Национального благосостояния фнб. Резервный фонд и фнб россии

  • 17.01.2024

Фонд национа́льного благосостоя́ния Росси́и (ФНБ) сформирован 1 февраля 2008 года после разделения Стабилизационного фонда на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Фонд является частью механизма пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации на длительную перспективу . ФНБ, изначально предназначенный страховать пенсионную систему, хранился в ликвидных инструментах и использовался для борьбы с кризисом в 2008-2009 гг.

Только часть ФНБ является частью золотовалютных резервов России (ЗВР), так как методика МВФ для учета ЗВР требуют уровень качества АА- практически эквивалентный иностранной валюте. Поэтому в ЗВР входит только его часть, номинированная в иностранной валюте и размещенная Правительством Российской Федерации на счетах в Банке России, которая инвестируется Банком России в иностранные финансовые активы требуемой надежности.

Часть средств ФНБ вложена в проекты, что недопустимо по уровню риска и ликвидности для ЗВР и не учитывается в них. Таким образом, ФНБ выполняет функции более рискового, но потенциально более доходного инструмента чем ЗВР для Правительства РФ.

Описание

Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета , подлежащих обособленному учёту и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации .

Управление средствами ФНБ

Управление средствами Фонда национального благосостояния осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Фонда национального благосостояния могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации.

Формирование фонда

Фонд национального благосостояния формируется за счёт:

  • нефтегазовых доходов федерального бюджета в объёме, превышающем утверждённый на соответствующий финансовый год объём нефтегазового трансферта, в случае, если накопленный объём средств Резервного фонда достигает (превышает) его нормативную величину;
  • доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния.

14 июля 2017 года Государственная дума во втором чтении одобрила законопроект о новой редакции бюджетных правил, по которому средства резервного фонда до 1 февраля 2018 года переводятся в собственность ФНБ. К 1 июля резервный фонд составлял менее 1 трлн руб., которые предполагалось полностью потратить согласно бюджетным проектировкам .

Размещение

21 апреля 2010 года Председатель Правительства РФ В. В. Путин подписал постановление Правительства России о том, что до 1 февраля 2012 года Министерство финансов не будет обязано публиковать в Интернете сведения об объёмах поступивших на счета Резервного фонда и Фонда национального благосостояния средств, о том, где они размещены и как используются . Тем не менее, данные продолжают публиковаться.

17 декабря 2013 СМИ сообщили о намерении России разместить 15 млрд $ из Фонда национального благосостояния в украинские государственные облигации. Данное соглашение было достигнуто в ходе переговоров Президентов России и Украины 17 декабря 2013 г.

Однако согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 19 января 2008 г. № 18 «О порядке управления средствами Фонда национального благосостояния»: «…К долговым обязательствам иностранных государств, в которые могут размещаться средства Фонда национального благосостояния, относятся долговые обязательства в виде ценных бумаг правительств Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Дании, Ирландии, Испании, Канады, Люксембурга, Нидерландов, США, Финляндии, Франции и Швеции…».

23 декабря 2013 года глава правительства РФ Дмитрий Медведев подписал постановление, изменяющее порядок размещения средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) в долговые обязательства иностранных государств. Согласно документу, инвестировать средства ФНБ в иностранные гособлигации отныне допускается на основании отдельных решений правительства РФ, что дает возможность вкладываться в бумаги государств «с более высоким уровнем риска». данное постановление разрешило проблему вложения средств ФНБ на Украину.

Структура размещения активов и проблема их ликвидности

По мнению британского еженедельника Economist на ноябрь 2014 г. из 170 млрд долларов находящихся в Резервном фонде и ФНБ большая часть может быть неликвидна или недоступна для использования в случае срочной необходимости. The Economist выражает сомнения относительно доступности средств ФНБ для срочных нужд российского правительства. Издание отмечает, что на ноябрь средства фонда (около 80 млрд $) оказались вложены в различные долгосрочные проекты. По словам Сергея Гуриева средства ФНБ также выданы Внешэкономбанку на строительство олимпийских объектов в Сочи и другие инфраструктурные проекты. В свою очередь бывший министр финансов России Михаил Задорнов в интервью телеканалу Дождь заявил, что возможная к использованию сумма ЗВР может составлять 200 млрд долларов.

При этом мнение обозревателей выражаемое в СМИ сильно отличатся от официальной отчетности ФНБ и аудиторских заключений.

В соответствии с финансовым отчетом фонда предоставленным аудиторами, на июнь 2016 года в ценных бумагах класса AA- и выше размещено:

  • 19,56 млрд долларов США
  • 20,76 млрд евро
  • 3,83 млрд фунтов стерлингов

Эти средства учитываются в ЗВР.

