Что значит уметь учиться в начальной школе. Что значит учиться? Прочитав книгу, уясни сущность ее и запиши в кратких словах

  • 30.01.2024

Участники: учителя биологии г. Винница (Украина).
Организатор: Фонд Народного депутата П. А. Порошенко.
Ведущие: А. Л. Камин, Дмитрий Камин, стажер Лаборатории образовательных технологий, практический психолог Луганской городской школы-гимназии №52.

Цели ведущих

  1. Предложить деление задач на закрытые и открытые, привести примеры открытых (исследовательских и изобретательских) задач в области биологии.
  2. Предложить простейшие алгоритмы, облегчающие работу с открытыми задачами.
  3. Научить слушателей составлять открытые задачи из «подручного материала» и вести картотеку открытых задач.
  4. Проанализировать вместе с учителями, на каком этапе развития творческого коллектива находятся образовательные структуры, в которые слушатели включены. Выяснить, насколько эти структуры на сегодняшний день способствуют становлению учеников как творческих личностей. Выработать вместе с учителями возможные стратегии личного взаимодействия с этими структурами.

Результаты

Участники семинара решили более 50 задач, примерно треть из них — самостоятельно. Простейшие из самостоятельно решенных задач решались с помощью 3-ходового алгоритма, остальные — с помощью 7-ходового, образец разбора слушателями задачи по алгоритму см. в приложении.

В последний день работы учителя составили «народный задачник»: каждый участник предложил несколько задач, выполняя требование ведущих: задачи не должны быть опубликованы в сборниках вопросов и задач.

Слушатели семинара были очень активны.

Оба ведущих и некоторые слушатели дали интервью двум телекомпаниям. Статья, написанная ведущими, опубликована в двух местных газетах.

Приложение

Требуются все ресурсы мысли: абсолютная свобода, полная отрешенность от шаблонов, какое только можно разнообразие точек зрения и способов действия.
И. П. Павлов, лауреат
Нобелевской премии по физиологии

Алгоритм решения открытых задач

0. Подготовка к работе. Выберите задачу, решение которой Вам неизвестно. Запишите ее условие. Если, прочтя условие, вы поняли, что знаете, решение (или сразу догадались до его сути), подумайте, единственно ли оно? Откуда Вы знаете, что оно верно? Как можно было бы проверить его правильность? Нет ли лучшего решения?

«Говорят, что раньше йог мог…»
Как бы Вы объяснили способность некоторых людей ходить по раскаленным углям? Естественная это способность или сверхъестественная?

1. Системность. Что входит в исследуемую систему? Из каких элементов она состоит? Что в ней происходит (или должно происходить)? Что именно нужно объяснить? В исследуемую систему входит человек-исполнитель и угли. Нужно объяснить, почему человек не обжигается, наступая на раскаленные угли.

2. Прием обращения. Вместо вопросов «Как?», «Почему?», «Возможно ли?» задается вопрос «Как сделать, чтобы?..»
(произошло интересующее нас явление)

Как сделать, чтобы человек шел по раскаленным углям и не обжигался?
1. Идти на ходулях или протезах.
2. Поливать ноги водой (как смачивают палец, пробуя горячий утюг).
3. Не чувствовать ожога.

3. Идеальный конечный результат. Как интересующее нас явление могло бы произойти само собой, без целенаправленного вмешательства?

2. Вода сама собой смачивает ноги.
3. Исполнитель сам не чувствует ожога.

4. Перечисление ресурсов. Какими ресурсами располагает система? Где в ней или вблизи нее могут находиться интересующие нас вещества? 2. В теле человека много воды (человек более чем наполовину состоит из воды).
5. Перечисление процессов (явлений, взаимодействий). Какие процессы (явления, взаимодействия) могут происходить в системе? Какие из них могут способствовать интересующему нас явлению?

2. Человек при перегреве может потеть.
3. а) Исполнитель может долго тренироваться до опыта и настраиваться (самовнушение) перед ним.
б) Исполнитель соприкасается с углем на очень короткое время.

6. Формулировка гипотез. Какие предположения (предложения, гипотезы, версии) можно выдвинуть, отвечая на вопрос задачи, приняв во внимание все предыдущее?

Версия 1. Исполнитель показывает фокус — идет по углям на специальных приспособлениях, незаметных для зрителя.
Версия 2. Исполнитель с помощью тренировки или настройки обеспечивает выделение пота на ноге, контактирующей с углем. Из-за того, что контакт кратковременный, пот в зоне контакта не успевает испариться полностью.

