Реакция студентов на увольнение преподавателя сфу за показ фильма навального. «Сволочизм какой»: преподавателя университета уволили за показ студентам расследования Навального о Медведеве — Как студенты отнеслись к вашему увольнению

  • 05.01.2024

В марте этого года Красноярск всколыхнуло от резонансной новости: Михаила Константинова, преподавателя крупнейшего вуза Сибири, уволили… за показ студентам фильма. Правда, произошло это в учебное время, да и фильм был не по программе. Запутанная ситуация…

Краткая биография

Михаил Викторович Константинов в 1986 году окончил исторический факультет Виктора Петровича Астафьева. Обучался он на кафедре отечественной истории.

После института четыре года проработал учителем в сельской местности, позже пришел в Красноярский государственный торгово-экономический институт (он был отдельным образовательным учреждением до 2012 года) обучать культурологии и философии. Трудился в данном заведении двадцать четыре года. Является автором научных публикаций.

Сибирский федеральный университет: мини-справка

Крупнейший вуз Сибири и Красноярска - СФУ - был образован в 2006 году методом слияния четырех основных вузов города. Спустя шесть лет к ним добавился и торгово-экономический. В вузе трудится около восьми тысяч человек. В нем готовят специалистов самых разных областей - как гуманитарных, так и технических. У абитуриентов есть выбор из 139 различных профессий.

Вуз входит в число лучших в России, а также в различные иностранные рейтинги образовательных учреждений.

«Он вам не Димон»

Оппозиционер Алексей Навальный и Фонд борьбы с коррупцией в начале марта выпустили 50-минутный фильм под названием «Он вам не Димон». Речь в нем идет о премьер-министре Дмитрии Медведеве. Создатели фильма утверждают, что Медведев является обладателем дорогостоящей недвижимости, а также пользуется многочисленными активами приближенных к себе бизнесменов. На портале Yotube с момента заливки до настоящего времени фильм посмотрели более двадцати четырех миллионов человек.

Реконструкция событий

Четырнадцатого марта на занятии по истории мировой культуры вместо предмета урока преподаватель СФУ Михаил Константинов показал студентам-первокурсникам вышеупомянутый фильм. Показал, по его же словам, с целью объяснения, куда уходят государственные деньги. Студенты фильм посмотрели, после пообсуждали увиденное с преподавателем и разошлись.

Спустя ровно семь дней, двадцать первого марта, с самого утра Константинов был вызван к вышестоящему руководству - завкафедрой и ректору. Его отчитали и предложили написать заявление по собственному желанию. Что Михаил Константинов и сделал. В качестве обоснования такого предложения были предъявлены политическая агитация и использование учебного времени в личных целях. А пресс-служба Сибирского федерального университета заявила, что претензии были бы предъявлены к любой работе агитационного характера, и дело вовсе не в том, что фильм оппозиционный.

Закон об образовании

В статье 48 российского закона об образовании есть пункт номер три, в котором указано, что любая политическая агитация педагогическим работникам запрещена. Также там говорится, что преподаватели обязаны выдавать полный объем знаний по своему предмету и вести его на высоком профессиональном уровне.

Таким образом, если рассматривать увольнение бывшего преподавателя СФУ Михаила Константинова с той точки зрения, которую озвучила администрация вуза, оно правомерно. Действительно, политический фильм не должен был быть показан студентам, еще и в учебное время. Сам Михаил Викторович, в принципе, тоже с этим согласен. Говорит, что совершил проступок… Но ведь за проступки не увольняют! Выговор - еще куда ни шло.

От первого лица

Михаил Викторович подчеркивает, что, хотя и симпатизирует главному оппозиционеру страны, совершенно не стремился агитировать ребят вставать на его сторону. Он хотел просто донести до них мысль, изложенную в ролике. И утверждает, что таки донес - основная масса студентов согласилась с ним, что государственные деньги уходят куда-то «не туда». При этом, добавляет Константинов, далеко не все знали о Навальном, а узнав, не разделили точку зрения преподавателя.