Всего в рисковые активы вложено 1,6 триллиона рублей (около 34 % ФНБ) с долговыми обязательствами перед ФНБ в рублях и валюте примерно поровну. Такие активы делятся на кредиты банкам РФ. Отчетность ФНБ вопреки мнению обозревателей The Economist фиксирует только 0,463 триллиона рублей непосредственно на относительно рисковые инвестпроекты. И даже Счетная Палата палата считает, что рисковые инвестиции ФНБ в проекты отстают от планов освоения и почти половина выделенных на проекты средств остается в виде иностранной валюты.

Рисковые вложения фонда и их доходность

В декабре 2014 года был принят Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации», согласно которому до 10 % средств Фонда национального благосостояния может быть размещено в российских банках для финансирования инфраструктурных проектов . 30 декабря 2014 года банк ВТБ уже получил первый транш в размере 100 млрд рублей из ФНБ, второй транш в размере 150 млрд рублей ожидается в первом квартале 2015 года .

Следует отметить, что риск вложений ФНБ в проекты в виде кредитов потенциально приносит доход на порядок больше, чем высоконадежные долговые облигации США в долларах и ЕС в евро, так как последние имеют доходность порядка 1 % годовых. Поскольку размещение вероятно производится в краткосрочных облигациях, чтобы иметь возможность сразу же получить наличные доллары и евро, то доход от инвестирования ФНБ в экономику США и ЕС составляет 0,46 % годовых.

При этом кредиты выданные ФНБ приносят ему ежемесячные доходы по ставке порядка 6,5 % годовых в валюте и 23,63 % в рублях.

Прибыль от размещения активов ФНБ перечислят в бюджет.

Динамика изменений

Дата Размер фонда,
млрд $
Размер фонда,
млрд р.
01.02.2008 32,00 783,31
01.03.2008 32,22 777,03
01.04.2008 32,90 773,57
01.05.2008 32,72 773,82
01.06.2008 32,60 773,93
01.07.2008 32,85 770,56
01.08.2008 32,69 766,48
01.09.2008 31,92 784,51
01.10.2008 48,68 1 228,88
01.11.2008 62,82 1 667,48
01.12.2008 76,38 2 108,46
01.01.2009 87,97 2 584,49
01.02.2009 84,47 2 991,50
01.03.2009 83,86 2 995,51
01.04.2009 85,71 2 915,21
01.05.2009 86,30 2 869,44
01.06.2009 89,86 2 784,14
01.07.2009 89,93 2 813,94
01.08.2009 90,02 2 858,70
01.09.2009 90,69 2 863,08
01.10.2009 91,86 2 764,37
01.11.2009 93,38 2 712,56
01.12.2009 92,89 2 769,84
01.01.2010 91,56 2 769,02
01.02.2010 90,63 2 757,89
01.03.2010 89,63 2 684,21
01.04.2010 89,58 2 630,27
01.05.2010 88,83 2 601,62
01.06.2010 85,80 2 616,54
01.07.2010 85,47 2 666,41
01.08.2010 88,24 2 663,76
01.09.2010 87,12 2 671,54
01.10.2010 89,54 2 722,15
01.11.2010 90,08 2 772,80
01.12.2010 88,22 2 761,96
01.01.2011 88,44 2 695,52
01.02.2011 90,15 2 674,53
01.03.2011 90,94 2 631,98
01.04.2011 91,80 2 609,66
01.05.2011 94,34 2 594,58
01.06.2011 92,54 2 597,55
01.07.2011 92,61 2 600,00
01.08.2011 92,70 2 566,04
01.09.2011 92,63 2 673,05
01.10.2011 88,69 2 827,10
01.11.2011 91,19 2 726,42
01.12.2011 88,26 2 764,40
01.01.2012 86,79 2 794,43
01.02.2012 88,33 2 682,21
01.03.2012 89,84 2 600,88
01.04.2012 89,50 2 624,78
01.05.2012 89,21 2 619,52
01.06.2012 85,48 2 773,78
01.07.2012 85,64 2 810,45
01.08.2012 85,21 2 742,85
01.09.2012 85,85 2 772,45
01.10.2012 87,61 2 708,58
01.11.2012 87,19 2 748,67
01.12.2012 87,47 2 716,61
01.01.2013 88,59 2 690,63
01.02.2013 89,21 2 678,63
01.03.2013 87,61 2 682,58
01.04.2013 86,76 2 696,73
01.05.2013 87,27 2 727,79
01.06.2013 86,72 2 739,33
01.07.2013 86,47 2 828,23
01.08.2013 86,90 2 858,04
01.09.2013 86,77 2 884,79
01.10.2013 88,03 2 847,35
01.11.2013 88,74 2 845,19
01.12.2013 88,06 2 922,79
01.01.2014 88,63 2 900,64
01.02.2014 87,39 3 079,94
01.03.2014 87,25 3 145,34
01.04.2014 87,50 3 122,51
01.05.2014 87,62 3 127,94
01.06.2014 87,32 3 033,17
01.07.2014 87,94 2 957,38
01.08.2014 86,46 3 088,79
01.09.2014 85,31 3 150,50
01.10.2014 83,20 3 276,79
01.11.2014 81,74 3 547,02
01.12.2014 79,97 3 994,12
01.01.2015 78,00 4 388,09
01.02.2015 74,02 5 101,83
01.03.2015 74,92 4 590,59
01.04.2015 74,35 4 346,94
01.05.2015 76,33 3 946,42
01.06.2015 75,86 4 018,51
01.07.2015 75,65 4 200,53
01.08.2015 74,56 4 398,15
01.09.2015 73,76 4 903,67
01.10.2015 73,66 4 878,80
01.11.2015 73,45 4 728,39
01.12.2015 72,22 4 784,05
01.01.2016 71,72 5 227,18
01.02.2016 71,15 5 348,66
01.03.2016 71,34 5 356,96
01.04.2016 73,18 4 947,33
01.05.2016 73,86 4 751,69
01.06.2016 72,99 4 823,19
01.07.2016 72,76 4 675,36
01.08.2016 72,21 4 842,00
01.09.2016 72,71 4 719,17
01.10.2016 72,71 4 617,54
01.11.2016 72,20 4 541,93
01.12.2016 71,26 4 628,09
01.01.2017 71,87 4 359,16
01.02.2017 72,46 4 359,30
01.03.2017 72,60 4 206,38
01.04.2017 73,33 4 134,27
01.05.2017 73,57 4 192,50
01.06.2017 74,18 4 192,30

