренне переживала за Петю, когда он сорвался вниз после исполнения трюка.

8) Сюжет произведения:

мальчик Петя рано остался сиротой, лишился матери, когда ему было пять лет.

После смерти матери её соотечественница, прачка Варвара отдала Петю на «ученье» в цирк к акробату Карлу Беккеру, который обучая мальчика акробатическим трюкам, нещадно бил и ругал его, он ни разу не сказал ему доброго слова, ни приласкал. Единственный человек, который жалел Петю, был клоун Эдвардс, в тайне показывал ему, как сделать то или иное упражнение.

Конец повести печален – во время одного из выступлений Петя, выполняя сложный трюк на высоте, сорвался и упал вниз… «На следующее утро афишка цирка не возвещала упражнений «гуттаперчевого мальчика»… его уже не было на свете.

автор призывает нас задуматься над тем, как ранимы и беззащитны могут быть дети. Им трудно жить в мире взрослых, поэтому надо стараться помогать им. Повесть учит нас проявлять чувства любви и сострадания к детям.

Обновлено: 2018-08-07

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Артисты, веселые и громкоголосые, беспечно смеясь, стояли за кулисами цирка. Среди них можно отметить клоуна Эдвардса, уже немолодого и лысеющего господина, у которого наступил период апатии и тоски, после окончания которого, следует ожидать период буйного и безостановочного запоя. И хотя этот клоун, лицо которого измалевано красной и белой краской, является гордостью всего цирка, его приманкой, он все же остается самым ненадежным его звеном, поскольку в любой момент может провалиться в яму называемую запоем.


Режиссер уговаривает Эдвардса потерпеть и не запить еще бы два дня, дождаться конца масленицы, после чего цирк закроется на время, пока не закончится пост.
Клоун, как может, отделывается от него, отвечая ни чего не значащими словами и после, заглядывает к акробату Беккеру - огромному, всего покрытого связками мускулов, грубому человеку. Справедливости ради отметим, что зашел сюда Эдвардс не к Беккеру, который ему не интересен, а к его подручному - «гуттаперчевому мальчику». Клоун уговаривает Беккера разрешить ему погулять с подручным и аргументирует свои просьбы тем, что отдохнув, тот будет работать намного лучше. Однако, акробат, по обычаю своему чем-то раздраженный, не хочет даже говорить об этом, а маленькому и тихому подручному угрожает хлыстом.


Вообще, история подручного акробата - «гуттаперчевого мальчика» была трогательной своей простотой, но безмерно печальна. Он очень рано лишился матери, которая была кухаркой и отличалась излишней тягой к соблазнам любви. После ее смерти, прачка Варвара, помогла устроить сироту к Беккеру. Мальчика звали Петей и при первой встречи с акробатом, он очень грубо, доставляя не мало боли, ощупал мальчугана, раздев предварительно его до гола, а пока проходил этот осмотр, сам Петя сходил с ума от холода и страха. После этого он плакал и умолял, в слезах цепляясь за юбку прачки, но Варвара все же отдала его акробату.
Обучиться мастерству акробата было нелегко, тем более сам мальчик был худеньким и не отличался силой и проворством. Он много раз падал и больно расшибался, а Беккер не сказал не одного ласкового слова, не ободрил или пожалел. При этом самому Пете было только семь. Клоун Эдвардс подсказывал и учил, как делать тот или иной трюк, все остальные были безучастны к судьбе ребенка. Не удивительно, что сам Петя стал тянуться к Эдвардсу всем своим истосковавшимся детским сердцем.


В один из дней Эдвардс сделал подарок мальчику - маленького щенка, но беспощадный и жестокий Беккер, кинул собачку о стену и она мгновенно умерла. Но на том дело не остановилось, и сам подручный получил полагающуюся ему пощечину. Таким образом, Петя был не гуттаперчевым, а очень несчастным ребенком.
В доме графа Листомирова детские комнаты представляют совсем иную атмосферу. Здесь все сделано с одной единственной целью: сделать жизнь детишек благоприятной и счастливой. За настроение и здоровьем каждого ребенка, неустанно наблюдает гувернантка. Наступил последний день масленицы, и сегодня дети графа были особенно счастливы: сестра их матери - тетя Соня обещала сводить их в цирк.


Все они: Верочка, которой было уже восемь, ее сестра Зина и пухлый мальчик, которого все называли Пафом, предшествующее время всеми силами старались заслужить обещанный им поход. Вера, которая уже умела к этому времени читать, прочла своему брату и сестре афишу цирка, увиденную на улицы, и всех троих особенно заинтересовал гуттаперчевый мальчик.
Наконец долгожданный день настал, дети, волнуясь и радуясь, усаживаются в свои кресла, представление начнется не скоро, но это не имеет значения. Здесь, в цирке интересно все без ограничений. Наездница, жонглеры, клоуны, на всех них дети смотрят с огромным интересом и неподдельным восторгом. Но впереди они ждут встречу с гуттаперчевым мальчиком.
Вот началось второе отделение программы. На арену выходит Беккер и его помощник - Петя. Могучий акробат прикрепляет к своему поясу шест, который имеет перекладину на самом верху и его конец находится под самым куполом. Шест вот-вот норовит упасть и все замирает, видя, что акробату с трудом удается не уронить его.


