Козелец храм рождества пресвятой богородицы. Собор рождества богородицы в козельце

  • 04.01.2024

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в поселке городского типа Козелец (1752) – удивительной красоты барочный храм с фантастической энергетикой, один из моих самых любимых. В эту церковь хочется вернуться еще и еще раз – она как будто пронизана дыханием Святого Духа.

Считается, что Рождественский собор - это завершающий аккорд эпохи украинского барокко, последняя в истории Украины церковь этого стиля. Храм имеет статус памятника архитектуры национального значения.

Церковь относится к Козелецкому благочинию Черниговской епархии Украинской православной церкви. Настоятель собора Рождества Богородицы – благочинный Козелецкого округа, митрофорный протоиерей Михаил Терещенко, приложившего много усилий для возвращения храма верующим.

Про собор и его создателей в сети написано очень много и далеко не все – корректно. Мне кажется, самый лучший способ для первого знакомства таков: у церкви есть свой сайт – http://sobor-kozelets.church.ua . Это – довольно редкий случай в принципе, не говоря уже о том, что церковь – не столичная. Большое спасибо его создателям. Кроме того, про храм написана книга «Собор Рождества Богородицы в Козельце» из серии изданий о памятниках архитектуры национального значения, написанная сотрудниками заповедника "Чернигов Древний", и есть упоминания в огромном количестве других источников. Так что для любителей подробной реконструкции исторических событий эта тема – просто клондайк.


История

Строительство собора связано с одной из знаменитейших украинских династий – Разумовских.


Удивительна история этой семьи – такую карьеру, какую сделали братья Разумовские (не даром родовая фамилия семьи – Рóзумы) – можно по праву назвать головокружительной.

Судите сами. Алексей и Кирилл Разумовские (будущие граф и генерал-фельдмаршал и последний гетман Войска Запорожского и президент Российской академии наук) происходили из семьи малоземельных казаков, жившей в селе Лемеши – оно совсем рядом с Козельцом. Старший брат, Алексей – красивый и статный парень, сбежал от пьющего отца в другое соседнее село – Чемер, поселился у дьяка и стал певчим в церковном хоре. Деревянная церковь, в которой он пел, давно разрушилась. На ее месте в 1888 году построили другую деревянную церковь – она теперь, к сожалению, тоже почти разрушилась и, думаю, восстановить ее уже не выйдет.


В 1731 году во время службы в чемерскую церковь зашел проезжавший мимо придворный императрицы Анны Иоанновны полковник Федор Степанович Вишневский. Был Федор Степанович поставщиком не только токайских вин к императорскому двору, но и «статных и кареглазых певчих» для императорского хора. Он был поражен ярким голосом Алексея и предложил ему поехать в Петербург. Дальше история развивалась как в сказке. Алексей попадает в придворную хоровую капеллу, где его замечает и приближает к себе цесаревна Елизавета Петровна, находящаяся в полу-опале у тогдашней императрицы Анны Иоанновны и нуждающаяся в моральной поддержке после ссылки на Камчатку своего предыдущего фаворита и ординарца Алексея Шубина.


Когда Елизавета Петровна становится императрицей, ее – на тот момент уже фаворит – Алексей Разумовский получает огромную власть: императрица жалует своему «ночному императору» титул графа и звание генерал-фельдмаршала, он становится одним из богатейших людей империи. Существует даже легенда, что Елизавета состояла в тайном браке с Разумовским, хотя документального подтверждения этому факту нет, так же, как и историям про их совместных детей (самая известная из них – княжна Тараканова). Кроме того, некоторые исследователи упоминают, что венчал императрицу Елизавету и графа Алексея «дикий поп» Кирилл Николаевич Тарловский, уроженец Козельца, также, по их словам, некоторым образом причастный к строительству козелецкого собора.

Алексей перевозит в столицу своего брата Кирилла и отправляет учиться в Европу. Возвращается оттуда 16-летний Кирилл уже графом, в 18 лет его назначают президентом Петербургской академии наук, он женится на троюродной сестре императрицы и получает за ней огромное приданое, становится последним гетманом Войска Запорожского (упраздненный было титул специально восстановили ради такого случая), а позже – сенатором и генерал-адъютантом.


Какое-то время прожила при дворе и их мать, Наталья, обычная черниговская селянка, пожалованная императрицей в статс-дамы. Но при переезде императорского двора в Петербург она вернулась на родину – придворная жизнь пришлась ей не по вкусу – и поселилась вблизи Козельца в построенной ею усадьбе Алексеевщина.

Большинство историков считает, что идея строительства собора в Козельце принадлежит именно ей, Наталье Разумовской («Розумихе» в простонародной украинской интерпретации), и была поддержана ее сыновьями, на чьи деньги он и был построен. Черниговская область вообще обязана братьям Разумовским, и особенно своему последнему гетману, большим количеством роскошных барочных храмов и дворцов, но именно эту церковь Наталья Демьяновна задумала в благодарность Господу за триумфальное возвышение своей семьи.


