Сколько стадий развития личности выделил э эриксон. Стадии развития личности по Э

  • 08.02.2024

В книге Эриксона «Детство и общество» (Erikson, 1963) представлена его модель «восьми возрастов человека». По мнению Эриксона, все люди в своем развитии проходят через восемь кризисов, или конфликтов. Психосоциальная адаптация, достигаемая человеком на каждой стадии развития, в более позднем возрасте может изменить свой характер, иногда - коренным образом. Например, дети, которые в младенчестве были лишены любви и тепла, могут стать нормальными взрослыми, если на более поздних стадиях им уделялось дополнительное внимание. Однако характер психосоциальной адаптации к конфликтам играет важную роль в развитии конкретного человека. Разрешение этих конфликтов носит кумулятивный характер, и то, каким образом человек приспосабливается к жизни на каждой стадии развития, влияет на то, как он справляется со следующим конфликтом.

Согласно теории Эриксона, специфические, связанные с развитием конфликты становятся критическими только в определенных точках жизненного цикла. На каждой из восьми стадий развития личности одна из задач развития, или один из таких конфликтов, приобретает более важное значение по сравнению с другими. Однако несмотря на то что каждый из конфликтов является критическим только на одной из стадий, он присутствует в течение всей жизни. Например, потребность в автономии особенно важна для детей в возрасте от 1 до 3 лет, но в течение всей жизни люди должны постоянно проверять степень своей самостоятельности, которую они могут проявить всякий раз, вступая в новые отношения с другими людьми. Приведенные ниже стадии развития представлены своими полюсами. На самом деле никто не становится абсолютно доверчивым или недоверчивым: фактически, люди варьируют степень доверия или недоверия на протяжении всей жизни.

Психосоциальная стадия Предмет конфликта развития Социальные условия Психосоциальный исход
Стадия 1 (от рождения до 1 года) Орально-сенсорная Могу ли я доверять миру?
  • Поддержка, удовлетворение основных потребностей, преемственность.
  • Отсутствие поддержки, депривация, непоследовательность
  • Доверие

    Недоверие

    Стадия 2 (от 2 до 3 лет) Мышечно-анальная Могу ли я управлять собственным поведением?
  • Разумная дозволенность, поддержка.
  • Гиперопека, отсутствие поддержки и доверия
  • Автономия

    Сомнение

    Стадия 3 (от 4 до 5 лет) Локомоторно-генитальная Могу ли я стать независимым от родителей и исследовать границы своих возможностей?
  • Поощрение активности, наличие возможностей.
  • Отсутствие возможностей, неодобрение активности
  • Инициатива
    Стадия 4 (от 6 до 1 1 лет) Латентная Могу ли я стать настолько умелым, чтобы выжить и приспособиться к миру?
  • Систематическое обучение и воспитание, наличие хороших примеров для подражания и поддержки.
  • Плохое обучение, отсутствие руководства
  • Трудолюбие

    Чувство неполноценности

    Стадия 5 (от 12 до 18 лет) Отрочество и юность Кто я? Каковы мои убеждения, взгляды и позиции?
  • Внутренняя устойчивость и преемственность, наличие четко определенных половых моделей для подражания и положительная обратная связь.
  • Неясность цели, нечеткая обратная связь, неопределенные ожидания
  • Идентичность

    Смешение ролей

    Стадия 6 (ранняя взрослость) Молодость Могу ли я полностью отдать себя другому человеку?
  • Душевная теплота, понимание, доверие.
  • Одиночество, остракизм
  • Близость

    Изоляция

    Стадия 7 (взрослость) Взрослость Что я могу предложить будущим поколениям?
  • Целеустремленность, продуктивность.
  • Обеднение личной жизни, регрессия
  • Генеративность

    Стагнация

    Стадия 8 (зрелость) Зрелость Доволен ли я прожитой жизнью?
  • Чувства завершенности жизненного пути, осуществления планов и целей, полноты и целостности.
  • Отсутствие завершенности, неудовлетворенность прожитой жизнью
  • Целостность эго

    Отчаяние

    1. Доверие или недоверие.
    По тому, как за ними ухаживают в младенчестве, дети узнают, заслуживает ли окружающий мир доверия. Если их потребности удовлетворяются, если к ним относятся со вниманием и заботой и обращаются с ними довольно последовательно, у малышей складывается общее впечатление о мире, как о месте безопасном и достойном доверия. С другой стороны, если их мир противоречив, причиняет им боль, вызывает стресс и угрожает их безопасности, то дети научаются ожидать от жизни именно этого и считают, что она непредсказуема и не заслуживает доверия.

    2.Автономия или стыд и сомнение.
    Начиная ходить, дети открывают для себя возможности своего тела и способы управления им. Они учатся есть и одеваться, пользоваться туалетом и осваивают новые способы передвижения. Когда ребенку удается сделать что-либо самостоятельно, он обретает чувство самоконтроля и уверенности в себе. Но если ребенок постоянно терпит неудачи и его за это наказывают или называют неряшливым, грязным, неспособным, плохим, он привыкает испытывать стыд и сомнение в собственных силах.

    3.Инициатива или чувство вины.
    Дети в возрасте 4-5 лет переносят свою исследовательскую активность за пределы собственного тела. Они узнают, как устроен мир и как можно на него воздействовать. Мир для них состоит как из реальных, так и из воображаемых людей и вещей. Если их исследовательская деятельность в целом эффективна, они научаются обращаться с людьми и вещами конструктивным способом и обретают сильное чувство инициативы. Однако если их строго критикуют или наказывают, они привыкают чувствовать себя виноватыми за многие свои поступки.

    4. Трудолюбие или чувство неполноценности.
    В возрасте от 6 до 11 лет дети развивают многочисленные навыки и умения в школе, дома и среди своих сверстников. Согласно теории Эриксона, чувство «Я» значительно обогащается при реалистичном росте компетенции ребенка в различных областях. Все большее значение приобретает сравнение себя со сверстниками. В этот период особенно сильный вред наносит негативное оценивание себя по сравнению с другими.

    5.Идентичность или смешение ролей.
    До наступления юности дети узнают целый ряд разных ролей - ученика или друга, старшего брата или сестры, ученика спортивной или музыкальной школы и т. п. В отрочестве и юности важно разобраться в этих различных ролях и интегрировать их в одну целостную идентичность. Юноши и девушки ищут базисные ценности и установки, охватывающие все эти роли. Если им не удается интегрировать стержневую идентичность или разрешить серьезный конфликт между двумя важными ролями с противоположными системами ценностей, результатом становится то, что Эриксон называет диффузией идентичности.

    6.Близость или изоляция.
    В поздней юности и ранней взрослости центральным противоречием развития является конфликт между близостью и изоляцией. В описании Эриксона близость включает в себя нечто большее, чем сексуальную близость. Это способность отдать часть себя другому человеку любого пола, не боясь потерять собственную идентичность. Успех при установлении такого рода близких отношений зависит от того, как были разрешены пять предыдущих конфликтов.

    7. Генеративность или стагнация.
    Во взрослости, после того как предыдущие конфликты частично разрешены, мужчины и женщины могут уделить больше внимания и оказать помощь другим людям. Родители иногда находят себя, помогая своим детям. Некоторые люди могут бесконфликтно направить свою энергию на решение социальных проблем. Но неудача при разрешении предыдущих конфликтов часто приводит к чрезмерной поглощённости собой: своим здоровьем, стремлению непременно удовлетворять свои психологические потребности, уберечь свои покой и т. п.

    8. Целостность эго или отчаяние.
    На последних этапах жизни люди обычно пересматривают прожитую жизнь и по-новому оценивают ее. Если человек, оглядываясь на свою жизнь, испытывает удовлетворение, потому что она была наполнена смыслом и активным участием в событиях, то он приходит к выводу, что жил не зря и полностью реализовал то, что было ему отпущено судьбой. Тогда он принимает свою жизнь целиком, такой, какая она есть. Но если жизнь кажется ему напрасной тратой сил и чередой упущенных возможностей, у него возникает чувство отчаяния. Очевидно, что то или иное разрешение этого последнего в жизни человека конфликта зависит от совокупного опыта, накопленного в ходе разрешения всех предыдущих конфликтов.

    Выделенные Эриксоном стадии развития распространяются на внутренние влечения индивидуума и на отношения родителей и других членов общества к этим силам. Кроме того, Эриксон рассматривает эти стадии как периоды жизни, в течение которых приобретаемый индивидуумом жизненный опыт диктует ему необходимость наиболее важных приспособлений к социальному окружению и изменений собственной личности. Хотя на способ разрешения этих конфликтов индивидуумом влияют установки его родителей, социальная среда также оказывает исключительно большое влияние.

    Ведущие виды деятельности

    «Нормальный» человек для Д.Б. Эльконина - это человек, который обладает автономностью сознания, индивидуальностью и спонтанностью, необходимыми для осуществления внутренних законов психического развития.