Петя быстро взбирается вверх. Публика аплодирует и просит остановить опасный номер, но маленький мальчик должен еще повиснуть на перекладине опустив вниз головой свое тело. Он продолжает выполнять свой номер, как неожиданно что-то сверкает вверху и слышно, глухой удар об арену. Артисты и их помощники быстро поднимают с арены маленького мальчика и уносят за занавес. Оркестр начинает играть веселый мотив, выскакивают клоуны и пытаются веселить народ, но это им плохо удается. Публика расстроена и пытается покинуть представление. Маленькая Верочка плачет. Когда дети пришли домой, их с большим трудом смогли уложить спать предварительно успокоив.


В цирке, темном и опустевшим, лежит маленький мальчик. Он весь перемотан какими-то грязными тряпками и стонет от боли. У него переломаны ребра и разбита грудь. Только Эдвардс появляется рядом время от времени и склоняется над маленьким телом. Уже видно, что полоса запоя начинается, рядом на столе стоит наполовину пустой графин.
Все окружающие погружается в темноту. Утром со всех афиш убрали надпись, гласящую о гуттаперчевом мальчике, ночью он умер.

Краткое содержание повести «Гуттаперчевый мальчик» пересказала Осипова А. С.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Гуттаперчевый мальчик». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Гуттаперчевый мальчик

За кулисами цирка толпятся артисты, народ веселый и беспечный. Среди них выделяется уже не слишком молодой лысый человек, чье лицо густо раскрашено белым и красным. Это клоун Эдварде, вступивший в "период тоски", за которым последует период тяжкою запоя. Эдварде - главное украшение цирка, его приманка, но поведение клоуна ненадежно, в любой день он может сорваться и запить.

Режиссер просит Эдвардса продержаться хотя бы еще два дня, до конца масленицы, а там уже и цирк закроется на время поста.

Клоун отделывается ничего не значащими словами и заглядывает в уборную акробата Беккера, грубого мускулистого великана.

Интересует Эдвардса не Беккер, а его питомец, "гуттаперчевый мальчик", подручный акробата.

Клоун просит разрешения погулять с ним, доказывая Беккеру, что после отдыха и развлечения маленький артист станет лучше работать. Всегда чем-то раздраженный Беккер и слышать об этом не хочет. И без того тихому и безгласному мальчику он грозит хлыстом.

История "гуттаперчевого мальчика" была проста и печальна. Он лишился матери, взбалмошной и излишне любвеобильной кухарки, на пятом году жизни. И при матери порой приходилось ему и голодать и мерзнуть, но он все же не чувствовал себя одиноким.

После смерти матери её землячка, прачка Варвара, устроила судьбу сироты, определив его в ученье к Беккеру. При первой встрече с Петей Карл Богданович грубо и больно ощупал раздетого догола мальчика, замершего от боли и ужаса. Как он ни плакал, как ни цеплялся за подол прачки, Варвара отдала его в полное владение акробату.

Первые впечатления от цирка с его пестр....

Название произведения: Гуттаперчевый мальчик

Год написания: 1883

Жанр: рассказ

Главные герои: Петя - семилетний артист цирка, Карл Богданович - старый акробат, воспитатель мальчика.

Сюжет

Оставшись сиротой, Петя попадает в ученики к бывшему акробату, грубому и жестокому человеку. Он безжалостно заставлял малыша вновь и вновь выполнять трудные и опасные трюки высоко на шесте. Мальчик часто падал и расшибался, но никто его не жалел, кроме старого клоуна- пропойцы, который украдкой жалел и ласкал мальчугана. Вскоре на афишах цирка появилась надпись про «гуттаперчевого мальчика», который выполняет свои номера высоко на шесте без всякой страховки.

И вот однажды случилась трагедия: бедный малыш сорвался с шеста и разбился, его побыстрей унесли с арены, чтобы не пугать видом крови почтеннейшую публику и уложили на грязный тюфяк за кулисами. К утру мальчик умер без всякой помощи, и только бедный клоун вспоминал о нем, но и его уволили из цирка за беспробудное пьянство.

Вывод (мое мнение)

Тяжелым было положение детей, и не только сирот, в конце ХIХ века. Их отдавали в ученики и подмастерья, они были бесправными, не могли получить образование и выбиться в люди. В рассказе говорится и о детях, которые пришли посмотреть веселое представление, но случайно оказались свидетелями трагедии. Только они и пожалели маленького акробата, а больше его судьба никого не интересовала.