Строительство храма началось в 1752 году и продлилось 11 лет. По рассказам Александра Андреевича Шама, козелецкого краеведа и преподавателя, для строительства собора Рождества Богородицы была построена подъездная наклонная земляная насыпь от села Лихолетки до села Гламазды длинной в 10 километров, чтобы подавать строительные материалы на большую высоту. Около сотни крестьян из имений Разумовских привозили необходимые материалы на подводах, а на самом строительстве трудились почти 150 человек. Крестьянам платили по 5 копеек в день, братья Разумовские не скупились, да и сама Наталья Демьяновна, говорят, лично наблюдала за строительством.

Жаль только, что воплощенной свою мечту ей не довелось увидеть: она умерла раньше, чем строительство завершилось. Свое последнее упокоение она нашла именно здесь, в нижней церкви, в приделе святых мучеников Адриана и Наталии. До сих пор духовенство собора проводит службы за упокой ее души.


В 1766-1770 годах рядом с собором была построена колокольня.

В справочнике «Памятники градостроительства и архитектуры УССР» есть упоминание о «пожаре, причиненном молнией» в 1848 году, в результате чего двухъярусное завершение колокольни заменили куполом со шпилем, а верхний – пятый – ярус в первоначальном виде восстановлен не был.


По словам настоятеля храма, отца Михаила Терещенко, в 1934 году советские власти закрыли храм и конфисковали все, что посчитали ценным. Во время оккупации Козельца немецко-фашистскими войсками в 1941 году, на территории собора была конюшня, а потом – лагерь для военнопленных. Странно, что он не действовал – обычно немцы во время оккупации разрешали возобновлять богослужения. Во время бомбардировок были повреждены купола собора и колокольни. Когда война закончилась, в храме устроили склад для овощей. В 1946 году в соборе начались первичные реставрационные работы. Реальная же реставрация была проведена в 1960-1970-х годах специалистами Черниговской межобластной специализированной научно-экспериментальной мастерской.


После окончания реставрации храм передали церкви и открыли для богослужений 14 августа 1993 года, в присутствии высокопреосвященнейшего митрополита Черниговского Антония.

В сентябре 2012 года на празднование 260-летия со дня основания собора приехал потомок Кирилла Разумовского – граф Александр Разумовский. Он подарил собору икону "Успение Пресвятой Богородицы".

Архитектура

Собор Рождества Пресвятой Богородицы построен в стиле барокко, с элементами рококо и классицизма. Долгое время авторство проекта храма приписывали Бартоломео Растрелли, однако позднее были найдены документальные подтверждения тому, что архитектором собора был Андрей Васильевич Квасов, основатель первой украинской «глуховской» архитектурной школы, ученик известного петербургского архитектора Михаила Григорьевича Земцова. Также исследователи считают, что в создании церкви участвовал знаменитый украинский архитектор Иван Григорьевич Григорович-Барский и что он – автор изящного лепного декора храма.


Храм имеет редкую для Украины двухъярусную структуру с цокольным этажом и состоит из «летней» (верхней) и «зимней» или «теплой» (нижней) церкви, которая одновременно является усыпальницей Натальи Разумовской.


Собор – кирпичный, оштукатуренный, четырехнефный, девятичастный, четырехстолпный, выстроенный в форме равностороннего креста. Притворы – одной высоты с основным объемом – делают его в плане почти квадратным. Главный престол церкви освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы, правый придел – в честь апостолов Петра и Павла, левый – пророка Захарии и святой Елизаветы, нижний – святых мучеников Адриана и Наталии. Храм – пятикупольный, купола имеют двухъярусное завершение, типичное для украинского барокко. С трех сторон к храму пристроены паперти с шатровым покрытием.

Снаружи и внутри собор украшен изящной лепкой в стиле елизаветинского рококо.


Еще одна из потрясающих ценностей храма – грандиозный резной деревянный иконостас, изготовленный из липы и покрытый позолотой. Центральная часть иконостаса – пятиярусная, боковые – трехъярусные, его высота – 27 метров. Резьба – мастерская и вдохновенная одновременно, очень гармонично сочетается с барочным оформлением храма. До революции иконостас имел серебряные врата с позолотой – увы, конфискованные вместе со всеми ценностями. Из 72 икон сохранились 50, иконы были написаны украинскими иконописцами во главе с придворным художником семьи Разумовских – Григорием Андреевичем Стеценко. Как иконостас он пережил революцию, войну и послевоенное время – полная загадка, не иначе – промысел Божий.

Колокольня, стоящая отдельно от собора и также построенная Андреем Квасовым, имеет высоту 50 метров – она одна из самых высоких в Украине. Сейчас колокольня четырехъярусная, а до пожара 1848 года была, видимо, пятиярусной. Первый ярус декорирован рустом, колонны второго яруса – тосканского ордера, третьего - ионические, четвертого - коринфские и – (капитан очевидность) – колонны пятого, скорее всего, были дорическими? Купол колокольни – полусферический со шпилем, оригинальный, как я уже писала, был уничтожен пожаром.