7а. Проверка правдоподобности. Насколько правдоподобна каждая из выдвинутых гипотез? Обе гипотезы правдоподобны.
7б. Проверка гипотез. Как можно было бы проверить каждую гипотезу?

Проверка версии 1. Осмотреть ноги исполнителя перед действием.
Проверка версии 2.
а) Прекратив действие, осмотреть ноги исполнителя перед моментом контакта.
б) Установить на месте контакта датчики температуры и влажности кожи.

Как оживить науку о жизни?

«Пациент скорее мертв, чем жив!..»
А. Н. Толстой, «Приключения Буратино».

Дорогой читатель, обратите внимание на парадокс. Дети живо интересуются живой природой, наблюдают за растениями и животными, задают вопросы, делают предположения — но все это до тех пор, пока не начнут изучать биологию в школе.

Почему-то с этого момента у большинства детей интерес быстро пропадает. В чем причина? Как выразился знакомый школьник, дело в том, что школьная биология — это мертвая наука о живой природе. Создатели программ и учебников как будто специально позаботились, чтобы текст воспринимался как полная абракадабра. Чтобы ученик мог получить хорошую оценку, он вынужден зубрить материал, не понимая его смысла.

С нашей точки зрения, причина в том, что учебный материал подается в закрытой форме: вопросы и задачи предполагают единственный возможный ответ.

Можно ли изменить положение? Выход есть; с нашей точки зрения, он состоит в том, чтобы предлагать ученикам не только закрытые, но и открытые задания — допускающие различные подходы к решению и различные варианты ответов.

Если Вы — учитель, сравните два построения урока:

Задача 1

Натуралистам нередко приходилось наблюдать такую картину: лиса подходит к реке, вырывает из хвоста клочок шерсти, берет клочок в зубы и заходит в реку хвостом вперед. Когда из воды высовывается только кончик лисьего носа и клочок шерсти, лиса отпускает клочок в плавание и выходит из воды. Зачем она все это проделывает?

Затем ученики предлагают версии объяснения странного поведения лисы, эти версии обсуждаются, а затем вы предлагаете ответ, который сами считаете правильным (лиса избавляется от блох). После этого можно поставить перед учениками изобретательскую задачу.

Как вы думаете, какое построение урока интереснее для учеников? В каком случае полученные знания усвоены лучше?

Как всегда на таких семинарах, каждая решенная учительская проблема вызвала к жизни несколько новых. Но учителя, мы надеемся, уже умеют преподавательские проблемы рассматривать как творческие задачи и успешно их решать. Может быть, группа наших слушателей сложится в творческую лабораторию: слушатели будут регулярно собираться, обсуждать возникшие проблемы и находить действенные решения.

Впереди новые семинары, возникла также идея нового проекта «Творческая межпредметная олимпиада».

Из отзывов слушателей

Открытые задачи очень нужны для развития познавательных интересов, для мотивации учебной деятельности, для удовлетворения личностных амбиций школьников. Эти задачи стимулируют самообразование и развивают аналитические и синтетические способности мозга. Семинар для меня полезен тем, что я узнала алгоритм решения творческих открытых задач, накопила подборку задач по биологии. Мы получили толчок для дальнейшей работы по накоплению и созданию творческих задач.
Очень важным было психологическое оформления семинара: мы получили удовольствие от взаимного общения и от общения с ведущими.
Л. В. Друзь, школа № 10, г. Винница.

Отчет о семинаре «Решение исследовательских задач в преподавании биологии»

Учебный процесс — это фундаментальная характеристика детского развития. Ребенок учится посредством связей, которые он создает между собой и окружающим его миром. Первые рефлексы, которые считаются врожденными, например искательный и сосательный рефлекс, приводят к тому, что ребенок непроизвольно направляет свои органы чувств на раздражители ближайшего окружения, источники шума. Касание, слух, зрение, обоняние и ощущение скоро становятся сознательными реакциями и требуют активного участия ребенка.

Наконец, развиваются моторная деятельность и познавательные структуры, такие, как речь и адаптация в коллективе. Учебный процесс требует полной отдачи всех способностей ребенка. Он учится, используя свои эмоции, свое тело, свои чувства, свои интеллектуальные способности, свои системы отношений, т. е. используя совокупность всех приобретенных знаний и опыт. Учеба представляет собой комплексный процесс, при котором воспринимается реальность, упорядочиваются понятия и формируются отношения между этими понятиями. Формирование происходит в результате позитивного взаимодействия между реальностью и учащимся.