Кто-то является сторонником действующего президента, кто-то поддерживает иных оппозиционеров, а кто-то вообще далек от политики. Обсудив все это и высказав каждый свое мнение, Константинов и ученики разошлись. А дальше… Дальше - неизвестно, но Михаил Викторович полагает, что дома студенты поделились с родными прошедшим занятием. Чей-то родственник, вероятно, оказался «истинным патриотом» и довел до сведения руководства вуза о том, что произошло. Возможно, конечно, с поправками со своей стороны. После чего и попал Константинов «на ковер», с которого путь был только один - на выход.

Он собрал свои вещи в тот же день, в тот же день его полностью рассчитали. С тех пор никто из коллег, с которыми он трудился бок о бок много лет, никак не проявился в его жизни. Это, конечно, задевает бывшего преподавателя. Говорит, что поддержали его лишь студенты, по которым он очень скучает, и несколько человек не из СФУ, с которыми он работал раньше. Тем не менее о сделанном не жалеет: это помогло ему узнать окружавших его людей с другого ракурса и, вообще, дало новый виток в жизни.

Взгляд со стороны

Когда появилась новость, что Михаил Константинов уволен, отреагировали все по-разному. Разошлись во мнениях и его студенты. Кто-то считает, что поступил преподаватель так, как нужно, кто-то называет его хорошим педагогом и честным человеком. Находятся и такие, кто говорит об исключительной политизированности Константинова, заявляет, что вместо лекций по предмету с ними вели лишь беседы о политике. Примерно то же самое сообщает и руководство вуза, дескать, не раз уже Михаил Викторович нарушал регламент - общался со студентами на запрещенные темы, открыто выражал свою оппозицию к власти. Константинов признает, что это правда - уже в течение года он не был у начальства на хорошем счету именно по этой причине. Вполне возможно, что ситуация с фильмом стала последней каплей - или поводом, которого ждали и за который с радостью ухватились.

Бывшие коллеги Константинова, которые уже давно не являются сотрудниками СФУ, поддержали его, выразив мнение, что увольнять за такое странно. Это прямое невыполнение своих обязанностей, за него стоит объявить выговор, аттестовать человека, чтобы проверить его компетенцию, но не заставлять покидать место, где он служил столько лет. Закон говорит, что уволить работника педагогической сферы можно, если он применил насилие к учащимся, нарушил устав учреждения или не был избран на должность по конкурсу. Ничего из вышеперечисленного Михаил Константинов не совершал. Еще одна причина, по которой педагога могут «попросить» - почтенный возраст. Но Константинову только 53 года, даже до пенсии еще «не дорос». Что уж тут почтенного!

Вместе с тем, давно не является секретом, что любое руководство любит послушных и тихих подчиненных, которые не А значит, не могут послужить косвенным поводом для того, чтобы сама администрация не «попала под раздачу». Справедливо ли это в отношении СФУ в Красноярске - кто знает… Но уж слишком быстро произошла казнь. А это достаточно странно.

Ироничная статья профессора Саратовского государственного университета Веры Афанасьевой, опубликованная на сайте "Взгляд-инфо", привлекла внимание прокуратуры и полиции. По информации, изложенной ученым 12 января 2017 года в ставшей популярной заметке "Пять причин, по которым не следует становиться профессором", начата доследственная проверка. Как рассказала профессор, инициатором расследования выступила газета "Московский комсомолец в Саратове" (на ее страницах регулярно появляются рекламно-информационные материалы об СГУ и его ректорате). Руководство редакции обратилось с жалобой к прокурору Саратовской области Сергею Филипенко. Глава надзорного ведомства распорядился изучить доводы "МК" - в итоге материал поступил в ГУ МВД.