Интересные факты

С Рождественским собором связано очень много интересных легенд и историй, но я хотела бы остановиться на нескольких из них.


Одна из них касается иконостаса и двух версий его происхождения. Первая из них гласит, что он был изготовлен в мастерской и по эскизам Бартоломео Растрелли (по другим пересказам – в Италии) и что Елизавета заказала его для Смольного монастыря в Петербурге, однако затем решила подарить его в козелецкий храм. Согласно второй версии, изложенной в книге Владимира Вироцкого, Андрея Карнабиды и Виктора Киркевича «Монастыри и храмы земли Северской» – были найдены документальные подтверждения того, что иконостас изготовлен в Козельце.


Следующий рассказ – про местночтимую чудотворную икону – афонский список с Иверской иконы Божьей Матери, которую еще иначе называют «Вратарница» (по-гречески «Портаитисса»), которая сейчас находится в нижнем храме. Я где-то слышала, что первый список, который хранился в соборе и был утерян после 1934 года, привезли из Афона специально для Натальи Разумовской. Нынешний список чудотворной иконы, по благословению Божьей Матери, привез со святой горы Афон настоятель собора, отец Михаил Терещенко, в 2003 году. А вот оригинальная молитва той, первой иконе, которую возносят только в Козельце, сохранилась до наших дней. Празднование в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы в Козельце – вторник Светлой Седмицы.


Интересно, что собор Рождества Богородицы описал Тарас Шевченко в повести «Княгиня» – он ездил в Козелец дважды, первый раз – весной 1846 года по поручению Археографической комиссии для выполнения зарисовок архитектурно-исторических памятников Черниговщины. Вот что он пишет: "Город Козелец... городишко ничем не приметный, но все-таки проезжающий, если он не спит, когда меняют коней, или не закусывает у пана Тихоновича, то непременно залюбуется величавым храмом грациозной растреллиевской архитектуры, который построила Наталка Розумиха". Так что во времена Шевченко бытовала гипотеза о том, что собор строил Растрелли – слухами земля полнится.


А еще в Козельце бывала и некоторое время гостила императрица Елизавета Петровна. В 1744 году, во время поездки в Малороссию, Елизавета посетила, в том числе, и Козелец, где, по словам известного прозаика Николая Гейнце, «останавливалась на долгое время у матери Алексея Григорьевича [Разумовского] – Натальи Демьяновны и… в козелецком ее доме… хранилось кресло то, на котором сидела государыня».

Местоположение и окрестности

Поселок городского типа Козелец – районный центр Козелецкого района Черниговской области, расположен на берегу реки Остер, в 76 километрах от Киева, рядом с трассой Е95. Очень люблю этот небольшой городок – спокойный и основательный. А еще в Козельце проводят (ну, по крайней мере, раньше проводили) веселые и красочные осенние ярмарки, на которых выставлялись многие районы Черниговщины.


Названием своим городок обязан не то – красивым желтым весенним цветам из семейства астровых, носящим название козелец и немного похожим на одуванчик, не то – соседнему «козелесу» – лесу, в котором раньше в великом множестве водились дикие козы (герб города – серебряный козел с золотой державой на спине).

Впервые город упоминается в документах начала XVII века как польская крепость. Во время освободительной войны Богдана Хмельницкого против Польши в Козельце стояла казацкая сотня Киевского полка. После включения Черниговщины в состав России, управление Киевского полка переводят в Козелец – в город переезжает полковник и казацкая старшина, он становится важным военно-административным центром.


В Козельце сохранилось много интересных архитектурных памятников. Во-первых и во-вторых, в Козельце есть две старинные церкви – святителя Николая Чудотворца (1781-1784), действующая, и церковь Вознесения Господня (1866-1874) – в ней расположен Музей истории ткачества Черниговщины, но они заслуживают отдельного разговора, в других блогах.

В-третьих – Дом полковой канцелярии, после отмены Екатериной II сотенно-полкового устройства в Украине в 1781 году служивший магистратом – был построен в 1756-1760-е годы теми же архитекторами, которые строили Рождественский собор – Андреем Квасовым и Иваном Григоровичем-Барским по заказу киевского полковника Ефима Дарагана. Во время Второй Мировой войны здание было повреждено и позже отреставрировано.


Еще одно место, которое стоит посетить – если там еще вообще осталось на что смотреть – усадьба и парк семьи Дараганов (1750-е – 1760-е годы) в бывшем селе Покорщина, которое теперь является частью Козельца. В 1744 году Наталья Разумовская купила это имение у полкового писаря Ивана Покорского и подарила в качестве приданого своей дочери Вере Григорьевне, которая вышла замуж за состоятельного землевладельца и киевского полковника Ефима Дарагана. Усадьба интересна тем, что она – деревянная, оштукатуренная, а издали похожа на каменную, чуть ли не единственная сохранившаяся в Украине деревянная барочная усадьба. Она была украшена очень красивой резьбой.