См. также

Примечания

  1. «Предназначение ФНБ»
  2. Международные резервы Российской Федерации | Ежемесячные значения на начало отчетной даты | Банк России (неопр.) . www.cbr.ru. Дата обращения 30 июля 2016.
  3. Вадим Вислогузов . Госдума объединила заначки Газета «Коммерсантъ» № 127 от 15.07.2017, стр. 2
  4. Начало рабочей встречи с помощником Президента Аркадием Дворковичем На официальном сайте Президента России 13 октября 2008 г.

Сейчас многие говорят и пишут о том, как сократился резервный фонд и ФНБ России , когда закончатся средства ФНБ и резервного фонда, и т.п. Так что я тоже решил не оставаться в стороне, и напишу немного своего мнения по этим вопросам – по использованию средств резервных фондов РФ. Но для начала немного теории и аналитики, чтобы хорошо представить себе, о чем вообще идет речь.

Итак, вообще наличие резервного фонда – это нормальная и необходимая практика для любого субъекта хозяйствования: от государства до отдельно взятого человека. Средства резервных фондов служат т.н. финансовой “подушкой безопасности”, которую всегда можно использовать при наступлении неких форс-мажорных ситуаций, требующих финансирования.

Россия задумалась о необходимости создания государственных резервов в начале 2000-х годов, и 1 января 2004 года был создан Стабилизационный фонд (идея его создания принадлежала тогдашнему министру финансов Алексею Кудрину). Стабилизационный фонд формировался из ведущих мировых валют (в первую очередь – долларов и евро), а также высоконадежных облигаций развитых стран. Первоначальный объем стабилизационного фонда составлял всего 5,9 млрд. долларов или 171,3 млрд. рублей.

На протяжении последующих лет стабилизационный фонд России постепенно пополнялся, а в преддверии финансового кризиса 2008 года, а точнее – 1 февраля 2008 года стабилизационный фонд, объем которого на тот момент составлял уже 156,81 млрд. долларов или 3,849 трлн. рублей, был разделен на два разных фонда:

  1. Резервный фонд (на тот момент – 125,19 млрд. долларов или 3,058 трлн. рублей);
  2. Фонд Национального Благосостояния ФНБ (на тот момент – 32 млрд. долларов или 783 млрд. рублей).

Рассмотрим кратко основные характеристики этих фондов.

Резервный фонд РФ.

Резервный фонд России формируется за счет доходов от продажи нефти и газа, превышающих плановые поступления по этим статьям бюджета, а также за счет доходов от управления активами самого фонда. При этом в резервный фонд направлялись нефтегазовые доходы, не превышающие 7% от ВВП государства, а остальная часть таких доходов направлялась в Фонд Национального Благосостояния.

Размер Резервного фонда в первые месяцы его основания сначала немного рос, но уже с сентября 2008 года начал планомерно снижаться. На текущий момент из первоначальных 125 млрд. долларов в нем осталось всего 16 млрд. долларов, и это уже составляет чуть более 2% к ВВП (вместо запланированных 7%).

Фонд Национального Благосостояния (ФНБ) РФ.

ФНБ России формируется за счет доходов от продажи нефти и газа, превышающих плановые поступления по данным бюджетным статьям и превышающих нормативные отчисления в резервный фонд РФ, а также за счет доходов от управления активами фонда.