В основе этого процесса у детей от природы существуют важнейшие предпосылки: любопытство и исследовательский дух, их притягивает все новое, внушая одновременно уважение и боязнь. Но все же одного любопытства и исследовательского духа недостаточно для учебы. Ребенок должен подавить чувство всесилия, благодаря которому он в раннем детстве верил, что может все. Он должен научиться признавать свои ошибки, преодолевать страх перед неудачей и перед неизвестным, должен уметь сделать выбор и в результате от чего-то отказаться. Он должен проявлять сообразительность, умственную изворотливость и иметь чуточку смелости и честолюбия, чтобы оставить надежную почву известного и броситься в неизвестное и новое для выхода на передовые позиции. Детская созидательность тесно связана с игрой. В созидательной игре возможно все, как это мы часто можем наблюдать, особенно в младшем детском возрасте. Каждая игра каким-то образом связана с реальностью, основана на наблюдении лиц и предметов, окружающих ребенка. Он концентрируется на вещах, которые возбудили его фантазию.

Ребенок восхищается миром взрослых и создает в своей фантазии свой собственный подобный мир, в котором можно быть самому отцом или матерью, пилотом, учителем или гонщиком. В игре ребенок чувствует себя всемогущим, в ней не действуют ни ограничения реальности, ни родители. Но это искажение реальности не является бегством, это скорее способ лучше ее изучить и ближе познакомиться с ней. Поскольку ребенок обладает пока еще небольшими знаниями и опытом, то он не может полностью понять реальность. В игре он ее продуцирует и интерпретирует и шаг за шагом учится лучше понимать и оценивать реальную ценность вещей и людей, которые его окружают. С этой целью он часто придает вещам совершенно другие свойства и функции, а не те, которыми они обладают в действительности.

Если ребенок делает «как будто», то он осознает, что реальность имеет некоторые ограничения. В игре ребенок учится многочисленным способам поведения и общения, которые затем будут ему полезны в его интеллектуальном развитии.

Целью учебы в школе является приобретение навыков и умений общения с коллективом я в то же время стимулирование ученика к проявлению своей индивидуальности и сотрудничеству в группе. Человеческая психика обычно стремится к равновесию, гармонии и сохранению упорядоченных связей и систем. Каждый раз, когда ребенок одевает школьную форму и идет в школу за новыми знаниями, а затем начинает изучать что-то новое, эти структуры мгновенно изменяются.

В этот момент включается механизм, имеющий тенденцию к восстановлению равновесия. Его называют приспособлением или адаптацией, и он состоит из двух основополагающих компонентов — ассимиляции и аккомодации.

Под ассимиляцией понимают интеграцию новых приобретенных знаний в существующие структуры и формирование связей между новыми и ранее приобретенными знаниями.

Аккомодация представляет собой умственное усилие, которое требуется для пересмотра предыдущих знаний и создания нового учебного материала. При аккомодации часто необходимо разрушить старую схему, если этого требует комплексность новых приобретенных знаний. Речь идет о регулирующем процессе, целью которого является сохранение порядка познавательных структур и психического равновесия.

Высшее образование открывает перед молодым специалистом массу возможностей. Но как быть тем, кто по ряду причин не может позволить себе обучение в ВУЗе? Могут ли получить престижную профессию мужчины и женщины, вынужденные после окончания школы пойти работать? Все осознающие важность качественного высшего образования делают выбор в пользу заочного отделения.

Для начала разберемся с терминами. Что значит заочно ? Речь идет о форме учебного процесса, оптимально сочетающей:

  • овладение знаниями своими силами;
  • учебу в очном формате.

Такой способ учебы удобный для людей, стремящихся получить диплом для восхождения вверх по карьерной лестнице.

Учебный процесс подразумевает наличие фаз. Установочная сессия (первая фаза) необходима для получения студентом базовых знаний, ознакомления его с обучающей литературой. Во время второй фазы (зачетно-экзаменационной сессии) происходит проверка усвоенного материала.

Студенту не нужно ежедневно посещать образовательный центр. Интервал между указанными выше фазами достигает нескольких месяцев.

Заочный формат получения знаний изначально вводился только в отношении студентов, не способных (по объективным причинам) присутствовать на занятиях. Внедрение в последние годы передовых технологий сделало данную форму получения знаний предельно схожей с дистанционным образованием.