14 марта Афанасьеву, приехавшую на кафедру в университет, уже ожидал сотрудник управления по борьбе с экономическими преступлениями и противодействию коррупции Сергей Решетников. Профессора заинтересовало само заявление и она попросила сфотографировать документ, однако полицейский ей в этом отказал. "Речь в памятной заметке шла, прежде всего, о пороках самой системы: о невозможной канцелярщине; о нелепостях чиновничьего контроля; о тотальной нищете. Но при чем здесь коррупция в СГУ? И откуда взялся пресловутый "Московский комсомолец?" - задается вопросами Вера Афанасьева. Как стало известно агентству "Взгляд-инфо", в администрации СГУ неоднозначно восприняли пост о "Пяти причинах..." и предприняли попытку предупредить развитие темы в социальных сетях и СМИ. Как отмечает источник в университете, написание жалобы на имя прокурора "изначально планировалось поручить" пиар-агентству "Общественное мнение" (руководители Ольга Чесакова и Алексей Колобродов). Чем обернется эта история пока неясно - хочется надеяться на то, что Вера Афанасьева не лишится своей работы. А вот ее пост, вызвавший недовольство ректората.

Пять причин, по которым не следует становиться профессором

Мои умные дети частенько попрекают меня непрактичностью и нерачительным отношением к собственной жизни. Я, обученная математике, не пошла в банкиры; знающая русскую словесность, не вступила на политическое поприще; понимающая толк в хорошей еде, не стала ресторатором - ну, и так далее. А стала я всего-навсего профессором и в результате из всех благ смогла дать им только умение учиться.

Но ведь когда в восьмидесятых я задумывалась о карьере, быть профессором было не только интересно и почетно, но и очень практично. В самом деле, занимался профессор любимым делом; работал с виду совсем немного (часа эдак три в неделю), а зарплату получал как норильский шахтер; мог позволить себе кооператив в центре города и дачу на Волге, а за отпускными приходил в кассу с чемоданчиком - в портфель деньги не поместились бы. Профессоров уважали, их почитали, о них рассказывали легенды, каждый из них был уникален, неповторим и поэтому любим.

Сейчас все совсем иначе, и профессором имеет смысл быть только в том случае, если ты кто-то еще: чиновник, депутат или, скажем, директор театра. Становиться просто профессором сегодня не стоит.

Во-первых, быть профессором теперь совсем неинтересно, потому что отныне не интеллектуал он, а клерк, бумагомаратель. Профессуру замучили (хотя просится другое слово) никому не нужными списками, сведениями, рейтингами, анкетами, портфолио, программами, планами, планами по поводу планов, отчетами, отчетами об отчетах - благо, наша бумажная промышленность, как и прежде, работает отлично. И так много приходится нынешним профессорам писать всякой регламентированной чуши, что заниматься научными изысканиями, работать над книгами, общаться с себе подобными, да что там - просто думать совсем некогда. Горам макулатуры, которые выходят из-под пера нынешнего профессора, может позавидовать любой параноик-графоман. Любая кафедра, всякий вуз - давно уже контора, которая все пишет и пишет. А где бумаги, там и чиновники, чтоб проверять. И над каждым проверяющим есть свой проверяющий, а над тем - надзирающий, тридцать тысяч одних начальников над начальниками. И все они поучают, рекомендуют, проверяют, стращают и строго наказывают тех, кто пишет мало и неприлежно. Скрип перьев разносится над нашим образованием и скрежет зубовный всех, усердствующих в бумагомарании!

Во-вторых, вузовским профессором быть теперь совсем не престижно. Профессоров больше не уважают, и на это есть веские причины. Народ, и не без основания, убежден, что докторский диплом, как и любой другой, сегодня можно купить или добыть его каким-то иным способом, далеким от научных изысканий. Действительно, в стране, в которой так низок уровень образования, а продается практически все, далеко не каждый профессор поражает знаниями по своей специальности; не всякий является мыслителем, эрудитом или даже просто хорошо образованным человеком; не все получили свои дипломы по научным заслугам. И снова вперед выступает делопроизводство: при том количестве бумаг, которое надо оформить для того, чтобы стать кандидатом или доктором наук, многие научные таланты предпочитают тратить время и силы не на оформление диссертационных дел, а на любимое дело, и от степеней и званий бегут, уступая профессорское место тем, у кого амбиций больше, чем способностей. Некоторые считают, и тоже не без оснований, что не только профессор может купить свои дипломы и аттестаты, но и у него можно купить многое: и оценку, и научную экспертизу, и научное руководство, и диссертацию. Что греха таить, и это случается, потому что в стране, где продается все, продается и это. Но что вы хотели, граждане? После того, как образование на государственном уровне было объявлено услугой, сеятели разумного, доброго, вечного уравнялись с официантами, таксистами, портье и разносчиками пиццы, которые, конечно, люди хорошие, но живут на чаевые. Но даже всамделишного и честного профессора в нашем отечестве не уважают. Профессора следует уважать за знания и дарования, а в России, где горе от ума, далеко не у всех собственных знаний достаточно, чтобы ценить чужие. В итоге - видали мы этих умных, которые еще и шляпу с очками надели, да кому нужен их бред, нахлебники они и дармоеды.