У Фонда Национального Благосостояния четко определено назначение – софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан РФ и покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда РФ. То есть, ФНБ был создан как часть механизма пенсионной системы, призванная обеспечить ее стабильность.

ФНБ РФ частично входит в состав России, а частично – не входит. Это объясняется тем, что в активах ФНБ имеются как допустимые по уровню риска активы для ЗВР, так и недопустимые, более рисковые, но и более доходные.

С момента своего создания ФНБ России, в отличие от резервного фонда, сначала наоборот, преимущественно рос. К 2009 году он достиг объема 90 млрд. долларов и до 2012 колебался в пределах этой отметки, после чего начал постепенное снижение. С декабря 2014 объем ФНБ снизился ниже отметки 80 млрд. долларов, и на 1 января 2017г. составил 71,87 млрд. долларов.

Что интересно, ФНБ не просто держит средства в высоконадежных активах, а и занимается более рисковой деятельностью, например, кредитованием. Крупные кредитные транши из ФНБ получали банк ВТБ, Роснефть, Росатом и другие компании. Следует понимать, что ликвидность таких активов существенно ниже, то есть, заемщики не смогут мгновенно вернуть взятые кредиты. А это значит, что далеко не все средства ФНБ РФ есть возможность сразу же при необходимости использовать.

Расходование средств резервного фонда и ФНБ России.

Ну а теперь переходим к самому интересному – к тому, что объемы этих фондов в последние годы серьезно снизились, и уже многие экономисты предсказывали и предсказывают их полное истощение в ближайшем будущем, в частности называют 2017-2018 годы.

Что мы имеем по факту. Объем резервного фонда РФ только за декабрь 2016 год в долларовом эквиваленте снизился почти в 2 раза (с 31,30 до 16,03 млрд. долларов), а за весь 2016 год – в 3,12 раз (с 49,95 млрд. долларов). За последние 3 года с начала 2014 года объем резервного фонда снизился в 5,45 раз (с 87,38 млрд. долларов). Логично предположить, что в 2017 году при продолжении использования он действительно полностью иссякнет (либо же там останется какая-то символическая сумма).

С ФНБ пока не такая страшная картина: в долларовом эквиваленте за 2016 год он практически не изменился, в рублевом – снизился на 17% (из-за укрепления рубля к доллару). Однако, это благодаря тому, что на покрытие дефицита бюджета и прочие недостающие расходы все это время использовался преимущественно резервный фонд. Теперь его уже практически не осталось, и вероятно, придется “залезать” и в ФНБ.

Если рассматривать только покрытие бюджетного дефицита, то согласно официально принятому бюджету, он в 2017 году запланирован на уровне 2,75 трлн. рублей. Если покрыть только эту официальную цифру за счет средств ФНБ, его размер уменьшится с нынешних 4,36 трлн. рублей в 2,7 раз, и на конец года в фонде останется только 1,71 трлн. рублей. И при продолжении тенденции этой суммы уже может не хватить в следующем 2018 году.

Собственно об этом и тревожатся многие экономисты, как видите, расчет тут очень простой и логичный. А с учетом того, что еще не все средства ФНБ можно вот так просто взять и использовать (ведь частично они вложены в кредиты, то есть, не доступны на конкретный момент), то реальных возможностей у Фонда Национального Благосостояния еще меньше.

Конечно, нельзя на 100% утверждать, что резервный фонд и ФНБ РФ будут потрачены. Потому что для финансирования недостающих расходов можно использовать и другие инструменты, например, внешние и внутренние займы. К внешним займам в наиболее выгодных финансовых структурах западных стран для России сейчас дорога закрыта из-за санкций, но при желании можно найти более дорогие кредиты, допустим, в странах Азии.

Также можно пойти по пути внутренних займов, выпуская долговые обязательства. И этот механизм уже запущен: Минфин начал выпуск и размещение ОФЗ, пока не на столь значительные суммы.

Здесь нужно вспомнить, что в 2008 году активное привлечение внутренних займов через ГКО привело к страны (Россия отказалась платить по ГКО), поэтому с данным инструментом следует быть осторожным как эмитенту, так и желающим занять свои деньги государству.

К чему можно прибегнуть еще? К устранению или снижению дефицита бюджета путем увеличения некоторых доходных статей и сокращения расходных. Судя по опыту, это может быть поднятие налогов и снижение социальных расходов. Отдельные шаги в этом направлении тоже уже ведутся, например, расходы на медицину в 2017 годы снижены на треть.

В общем, варианты есть, но все они несут свои трудности, и пока еще реально проблему дефицита бюджета не решают – он есть и довольно большой.

Стоит ли тратить средства ФНБ и резервного фонда РФ?