Очно-заочный формат - это компромиссный вариант для работающих студентов, которые не могут каждый день приходить на лекции и практические занятия. Что значит очно-заочная форма ? Данная разновидность учебы позволяет учащейся молодежи подстроиться под трудовой график. Обучение может быть:

  • вечерним;
  • посменным.

Работающему студенту, который хочет получить престижное высшее образование, оптимально подходит такой формат обучения.

Причины учиться заочно

Что означает заочно обучаться в ВУЗе? Сотрудникам компаний не нужно увольняться для того, чтобы получить диплом о высшем образовании. Это позволяет повысить квалификацию и подняться вверх по карьерной лестнице. Отпадает необходимость отрываться от основной деятельности. У студентов имеются шансы строить карьеру, накапливая ценный практический опыт.

Заочная форма оптимально подходит специалистам, получающим второе высшее образование, находящимся в декретном отпуске женщинам.

Студенты, кому подходит такой формат получения знаний, выбирают индивидуальный план учебы, учитывающий:

  • их возможности;
  • поставленные цели.

Важно указать на активное использование в ходе учебного процесса продвинутых интерактивных методик.

Я учусь в Высшей школе экономики в Праге, в которой сессия не из легких. В ВШЭ за каждый предмет можно получить максимально 100 баллов, причем на каких-то предметах – как правило, теоретических – такое количество можно заработать только при написании заключительного теста во время сессии.

Однако многие преподаватели предоставляют студентам возможность зарабатывать баллы на семинарах: это может быть оценка активности на уроках, результат полусеместровых тестов или сумма баллов, полученных за всевозможные курсовые работы и презентации.

Требования, предъявляемые студентам к каждому предмету, собраны в университетском сертифицированном электронном справочнике под названием Sylabus. Здесь можно узнать структуру занятий, получить примерное представление о том, что будет обсуждаться в течение семестра, узнать, сколько баллов возможно получить на семинарах, рекомендуемое время для подготовки к экзамену, список используемой литературы и расписания преподавателей, ответственных за определенный курс.

Допуск к любому экзамену студенты получают только при выполнении обязательного условия – посещения не менее 70% семинаров. А вот на лекции ходить совсем не обязательно, поэтому если вам не полюбился учитель и его манера подачи материала, то вы имеете полное право вместо посещения пар черпать необходимую информацию из учебника.

Аудитория VŠE

Градация оценок противоположна российской: 1 – самая лучшая оценка, а 5 – соответственно, худшая. Кстати, привычной зачетки у нас нет: все оценки и баллы выставляются только в электронной форме. Если в сумме за семестр студент набрал 90–100 баллов, то он получает «единичку», 75–89 – «двойку», 60–74 – «тройку», и эти оценки считаются успешным результатом. Если же студент получил 50–59 баллов, то он получает так называемую неустойчивую оценку «4+», и ему предоставляется возможность пересдачи, но не стоит забывать, что повторная сдача экзамена в главном экономическом вузе страны допускается всего один раз.

В случае, если и во второй раз сдать экзамен не удалось, или за семестр было набрано менее 50 баллов, предмет считается несданным, в электронной зачетке появляется непривлекательная оценка 4, и студенту придется записывать этот предмет во второй раз. Это не настолько «безболезненно», как может показаться на первый взгляд: у каждого студента в начале учебы есть 36 резервных кредитов, рассчитанных на три года бакалавриата, то есть на 6 сессий. Каждый предмет, в зависимости от его важности, оценивается вузом в определенное количество кредитов – чаще всего в 6. При успешной сдаче предмета студент получает эти кредиты и копит их в электронной зачётке, а при «завале» – теряет кредиты из резерва. Таким образом, в течение трех лет возможно не сдать что-либо и повторить курс примерно 6 раз – на большее не стоит рассчитывать.

Не знаю, к счастью или к сожалению, но практически все экзамены в ВШЭ – письменные. С одной стороны – здорово, не нужно лишний раз бояться встречи с каким-нибудь суровым преподавателем, но с другой стороны, если экзамен проходил в тестовой форме, а вы набрали, скажем, 74 балла из 100, то ждать пощады не стоит: лишний балл вам не добавят ни при каких условиях – таков университетский устав. Единственная возможность исправить оценку – сдать тест еще раз, но если вы заработаете за экзамен меньше баллов, чем в прошлый раз, то предыдущий результат вам никто не вернет, поэтому на такой риск идут немногие. Кроме того, исправить оценку позволяют только тем, кто с первой попытки сдал экзамен на 3 или 2.