В-третьих, профессором быть невыгодно, даже накладно. Профессорские зарплаты сегодня сравнимы с пособиями мексиканских безработных, а работает современный вузовский профессор как пресловутая русская лошадь. Читает он до десятка лекций в неделю; постоянно правит чужие бездарные тексты; тиражирует дежурные статьи и книги (рейтинги же, а значит - и зарплаты!); как заяц на барабане, печатает бредовые бумаги (чтобы хоть на время отстали надзиратели!). Речь при этом идет не о качестве, а о количестве, не о сущности, а о видимости, не о деятельности, а об ее бурной имитации. Здесь уместно напомнить, что великий философ В. Соловьев к своим лекциям готовился по полгода, а Ньютон за всю жизнь написал единственную книгу. А тем временем число вузов растет быстрее, чем колония бактерий, абитуриентов от этого на каждый приходится все меньше и меньше, отсюда непременные сокращения преподавательских штатов. В результате многие работают на кусочек ставки - а это за порогом черты бедности уже не в Мексике, а в Конго.

Да что там маленькое жалование! Скоро с профессоров будут брать деньги за вход, как в том перестроечном анекдоте. В СГУ мы на свои кровные покупаем канцтовары, заправляем картриджи; за свой счет ездим в командировки; сами оплачиваем расходы по конференциям, которые проводим; на свое издаем свои монографии и пособия. Командировочные платят только чиновникам, им же оплачивают их книги, которые написали не они. А недавно нам и вовсе было велено сложиться на зарплату замдекана по работе с молодежью. Произошло это, когда прежний замдекана, немолодой сотрудник нашей кафедры, запросил пощады и оставил своей пост, а достойной, то есть достаточно здоровой и прыткой, кандидатуры на освободившееся место среди его коллег не нашлось. Вот нам и предложили: раз сами такие ленивые развалины, наймите тогда того, кто помоложе да побойчее. И это на полном серьезе и весьма настоятельно.

В-четвертых, не тот пошел студент, ох не тот! Прошли те времена, когда юные жаждали учиться, а в группах физфака, например, из тридцати студентов случалось по двадцать краснодипломников. Молодой народ испортили Интернет и единый госэкзамен. При этих не то что про яйца Фаберже нельзя упоминать - не стоит произносить ничего, чего нет в ЕГЭ или в инстаграмм Оли Бузовой. Нынешний студент даже не про мифологических героев - про Ленина не знает. Для него Маркс родился в Марксе, а Энгельс - в Энгельсе. Читать он умеет только с экрана. В школе его научили не писать, а ставить галочки. Я лично никогда не заглядываю в лекции своих студентов - не хочу получить сердечный приступ. Надеюсь, что этого не делают и их родители - иначе боюсь даже предположить, что они подумают обо мне. Пользуясь случаем, хочу уверить всех вас, родители моих студентов: я говорю совсем не то, что записано в их тетрадях, если, конечно, эти тетради существуют! К экзаменам больше никто не готовится: студенты давно поняли, что за каждого из них вуз борется с преподавателем и непременно победит, так что равно или поздно оценки в их зачетках появятся. И еще: на лекциях нынешний студент сидит в пальто, и не потому что холодно, а потому что снять лень. А иногда и в шортах, больше напоминающих трусы, и не потому что жарко, а потому что с пляжа зашел.