Окружал усадьбу ландшафтный парк, из хозяйственных построек сохранились каменица (оружейная полковника, 1750-1770) и каретный сарай. Все постройки в ужасающем состоянии. Вход в усадебный дом заколочен, окна – выбиты. Подозреваю, что внутри он – в аварийном состоянии. Еще в 1975 году в усадьбе снимали сцены из известного фильма «Звезда пленительного счастья», а теперь памятник архитектуры национального значения растаскивают бомжи.


Продолжение следует

Мой следующий рассказ посвящен не очень известной, но красивой церкви Рождества Пресвятой Богородицы в селе Ковшеватая таращанского района.

Черниговской области. Храм признан одной из лучших украинских святынь, построенных в эпоху барокко. Козелецкий собор считается уникальным образцом храмового зодчества 18 века. Возвели церковь в 1752–1763 годах по заказу графини Натальи Разумовской – матери Кирилла и Алексея Разумовских. Она и по сей день поражает посетителей своим пышным декором, а также нехарактерными для провинциального городка размерами и богатым убранством.

Сведения о храме

Все посетители имеют возможность полюбоваться самым ценным украшением собора – его иконостасом. По мнению некоторых историков, иконостас был сделан в Италии и предназначался для петербургского собора Смольного монастыря. Однако после изготовления выяснилось, что он велик для Смольного, поэтому, по велению императрицы, был передан в дар Козелецкому собору. Высота иконостаса составляет двадцать семь метров, прекрасные иконы для его украшения были выполнены талантливым украинским художником Григорием Стеценко. Впечатляют не только огромные размеры, но и уникальная высокохудожественная резьба и удивительные росписи этого шедевра.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Козельце венчают пять куполов на высоких барабанах. В основу строительства этого храма положен равносторонний греческий крест, между концами предусмотрены дополнительные помещения, которые усиливают грандиозность строения.

За долгие годы существования на долю собора пришлось множество испытаний. В его стенах располагались конюшни, лагерь для военнопленных и даже склад для фруктов и овощей. Но благодаря усилию многих людей и кропотливому труду реставраторов святыня обрела былое величие и красоту.

Храм разделен на две части: верхнюю и нижнюю. Нижняя церковь, «теплая», освященная в честь мучеников Андриана и Натальи – это усыпальница графов Разумовских.

По старинной легенде, в ясную и солнечную погоду с колокольни, которая находится рядом с храмом, одновременно можно увидеть и . Архитектура ее удивляет своей оригинальностью. Особенно интересны вогнутые фасадные стены, напоминающие вид в Чернигове. Подъем на колокольню возможен только по согласованию с настоятелем собора.

Как доехать

Собор Рождества Пресвятой Богородицы расположен в Козельце, на улице Семьи Богомольцев, 1. Неподалеку от него можно увидеть и .

Доехать в Козелец очень просто, потому что поселок расположен прямо на автомобильной дороге Киев–Чернигов. Из двух городов сюда регулярно ездят рейсовые автобусы и маршрутные такси.

Собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы в п. Козельце Черниговской епархии

Собор был сооружён по заказу Натальи Демьяновны Разумовской (Разумихи - матери Алексея и Кирилла Разумовских) архитекторами А. В. Квасовым и И. Г. Григоровичем-Барским по проекту В. В. Растрелли между и годами. Также в XVIII веке был создан многоярусный позолоченный иконостас - как полагают, при участии архитектора В. В. Растрелли. Придворный художник Разумовской, Григорий Стеценко, расписал собор. На первом ярусе был устроен храм мучеников Адриана и Наталии - усыпальня Разумовских. После завершения строительства собора, в - годах архитектором Квасовым была возведена грандиозная колокольня . По великолепию и красоте архитектуры собор встал в ряд лучших архитектурных творений в Российской империи середины XVIII века. Он также явился последним видным храмовым сооружением в истории украинского барокко, после чего наступило время классицизма .

После пожара, причинённого молнией, в году колокольня была перестроена.

Архитектура

Грандиозный каменный храм пышной, дворцовой архитектуры. В архитектуре здания доминируют черты барокко , местами переходящие в формы рококо , и ордерные мотивы классицизма . В плане здание представляет крест. Массив здания разделён на два основных этажа и цокольную часть. Окна расположены по этажам строго в ряд. В первом этаже устроены необычные паперти в виде павильонов с арочным покрытием. Здесь видна рустовка первого этажа, и как контраст этому, сложное и обильное декоративное убранство второго этажа, увенчанного по верху выгнутыми фронтонами. Четыре опорных столпа несут систему сводов и пять куполов , поставленных по диагонали, как в древнерусских храмах. С трёх сторон к основному объему пристроены полукруглые крыльца с открытой колоннадой , завершающиеся невысокими шатрами .