В целом, сессия – период непростой и довольно стрессовый, но если не забывать об учебе в течение семестра, то никаких проблем возникнуть не должно: как правило, экзамены целиком и полностью построены на том, что было пройдено на лекциях и семинарах.

Весомое преимущество студентов ВШЭ перед многими другими вузами – возможность самостоятельно планировать свой экзаменационный период: можно расставить экзамены так, как это будет удобнее нам. Но не стоит сдавать все и сразу, особенно если вы не на все 100 уверены в успехе: за неделю или две хорошо подготовиться и сдать, к примеру, семь экзаменов будет очень сложно как психически, так и физически, ведь сессия – серьезный вызов возможностям организма. Поэтому по мне лучше запастись терпением и шоколадом и растянуть экзаменационный период на 3–4 недели.

Sharing is caring!

0 shares

Что значит уметь учиться

Ученье - свет, а не ученье - чуть свет и на работу

Существует умение учиться. В юности нас застав­ляют учиться, но как учатся, иначе говоря, как приоб­ретаются идеи, нам никогда хорошенько не объяснили. Нельзя приобретать идеи, нагромождая в памяти слова, фразы и правила. В этом состоит лишь воспи­тание самой памяти, т.е. утилизирование, упражнение и развитие той части нашего ума, которая запоминает звуки. Заставляя память удерживать большое коли­чество слов и фраз, мы только излишне обременяем одну из способностей нашего духа, и бремя это ей придется нести. Если бы вы дали название каждому узору вашего ковра и вменили бы себе в обязанность запомнить каждое из этих названий, о многом ли другом еще имели бы вы время и силу подумать?

Слова - не идеи. Это только знаки, посредством которых при помощи зрения и слуха написанное или произнесенное слово может передать идею духу. Слово или изречение, полное глубокого значения для одного, ничего ровно не говорит другому. Чем более вещей доверяется памяти, тем тяжелее бремя, накладываемое на эту способность.

Много ли вещей вы можете легко припомнить, когда вы идете по делам? С дюжину хозяйственных соображений, кроме ваших личных дел, да еще убеди­тельнейшие просьбы г-жи А. «не забыть», и в итоге получается весьма тяжелая обуза, которая досаждает, мешает вам и запутывает вас. Нечто подобное происхо­дит с детьми при нашей так называемой современной системе воспитания. Их память обременяется тысячью «фактов» на том лишь основании, что «они могут пригодиться». В результате получается нечто подобное тому, как если кто, вздумав научить другого стрелять, наложил бы ему на спину целый ящик ружей. Но можно всю свою жизнь нести на спине по дюжине ружей, не делаясь от того хорошим стрелком.

Память должна служить для удерживания лишь того, что схватывается умом. Никакая книга никого не научит управлять баркой. В этом отношении человек сам должен быть своим воспитателем. Когда он из практики и ряда неудач узнает, что руль следует дер­жать в известном направлении в зависимости от силы ветра на парус, его память, в конце концов, удержит то, чему научил его опыт. Поручить же одной памяти удержать все возможные направления, ровно ни к чему не ведет, потому что тот, кто стремится к этому, пробуя применять, таким образом, приобретенное умение на деле, напрягает свой ум и силу на фразу, а не на дело и это тормозит, а не подвигает его обуче­ние. Воспоминание о том, что удержано памятью, при упражнении, учит править, стрелять, грести, плавать, бегать на коньках, танцевать, рисовать, лепить, ткать, шить и т. д., но ничего этого не сумеешь делать, если ознакомился с теорией раньше практики. Выучились ли вы танцевать, запомнив сначала правила, которым должны следовать ваши ноги, старались ли вы их вспомнить и им следовать?

Нет. Кто-то, умеющий танцевать, подал вам сначала мысль выучиться этому искусству. Эта идея созрела, превратилась в мысль, и потом ваш дух, невидимое я, последовательно научило тело двигаться согласно мысленному плану.

Кто хочет выучиться скоро, должен, прежде всего, научиться привести себя в особое настроение - ясное и спокойное, как раз обратное тому, как часто посту­пают дети, когда они «учат свои уроки». Учиться усерд­но или спешно - это тщетно стараться заставить память исполнить данную работу в данное время.

Чтобы изучить какое бы то ни было искусство, надо учиться ему по своему, смотря по вдохновению. Не обращайте никакого внимания на то, что говорят относительно необходимости твердо усвоить себе известные правила, которые должны вам преподать другие. Правда, нужно твердо знать, но лишь то, чему может научить вас быстрее и лучше всего ваш собственный ум. Дух сам даст свои правила.