Ну, и пятая причина. Нынешний профессор пребывает в постоянном страхе. Он боится начальства (все, кто не боялся, давно вылетели прочь). Он боится потерять работу, а вместе с ней и возможность заниматься наукой, ведь современная наука - дело коллективное. Он боится своего природного вольнодумства, которое претит вузовскому руководству, партийным нормам, идеологической цензуре, патриотическим установкам (немцем, немцем был Кант, хотя и жил в Калининграде!), церковным канонам, скудоумию стоящих над ним чиновников. Он боится развязного и невежественного, плюющего на него с высокой колокольни студента. Он боится не смочь, не доделать, не угодить, бездарно умереть от усталости во время очередной никчемной канцелярской кампании. И себя боится, боится того, что рано или поздно вспомнит великие нравственные принципы и идеалы научного познания и пошлет всех своих мучителей и надзирателей так, как это умеют делать только российские профессора. А еще больше боится того, что никогда не сделает этого.

Вот как-то так про эти причины, коротенько, минут на сорок - всего лишь пол-лекции. Так что перерыв, дамы и господа...

Этот информационно-аналитический сайт будет рассказывать о ситуации и актуальных проблемах Северо-Западного федерального округа . На страницах сайта "Север.Реалии" вы найдете новости, репортажи, корреспонденции из девяти областей Российской Федерации и городов Северо-Запада России – от Калининграда до Воркуты, от Мурманска до Великих Лук, от Петрозаводска до Санкт-Петербурга – интервью с ньюсмейкерами и экспертами, аналитику и исторические обзоры, театральные и книжные рецензии, колонки комментаторов, фотогалереи, видеоматериалы, документальные фильмы. Сотрудники и авторы сайта "Север.Реалии" – независимые журналисты, политики, писатели, ученые, профессионалы разных отраслей деятельности, обычные жители Северо-Запада России.

Главная задача сайта "Север.Реалии" – честный, сбалансированный, непредвзятый, точный рассказ о ежедневной жизни важнейших с политической, экономической и социальной точек зрения территорий Российской Федерации, восполнение дефицита разносторонней информации о Северо-Западе России, анализ важнейших социально-экономических процессов, протекающих в этом обширном крае. ​

"Открытие медиапроекта "Север.Реалии" расширяет наши возможности рассказывать о событиях в одном из самых важных регионов России, откуда не всегда поступает достаточно информации, – заявил в этой связи президент медиакорпорации Радио Свободная Европа/Радио Свобода . – Как известно, другие региональные сайты РСЕ/РС посвящены, в частности, Сибири и Дальнему Востоку , Северному Кавказу и Волго-Уральскому региону, они рассказывают о местной политике, экологических проблемах, развитии промышленности и добыче природных ресурсов, и уже завоевали внимание аудитории. Это укрепляет нас в мысли о том, что проект "Север.Реалии" сыграет важную роль в предоставлении жителям Северо-Запада России информации по темам, которые касаются лично их, одновременно включая в дискуссию по более широкому кругу вопросов национальной и даже международной повестки".

  • Радио Свободная Европа/Радио Свобода – входящая в систему международного вещания США некоммерческая медиакорпорация – ставит своей задачей распространение ценностей демократии и гражданского общества, обращаясь к аудитории тех стран, в которых свобода прессы либо запрещена или ограничена властями, либо пока не стала нормой жизни общества.
  • начала свою работу в 1953 году. В настоящее время Свобода ведет радиовещание в интернете (круглосуточно) и на средних волнах, работает в 10 социальных сетях, производит общественно-политические видеопрограммы, репортажное видео, развивает

Монография

Гендерный подход к обучению школьников – Саратов: ИЦ «Наука», 2009. – 122с. (

Статьи:

Основные направления логопедической работы по профилактике и преодолению задержек речевого развития. Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики:материалы II Международного конгресса по сложным нарушениям речи и поведения «Аутизм. Алалия. Инновации» (Москва, 1-3 апреля 2016 г.) /под общ. ред. Ж.В. Антиповой, О.И. Азовой. - М.: Изд-во Московского психолого-социального университета, 2016. – С. 111-124.