    В более поздних работах отечественных психологов в периодизацию психического развития проникли идеи А.Н. Леонтъева о ведущей деятельности, то есть той форме активности, которая определяет развитие ребенка в конкретный период . Сегодня считается, что периодизация Д.Б. Эльконина и уточнение ее А.Н. Леонтьевым связаны с общей психологической концепцией Л.С. Выготского. Новый тип деятельности , лежащий в основе целостного психического развития ребенка в том или ином возрасте, и был назван«ведущим».

    В современной психологии есть и другая исследовательская позиция, я бы назвала ее позицией наблюдателя, находящегося внутри исследуемого процесса. Это позиция Э. Эриксона, которая представлена в его периодизации жизненного цикла человека.

    Э. Эриксон находит черты «нормального» человека, его обобщенный образ в характеристиках зрелой личности, которые позволяют ему, ориентируясь на этот образ, искать истоки ее организации на предшествующих стадиях жизни.

    Зрелость личности Э. Эриксон понимает как ее идентичность. Это очень обобщенное понятие, которое включает в себя проявление психического здоровья человека, принимаемый человеком образ самого себя и форму поведения, соответствующую окружающему миру.



    Э. Эриксон выдвигает положение о том, что в самой природе человека существует потребность в психосоциальной идентичности.

    Идентификация , по Э. Эриксону, интегративный центр личности, определяющий ее целостность, систему ценностей, социальную роль, идеалы, жизненные планы индивида, его способности и потребности. Через него человек осознает и оценивает свою психосоматическую организацию, вырабатывает механизмы психологической защиты, формирует самоконтроль.

    Среди качеств зрелой личности Э. Эриксон выделяет индивидуальность, самостоятельность, своеобразие, смелость быть отличным от других. Через воспитание человеку передаются ценности и нормы общества.

    В теории Э. Эриксона, как и у Д.Б. Эльконина, присутствует идея о последовательном формировании у человека психологических новообразований, каждое из которых в определенный момент становится центром психической жизни и поведения человека. Развитие личности представляется как непрерывный процесс формирования новых качеств. Каждое из новообразований выражает отношение человека к обществу, к другим людям, к себе, к миру.

    Переход от одной личностной целостности к другой Э. Эриксон называет кризисами - временем усиливающейся уязвимости и одновременно возрастающего потенциала человека . Каждый процесс роста приносит в это время энергию для дальнейшего развития, а общество предлагает человеку новые и специфичес­кие возможности для реализации этой энергии.

    Э. Эриксон выделяет восемь стадий развития личности (таблица 2). На каждой из них человек должен осуществить выбор между возможными полярными отношениями к миру и к себе. На каждой стадии развития есть новый конфликт, который влияет на появление новых качеств личности, который дает материал для возрастания силы человеческой личности при благоприятном его разрешении, а при деструктивном выборе становится источником ее слабости. По мнению Э. Эриксона, ускорение или относительная задержка на какой-то стадии окажет видоизменяющее влияние на все позднейшие стадии.

    Восемь стадий, описанные Э.Эриксоном, не представляют собой шкалы достижений. Личность человека постоянно противостоит различным опасностям существования, в том числе и «негативным» чувствам, на протяжении всей жизни.

    Он перечисляет основные сильные качества личности , считая их постоянным результатом «благополучного соотношения» личностных качеств, отмеченных на каждой из психологических стадий: близость против одиночества: групповое объединение и любовь; производительность против застоя: производство и забота .

    Стадии развития человека (по Э. Эриксону)

    Стадия Базовый конфликт Пояснения Приобретения
    А Орально-сенсорная Вера и надежда против безнадежности Решается, можно ли доверять этому миру вообще, есть ли в нем опора Уверенность
    B Мышечно-анальная Автономность против стыда и сомнений Стыд и сомнения ставят ребенка в зависимость от других людей, способность к собственному контролю помогает развить автономность Сила воли
    C Локомо-торно-генитальная Инициативность против вины Желание действовать соотносится с общественными нормами и собственными возможностями; если действия не соответствуют нормам, появляется чувство ви­ны Целеустремленность
    D Латентная Трудолюбие против неполноценности Ребенок стремится овладеть но­выми навыками и знаниями; в случае неудачи у него возникает чувство неполноценности Новые знания и умения
    Е Пубертатная (подростковый возраст) Индивидуальность против ролевого смеш Ответы на вопросы: кто я? Каков я? Чем я похож на других людей и чем я от них отличаюсь? Уста­навливаются критерии идентификации и происходит выбор социальных ролей Верность
    F Ранняя юность Близость против одиночества Формирование интимных (близких) отношений или изоля­ция от людей Любовь, эротика
    G Взрослость Производительность против застоя Стремление либо к творчеству и развитию своей личности, либо к покою и стабильности Способность заботиться
    H Зрелость Личностная целостность против отчаяния Подведение итогов прожитой жизни. В результате – покой и удовлетворение или недовольство собой и страх смерти Устойчивость, умудренность

    Стадия А. Для Э. Эриксона связана с формированием первого уровня идентичности и первых, самых глубинных механизмов психологической защиты - механизма проекции, то есть приписывания окружающим своих свойств и механизма интроекции - «вбирания» внутрь внешних источников, особенно образов родителей. Биологическим условием перехода на следующую стадию является созревание мышечно-двигательной системы, позволяющей ребенку иметь относительную автономность от взрослого.

    Стадия В. Ставит ребенка в условия выбора - обрести уверенность в себе или сомневаться в себе, стыдиться себя. Этот выбор осложняется требованиями взрослых и их отрицательными оценками ребенка. Э. Эриксон говорит о «глазах мира», которые ребенок ощущает на себе как присутствие осуждающих взрослых. Переживание нового содержания выбора приносит ребенку овладение теми формами поведения, которые способствуют формированию психосоциальной идентичности.

    Стадия С. Характерное поведение ребенка на этой стадии - активное вторжение вопросами, действием. Действия начинают регулироваться идеальными целями, ценностями. Ребенок уже способен к самонаблюдению, саморегуляции, у него формируются моральные чувства. Развитие интеллекта, способность к сравнениям дают ребенку огромный психологический материал для идентификации себя по половым признакам и соответствующего этим признакам поведения.

    Стадия D. Связана со вступлением ребенка в школьную жизнь, а это качественно новые социальные связи с миром. Это важное время для формирования социальной и психологической полноценности - адекватного отношения к труду. Появляется важнейшее чувство идентичности себя с каким-то видом труда, с результатами и процессом производства вещи или мысли. Дети осваивают, по словам Э. Эриксона, «технологический этнос культуры».

    Стадия Е. Происходит поиск подростком нового чувства целостности и индивидуальности. Это уже осознанный личностью опыт собственной способности интегрировать все идентификации с переживаниями, связанными с физиологическим созреванием организма, и возможностями, предлагаемыми социальными ролями. Чувство собственной идентичности, внутренней индивидуальности связано с перспективой карьеры, то есть целостности, имеющей значение для себя и для других.

    В поисках социальных ценностей, управляющих идентичностью, подросток сталкивается с проблемами идеологии и руководства (управления) обществом.

    Стадия F. На этой стадии общество требует от человека определения в нем своего места, выбора профессии, то есть самоопределения. В то же время происходит возмужание, изменение внешнего облика, что существенно меняет представление человека о себе, перемещает его в другие демографические и социальные группы.

    Формирующееся чувство пределов долга перед другими людьми становится предметом того этического чувства, которое характерно для взрослого. В это время юный взрослый, экспериментируя, ищет место в обществе, и общество признает за молодыми людьми право поиска, обеспечивая его соответствующими социальными нормами. Человеку требуется много собственных сил и помощи со стороны общества, для того чтобы подняться на уровень самодетерминации, обеспечиваемый теорией жизни, понятой и принятой в период юности.

    Стадия G. На стадии взрослого, по мнению Э. Эриксона, зрелый человек нуждается в том, чтобы чувствовать свою значимость для других людей, особенно для тех, о ком он заботится и кем руководит. Для него понятие производительности связано не только с количественными характеристиками жизни человека, но, прежде всего, с заботой о порождении и воспитании нового поколения. Эта деятельность требует от человека продуктивности и творчества, которые сами по себе (в других сферах жизни) не могут заменить производительности.

    Стадия Н. Характерной чертой человека на этой стадии Э. Эриксон считает появление качества индивидуальности, которая обеспечивает человеку его целостность и неповторимость, смелость быть самим собой.

    Для человека тип целостности, развитый его культурой или цивилизацией, становится основой для переживания своей целостности. Отношение человека к жизни, подходящей к своему физическому концу, определяется той верой и надеждой в нее, которые отличают любовь к жизни от страха смерти.