«Зигфрид должен сам ковать свой меч»

Предоставлен­ный самому себе, он создает оригинальные и новые ме­тоды. Шекспир, Байрон, Берне или Наполеон не руко­водствовались готовыми правилами. Они в самих себе нашли внутреннюю силу - откровение новых методов. Когда люди видят небывалый успех, они провозгла­шают гения и тотчас же, приняв метод этого гения, начинают ковать ряд цепей, которые они навязывают всем следующим за ним в этом искусстве. Гений пользуется методом, как мы костылями. Когда надоб­ность в них прошла, их бросают для чего-нибудь лучше­го. Методы, которыми пользуются гении, всегда раз­личны. Наполеон совершил переворот в военном искусстве, и его ум был так создан, что он мог бы совсем изменить свою собственную тактику. Только гений понимает все безумие идти все по той же тро­пинке, хотя бы она и была проложена им самим.

«Большие дороги бесплодны»

Не огорчайтесь через меру, если вы не так быстро подвигаетесь в искусстве, науке или предприятии, как вам бы этого хотелось. Не раздражайтесь постоян­ными неудачами. Терпение. Если вы чувствуете себя в раздраженном или нетерпеливом настроении, остановитесь, так как это состояние духа самое неблаго­приятное работе: оно утомляет и истощает.

Если вы обладаете умением учиться, то можно всему научиться при упорном напряжении ума. Потом надо спокойно ждать; искусство придет. Если каждый день в продолжение четверти или получаса вы, вооружившись ящиком с красками, начнете писать и, накладывая краски, подбирать тона, если при этом у вас есть искреннее желание научиться живописи, через некоторый промежуток времени вы увидите, как из ваших мазков будут мало-помалу выступать небеса, леса и горы. Удар кисти выдвинет обрывистую скалу, вам откроется способ изобразить ствол дерева известным сочетанием прямых и кривых линий. Голубая полоса превратится в озеро или лужу, зеленые мазки вокруг передадут впечатление деревьев. И прежде, чем вы об этом подумаете, перед вами появится пейзаж, который, несмотря на свою грубость, покажется вам прекраснее работ величайшего худож­ника, потому что он будет плодом вашего собственного творчества, вашим собственным детищем.

Таково основание искусства. Из этого оно про­изошло, отсюда начался его рост. Якобы случайное сочетание света, тени и цвета, много веков тому назад внушило одному человеку идею воспроизвести подоб­ным образом на плоскости знакомые предметы. Отсю­да возникла идея о перспективе, передаче расстояний и тел. И всякий начинающий должен делать то, что делал первый художник и идти по его стопам. То же при изучении других искусств. Чем больше предостав­ляешь духу выбрать свою дорогу, следовать указаниям собственной природы и присущей ему доли ясновиде­ния, тем сильнее будет вдохновение. Правила, соз­данные другими, порождают только подражателей или копиистов. Навязанное правило, от которого ученик не смеет отклониться, есть цепь, препятствие, которое помешает ему подвигаться в бесконечной области мыс­ли и исследования.

Лучший способ учиться, т.е. открывать методы и их запоминать, заключается в умении учиться, в умении достигать, возможно, высшей степени спокойствия. Ни торопливости, ни возбуждения. Если вы выше меры радуетесь достигну­тому успеху или открытию, которого добивались с трудом долгое время, берегитесь, чтобы не потерять на время плоды ваших трудов. Надо избегать резких движений тела и духа, всякого торопливого нетерпения в необходимых подробностях. Если орудие, которым вы работаете, сломается, если вам надо переставить ваш стул или вычистить перо, делайте это так, как будто вам только это и надо делать за целый день. Держите ваше тело в состоянии возможно более полно­го покоя. Будьте скорей апатичны, чем торопливы. Когда тело находится в состоянии такого покоя, оно является лучшим орудием для духа. Оно тогда в пол­ной зависимости духа, который собственно и есть действительное «я» , «я» невидимое.

Когда тело и душевные силы в таком состоянии, все способности бездействуют, кроме тех, которые сосредоточены на деле, т.е., когда душевные силы в состоянии восприятия, именно тогда дух лучше всего. Тогда он может найти, схватить и привлечь идею, впечатление, метод, план и средства к его выпол­нению; и чем покойнее тело, чем покойнее душевные силы, тем скорее познается способ исполнить желае­мое. Упражнение делает вас все способнее схватывать и передавать новые идеи. Вы тогда вступаете в сноше­ния с самыми высокими и утонченными духовными течениями и получаете оттуда знание и вдохновение, потому что ваша душа становится чистым зеркалом, где отразится небесное.