Ну и в заключение напишу, что я думаю по данному вопросу. Само по себе использование резервных фондов – это вполне нормальная практика, ведь ради этого они и создаются. Другой вопрос в том, что резервные фонды предназначаются для использования в форс-мажорных ситуациях, после чего их необходимо восстанавливать для обеспечения последующей такой же возможности. И вот когда восстановления не происходит – это уже проблема.

Мои постоянные читатели знают, что я люблю сравнивать государство/предприятие с человеком или семьей в части необходимости ведения бюджета, учета доходов и расходов, формирования денежных фондов и т.д. Сегодня, чтобы было проще понять, я проведу обратное сравнение.

Вот представьте: есть человек, у которого сформированы в размере 6 месячных доходов. И в какой-то момент этот человек теряет работу, теряет свои доходы – у него возникает форс-мажорная ситуация. Человек начинает использовать свой резервный фонд, которого ему хватит, чтобы безбедно прожить 6 месяцев. Но что он должен делать одновременно? Правильно: искать новую работу, новые источники дохода! И если за этот период он не найдет таких источников, его резервный фонд истощится, и вот тут наступит настоящее финансовое бедствие.

Что делает сейчас Россия по аналогии с этим человеком? Она утратила свою “работу” – доходы от продажи нефти, цена на которую существенно упала, и при этом не ищет новую “работу”, а просто потихоньку “проедает” накопленные резервы. Еще больше ситуацию усугубляют санкции и антисанкции – это по аналогии означает, что теперь человека не везде то и возьмут на работу, самая интересная и перспективная работа для него закрыта.

В данной ситуации человек должен стремиться максимально исправить, улучшить свою репутацию, чтобы найти новые источники дохода, ведь времени осталось не так много. Россия ничего этого не делает, а просто гордо ждет, когда опять поднимутся цены на нефть, чтобы она могла жить и зарабатывать “по прежнему”. А поднимутся ли они, да еще в такой короткий оставшийся срок – это большой вопрос. Это все равно, что человек бы сидел и ждал, когда его вновь позовут на работу, с которой уволили, ведь он же считает себя очень ценным и незаменимым работником.

В общем, как по мне, это совершенно тупиковая позиция, но к чему она в результате приведет – будем наблюдать. Пока что ситуация нерадужная.

Теперь вы имеете представление о том, что такое резервный фонд и ФНБ России, как они изменяются, когда могут закончиться средства фондов и почему. Выводы делайте сами.

До новых встреч на ! Повышайте свою финансовую грамотность и учитесь самостоятельно анализировать финансово-экономическую ситуацию.

Когда закончится Фонд национального благосостояния

Что такое Фонд национального благосостояния и каковы его перспективы

В последние годы многие экономисты предрекали полное исчерпание российских резервов. Читатели наверняка помнят сообщения о том, что Резервный фонд России прекратил свое существование. Зарубежные и отечественные инвесторы по-разному реагировали на этот новостной фон. В обзоре мы подробно разберемся:

  • что такое Фонд национального благосостояния и как он влияет на инвестиционный климат;
  • что произошло с Резервным фондом России;
  • каков запас прочности ФНБ и чего ожидать от него в будущем.

Что такое Фонд национального благосостояния

Я веду этот блог уже более 6 лет. Все это время я регулярно публикую отчеты о результатах моих инвестиций. Сейчас публичный инвестпортфель составляет более 1 000 000 рублей.

Специально для читателей я разработал Курс ленивого инвестора , в котором пошагово показал, как наладить порядок в личных финансах и эффективно инвестировать свои сбережения в десятки активов. Рекомендую каждому читателю пройти, как минимум, первую неделю обучения (это бесплатно).

Фонд национального благосостояния (ФНБ) — это финансовый резерв Правительства и , своеобразная «кубышка» на «черный» день. Он состоит из инвестиционных активов, которые могут быть экстренно проданы с целью исполнения социальных обязательств государства, в случае резкого падения нефтегазовых доходов.

Данные о ФНБ открыты и ежемесячно обновляются на .

Фонд формируется из двух основных источников:

  • Дополнительные доходы от продажи углеводородов, сверх прописанной в бюджете цены;
  • Доходы от управления инвестициями фонда.

В краткосрочном периоде законом допускается отрицательный финансовый результат от управления. Средства ФНБ расходуются по трем направлениям:

  • Финансирование РФ, что позволяет балансировать его в условиях негативной демографической динамики;
  • Покрытие бюджетного дефицита;
  • Инфраструктурные проекты, финансируемые через ВЭБ.

Состав активов ФНБ определяется и контролируется Центробанком. Основа портфеля – иностранная валюта и ценные бумаги государств с высоким кредитным рейтингом.

На что влияет наличие и состояние государственных резервов, почему это должно быть интересно для частного инвестора?