    В этом смысле практический психолог может не углубляться в теоретические сложности понятия «нормальный человек», а выбрать для себя какую-то схему развития или построить собственную и работать в соответствии с ней. Его работа будет заключаться в том, чтобы определить, на какой жизненной стадии находится человек, с которым он работает. Это даст ему возможность более четко ориентироваться в содержании его проблемы, учитывая соотношение проявления индивидуальности и общей схемы жизненного развития.

    Современная практическая психология в виде психотерапевтической и консультационной деятельности накопила большой эмпирический (практический) материал, который может быть представлен с точки зрения проблем ребенка на разных возрастных этапах. Учитывая вышесказанное, необходимо обсуждать и пути решения этих проблем, ориентируясь на социальную и психотерапевтическую практику помощи современному ребенку и его семье.

    Эгани Коуэн построила «Схему развития», в которой отражены жизненные циклы человека (таблица 3). В ее первой колонке «Жизненные стадии» отмечено естественное возрастное изменение человека, «Ключевые системы» позволяют более содержательно обсуждать социальное окружение человека в каждый период его жизни. «Задачи развития» связаны с выживанием человека и достижением счастья. «Ресурсы развития» - содержание, необходимое человеку для решения его жизненных задач развития. Каждая стадия имеет свои кризисы развития, которые будут разрешаться в зависимости от характера решения жизненных задач (с использованием ресурсов). Эта схема развития позволяет соотносить содержание задач той или иной жизненной стадии и особенности их решения с физическим, паспортным возрастом человека, анализировать конкретное проявление различных чувств как содержание кризиса.

    Э. Эриксон: стадии психосоциального развития

    Сегодня даже человек, крайне далекий от психологии, знает, что очень многое в личности взрослого человека определено его детством. Детство как ключевой период развития психологи «открыли» сравнительно недавно – планомерные исследования детской психологии начались на рубеже XIX и XX веков. Конечно, огромная заслуга здесь принадлежит психоанализу, начиная с работ его основателя З. Фрейда, но и все прочие направления и школы психологии уделяли (и уделяют) очень большое внимание первым годам жизни человека.

    В результате сформировалась даже такая крайняя точка зрения, согласно которой всё, что свойственно человеку в зрелые годы, следует объяснять исключительно особенностями его детского развития: не только в обществе профессионалов-психологов, но и в повседневных бытовых разговорах мы то и дело слышим о «детских комплексах», «детских травмах», «родительском программировании» и т. д.

    С одной стороны, могущество детского опыта действительно неоспоримо. С другой – может сложиться ошибочное впечатление, что по завершении детства развитие человека вообще останавливается, и всю дальнейшую жизнь он только обречен пожинать плоды, посеянные в первые несколько лет его существования.

    Разумеется, это не так. Продолжая интенсивно и скрупулезно исследовать особенности детского развития и нисколько не умаляя его значения для психологии личности, психологи давно уже пришли к выводу, что человек является развивающейся системой на всем протяжении жизни, до последнего ее дня.

    Это усложняет картину, но и дает нам гораздо большую свободу: мы знаем, что как бы сильно ни влиял на нас детский опыт, на любом этапе нашей жизни мы можем выбирать тот или иной путь. Взрослый человек – не застывшая структура; у каждого из нас есть более или менее постоянные качества, привычный стиль поведения, но мы постоянно меняемся, пусть и не всегда отдавая себе в этом отчет. Если же многое в нашей судьбе нас не устраивает, в нашей власти перейти к осознанным изменениям: процесс роста и развития может быть болезненным, но мы можем самостоятельно направлять течение своей жизни, вносить поправки в свой жизненный сценарий.

    Один из крупнейших психологов ХХ столетия Эрик Эриксон разработал сложную и подробную концепцию психологического развития человека на протяжении всей жизни. Будучи поначалу последователем Фрейда и приверженцем психоанализа, Эриксон пошел дальше, преодолев именно ту центрированность на первых годах жизни, о которой мы только что упоминали. Он «продлил» период активного развития человека далеко за пределы детства – распространил его на всю человеческую жизнь. Его описание последовательных стадий развития и сегодня пользуется большой популярностью в психологии. Давайте познакомимся с этой концепцией.

    Э. Эриксон показал, что человек в своем развитии проходит восемь этапов, в которых драматически концентрируются его личный опыт и проблема выбора. Эти эпизоды Эриксон определял как психосоциальные кризисы (Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996). На каждой стадии развития имеется свой специфический конфликт. Успешное прохождение стадии заканчивается приобретением определенного личностного свойства. Отсутствие же этого свойства осложняет прохождение следующего этапа.

    1. Стадия базового доверия – недоверия

    Возраст: от 0 до 2 лет.

    Только что родившийся ребенок не имеет никаких представлений ни о самом себе, ни о мире, в котором он очутился. Более того, у него нет границы между «Я» и «все остальное»: он ощущает себя и мир как единую Вселенную. До тех пор пока он существовал в утробе матери, все его потребности удовлетворялись раньше, чем он успевал ощутить и уж тем более осознать их: он не ел, не дышал, не опорожнял мочевой пузырь и кишечник – все это происходило само собой, кислород и питательные вещества поставлялись в его организм, ненужные удалялись, температура всегда поддерживалась одинаково комфортной и т. д.

    После рождения ситуация меняется: теперь между появлением потребности и ее удовлетворением может пройти какое-то время. Возникает дискомфорт, баланс между удовлетворенностью и недовольством нарушается. Но в это же время в единый и размытый прежде мир входят фигуры взрослых, которые о ребенке заботятся. Поначалу в его восприятии это лишь некие примитивные, неясные образы, но довольно быстро младенец устанавливает связь между появлением этих фигур и устранением собственного дискомфорта. Он начинает обращаться к взрослым, плачем сообщая им о своих потребностях в пище, тепле, безопасности. Обнаружив, что большая часть его потребностей удовлетворяется своевременно, ребенок получает фундаментальный ресурс, на основе которого происходит его развитие: чувство доверия.

    Это доверие позволяет ребенку осознать обмен, в процессе которого познаются чувства «Я» и «другой». Психологи называют это взаимопониманием. Удовольствие от первого опыта общения – «я позвал на помощь, мне помогли» – вызывает у младенца первую улыбку, которую психологи называют социальной: не рефлекторная гримаска, внешне напоминающая улыбку, а настоящая улыбка, обращенная к другому человеку – к матери. Мать улыбается в ответ, за что ребенок вознаграждает ее еще более радостной и осознанной улыбкой. Сущность взаимопонимания заключается в том, что каждому требуется признание другого. Так в биографии ребенка появляется первая страница, повествующая о взаимоотношениях.

    Быстрое и адекватное удовлетворение потребностей младенца приводит к тому, что у него формируется ощущение надежности окружающего мира. События текут предсказуемо, удовлетворяя витальные потребности – первый и второй уровни пирамиды Маслоу: физиологические потребности, нужда в безопасности и защите. Этот положительный опыт закладывает фундамент здоровой личности – Эриксон назвал его базисным доверием к миру.

    Важно подчеркнуть, что для успешного прохождения этой стадии важно не мгновенное удовлетворение любой потребности ребенка, а, скорее, само качество отношений матери с ребенком. Само по себе переживание дискомфорта естественно и неизбежно, даже необходимо для развития. Как писал Эриксон, почти не существует фрустраций, которые растущий ребенок не может вынести, но для здорового роста на этой стадии родители должны «передать ребенку глубокое, почти органическое убеждение, будто в том, что они делают, есть определенное значение».

    базисное доверие против базисного недоверия.

    Основное приобретение: доверие к миру – «Мир надежен, я могу в нем жить».

    2. Стадия автономии – стыда и сомнений

    Возраст: от 2 до 4 лет.

    Это так называемая «фаза упрямства». Весь этот период проходит под девизом «Я сам!» Но по мере того, как ребенок осваивает все новые умения и навыки, в нем поселяются и первые сомнения: а прав ли я? Хорошо ли я делаю? Именно в этом возрасте у ребенка впервые возникает чувство стыда. К двум годам он обретает способность сознательно контролировать мочеиспускание и дефекацию, и это – его первый опыт «владения собой». Ребенок впервые предъявляет к себе, к своему поведению некие требования. И испытывает законную гордость, обнаруживая, что действительно может управлять собой, может что-то делать самостоятельно.

    Когда родители стыдят ребенка за какие-то неудачи, упрекают его за то, что он не сумел что-то сделать правильно, предъявляют чрезмерно жесткие требования к «правильности» его поведения, чувство стыда становится слишком сильным.

    «Внешний контроль на этой стадии должен быть твердо убеждающим ребенка в собственных силах и возможностях. Малыш должен почувствовать, что базисному доверию к жизни… ничто не угрожает со стороны такого резкого поворота на его жизненном пути: внезапного страстного желания иметь выбор. <…> Твердость внешней поддержки должна защищать ребенка против потенциальной анархии его еще необученного чувства различения, его неспособности удерживать и отпускать с разбором. Когда окружение поощряет малыша “стоять на своих ногах”, оно должно оберегать его от бессмысленного и случайного опыта переживания стыда и преждевременного сомнения».