Вы целый день учитесь, часто даже тогда, когда менее всего об этом думаете. Вы поучаетесь, спокойно гуляя по улице, наблюдая лица людей и интересуясь их манерами. Так знакомитесь вы с различными ти­пами человеческой природы, мужчины и женщины становятся для вас открытой книгой, которую вы читаете. Вы научаетесь моментально узнавать, бросив взгляд на их лица, их чувства и их темперамент. Не­вольно вы классифицируете тех и других и подразде­ляете их в своем уме по типу. Один из них, ясно опре­деленный, служит примером тысячи других, целой армии. Вы определяете одного, как непорядочного по манере его смотреть на женщину. Такая то женщина, слишком богато одетая, является типом тщеславной выскочки. Вы изучаете людскую природу: а знание людской природы может быть переведено на рубли и копейки. Тот, кто основательно постиг эту науку, может сказать по первому взгляду - можно или нет доверять той или иной личности. Доверие есть крае­угольный камень всякого успеха; даже воры должны иметь доверие к своим сообщникам, чтобы успеть в своих предприятиях.

Наполеон имел успех в своих обширных планах, благодаря совершенно интуитивному и опытному знанию людей, что позволяло ему определить, на что они более всего годились. Христос также избрал своих двенадцать апостолов между наиболее способ­ными принять его учение и передать его также интуи­тивно своим ученикам. Интуиция - ясновидение есть то учение, которое мы получаем от нашего внутреннего наставника. Этот внутренний наставник живет в каждом из нас. Дадим ему свободу и в то же время испро­сим частицу духа мудрости, и мы почувствуем в себе зарождение гения - нашего гения. Гений отличает алмаз в простом песке, а в людях - принцах, герцогах или мужиках, ученых или невеждах их особенные склонности. Иной раз гений не знает грамматики, а между тем движет горами, основывает города и пересекает землю сетью железных дорог и телеграф­ных проволок. Культурный ум может писать и гово­рить с изяществом, а не сумеет срыть кротовину; он с трудом зарабатывает 10 долларов в неделю, в какой нибудь конторе, в качестве простого служащего у гения с умом необработанным, который производит в тысячу раз больше работы, чем десяток ученых.

В состоянии отдыха, покоя, ясности дух делает самые блестящие свои открытия и получает идеи и вдохновения. Беспокойный, горящий, торопливый взор не так хорошо разглядит далекий на море парус, как взор не ищущий его. Забытое временно имя редко вспоминается, когда силятся о нем думать. И только когда перестали о нем думать, оно является само собой.

Дело в том, что это усилие механической памяти бессознательно утомляет мускулы; мы приводим в действие наш мозг и посылаем туда кровь, которая есть препятствие для духа. Мы работаем нехорошим способом, который накопляет препятствия, вместо того, чтобы их устранять; так как, чем в большем покое находится все телесное, тем больше силы дается духу для приведения в действие своих внутренних чувств, чтобы доставить нам то, чего мы желаем.

«… сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизре­ченными»

Наш дух имеет чувства, которые ему свойственны и которые совсем отличны от телесных: зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания . Они тоньше, могуществен­нее и дальше проникают. Внутренние или духовные чувства, раз вызванные из скрытого состояния, могут войти в сношения с духовными чувствами другого лица, тело которого в Лондоне или Пекине; возможно даже, что они уже сообщаются, но бессознательно, потому что, быть может, в Лондоне или Пекине живет дух более симпатичный, чем в ином месте земного шара. И каждый день, в каждый час дня, вы можете иметь общение с этим духом посредством внутренних чувств, для которых не существует расстояний.

Полезность никогда не переутомлять тела доказы­вается всякую минуту во всех случаях жизни. Человек, наиболее успевающий в делах тот, кто себя бережет; голова его свежа; он интуитивно научился не утомлять свое тело, чтобы дух его был свободен. Между тем, может быть, этот самый человек и не знает, что он обладает духом, т.е. способностью, внутренним чув­ством, которое проникает за пределы тела и приносит ему оттуда проекты, планы и идеи, полезные для его работ. Никакие другие способности, кроме духовных, не могут служить для этой цели. Духовный закон один и тот же в материи, обществе, во всем мире. А когда люди с высокими стремлениями узнают о существовании этой силы, и будут пользоваться ею, к их услугам всегда будет величайшее могущество, самая тонкая мысль и самый возвышенный гений.