В интерьере господствуют центральный купол и грандиозный многоярусный резной из липы позолоченный иконостас . Здесь архитектура, скульптура и живопись выступают в нерасторжимом единстве, что видно в утончённом декоративном убранстве стен, опор, сводов и куполов, а также в иконостасе.

Рядом с собором - четырёхярусная колокольня высотой 50 м. (одна из высочайших на Украине). Композиционное решение здания традиционно ярусное: нижний ярус украшен рустом, на втором ярусе пучки колонн

Описание

Собор Рождества Богородицы в Козельце – самое главное сокровище города и одно из самых знаменитых архитектурных сооружений Черниговской области.

Церковь была построена в 1752-1763 гг. по проекту архитекторов И.Григоровича-Барского и А.Квасова. Средства на строительство храма выделила мать Алексея и Кирилла Разумовских – Наталья Разумиха.
Это пятикупольный собор в стиле позднего барокко с элементами украинской народной архитектуры, который выделяется богатой декоративной лепниной. Боковые выходы на паперти и цокольный этаж добавляют объем и без того большому храму. Ценителей красоты приведет в восторг внутренний вид церкви. Роспись интерьера выполнил выдающийся художник Г.Стеценко, резьбу – С.Шалматов. В Соборе можно увидеть старинный деревянный иконостас, который спроектировал известный петербургский архитектор В.Растрелли. 27-метровый иконостас был сделан из 80 икон (в наше время сохранилось 50 из них).
Рядом с Собором располагается колокольня, которая датируется 1766-1770 гг.

Постройка очень оригинальна, особенно интересно смотрятся вогнутые внутрь фасадные стены. Архитектурный облик здания схожий с колокольней Троицкого собора в Чернигове. Говорят, с колокольни открывается чудесный вид на окрестности (даже можно одновременно увидеть два великих города - Киев и Чернигов).
Собор Рождества Богородицы (Козелец)
В ходе истории Собор Рождества Богородицы неоднократно переживал тяжелые времена. Больше всего он пострадал от рук фашистов и большевиков. Храму удалось перенести все лишения. Ему повезло намного больше остальных его «коллег» - собор не разобрали и не разрушили. Правда, долгое время он использовался не по своему прямому предназначению: здесь располагался сначала лагерь для военнопленных, затем конюшня, заготконтора. Еще несколько лет назад величественный собор имел «весьма непритязательный вид». Был грязным, потрескавшимся и ошелушенным.
После реставрации Собор Рождества Богородицы вновь занял свое почетное место среди шедевров украинской архитектуры. Является действующим.

Адрес: пгт Козелец, ул. Комсомольская, 9

В соборе сохранился склеп с прахом Наталки Демьяновны Розумовской - матери Алексея и Кирилла. Возле собора состоянием на 2004 год остались почти не истерзанные столетиями и событиями два столба из гранита неподалеку один от другого с восточной стороны. На одном з них надпись: "Ротмистер Петр Иванович Афендик род. 1804 г. 21 декабря, умер 1864 г". На втором надгробии читаем: "Здесь покоится прах Константина Станиславовича Митарновского, подполковника 17 пехотной Архангельской дивизии, родившегося 1834, умершего 1883 г.".

Афендик Петр Иванович был сыном Афендика Ивана Антоновича. Афендик Петр Иванович (21.12.1804 - 20.02.1863), участник подавления Польского восстания 1831 года, родился в селе Старая Басань Козелецкого уезда. Службу начал в Нарвском драгунском полку. С 1819 г. - прапорщик, с 1825 г. - поручик, из 1831 г. - штабсротмистер. Награжденный орденом святой Анни IV степени за храбрость. 3 1832 г. - ротмистер в отставке. Служил в Нарвском драгунском (со временем гусарском) полке (1819-1832). Его избирали депутатом от дворян Козелецькой уездной комиссии (1882).

Второе надгробие имеет такой вид: на черном гранитном кубе - белая мраморная стела с художественной резьбой, суженная в верхней части, на которой вычеканено эпитафию.

Митарновский Константин Станиславович, подполковник, участник российско-турецкой войны (1877 - 1878 гг.), с 1852 года офицер, с 1 974 - майор. За храбрость в российско-турецкой войне ему присвоены звание подполковника (1883г.) и награжден орденом святого Владимира с мечами и бантом. Имел ордены: в 1877 году - святого Станислава III степени, в 1882 году - святой Анны III степени. Этих двух военных возле собора похоронили не случайно.

К тому времени на территории собора было кладбище, на котором погребали не только военных, а и других людей с положением, имена которых были связаны с жизнью Козельца.