Сравнительный анализ системы восстановительной работы при акустико-гностической (сенсорной) и афферентной моторной афазии в ранней постинсультной стадии. Реабилитация, абилитация и социализация: Сборник научных статей. /под ред. О.Е. Нестеровой, Р.М. Шамионова, Е.С. Пяткиной, Л.В. Шиповой, М.Д. Коноваловой – М.: Издательство «Перо», 2016. – С. 334-342[Электронное издание].

Изучение и пути формирования связной речи у дошкольников. Изменяющийся мир: общество, государство, личность: сб. материалов IV международной научной конференции (09 апреля 2015 г.). Часть 1 (разделы 1-10). – Саратов: ИЦ «Наука», 2015.– С.535-542.

Сравнительный анализ дисграфических и дизорфографических ошибок у младших школьников. Единая образовательная среда как фактор социализации обучающихся: сборник материалов научно-практической конференции. Саратов, 18 февраля 2015 г.Часть1/ под общ. Ред. И.М. Ильковской. - Саратов ГАУ ДПО «СОИРО», 2015. – С.273-279.

Системный анализ современного логопедического урока. Актуальные проблемы логопедии: сборник научных трудов. Саратов: Амирит, 2015.– С.75-78. (в соавт.: с Балаевой В.И.).

Нарушения письменной речи у школьников с нарушениями зрения. Научное обозрение: гуманитарные исследования. №9,2015.С.25-29.

Особенности коммуникативной структуры письменных текстов младших школьников Социокультурная интеграция и специальное образование. Сборник научных статей. Электронное издание. – М.: Издательство «Перо», 2015. – С.354-359.

Отечественные и зарубежные исследователи о нарушениях письменной речи // Актуальные проблемы логопедии: сборник научных трудов: Выпуск 2 / Отв. редактор и составитель В.П. Крючков. - Саратов: Изд-во «Буква», 2014.С. 34-40. (в соавт.: с Гречишниковой А.А.).

Основные направления по формированию слоговой структуры слова у дошкольников // Актуальные проблемы логопедии: сборник научных трудов: Выпуск 2 / Отв. редактор и составитель В.П. Крючков. – – С. 43-46. (в соавт.: с. Елатонцовой М.С.).

Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи // Актуальные проблемы логопедии: сборник научных трудов: Выпуск 2 / Отв. редактор и составитель В.П. Крючков.– Саратов: Изд-во «Буква», 2014. – С.127-133. (в соавт.: с Сарминой М.В.).

Использование творческих заданий в процессе профилактики нарушений письменной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Современные проблемы и перспективы развития образования лиц с ограниченными возможностями здоровья: с б. науч. и мет. тр. . – Саратов: Изд.центр «Наука», 2014. – С.61-68.(в соавт.: с Сарминой М.В.).

Логопедическая практика в системе подготовки учителей-логопедов. Современные проблемы и перспективы развития образования лиц с ограниченными возможностями здоровья: сб. науч. и мет. тр.– Саратов: Изд.центр «Наука», 2014. – С.153-169.

Особенности развития ребенка с ранним детским аутизмом // Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики: Материалы Междунар. научно-практ. конф., 28 окт. 2013г. / под общ. ред. доц. Ж.В. Антиповой. - М.: НОУ ВПО МПСУ, 2013. - С.38-50.

Нарушения письменной речи у школьников: современные методики коррекции // Школьный мир. 2013. №6. - С.65-71. Свид. о регистрации СМИ ПИ № ФС 77-43-63.

Обучение чтению ребенка с ранним детским аутизмом // Комплексный подход к работе с детьми с ранним детским аутизмом и вопросы подготовки специалистов: сб. науч. трудов. - Саратов: ИЦ «Наука», 2013.

Нарушения письменной речи у школьников: современные методики коррекции // Актуальные проблемы логопедии: сб. науч. трудов. - Саратов: Изд-во «Наука образования», 2013. – С. 99-104.

Методические рекомендации к проведению системного анализа логопедического урока (занятия) // Образовательные технологии в коррекционном процессе: сб. научно-метод. тр. с международным участием. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. – С. 188-191.