  1. Инвестиционный климат, привлекательность рынка для нерезидентов. Инвестиционные фонды учитывают в своих моделях наличие и размеры внешнего долга и финансовых резервов страны. Приток или отток иностранных инвестиций, которые сейчас составляют около 35% всей , существенно влияет на стоимость российских активов.
  2. Резервы влияют на курс рубля к основным валютам. Например, они дают возможность ЦБ, в случае необходимости, поддержать рубль валютными интервенциями.
  3. Жизнеспособность действующей власти, её возможности по поддержанию социальной стабильности. Это прямо влияет на динамику фондовых активов, ведь российская экономика минимум на 70% состоит из госсектора. Частный сектор, в свою очередь, также зависим от политики государства. Вкладывая в российские активы, инвестор должен учитывать политические риски.

Таким образом, финансовые резервы важны не только как источник зарплат бюджетников и пенсий. Состояние фонда влияет на то, как иностранные и отечественные инвесторы оценивают перспективы рынка и риски .

Резервные фонды будущих поколений часто создаются государсвами, которым свойственны следующие признаки:

  1. Страна обладает большими запасами углеводородов, котировки которых подвержены . Это значит, что завтра цена может упасть вдвое, из-за чего исполнение бюджета окажется под угрозой.
  2. Государство имеет положительное сальдо торгового счета благодаря экспортно-ориентированной экономике. Примеры – Китай, Япония, Ю.Корея, Тайвань.
  3. Страна имеет относительно низкий . Из-за этого она не обладает возможностью массово привлекать дешевые заимствования у других стран. Например, США, рейтинг которых имеет наивысшее значение, могут почти неограниченно брать в долг и не беспокоиться о резервах.

Крупнейший в мире суверенный фонд – государственный резервный фонд Норвегии размером более триллиона долларов. Он получает поступления от продажи нефти и газа. Только за 2017 год он заработал доход св. $130 млрд, или 13.7% годовых. Норвежцы не боятся вкладывать значительную часть своих сбережений в рисковые активы – акции крупнейших глобальных компаний. Фонд позволяет обеспечивать пенсии $1745 в месяц и среднюю зарплату в стране около 5500 долларов. На каждого из 5 млн граждан приходится $208 тыс. резервов.

Почему ликвидирован Резервный фонд России

Существующий сегодня Фонд будущих поколений появился в России в 2004 году. Тогда он назывался «Стабилизационный фонд». С 2008 года он был разделен на две части:

  • Резервный фонд, изначально получивший более 3 трлн рублей;
  • Фонд национального благосостояния размером 782,8 млрд рублей.

Последние годы российский бюджет был дефицитным. Наибольших значений он достиг в 2016 – 3.5%. Дефицит бюджета в 2017 году составлял 1.6% ВВП или 1.5 триллиона в рублях. В январе 2018 года в СМИ появились сообщения об исчерпании Резервного фонда (который 10 лет назад насчитывал более трех триллионов рублей). Новости сопровождались пугающими комментариями типа: «Правительство потратило все резервы». 1 февраля остатки Резервного фонда влиты в Фонд национального благосостояния.

На что потрачены деньги:

  • Мегастройки, в том числе олимпиада в Сочи;
  • Открытия, Бинбанка, Промсвязьбанка и др.
  • Покрытие убытков ВЭБа;
  • Выплата текущих пенсий и стабилизация ПФР;
  • Покрытие дефицита государственного бюджета.

Сильный удар по капитализации Резервного фонда нанес валютный кризис конца 2014 – начала 2015 гг. Тогда курс национальной валюты упал в два раза. Центральный банк проводил масштабные валютные интервенции, чтобы поддержать рубль, который на тот момент еще не был отпущен в «свободное плавание».

Финансовые показатели ФНБ

Резервы формируются за счет сверхдоходов нефтегазового сектора, если и газа превышает установленную отдельным законом величину. Согласно бюджетному правилу, в разные годы отчисления составляли от 1.9 до 7.7% страны. Сначала перечисляли в резервы все доходы, полученные от продажи нефти дороже 20$ за баррель, затем 27$. В бюджет 2018 года заложен консервативный прогноз цен на нефть – 40$ за баррель. Для сравнения, в момент написания статьи нефть марки Brent стоит около 78$, впервые с 2014 года.

В ФНБ выделяются два больших сегмента:

  • Ликвидная часть (деньги на счетах, иностранная валюта, облигации, золото);
  • Неликвидная часть (инвестиции в долгосрочные проекты).

Перечень активов, в которые ФНБ может инвестировать, определяется отдельным законом 262-ФЗ:

  • Долговые бумаги иностранных государств (США, Германия, Франция);
  • Облигации и акции российских компаний, реализующих инфраструктурные проекты;
  • Средства на счетах ВЭБа, ВТБ, Газпромбанка;
  • Рублевые депозиты в ЦБ;
  • Паи инвестиционных фондов (РФПИ, Российский фонд прямых инвестиций);
  • Иностранная валюта доллар 45%, евро 45%, британский фунт 10% на 01.01.18.