Таких погребений на соборном кладбище начислялось несколько десятков. Подтверждением существования кладбища есть материалы краеведов Козельца, рассказа старожилов и рабочих, которые в советские времена работали над реставрацией этого храма и находили кости похороненных здесь людей. К сожалению, сохранилось лишь два надгробия. Все другие уничтожено или с течением времени, или во время войны 1941 - 1945 гг. Правда, между этими двумя погребениями остался третий гранитный столб высотой приблизительно 130 см с надписью: "Мир праха твоему, страдалец".

озле собора похороненные также: Билановский Василий Никитович (1810 - 13.01.1889)- генерал-майор в отставке, участник российско-турецкой войны 1828 - 1829 гг.; Бочаров Михаил Иванович (1820 - 21.03.1869) подполковник в отставке; Кичко Калина Власович (1827 - 05.06.1877) - капитан в отставке; Лесовский Григорий Андреевич (1824 - 04.04.1864) - штабс-капитан; Мордовский Михаил Яковлевич (1837 - 03.04.1917) - полковник.

Строительство собора Рождества Богородицы считается делом рук архитектора И. Григоровича-Барского в соавторстве с А. Квасовым в 1752-1763 гг. на заказ Н. Д. Розумовского как родственного храма-усыпальницы.


Тем не менее это совсем не так. А для начала обратимся к феномену семьи Розумовских на примере книги "Семейство Разумовских" (А. А. Васильчикова, т. 1, С.Петербург, 1880 г.), где уже в предисловии говорится: "Графы Разумовские принадлежат ко второй эпохе временщиков. Возвышением своим они обязаны только случаю. Они не играли видной роли в летописях отечества нашего, не отличались особенными, выходящими изряда талантами. В продолжении шести царствований: Елизаветы, Петра III, Екатерины II, Павла I, Александра I и Николая I с немногим сто лет существует семейство Разумовских и не представляет ни одного полководца, ни одного вполне замечательного государственного мужа. Последние сыны гетьмана умерли за границей, где провели большую часть своей жизни.

Разумовские, без сомнения, рядом с Шереметьевыми, остались для народа любимыми вельможами прошлого столетия. Еще при жизни своей они, по крайней мере графы Алексей и Кирилл Григорьевичи, пользовались общественным сочувствием. Екатерина отзывается в них, что она "никогда не знавала семейства временщиков, более всеми любимого". Причину зтой любви угадать не трудно: Разумовские, не чуждаясь просвещения, жили жизнью народной, любили все отечественное ".

Заметили, уважаемый читатель, даже в короткой этой цитате уже есть несколько противоречий, например: "Они не играли видной роли в летописях отечества нашего " и "не чуждаясь просвещения, жили жизнью народной"? И не об этом сейчас речь. Вернемся к "Семейству Разумовских" и к первой главе книги "Происхождение и возвышение". В ней идет речь о том, что в Черниговской губернии, Козелецкого уезда, в хуторе Лемехах жил реестровый казак Григорий Яковлевич Розум. Хутором село Лемеха было до 1765 года и расположенное на старой почтовой дороге из Киева в Чернигов между станциями Козельцом и Чемером. Розумом нарекли Григория Яковлевича, как гласит пересказ, соседние казаки от поговорки, которую тот любил повторять: "Гей! Що то за голова, що то за розум!";

Розум был человеком сварливым и скандальным, жена Наталия Демьяновна, наоборот, здравомыслящей и умной, ее любили и уважали все земляки. Детей у них было шестеро: Данил, Алексей, Кирилл, Агафья, Анна, Вера.

Однажды Наталии Демьяновне приснилось, будто в ее доме светятся на потолке солнце и звезды. Пересказала сон соседям, которые только начали смеяться над ней. Дня через три, в начале января 1731 года, в праздничный день проезжал через Чемер полковник Федор Степанович Вишневский, который возвращался с Венгрии, где он покупал для императрицы вина. Вишневский зашел в церквовь, был очарован голосом и внешностью Алексея Розума и уговорил дьячка отпустить с ним его воспитанника в Петербург. Алексей с радостью пристав на предложение Вишневского и поскакал со своим доброжелателем к северной столице. Там Вишневский представил Алексея тогдашнему обер-гофмаршалу графу Рейнгольду Левенвольду, который сразу же поместил молодого украинца в придворный хор.

После высылки сержанта Семеновського полка камер-пажа Алексея Никифоровича Шубина, который был первым лицом при дворе, Елизавета обратила свое внимание на молодого Розума. Некоторое время спустя уже не Розум, а Розумовський назначается управляющим одним из царских имений. Вслед за этим Алексей Григорьевич получает звание гофинтенданта и начинает ведать всем имуществом двора Елизаветы Петровны, и так умело, что сама императрица в письмах называет его "нелицемерным". Мать Алексея Розумовского в это время стала лучше жить, завела корчму...

Вскоре Розумовский становится графом и вступает в законный брак с императрицей Елизаветой Петровной (обвенчались они тайно осенью 1742 года в подмосковном селе Пэру). После такого удачного бракосочетания влияние Алексея Григорьевича при дворе становится огромным. Он не забыл и о своих благодетелях: Вишневского сделал генералом, а дьячка назначил надзирателем в одном из садов императрицы. Не забыл он и далекую родину: добился восстановления автономии Украины. Его родной брат становится гетманом.