    Стыд – эмоция сложная и недостаточно изученная, но можно предполагать, как это делал Э. Эриксон, что в основе ее лежит не что иное как обращенный на себя гнев. Чувство стыда заставляет ребенка испытывать ощущение собственной ничтожности и в то же время гнев: изначально это гнев по отношению к тем, кто стыдил его, но поскольку ребенок слаб, а взрослые сильны и авторитетны, этот гнев обращается внутрь, а не выплескивается наружу.

    Основной конфликт этой стадии: автономия (самостоятельность) против стыда и сомнения.

    Основное приобретение: чувство самоконтроля, то есть свобода распоряжаться собой без утраты самоуважения. Из этого чувства вырастает прочное чувство доброжелательности, готовности к действию, гордости своими достижениями.

    3. Стадия инициативы – вины

    Возраст: от 4 до 6 лет.

    Это период самоутверждения. Дети в этом возрасте чрезвычайно деятельны, они постоянно чем-то заняты. Игра – не просто игра, но создание своего мира, со своими законами и правилами. Ребенок с удовольствием осваивает новые виды деятельности и очень нуждается в поддержке и одобрении со стороны взрослых. Благодаря теплому эмоциональному контакту со взрослыми он убеждается, что на многое способен и может достигать поставленных перед собой целей.

    «Инициатива добавляет к автономии предприимчивость, планирование и стремление “атаковать” задачу ради того, чтобы быть активным, находиться в движении, тогда как раньше своеволие почти всегда подталкивало ребенка к открытому неповиновению или, во всяком случае, к вызывавшей протест независимости».

    Наслаждение ребенка своими новыми двигательными и умственными возможностями на этой стадии очень велико, и в этом кроются свои опасности. Поведение ребенка может быть временами агрессивным, особенно по отношению к потенциальным соперникам (например, младшим братьям и сестрам, которые вмешиваются в активные занятия старшего и нарушают его планы); помимо созидательности, ребенок в этот период выплескивает и инстинкт разрушения, поскольку в своих фантазиях ощущает себя всемогущим.

    Жесткое пресечение чрезмерной активности ребенка на этой стадии чревато развитием у него чувства вины за собственную инициативность. При постоянном подавлении она постепенно угасает, сменяется подавленностью и покорностью. Людей, которых в пятилетнем возрасте жестко сдерживали в их начинаниях и устремлениях, мы можем узнать по тому, что при столкновении с любой задачей у них «опускаются руки».

    Они не ленивы, но попросту боятся проявить инициативу, поскольку заранее уверены, что ничего не смогут сделать хорошо. Люди, которые в пять лет слишком часто слышали слова вроде «ты ничего не умеешь!», «ты все делаешь неправильно!», «ты занимаешься какой-то ерундой!» – чувствуют себя глубоко виноватыми в собственной несостоятельности даже в том случае, если на самом деле действуют очень успешно.

    Но и безграничное попустительство имеет неблагоприятные последствия. Необходимо совместное (и взрослыми, и самим ребенком) регулирование деятельности.

    «Там, где ребенок, сейчас столь охочий до строгого управления собой, может постепенно развивать чувство моральной ответственности, там, где он может получить некоторое представление об институтах, функциях и ролях, которые будут благоприятствовать его ответственному участию, – он будет добиваться приятных достижений во владении орудиями и оружием, в умелом обращении со значимыми игрушками и в уходе за младшими детьми».

    Основной конфликт этой стадии: инициативность против чувства вины.

    Основное приобретение: инициативность, уверенность в своих силах в сочетании с усвоением моральных норм, представлений о том, что можно, а чего нельзя делать.

    4. Стадия активности – недостаточности

    Возраст: девочки – от 6 до 10 лет, мальчики – от 6 до 12.

    Ребенок отправляется в школу и впервые по-настоящему входит в общественную жизнь. На протяжении этой стадии ребенок начинает сознательно работать «на результат», учится видеть и оценивать плоды своих трудов, начинает получать удовлетворение от завершенного дела, развивает вкус к работе, учится завоевывать признание, не «захватывая» его силой, но занимаясь полезным и нужным делом.

    Дети в этом возрасте искренне стремятся достичь как можно большего, получить успешные результаты и, конечно, очень нуждаются в поддержке и поощрении взрослых – теперь уже не только родителей, но и учителей.

    «У ребенка развиваются усердие, трудолюбие, – то есть он приспосабливается к неорганическим законам орудийного мира. Эго ребенка включает в свои границы его рабочие инструменты и навыки: принцип работы приучает его получать удовольствие от завершения работы благодаря устойчивому вниманию и упорному старанию».

    Опасность, подстерегающая ребенка на этой стадии, состоит в чувстве неадекватности и неполноценности. Неудачи в деятельности могут привести к тому, что ребенок в своем развитии отодвигается на более «безопасные», ранние стадии, испытывая отчаяние от своей неумелости и неспособности справиться с делом.

    «Развитие многих детей нарушается, когда в семейной жизни не удалось подготовить ребенка к жизни школьной, или когда школьная жизнь не подтверждает надежды ранних стадий».

    Есть и еще одна опасность – чрезмерное сосредоточение на труде, обучении, работе: это ситуация, когда родители ограничивают мир ребенка – младшего школьника кругом его обязанностей, требуя от него постоянного усердия и успехов в учебе, пренебрегая другими сферами его личности. Это часто происходит с родителями, которые сами сконцентрированы исключительно на достижении внешнего, социального успеха:

    «…фундаментальная опасность – ограничение человеком самого себя и сужение своих горизонтов до границ поля своего труда… Если он признает работу своей единственной обязанностью, а профессию и должность – единственным критерием ценности человека, то может легко превратиться в конформиста и нерассуждающего раба техники и ее хозяев».

    Основной конфликт этой стадии: трудолюбие против чувства неполноценности.

    Основное приобретение: усердие, трудолюбие, способность доводить начатое дело до успешного завершения.

    5. Стадия идентификации – смещения ролей

    Возраст: девушки – от 10 до 21 года, юноши – от 12 до 23 лет.

    Это очень бурная, напряженная стадия развития, в течение которой мальчики и девочки превращаются в юношей и девушек, окончательно осознают свою половую принадлежность и учатся вести себя в соответствии со своим полом. «Правила игры» подростки усваивают, как правило, путем подражания взрослым, которые пользуются у них авторитетом. В этом возрасте очень часто отмечается увлеченность, даже влюбленность в человека, который является моделью для подражания. Благодаря этой увлеченности происходит познание себя через другого человека (так что фактически, это влюбленность в себя в зеркале другого):

    «В значительной степени юношеская любовь – это попытка добиться четкого определения собственной идентичности, проецируя расплывчатый образ собственного эго на другого и наблюдая его уже отраженным и постепенно проясняющимся. Вот почему так много в юношеской любви разговоров».

    Если в процессе этого усвоения ролей возникают какие-то помехи, если подростки не находят для себя адекватных ориентиров, получается путаница: юноша не знает, как вести себя «по-мужски», и может пытаться компенсировать это незнание подчеркнуто вызывающим поведением. У девушек может сложиться какое-то искаженное представление о женственности, что в будущем может привести к проблемам, связанным с материнством. Одна из основных трудностей этой стадии развития – установление профессиональной идентичности, то есть ответ на вопрос «Кем я хочу и могу быть».

    Основной конфликт этой стадии: идентичность против смешения ролей.

    Основное приобретение: формирование идентичности, то есть интегрированного представления о самом себе как представителе определенного пола, обладающем способностями, развившимися из задатков, известными возможностями, предлагаемыми различными социальными ролями (начало профессионального самоопределения).

    6. Стадия интимности – изоляции

    Возраст: от 23 до 33 лет.

    Интимность – это способность создать и поддерживать по-настоящему близкие отношения с другим человеком. Именно на этой возрастной стадии люди, как правило, вступают в брак, создают семьи, реализуя эту свою способность. Для того чтобы длительные близкие отношения были возможны, человеку нужно научиться видеть, признавать личность в другом, не теряя при этом себя. (Пользуясь терминологией А. Маслоу, можно сказать, что высший уровень развития на этой стадии – приобретение способности к бытийной любви.)

    На этой стадии человек (при условии гармоничного психологического развития) «готов к близости или, по-другому, способен связывать себя отношениями интимного и товарищеского уровня и проявлять нравственную силу, оставаясь верным таким отношениям, даже если они могут потребовать значительных жертв и компромиссов».

    Это время постоянного духовного роста. Именно на этом этапе развития человек рождается как духовное существо.

    Если же человек оказывается неспособен преодолеть свой детский эгоцентризм, научиться чувствовать другого, у него развивается страх потери своего «Я», что ведет к томительной изоляции внутри самого себя, чувству вечной неудовлетворенности и неустроенности.