При этом максимальной долей 100% по закону могут обладать только два вида активов – долговые обязательства иностранных государств и депозиты в ЦБ. Другими словами, если допустить, что американские трежерис признают единственным надежным инструментом, ФНБ будет состоять исключительно из них. Или, наоборот, ЦБ переведет все в рубли. И то, и другое маловероятно.

Какие перспективы у ФНБ в России

Объем ФНБ на 1 мая 2018 – 3 962 трлн рублей ($64 млрд). Целевой уровень размера ликвидной части фонда к ВВП – 7% (сейчас менее 4%). Пока эта величина не будет достигнута, средства ФНБ продолжат направляться в первую очередь на накопление, а не на решение социально-экономических и бюджетных проблем. Согласно принятым правилам, 96.5% дополнительных доходов от продажи подорожавших углеводородов пойдут на цели накопления. Учитывая набор инвестиционных инструментов, которыми имеют право оперировать Минфин и ЦБ, в основном это будут облигации госдолга США, иностранная валюта, . Поэтому наиболее вероятным решением для правительства в ближайшее время будет не распечатывание «кубышки», а повышение налогов. В 2018 году власти обещают совсем уйти от финансирования дефицита бюджета из средств ФНБ и направлять резервы исключительно на пенсии будущих поколений. Однако эти обещания даются при высоких ценах на нефть. Как они будут исполняться при снижении цен – неизвестно.

Очевидно, что темпы расходования ФНБ в 2018 году не будут такими высокими, как в 2015 и 2016, когда на бюджет давили низкие цены на нефть и санкции. В течение 2018 года, при стоимости нефти выше 60 долларов, ФНБ будет быстро пополняться. ЦБ планомерно увеличивает покупку иностранной валюты для Минфина. В настоящий момент на эти цели тратится около 350 млрд рублей ежемесячно. В 2018 году планируется купить не менее 46 млрд долларов. Кстати, это не позволит рублю сильно укрепиться, даже при дорогой нефти.

Доля золота увеличивается – 18% всех ЗВР (золотовалютных резервов) России. Запасы золота у ЦБ на $80.4 млрд (больше, чем у Китая и пятое место в мире). Параллельно снижается доля ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте. Уже озвучены планы постепенного отказа от покупок американских бумаг (22% или $96 млрд). Это связано с геополитическими причинами и не говорит о пересмотре надежности госдолга развитых стран.

Вопрос о целесообразности вложений в зарубежные активы остается неоднозначным. В первом квартале 2018 размещение средств ФНБ в валютных инструментах оказалось убыточным (минус 0.1% или 3.5 млрд рублей). В том числе из-за спекулятивных валютных операций, которые оказались крайне неудачными. Например, доллар покупался на максимумах в паре с евро, а продавался после его снижения. Второй причиной убытка стал временный эффект от роста курса рубля. Однако на более длинном горизонте, вложения в тот же американский госдолг с лихвой окупились на фоне двукратного падения российской валюты в 2014–2015.

Общий вывод таков. Несмотря на санкции, слабый экономический рост и низкую эффективность государственного сектора, финансовой системе России в ближайшем будущем ничего не угрожает. Стабильность обеспечивается низким уровнем государственного долга и постоянным пополнением резервов в виде Фонда национального благосостояния.

Приглашаю высказываться в комментариях: каким вы представляете будущее фонда, что считаете правильным или ошибочным в государственной политике в отношении резервов. Например, стоит ли их тратить на инвестирование в отечественную экономику или сберечь для покрытия будущих рисков.

Всем профита!


Как уже наверное догадались, речь пойдет о Международных резервах, которые еще называют Золото-валютными резервами, также поговорим и о фондах, которые были образованы при ликвидации Стабилизационного Фонда и разделения его на две части на Фонд национального благосостояния и Резервный Фонд. Поговорить о них, думается, стоит, потому что сегодня выдвигается тезис, что чуть ли не все деньги, получаемые от продажи нефти и газа, Россия возвращает в США, через механизм покупки облигаций государственного займа Правительства США.

Популярные экономисты предлагают в сию же секунду осуществить национализацию Центрального банка и видят в этом великое благо для нашего государства. Находятся и политические деятели, которые под этот простой и понятный для сердца простого человека лозунг о красивой жизни, призывают людей к активным уличным действиям, говоря о вредительской деятельности монетаристов ЦБ. Поэтому хочется разобраться во всех этих резервах и понять, что правда а что ложь в сладких речах экономистов и политиков.

Итак, начнем с фондов - наследников Стабфонда (Фонда национального благосостояния и Резервного фонда).

Бюджетный кодекс РФ говорит следующее.

Статья 96.9. Резервный фонд.

Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) федерального бюджета.размер на 1 февраля 2015 года - 5 864,90 млрд. рублей.