Особенности внимания у дошкольников с общим недоразивтием речи // Совершенствование методов диагностики и коррекции нарушений речи у детей с различными вариантами дизонтогенеза: материалы I межд. научн. конф., посвященной памяти д-ра наук, проф. Р.И. Лалаевой, 29 ноября 2012 г. – Спб.: ЛГу им. А.С. Пушкина, 2012. – С.192-196.

О гендерной доминанте личностно ориентированного обучения // Гендерные исследования в образовании: проблемы и перспективы: сб. науч. ст. по итогам междунар. науч.-практ. конф. Волгоград, 15-18 апр. 2009 г. – Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2009. – С.129-134. (в соавт.: с Тельтевской Н.В.).

О системном анализе современного логопедического урока // Психолого-педагогические и социальные аспекты коррекции речевого развития: материалы Всерос. научн.-практ. конф., посвящ. 100-летию со дня рожд. Р.Е. Левиной. 17-21 ноября 2008 года. – Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2009. – С.52-54. (в соавт.: с Балаевой В.И.).

Учебно-методические работы

Программа логопедической практики студентов (учебное пособие). – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та. – 2003. – 44 с. (в соавт.: В Балаевой В.И.).

Логопедическая практика студентов (учебно-методическое пособие).– Саратов: Изд-во Сарат. ун-та. – 2007. – 90 с. (в соавт.: В Балаевой В.И.).

Логопедическая практика в школе (учебное пособие). аратов: ИЦ «Наука», 2012. – 64 с.

Преподавателя философии и культурологии торгово-экономического института Сибирского федерального университета (СФУ) Михаила Константинова за показ студентам фильма о "тайной империи" премьер-министра Дмитрия Медведева.

Об увольнении преподавателя СМИ сообщили студенты.

Как рассказал нашей интернет-редакции Михаил Константинов , скорее всего, один из студентов, придя домой, поделился информацией о показе фильма с родными, и "оказался или сторонником "Единой России", или сторонником Медведева".

После этого Константинова вызвал для беседы проректор-директор Торгово-экономического института СФУ Юрий Леонидович Александров .

"Он спросил, хочу ли я неприятностей, я ответил "нет", тогда Александров предложил мне написать заявление по собственному желанию ", - рассказал преподаватель.

Формально, по словам Михаила Константинова, его уволили на законных основаниях, так как он преподаватель философии и культурологии, и иногда темы, о которых он говорил со студентами, "не совсем имели отношение к предмету ".

"Дело в том, что я уже был на плохо счету у ректората, потому что до этого проводил со студентами беседы на политические темы, о нашей власти ", - рассказал Михаил Константинов.

По словам преподавателя, показать студентам антикоррупционный фильм его подтолкнула ситуация с финансами в самом вузе.

"Идея пришла постепенно. Дело в том, что в аудитории, в которой проходили занятия, очень холодно, там окна заклеены полиэтиленом. Знаете, такие деревянные рамы, и к ним прибита клеенка просто. И я задумывался, почему у крупнейшего сибирского института нет нормальных окон в аудиториях? Так же не должно быть, правильно? И вот, когда вышел фильм Навального про коррупцию, я понял - вот и есть ответ ", - рассказал Михаил Константинов ОТР.

Он отметил, что "благодарен " этой ситуации, так как получил большую поддержку со стороны своих студентов. На странице Михаила Константинова в социальной сети "ВКонтакте" сейчас постоянно публикуются сообщения, в которых студенты и сторонники позиции преподавателя выражают ему солидарность.

"Вообще я благодарен этой ситуации, потому что понял, какой я преподаватель. Мне сейчас очень много пишут нынешние студенты и те, кто выпустился из вуза уже два-три года назад, и я получаю очень много слов поддержки и хороших слов в свой адрес ", - сказал Константинов.

2 марта Фонд борьбы с коррупцией Алексея Навального опубликовал расследование о "тайной империи Дмитрия Медведева". На YouTube видео этого материала на данный момент посмотрели более 10 миллионов пользователей.