    «Опасность этой стадии заключается в том, что интимные, соперничающие и враждебные отношения человек испытывает к тем же самым людям. Но по мере того, как очерчиваются зоны взрослых обязанностей… отношения со временем становятся подвластными тому этическому чувству, которое служит отличительным признаком взрослого человека».

    Очень коротко итоги развития на этой стадии можно описать знаменитым высказыванием З. Фрейда, которого однажды спросили, что, по его мнению, обычному человеку следовало бы уметь делать хорошо. От него ожидали пространного, «глубокого» ответа, но он сказал лишь одно: «Любить и работать». Можно сколь угодно долго развивать эту мысль, подробно раскрывая понятия «любви» и «работы», но суть от этого не изменится. Это действительно те две сферы, в которых человек должен быть состоятелен, чтобы считать себя психически полноценным.

    Основной конфликт этой стадии: близость против изоляции.

    Основное приобретение: достижение этической зрелости, развитие способности устанавливать интимные отношения с другим человеком, сохраняя при этом цельность своего «Я», способность развивать и сохранять полноценные партнерские отношения (не только в семейной жизни, но и в дружбе, и в работе).

    7. Стадия созидательности – застоя

    Возраст: пик этой стадии приходится на 40-45 лет.

    Едва ли не основной потребностью человека на этом этапе становится потребность в заботе о других; чувство рода проявляется в интересе к следующему поколению. Это возраст, в котором для сохранения гармонии в собственной душе просто необходимо больше думать и заботиться о других, чем о самом себе. Если этого не происходит, человек замыкается на проблемах своего возраста, своего здоровья, тяжело переживая «бег времени».

    Для того чтобы не попасть в ловушку под названием «возраст одиночества», людям очень важно в этот период учиться чему-то новому, менять стиль и привычки, вести как можно более открытый и деятельный образ жизни.

    «Зрелый человек нуждается в том, чтобы быть нужным, а зрелость нуждается в стимуляции и ободрении со стороны тех, кого она произвела на свет и о ком должна заботиться».

    Созидательность (генеративность) – это заинтересованность в устройстве жизни в целом, в заботе о будущем поколении, его поддержке и наставлении. В тех случаях, когда такого обогащения личного опыта за счет заботы о молодых не происходит, возникает чувство застоя, обеднения жизни.

    «Люди начинают баловать себя, как если бы каждый из них был своим собственным и единственным ребенком; а там, где для этого есть благоприятные условия, ранняя инвалидность – физическая или психологическая – становится средством сосредоточения заботы на самом себе».

    Сам факт наличия собственных детей еще не означает, что человек психологически развился до этой стадии: с другой стороны, люди, успешно проходящие ее, не обязательно должны быть педагогами, воспитателями, наставниками молодежи. Забота о грядущем поколении может включаться в любую деятельность. Главный отличительный признак – осознание того, что мы живем не только для себя, но и для будущего, и желание вносить посильный вклад в это будущее.

    Основной конфликт этой стадии: генеративность (созидательность) против стагнации (застоя).

    Основное приобретение: любовь к молодым, искренний интерес и забота по отношению к подрастающему поколению; чувство своей причастности к общественному бытию.

    8. Стадия Эго-интеграции – отчаяния

    Здесь подводится итог прожитой жизни. Если все предыдущие стадии проходили гармонично, если человек постоянно рос и развивался духовно, жил по-настоящему полной, богатой жизнью, то теперь он испытывает ни с чем не сравнимое чувство гармонии, порядка, мира с самим собой.

    Человек ощущает благодарность к своим родителям и не испытывает желания жить другой жизнью, не мечтает о том, что было бы, если бы можно было «начать все сначала». Он принимает себя, свою жизнь, чувствует себя абсолютно цельной, состоявшейся личностью.

    «Только в том, кто некоторым образом заботится о делах и людях и адаптировался к победам и поражениям, неизбежным на пути человека – продолжателя рода или производителя материальных и духовных ценностей, только в нем может постепенно вызревать плод всех этих семи стадий. Я не знаю лучшего слова для обозначения такого плода, чем целостность эго».

    Целостность Эго – принятие своего единственного и неповторимого жизненного пути как чего-то такого, чему суждено было произойти, товарищеские отношения с образом жизни и иными занятиями прошлых лет, переживание опыта, который передает некий мировой порядок и духовный смысл, независимо от того, как дорого за него было заплачено. «При такой завершающей консолидации смерть теряет свою мучительность».

    Отсутствие целостности Эго порождает страх смерти, отчаяние от того, что времени осталось слишком мало и «новую жизнь» уже не прожить.

    Основной конфликт этой стадии: целостность Эго против отчаяния.

    Основное приобретение: спокойная уверенность в том, что жизнь была прожита не напрасно, чувство благополучно завершающегося цикла.

    Из книги Элементарный психоанализ автора Решетников Михаил Михайлович

    Стадии психосексуального развития Исходя из наблюдений своих пациентов и детей в условиях обыденной жизни, Фрейд постулирует (и затем это было подтверждено в десятках систематических исследований), что ребенок не становится сексуальным существом, а уже рождается

    Из книги ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ автора Тайсон Роберт

    Глава 11. СТАДИИ КОГНИТИВНОГО РАЗВИТИЯ Первичный и вторичный процессы являются увеличительными стеклами, через которые можно видеть созревание основной когнитивной системы. Эти два процесса действуют в соответствии с двумя способами организации - первичный процесс

    Из книги Он. Глубинные аспекты мужской психологии автора Джонсон Роберт

    СТАДИИ ЭВОЛЮЦИОННОГО РАЗВИТИЯ По традиции у мужчины потенциально существуют три стадии психологического развития. Архетипический паттерн предполагает развитие мужской психологии от бессознательного детского превосходства и совершенства через сознательное ощущение

    Из книги Полночные размышления семейного терапевта автора Витакер Карл

    Стадии развития брака Развитие здорового брака имеет свои характерные черты. Главная из них, по-моему, это то, что брак есть постоянная психотерапия двух цельных личностей, процесс изменения, в котором человек может отдать некоторые свои личные права, привилегии и

    Из книги Организационное поведение: Шпаргалка автора Автор неизвестен

    Из книги Этюды по истории поведения автора Выготский Лев Семенович

    § 12. Стадии культурного развития ребенка Наблюдения, которые мы только что изложили, убеждают нас, что развитие ребенка безусловно нельзя свести к простому росту и созреванию врожденных качеств. Как мы сказали выше, в процессе своего развития ребенок «перевооружается»,

    Из книги На ты с аутизмом автора Гринспен Стенли

    Стадии развития За двадцать пять лет работы с детьми с особыми потребностями мы выделили стадии, которые мы называем уровнями функционального эмоционального развития. Первые из них перечислены в таблицах 3.1 и 3.2. Их освоение крайне важно не только для нормального

    Из книги Интегральное видение автора Уилбер Кен

    Дальнейшие стадии развития Некоторые подростки и взрослые с РАС и другими проблемами более-менее осваивают первые шесть стадий развития, описанных в предыдущих главах, но на более продвинутых стадиях, перечисленных в главе 10 (трехстороннее и нюансированное мышление, а

    Из книги Интегральные отношения автора Учик Мартин

    Стадии, или уровни, развития Любые состояния сознания характеризует одна немаловажная черта: все они преходящи. Даже величайшие пиковые переживания или изменённые состояния, вне зависимости от того, как они были достигнуты, приходят, некоторое время длятся, а затем

    Из книги Ведьмы и герои [Феминистский подход к юнгианской психотерапии семейных пар] автора Янг-Айзендрат Полли

    Стадии развития Анимуса у женщин 1. Мужчина как непонятный, чужойОна боится, ненавидит и любит его.Если женщину в детстве унизил или бросил близкий мужчина – к примеру, отец или человек, обладающий авторитетом отца, старший брат, дядя или друг семьи, – то на этой стадии

    Из книги Психология. Люди, концепции, эксперименты автора Клейнман Пол

    Стадии развития анимуса 1) Анимус как чужеродный ДругойЖенщина (или девушка) чувствует свою тождественность с существующей где-то в мире матерью или женщиной. Она формирует, как мать или дочь, материнские или сходные с ними отношения с этой женщиной (или женщинами). Сила

    Из книги Психосоматика автора Менегетти Антонио

    Стадии психосексуального развития Теория психосексуального развития Зигмунда Фрейда – одна из самых известных и противоречивых теорий в области психологии. Фрейд утверждал, что личность человека формируется в раннем детстве, к шести годам, и что если все

    Из книги Интегральный город. Эволюционные интеллекты человеческого улья автора Хэмилтон Мэрилин

    Стадии нравственного развития Теория нравственного развития Кольберга базируется на трудах знаменитого швейцарского психолога Жана Пиаже. Однако если Пиаже описывал этот процесс как состоящий из двух стадий, то Кольберг выделял шесть стадий и три уровня. По его

    Из книги Психологический стресс: развитие и преодоление автора Бодров Вячеслав Алексеевич

    11.1. Три стадии развития психосоматики Рис. 6. «Три стадии психосоматикиПсихосоматический процесс проходит три стадии развития. На рис. 6 показано как? – сознательная, рациональная, логическая часть, зона «Я», часть, которая отражает нас самих, так и СМ – бессознательная

    Из книги автора

    Стадии развития генерируют гибкость В масштабах экологии города люди находятся на разных стадиях биопсихосоциокультурного развития. В индивидуальном и коллективном плане это даёт им разные степени способности к гибкости. Гибкость в контексте городской экологии – это

    Из книги автора

    4.2.3. Стресс как стимул психосоциального развития Для исследования положительного действия стресса можно сравнить его действие на детей и взрослых.Положительное действие стресса на детей. На первый взгляд предположение, что для детей стресс может иметь положительное

    Периоды

    Психосоциальная стадия

    Предмет конфликта развития

    Социальные условия

    Психосоциальный исход

    Младенчество (от рождения до 1 года).