Както Елизавета Петровна собралась посетить Украину. Ремонтировались и расширялись дороги, укреплялись мосты. В Козельце императрице понравилось, там она познакомилась с родными сестрами своего мужа. Возможно, именно тогда из дипломатической "подачи" Алексея Розумовского и возникло у Елизаветы Петровны желание соорудить собор Рождества Богородицы.

Но как бы там не было, а в 63 томе ежемесячного исторического журнала "Киевская старина" за декабрь 1898 года находим, что собор построен на "средства всесильного в то время графа Алексея Григорьевича Разумовского... при ближайшем участии небезызвестного священника Тарловского Кирилла Николаевича, уроженца г. Козельца, слывущего под именем "дикаго попа". Строителем собора был знаменитый архитектор того времени Растрелли".

Именно тогда в Италии для императорской церкви в Петербурге был заказан иконостас. Но после того как его доставили на место, стало понятно, что он великоват по размеру. "В зто время у графа Разумовского созрела мысль о постройке собора в Козельце. Императрица Елисавета Петровна решила пожертвовать этот иконостас для будущего собора. Вот тогда-то и было поручено архитектору Растрелли соответственно размерам и величине иконостаса составить проект собора. В скором времени собор был построен. Изумленному взору простоватых обывателей града Козельца предстало в виде собора такое чудо, что все просто ахнули и единогласно решили, что не только в Чернигове, но даже в самом Киеве нет такого собора", - утверждает "Киевская старина".

А вот то, о чем писал журнал почти 100 лет тому, можно полностью отнести к нашим дням. Словно о нас речь идет - прочитаем внимательно: "Иконостас, кажется, не ремонтировался с самого основания собора, т.е. уже почти 150 лет, что и заметно в довольно значительной степени: время берет свое - краски и лепные украшения трескаются, часть последних отпадает, позолота сходит. Недалеко то время, когда величественный иконостас и иконы нуждаются в ремонте ".

Укажу еще раз - это писалось почти столетие назад. А если к этому прибавить, что во времена Великой Отечественной войны фашистские оккупанты держали в соборе коней и десятками лет он не ремонтировался после войны можно только вообразить, в какой реставрации он сейчас нуждается...

Кстати, о том, что собор Рождества Богородицы соорудил Растрелли, писали "Известия XIV археологического съезда въ Чернигове 1-15августа 1908г."

И лишь в "Всеобщей истории архитектуры" в шестом томе мы находим утверждение, которые авторами собора Рождества Богородицы были (в первую очередь) А. Квасов и И. Барський. "Всеобщая история... " выданная в Москве в 1968 году. Ведь - судите сами...


Храм Рождества Пресвятой Богородицы и высокая колокольня

Храмовый колодец

Вход в верхний храм



Роскошный козелецкий собор был построен в 1752-1763 гг. как храм-усыпальница казачки и шинкарки Натальи Розумихи,

а в то время уже графини Наталии Розумовской. Ее сыновей судьба причудливым образом обратила из простых пастухов в графа и фельдмаршала Алексея Розумовского – фаворита императрицы Елизаветы Петровны и графа Кирила Розумовского – президента Петербургской академии наук, последнего гетмана Украины Пробыв несколько лет при петербургском дворе как статс-дама, Розумиха поняла, что это не её место и вернулась домой. Тогда же был приглашен архитектор, чтобы воплотить в жизнь желание простой деревенской женщины прославить Бога за случившееся с её детьми. Так в Козельце появилось архитектурное чудо – Собор Рождества Богородицы, построенный в барочном стиле петербургской художественной школы, но с использованием элементов характерных для украинской архитектуры.
Долго специалисты спорили об авторстве, приписывали его даже Растрелли, о чем до сих пор свидетельствует мемориальная доска на стене собора. Но были найдены документы, свидетельствующие, что собор был построен российским архитектором А.В. Квасовым. Но так как в те времена архитектуру постройки определял не только архитектор, а и заказчик, то и появились на этом храме украинские барокковые бани.
Храм двухъярусный, что характерно для российского храмового зодчества. В первом ярусе, так называемой «теплой» церкви – расположена церковь Адриана и Наталии- усыпальница Разумовских.