Резервный фонд формируется за счет:

Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Размер фонда - 5 101,83 млрд.руб.

Фонд национального благосостояния формируется за счет дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда достигает его нормативной величины.

Средства Фонда национального благосостояния могут размещаться в иностранную валюту и следующие виды финансовых активов:

Долговые обязательства иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков;
- долговые обязательства международных финансовых организаций, в том числе оформленные ценными бумагами;
- депозиты и остатки на банковских счетах в банках и кредитных организациях, а также в государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», в том числе в целях финансирования самоокупаемых инфраструктурных проектов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
- депозиты и остатки на банковских счетах в Центральном банке Российской Федерации;
- долговые обязательства и акции юридических лиц, в том числе российские ценные бумаги, связанные с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
- паи (доли участия) инвестиционных фондов.

В целях обеспечения достаточности собственных средств (капитала) государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» до 7 процентов средств Фонда национального благосостояния могут размещаться на депозитах в указанной государственной корпорации.

В целях финансирования самоокупаемых инфраструктурных проектов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, до 10 процентов средств Фонда национального благосостояния могут размещаться на основании отдельных решений Правительства Российской Федерации в российских кредитных организациях.

В Послании Президента В.Путин сказал : "С 2013 года после создания соответствующей управляющей структуры предлагаю часть средств Фонда национального благосостояния – для начала это может быть сумма до 100 миллиардов рублей, некоторые считают, что не менее 100 миллиардов рублей, – нужно вкладывать уже в российские ценные бумаги. Они должны быть связаны с реализацией инфраструктурных проектов».

В чем он виноват ЦБ? В чем виновато руководство страны? Ведь существующая система, сложилась в результате двух мировых войн и геополитической катастрофы - крушения СССР и стран советского лагеря. И система такова нравится она нам или нет.

Хочешь вести международную торговлю - покупай доллары, в которых она осуществляется, покупай специальные права заимствования за доллары, вступай в МВФ и другие международные организации и выполняй их правила.

В чем укор ЦБ? Мы видим, что доходы от продажи нефти идут вовсе не в бюджет США, а на развитие экономики России, на покрытие рисков, связанных с падением цен на нефть (организованное США).

Критика в чем? Призывают отказаться полностью от существующей системы, национализировать ЦБ и запустить эмиссию рубля, не обеспеченную международной резервной валютой – долларом США, облигациями займов МВФ, валютами других стран.

Давайте представим, что мы это сделали. Возникает вопрос: как мы купим нужные для нашей экономики товары, услуги, технологии? За рубли? Но, в существующей системе, для покупки тех или иных нужных для нашей экономики товаров и, услуг, сельхозпродукции, оборудования и прочих необходимых нашей экономике и населению вещей, нужны доллары США. Ведь мы не можем сегодня обеспечить себя на 100 % всем необходимым, и зависим от импортных товаров и услуг, купить которые можно в существующей международной системе лишь за доллары.

С некоторым странами, как например Китай, которым нужны наши ресурсы, и у них есть товары нужные нам, мы можем вести торговлю напрямую, без доллара. Это становится возможным еще и из-за территориальной близости Китая, и высокого уровня его государственного суверенитета.


БК РФ Статья 96.10. Фонд национального благосостояния

1. Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период устанавливается объем средств Фонда национального благосостояния, направляемых на цели, указанные в пункте 1 настоящей статьи.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Фонд национального благосостояния формируется за счет:

дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

Действие абз. 3 п. 3 ст. 96.10 приостановлено с 01.02.2016 до 01.02.2022 (ФЗ от 03.11.2015 N 301-ФЗ). До 01.02.2022 доходы от управления средствами Фонда национального благосостояния направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.

Доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. В случае, если на конец очередного финансового года и (или) первого года планового периода и (или) второго года планового периода прогнозируемый объем средств Фонда национального благосостояния, размещенных на депозитах и банковских счетах в Центральном банке Российской Федерации, превышает 5 процентов объема валового внутреннего продукта, ежегодный объем использования средств Фонда национального благосостояния в очередном финансовом году, первом году планового периода и втором году планового периода на покрытие дефицитов федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации не может превышать абсолютное значение объема недополученных нефтегазовых доходов в соответствующем финансовом году.

В случае, если на конец очередного финансового года и (или) первого года планового периода и (или) второго года планового периода прогнозируемый объем средств Фонда национального благосостояния, размещенных на депозитах и банковских счетах в Центральном банке Российской Федерации, не превышает 5 процентов объема валового внутреннего продукта, ежегодный объем использования средств Фонда национального благосостояния в очередном финансовом году, первом году планового периода и втором году планового периода на покрытие дефицитов федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации не может превышать объем, эквивалентный 1 проценту объема валового внутреннего продукта, указанного на соответствующий финансовый год в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, и абсолютное значение объема недополученных нефтегазовых доходов в соответствующем финансовом году.