    Орально-сенсорная

    Могу ли я доверять миру?

    Поддержка, удовлетворение основных потребностей, преемственность, качество материнской заботы.Отсутствие поддержки, депривация, непоследовательность.

    Доверие к людям. Привязанность и признание родителей.Недоверие к людям, подозрительность и опасение за свое благополучие.

    Раннее детство

    (от 1 до 3 лет).

    Мышечно- анальная

    Могу ли я управлять собственным поведением?

    Разумная дозволенность, поддержка и ограничение ребенка в тех сферах жизни, которые потенциально опасны для ребенка и для окружающих.Гиперопека (делают все за детей), отсутствие поддержки (заставляют делать то, что дети сделать не в состоянии) и доверия.

    Самостоятельность, самоконтроль, уверенность в себе. Сомнения в своих способностях , приниженность, чувство стыда, ощущение неприспособленности, слабоволие.

    Дошкольное детство (от 3 до 6-7 лет).

    Локомоторно- генитальная

    Могу ли я стать независимым от родителей и исследовать границы своих возможностей?

    Поощрение активности, признание родителями права ребенка на любознательность и творчество (не высмеивают фантазии ребенка).Отсутствие позволения родителей действовать самостоятельно, неодобрение активности, частые наказания.

    Инициатива , любознательность, включение в полоролевое поведение.Вина, страх порицания, пассивность .

    Школьный возраст (от 6 до 12 лет)

    Латентная

    Могу ли я стать настолько умелым, чтобы выжить и приспособиться к миру?

    Систематическое обучение и воспитание, наличие хороших примеров для подражания.Плохое обучение, социально-экономическое положение, отсутствие руководства и поддержки.

    Компетентность , предприимчивость, трудолюбие, развитие познавательных умений и навыков, стремление к достижению успехов.Чувство неполноценности , избегание сложных задач.

    Половое созревание: подростковый возраст

    (11-14 лет),

    юность

    (от 14 до 18-20 лет)

    Отрочество и юность

    Кто я? Каковы мои убеждения, взгляды и позиции?

    Внутренняя устойчивость, преемственность, наличие четко определенных половых моделей для подражания и положительная обратная связь.Неясность цели, нечеткая обратная связь, неопределенные ожидания.

    Идентичность, развитие планов на будущее , становление мировоззрения, верность своим притязаниям и обещаниям.Непризнание, смешение ролей , путаница в моральных и мировоззренческих установках.

    Ранняя взрослость (от 20 до 45 лет).

    Молодость

    Могу ли я полностью отдать себя другому человеку?

    Душевная теплота, понимание, доверие со стороны родственников и друзей.Одиночество (излишняя поглощенность собой), остракизм.

    Близость (интимность), контакты с людьми , интимность, забота, милосердие , -рождение и воспитание детей.Изоляция, избегание людей , трудности характера.

    Средняя взрослость (от 40-45 до 60 лет).

    Взрослость

    Что я могу предложить будущим поколениям?

    Целеустремленность, продуктивность деятельности.Обеднение личной жизни, регрессия.

    Творчество (продуктивность), обучение и воспитание нового поколения. Удовлетворенность семейными отношениями и чувство гордости за своих детейЗастой (инертность) . Эгоизм, эгоцентризм. Всепрощение себя и исключительная забота о самом себе.

    Поздняя взрослость (свыше 60 лет).

    Старость

    Доволен ли я прожитой жизнью?

    Чувство завершенности жизненного пути, осуществления планов и целей, полноты и целостности.Отсутствие завершенности, неудовлетворенность прожитой жизнью. Страх смерти.

    Мудрость, принятие прожитой жизни такой, какая она есть, понимание того, что смерть не страшна.Отчаяние . Презрение. Озлобленность. Желание прожить жизнь заново. Боязнь приближающейся смерти.

    На первой стадии развития (орально-сенсорной), соответствующей младенческому возрасту, возникает доверие или недоверие к миру . При прогрессивном развитии личности ребенок "выбирает" доверительное отношение. Оно проявляется в легком кормлении, глубоком сне, не напряженности внутренних органов, нормальной работе кишечника. Ребенок, с доверием относящийся к миру, который его окружает, без особой тревоги и гнева переносит исчезновение из его поля зрения матери: он уверен, что она вернется, что все его потребности будут удовлетворены. Младенец получает от матери не только молоко и необходимый ему уход, с ней связано и "питание" миром форм, красок, звуков, ласк, улыбок. Материнская любовь и нежность определяет "количество" веры и надежды, вынесенной из первого жизненного опыта ребенка.

    В это время ребенок как бы "вбирает" в себя образ матери (возникает механизм интроекции). Это первая ступень формирования идентичности развивающейся личности.

    Вторая стадия (мышечно-анальная) соответствует раннему возрасту. Резко возрастают возможности ребенка, он начинает ходить и отстаивать свою независимость. Но возрастающее чувство самостоятельности не должно подорвать сложившееся раньше доверие к миру. Родители помогают его сохранить, ограничивая появляющиеся у ребенка желания требовать, присваивать, разрушать, когда он проверяет свои силы.

    Требования и ограничения родителей в то же время создают основу для негативного чувства стыда и сомнений . Ребенок чувствует "глаза мира", следящие за ним с осуждением, стремится заставить мир не смотреть на него или хочет сам стать невидимым. Но это невозможно, и у ребенка появляются "внутренние глаза мира" - стыд за свои ошибки, неловкость, испачканные руки и т.д. Если взрослые предъявляют слишком суровые требования, часто порицают и наказывают ребенка, у него возникают страх "потерять лицо", постоянная настороженность, скованность, необщительность. Если стремление ребенка к независимости не подавляется, устанавливается соотношение между способностью сотрудничать с другими людьми и настаивать на своем, между свободой самовыражения и ее разумным ограничением.

    На третьей стадии (локомоторно-генитальной), совпадающей с дошкольным возрастом, ребенок активно познает окружающий мир, моделирует в игре отношения взрослых сложившиеся на производстве и в других сферах жизни, быстро и жадно учится всему, приобретая новые дела и обязанности. К самостоятельности добавляется инициатива.

    Когда поведение ребенка становится агрессивным- инициатива ограничивается, появляются чувства вины и тревожности; таким образом закладываются новые внутренние инстанции - совесть и моральная ответственность за свои действия, мысли и желания. Взрослые не должны перегружать совесть ребенка. Чрезмерное неодобрение, наказания за незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины , страх перед наказанием за тайные мысли, мстительность. Тормозится инициатива, развивается пассивность.

    На этом возрастном этапе происходит половая идентификация и ребенок осваивает определенную форму поведения мужскую или женскую.

    Младший школьный возраст - предпубертатный, т.е. предшествующий половому созреванию ребенка. В это время развертывается четвертая стадия (латентная), связанная с воспитанием у детей трудолюбия, необходимостью овладения новыми знаниями и умениями. Школа становится для них "культурой в себе", со своими особыми целями, достижениями и разочарованиями. Постижение основ трудового и социального опыта дает возможность ребенку получить признание окружающих и приобрести чувство компетентности. Если же достижения невелики, он остро переживает свою неумелость, неспособность, невыгодное положение среди сверстников и чувствует себя обреченным быть посредственностью. Вместо чувства компетентности образуется чувство неполноценности.

    Период начального школьного обучения - это также начало профессиональной идентификации ощущения своей связи с представителями определенных профессий.

    Подростковый возраст и юность составляют пятую стадию развития личности, период самого глубокого кризиса. Детство подходит к концу, и этот большой этап жизненного пути, завершаясь, приводит к формированию иоентичности . В ней объединяются и преобразуются все предыдущие идентификации ребенка; к ним добавляются новые, поскольку повзрослевший, изменившийся внешне ребенок включается в новые социальные группы и приобретает другие представления о себе. Целостная идентичность личности, доверие к миру, самостоятельность, инициативность и компетентность позволяют юноше решить главную задачу, которую ставит перед ним общество, - задачу самоопределения выбора жизненного пути.