Интерьер второго яруса подчинен главному композиционному акценту – гигантскому пятиярусный 27-метровому позолоченному иконостасу. Впечатляют не только размеры, но и высокохудожественная резьба и росписи этого шедевра.
Равносторонний в плане собор с четырьмя апсидами увенчивают пять куполов на высоких барабанах. Это украинский девятикамерный храм, в основу которого положен равносторонний греческий крест с дополнительными помещениями между концами креста, что напоминает структуру деревянных срубных храмов. Но в отличие от традиционной пирамидальной композиции, здесь почти квадратный вид, что усиливает грандиозность строения.
С трех сторон к храму примыкают три крыльца со ступеньками, характерными для украинского строительства. В то же время крыльцо украшает шатровое завершение – российский архитектурный элемент.
Внешний и внутренний декор исполнен в последнем варианте европейского барокко – рококо, с характерными кривыми линиями и поверхностями, игривыми деталями. Так в то время украшались храмы и дворцы в Париже, Вене, Петербурге…
После завершения строительства собора в 1766-1770 гг., архитектором Квасовым была построена колокольня,

которая является одной из самых высоких в Украине. Ее высота достигает 50 м до низа креста. Композиционное решение колокольни традиционно ярусное: нижний ярус украшен рустом, на втором ярусе пучки колонн тосканского ордера, на третьем – ионического, на четвертом – коринфского. Увенчана колокольня полусферическим куполом со шпилем, что отличается от куполов самого храма, т.к. она перестраивалась в 1848 г. после пожара, причиненного молнией.Собор в Козельце – это последнее сооружение в истории украинского барочного храмового строительства.

Иконостас нижнего храма


В нижнем храме хранится почитаемая чудотворная икона Пресвятой Богородицы Иверская. История происхождения иконы следующая:

Икона находилась в храме до 1934 года. До сих пор сохранилась молитва, которую читают только в Козельце. И когда собор закрыли и огр абили, исчезли из него и иконы, в том числе и Иверская чудотворная икона.

В 2003 году протоиерей Козелецкого округа поехал к святой горе Афон. В Иверском монастыре, где находится оригинал Иверськой иконы, протоиерей Михаил Терещенко приобрел образ, И привёз на Козелецкую землю.

И снова Матерь Божья стала покровительницей Козельца, собора Рождества Богородицы Идут христиане к храму, прикладываются к образу Матери Божьей и по вере получают то, чего просят. Особая благодать Божья находится в этом соборе. В одной из усыпальниц в нижнем храме, покоится прах Наталии Дамианивны Розумовской.


Ценнейшим украшением верхнего собора есть его иконостас,

который выполнили итальянские резчики по дереву по проектам В. В. Растрелли. Художественная роспись интерьера и картины для иконостаса выполнил художник Г. А. Стеценко. Для иконостаса он написал не только иконы по религиозным сюжетам, но и портреты Н. Д. Розумовской, Елизаветы Петровны и священника К. Тарловского, который втайне обвенчал в Козельце царицу и О. Розумовского.

Гигантский пятиконечный иконостас высотой 27 метров, который был изготовлен в Италии для Петербургского Смольного монастыря, но благодаря усилиям братьев попал в Козелец. В иконостасе было 80 икон, 50 из которых сохранились до наших дней. Иконостас оказался настолько большим, что его боковые части не помещались внутри собора, и их отправили в церковь в родное село Розумовских.

Известный и несколько иной вариант рассказа о судьбе собора: за проектом Растрелли в центре Козельца на территории нынешнего центрального парка и перекрестке настоящих улиц Комсомольской и Даневича под руководством архитекторов И. Григоровича-Барського и А. Квасова на средства Наталии Розумовской, матери фаворита Елизаветы Петровны Алексея, в 1752 - 1762 гг. сооружен собор Рождества Богородицы. Собор расписывал придворный художник-профессионал Наталии Розумовськой Григорий Стеценко. Иконостас для него изготовили лучшие мастера резьбы по дереву в Италии.

По другим перессказам, этот иконостас был изготовлен в Италии для одной из дворцовых петербургских церквей, а потом по воле Елизаветы Петровны подарено козелецкому собору. Строительство этого собора тогда якобы еще не велось, и его размеры позднее целиком зависели от подаренного иконостаса. По величию и красоте архитектуры козелецький собор стоит в ряде лучших архитектурных произведений России середины XVIII ст. Этот уникальный памятник архитектуры Черниговской области - один из лучших в Украине. Рядом с собором и колокольней приблизительно в то же время (1740 - 1760 гг.) по проекту А. Квасова сооружен дом магистрата.

Относительно собора известно много версий и домыслов. По рассказам старожилов, в козелецком соборе Рождества Богородицы (за другим вариантом в какой-то сельской церкви) царица Елизавета тайно венчалась с бывшим пастухом из Лемешей Алексеем Розумом. Говорят, что здесь, в Козельце, она якобы провела и медовый месяц. Таинство венчания осуществлял священник Кирилл Тарловський, которого называли "диким попом" - лицо известное в Запорожской Сечи. Он был интересным и загадочным человеком. Точно известно, что родом он из Козельца.

Хочется верить, что еще сотни лет будет стоять собор, сияя золотыми крестами и куполами, как светлячок ночью, чтобы мы не сбились с правильного пути, чтобы не потерялись во тьме сложного настоящего.

В каждый кирпичик собора вложена любовь предков наших.