    В ранней зрелости , на шестой стадии, перед взрослым человеком встает проблема близости (интимности). Именно в это время проявляется истинная сексуальность. Но человек готов к близости с другим не только в сексуальном, но и в социальном плане. После периода поисков и утверждения собственной идентичности он готов "слить" ее с идентичностью того, кого любит. Близкие отношения с другом или любимой женщиной требуют верности, самопожертвования и нравственной силы. Стремление к ним не должно заглушаться страхом потерять свое "Я".

    Третье десятилетие жизни - время создания семьи. Оно приносит любовь, понимаемую Э. Эриксоном в эротическом, романтическом и нравственном смысле. В браке, любовь проявляется в заботе, уважении и ответственности за спутника жизни.

    Неспособность любить, устанавливать близкие доверительные отношения с другими людьми, предпочтение поверхностных контактов приводит к изоляции, чувству одиночества.

    Зрелость , или средний возраст , - седьмая стадия развития личности, необычайно длительная. Решающим здесь становится "отношение человека к продуктам своего труда и к своему потомству", забота о будущем человечества. Человек стремится к продуктивности и творчеству, к реализации своих возможностей передать что-то следующему поколению - собственный опыт, идеи, созданные произведения искусства и т.д.

    Желание внести свой вклад в жизнь будущих поколений является естественным, в этом возрасте оно реализуется, прежде всего, в отношениях с детьми. Э. Эриксон подчеркивает зависимость старшего поколения в семье от младшего.

    Зрелый человек нуждается в том, чтобы быть нужным.

    Если продуктивность не достигается, если нет потребности в заботе о других людях, делах или идеях, и появляется безразличие, сосредоточенность на себе. Тот, кто балует себя как ребенка, приходит к застою, обеднению личной жизни.

    Последняя стадия, поздняя зрелость , становится интегративной: в это время "созревают плоды семи предшествовавших стадий". Человек принимает пройденный им жизненный путь как должный и обретает целостность личности.

    Только сейчас появляется мудрость. Взгляд в прошлое дает возможность сказать: "Я доволен". Дети и творческие достижения воспринимаются как продолжение себя, и страх смерти исчезает.

    Не ощущают целостность своего "Я" люди, недовольные прожитой жизнью, считающие ее цепью ошибок и нереализованных возможностей. Невозможность что-то изменить в прошлом, начать жить заново раздражает, собственные недостатки и неудачи кажутся следствием неблагоприятных обстоятельств, a приближение к последней границе жизни вызывает отчаяние.


    Возрастная периодизация Эриксона - это теория психосоциального развития личности, созданная Эриком Эриксоном, в которой он описывает 8 стадий развития личности и делает акцент на развитии "Я-индивида".

    Эриксон предлагает периодизацию в виде таблицы. Что это за таблица?

    • Обозначение периода;
    • Обозначение той социальной группы, которая выдвигает задачи развития, и в которой человек совершенствуется (или еще можно увидеть вариант формулировки "радиус значимых отношений");
    • Задача развития или тот психосоциальный кризис, в котором человек стоит перед выбором;
    • В результате прохождения этого кризиса, он обретает или сильные качества личности или, соответственно, слабые.

      Заметьте, как психотерапевт, Эриксон никогда не может быть оценочным. Он никогда не говорит про человеческие качества в формате хорошие и плохие.

    Качества личности не могут быть хорошими или плохими. Но сильными качествами он называет те, которые помогают человеку решать задачи развития. Слабыми он будет называть те, которые мешают. Если человек приобрел слабые качества личности, следующий выбор ему делать труднее. Но никогда он не говорит о том, что это невозможно. Просто сложнее;

    Черты, приобретаемые вследствие разрешения конфликтов называются добродетелями ("virtues").

    Названия добродетелей в порядке их поэтапного приобретения: надежда, воля, цель, уверенность, верность, любовь, забота и мудрость.

    Хотя Эриксон и привязал свою теорию к хронологическому возрасту, каждая стадия зависит не только от возрастных изменений человека, а также от социальных факторов: учёба в школе и институте, рождение детей, выход на пенсию и т.п.


    Младенчество

    От рождения до года - первая стадия, на которой закладываются основы здоровой личности в виде общего чувства доверия.

    Главным условием выработки чувства доверия к людям является способность матери так организовать жизнь своего маленького ребёнка, чтобы у него возникло ощущение последовательности, преемственности и узнаваемости переживаний.

    Младенец со сложившимся чувством базового доверия воспринимает своё окружение как надёжное и предсказуемое. Он может переносить отсутствие матери без чрезмерного страдания и тревоги по поводу "отделения" от неё. Главный ритуал - взаимное узнавание, который сохраняется всю последующую жизнь и пронизывает все отношения с другими людьми.

    Способы обучения доверию или подозрительности в разных культурах не совпадают, но универсален сам принцип: человек доверяет окружающему миру, исходя из меры доверия к матери. Чувство недоверия, страха и подозрительности появляется, если мать ненадёжна, несостоятельна, отвергает ребёнка.

    Недоверие может усилиться, если ребёнок перестает быть для матери центром её жизни, когда она возвращается к оставленным ранее занятиям (возобновляет прерванную карьеру или рожает следующего ребёнка).

    Надежда, как оптимизм в отношении своего культурного пространства - это первое положительное качество Эго, приобретаемое в результате успешного разрешения конфликта доверие/недоверие.

    Раннее детство

    Вторая стадия продолжается от одного до трёх лет и соответствует анальной фазе в теории Зигмунда Фрейда. Биологическое созревание создаёт основу для появления самостоятельных действий ребёнка в целом ряде областей (передвигаться, умываться, одеваться, есть). С точки зрения Эриксона, столкновение ребёнка с требованиями и нормами общества происходит далеко не только при приучении ребёнка к горшку, родители должны постепенно расширять возможности самостоятельного действия и реализации самоконтроля у детей.

    Разумная дозволенность способствует становлению автономии ребёнка.

    В случае постоянной чрезмерной опеки или завышенных ожиданий у него возникает переживание стыда, сомнение и неуверенность в себе, приниженность, слабоволие.

    Важным механизмом на этом этапе является критическая ритуализация, опирающаяся на конкретные примеры добра и зла, хорошего и плохого, разрешённого и запрещённого, красивого и безобразного. Идентичность ребёнка на этой стадии может быть обозначена формулой: “Я сам” и “Я - то, что я могу”.

    При удачном разрешении конфликта Эго включает в себя волю, самоконтроль, а при негативном исходе - слабоволие.

    Возраст игры, дошкольный возраст

    Третий период - "возраст игры", от 3 до 6 лет. Дети начинают интересоваться различными трудовыми занятиями, пробовать новое, контактировать со сверстниками. В это время социальный мир требует от ребёнка активности, решения новых задач и приобретения новых навыков, у него появляется дополнительная ответственность за себя, за более младших детей и домашних животных. Это возраст, когда главным чувством идентичности становится "Я - то, что я буду".

    Складывается драматическая (игровая) составляющая ритуала, с помощью которой ребёнок воссоздает, исправляет и научается предвосхищать события.

    Инициативность связана с качествами активности, предприимчивости и стремлением "атаковать" задачу, испытывая радость от самостоятельного движения и действия. Ребёнок легко идентифицирует себя со значимыми людьми, с готовностью поддается обучению и воспитанию, ориентируясь на конкретную цель.

    На этой стадии в результате принятия социальных норм и запретов формируется Супер-Эго, возникает новая форма самоограничения.

    Родители, поощряя энергичные и самостоятельные начинания ребёнка, признавая его права на любознательность и фантазию, способствуют становлению инициативности, расширению границ независимости, развитию творческих способностей.

    Близкие взрослые, жёстко ограничивающие свободу выбора, чрезмерно контролирующие и наказывающие детей, вызывают у них слишком сильное чувство вины.

    Дети, охваченные чувством вины - пассивны, скованны и в будущем мало способны к продуктивному труду.

    Школьный возраст

    Четвертый период соответствует возрасту от 6 до 12 лет и хронологически сходен с латентным периодом в теории Фрейда. Соперничество с родителем своего пола уже преодолено, происходит выход ребёнка за пределы семьи и приобщение к технологической стороне культуры.

    В это время ребёнок привыкает к систематическому обучению, учится завоевывать признание, занимаясь полезным и нужным делом.

    Термин "трудолюбие", "вкус к работе" отражает основную тему данного периода, дети в это время поглощены тем, что стремятся узнать, что из чего получается и как оно действует. Эго-идентичность ребёнка теперь выражается так: "Я - то, чему я научился". Обучаясь в школе, дети приобщаются к правилам осознанной дисциплины, активного участия. Школа помогает ребёнку развить чувство трудолюбия и достижения, тем самым подтверждая чувство личностной силы. Связанный со школьными порядками ритуал - совершенство исполнения.

    Построив на ранних стадиях чувства доверия и надежды, автономности и "силы желания", инициативности и целеустремлённости, ребёнок теперь должен научиться всему, что может подготовить его к взрослой жизни.

    Наиболее важные умения, которые он должен приобрести - это аспекты социализации: кооперация, взаимозависимость и здоровое чувство соревнования.

    Если ребёнка поощряют мастерить, рукодельничать, готовить, разрешают довести начатое дело до конца, хвалят за результаты, тогда у него формируется чувство компетентности, "умелости", уверенность в том, что он может освоить новое дело, развиваются способности к техническому творчеству.

    Если же родители или учителя видят в трудовой деятельности ребёнка одно баловство и помеху для "серьезных занятий", то появляется опасность выработки у него чувства неполноценности и некомпетентности, сомнения в своих способностях или в статусе среди сверстников. На этой стадии у ребёнка может развиться комплекс неполноценности, если ожидания взрослых завышены или занижены.

    Вопрос, на который отвечают на этом этапе: Способен ли я?

    Юность

    Пятая стадия в схеме жизненного цикла Эриксона от 12 до 20 лет, считается самым важным периодом в психосоциальном развитии человека:

    "Юность - это возраст окончательного установления доминирующей позитивной идентичности.

    Именно тогда будущее, в обозримых пределах, становится частью сознательного плана жизни". Это вторая важная попытка развития автономности, и она требует бросить вызов родительским и общественным нормам.

    Подросток сталкивается с новыми социальными ролями и связанными с ними требованиями. Подростки оценивают мир и отношение к нему. Они размышляют об идеальной семье, религии, общественном устройстве мира.

    Осуществляется стихийный поиск новых ответов на важные вопросы: Кто он есть и кем он станет? Ребёнок он или взрослый? Как его этническая, расовая принадлежность и религия влияют на отношение людей к нему? В чем будет его истинная подлинность, истинное тождество как взрослого человека?

    Такие вопросы часто вызывают у подростка болезненную озабоченность тем, что другие думают о нем и что он сам должен думать о себе. Ритуализация становится импровизационной, в ней выделяется идеологический аспект. Идеология предоставляет молодым людям упрощённые, но четкие ответы на главные вопросы, связанные с конфликтом идентичности.

    Задача подростка состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самом себе (какие они сыновья или дочери, студенты, спортсмены, музыканты и т.д.) и создать единый образ себя (эго-идентичность), включающий осознание как прошлого, так и предполагаемого будущего.

    Переход от детства к взрослому состоянию вызывает как физиологические, так и психологические изменения.

    Психологические изменения проявляются как внутренняя борьба между стремлением к независимости, с одной стороны, и желанием сохранить зависимость от тех людей, которые о тебе заботятся, желанием быть свободным от ответственности за то, что ты взрослый человек, - с другой. Сталкиваясь с такой путаницей в своем статусе, подросток всегда ищет уверенность, безопасность, стремясь быть похожим на других подростков своей возрастной группы. У него развиваются стереотипные поведение и идеалы. Группы "равных" очень важны для восстановления самотождественности. Разрушение строгости в одежде и поведении присуще этому периоду.

    Положительное качество, связанное с успешным выходом из кризиса периода юности, - это верность себе, способность сделать свой выбор, найти путь в жизни и оставаться верным взятым на себя обязательствам, принять общественные устои и придерживаться их.

    Резкие социальные изменения, неудовлетворённость общепринятыми ценностями Эриксон рассматривает как фактор, мешающий развитию идентичности, способствуя возникновению чувства неопределённости и неспособности выбрать карьеру или продолжить образование. Отрицательный выход из кризиса выражается в плохой самоидентичности, чувстве своей бесполезности, душевного разлада и бесцельности, иногда подростки кидаются в сторону делинквентного поведения. Чрезмерная идентификация со стереотипными героями или представителями контркультуры подавляет и ограничивает развитие идентичности.

    Молодость

    Шестая психосоциальная стадия продолжается от 20 до 25 лет и обозначает формальное начало взрослой жизни. В целом это период получения профессии, ухаживания, раннего брака, начала самостоятельной семейной жизни.

    Интимность (достижение близости) - как поддержание взаимности в отношениях, слияние с идентичностью другого человека без опасения потерять самого себя.

    Способность быть вовлеченным в любовные отношения включает в себя все предыдущие задачи развития:

    • человеку, который не доверяет другим, будет трудно довериться самому;
    • в случае сомнений и неуверенности, будет тяжело позволить другим пересечь свои границы;
    • человеку, который чувствует себя неадекватно, будет трудно сближаться с другими и проявлять инициативу;
    • отсутствие трудолюбия приведёт к инертности в отношениях, а непонимание своего места в обществе - к душевному разладу.

    Способность к близости становится совершенной, когда человек способен построить близкие партнёрские отношения, даже если они требуют значительных жертв и компромиссов.

    Способность доверять и любить другого, получать удовлетворение от зрелого сексуального опыта, поиск компромиссов в общих целях - все это свидетельствует об удовлетворительном развитии на стадии молодости.

    Положительное качество, которое связано с нормальным выходом из кризиса "интимность/изоляция" - это любовь. Эриксон подчеркивает важность романтической, эротической, сексуальной составляющих, но рассматривает истинную любовь и близость шире - как способность вверять себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям, даже если они потребуют уступок или самоотречения, готовность разделить вместе все трудности. Этот тип любви проявляется в отношениях взаимной заботы, уважения и ответственности за другого человека.

    Опасность данной стадии - избегание ситуаций и контактов, которые ведут к близости.

    Избегание опыта близости из боязни "потерять независимость" приводит к самоизоляции. Неспособность устанавливать спокойные и доверительные личные отношения ведёт к чувству одиночества, социального вакуума и изоляции.

    Вопрос на который отвечают: Могу ли я иметь интимные отношения?

    Зрелость

    Седьмая стадия приходится на средние годы жизни от 26 до 64 лет, её основная проблема - выбор между продуктивностью (генеративность) и инертностью (стагнация). Важным моментом этой стадии является творческая самореализация.

    "Зрелая взрослость" приносит более последовательное, менее неустойчивое чувство себя.

    "Я" проявляется, давая больше отдачи в человеческих взаимоотношениях: дома, на работе и в обществе. Уже есть профессия, дети стали подростками. Чувство ответственности за себя, других и мир становится более глубоким.

    В общем, эта стадия включает продуктивную рабочую жизнь и воспитывающий стиль родительства. Развивается способность интересоваться общечеловеческими ценностями, судьбами других людей, задумываться о грядущих поколениях и будущем устройстве мира и общества.

    Продуктивность выступает как забота старшего поколения о тех, кто придет им на смену, - о том, как помочь им упрочиться в жизни и выбрать верное направление.

    Если у взрослых людей способность к продуктивной деятельности настолько выражена, что преобладает над инертностью, то проявляется положительное качество данной стадии - забота.

    Трудности в "производительности" могут включать: навязчивое желание псевдоинтимности, сверхидентификация с ребёнком, желание протестовать, как путь решения застоя, нежелание отпускать от себя собственных детей, обеднение личной жизни, самопоглощённость.

    Те взрослые люди, кому не удается стать продуктивными, постепенно переходят в состояние поглощённости собой, когда основной предмет заботы - их собственные, личные потребности и удобства. Эти люди не заботятся ни о ком и ни о чем, они лишь потворствуют своим желаниям. С утратой продуктивности прекращается функционирование личности как деятельного члена общества, жизнь превращается в удовлетворение собственных нужд, обедняются межличностные отношения.

    Это явление, как кризис среднего возраста выражается в чувстве безнадёжности и бессмысленности жизни.

    Вопросы, на которые отвечают: Что значит моя жизнь к сегодняшнему дню? Что я собираюсь делать с оставшейся жизнью?

    Старость

    Восьмая стадия, старость, начинающаяся после 60-65 лет - это конфликт цельности и безнадёжности. В кульминации здоровое саморазвитие достигает целостности. Это подразумевает принятие себя и своей роли в жизни на самом глубинном уровне и понимание собственного личностного достоинства, мудрости. Основная работа в жизни закончилась, настало время размышлений и забав с внуками.

    Человек, который испытывает недостаток целостности, часто хочет прожить свою жизнь ещё раз.

    Он может рассматривать свою жизнь как слишком короткую, чтобы полностью достичь определённых целей и поэтому может переживать безысходность и недовольство, испытывать отчаяние оттого, что жизнь не сложилась, а начинать все сначала уже поздно, возникает ощущение безнадёжности и страх смерти.

    Литература и источники

    https://www.psysovet.ru