Плодотворное усилие в каждой фазе жизни обус­лавливается действием этой силы. Она заключается в том, чтобы предоставить себя воле духа. Если вы заблудились, вы гораздо скорее найдете свою дорогу, идя медленно и сосредоточившись, чем, бегая туда и сюда без всякого толку. Опытный охотник придерживается этого способа, когда он бродит по лесам; между тем, как неопытный горожанин в безумном возбуждении пробегает мили, не видя никакой дичи. В обоих этих случаях, когда тело приведено в известную степень апатии, пробуждается внутренняя способность, начинает действовать и находить дорогу для одного и дичь для другого. В этом заключается тайна быть руководимым духом. Она относится ко всем духовным степеням и их объектам.

Иногда, неизвестно почему, вы находитесь в состоя­нии мира, покоя и удовлетворения; вы идете легко, ничто вас не торопит, никакие страсти не волнуют; вы чувствуете себя в гармонии с целым светом; вы забыли своих врагов, заботы, опасения; тогда вы луч­ше наслаждаетесь лесом, небом, окружающим; тогда то занятый окружающей жизнью, вы лучше всего можете ее изучать. В такую минуту та или иная особенность, дотоле вами не замечаемая, вас поражает. Ваш дух мирный и спокойный безостановочно получает приятные и прочные впечатления. Вы желаете, чтобы подобное настроение могло продолжаться всегда. Это зависит только от вас, потому что это состояние происходит от сосредоточенности духа. Он собирает свои лучи в одном месте и сберегает свои силы, пропуская лишь, сколько нужно для движения тела.

В таком состоянии мы поглощаем мысли, т.е. силу непреходящую. Но, если во время этого поглощения что-либо вызовет у нас раздражение или возбуждение, способность поглощать прекращается моментально. Наш дух, вместо того, чтобы воспринимать идеи, закрывается для всякого общения и становится в боевое положение. Он прямо направляется на причину раздражения и преследует ее. Говоря, он «направляет­ся», мы хотим сказать, что наша мысль действительно и материально направляется к предмету, который нас беспокоит. Одновременно от нас исходит физиче­ская и духовная силы» Тогда мы перестаем поучатся. Покой и мыслительная ясность - вот необходимые условия для учения, и они вызывают постоянный приток силы. Нам дано упражнением выработать это до такой степени, что такое состояние, войдя в привычку, будет удерживаться в нас в течение нашего труда.

Таково состояние духа, способствующее учению, труду или наслаждению. Эти три вещи на самом деле представляют лишь одну: наслаждение. Без этого условия нельзя было бы по настоящему ничем наслаж­даться; упражнение научает нас наслаждаться всякой вещью все лучше и лучше. Таким образом, мы поучаем­ся. Наши невидимые силы накопляются, нагромождают­ся, потом объединяются для того, чтобы развернуться во всем могуществе на том или ином предмете в данный момент. Если в таком состоянии вы предстанете перед могущественным, богатым и тщеславным человеком, который захочет уничтожить рас одним взглядом, вы окажетесь сильнее его, и он почувствует вашу силу прежде, чем вы откроете рот. Это душевное настроение необходимо в делах, чтобы не быть побежденным более сильной волей противной стороны. Деловые люди просто коммерческие магнетизеры и их сила та же самая, что показывается публике с подмостков. Ее не узнают под этим видом, но бессознательно она и там приводится в действие.

В таких условиях дух уподобляется магниту. По мере того как силы концентрируются, растет сила их притяжения. И она еще более растет при упражнении. Чем больше вы притягиваете мыслей, тем больше силы приобретаете; планы, проекты изображения приплывают к вам, и ваши внутренние способности получат такую организацию, что будут в состоянии произвести то, чего вы хотите. Сконцентрированный таким образом дух есть сила либо сопротивляющаяся, либо притягивающая.

Смущение, которое охватывает многих учащихся, происходит оттого, что они хотят выучиться слишком скоро. Мы едва знаем способность, которая нам дей­ствительно дает то, что мы приобретаем, способность, которая проникает вдаль, тогда, как другие бездействуют, и приносит нам новые идеи и учит нас обращать их в мысли. Новое изобретение открывается человеку, который его сделает, когда он находится в состоянии покоя, а не тогда, когда он упорно силится его отыс­кать. Легче нарисовать более совершенный круг, беззаботно водя карандашом или пером, нежели, усерд­но стараясь начертить его. Когда вы свободны от всякой заботы, ваша реальная сила, может действовать - это сила духа. Тот, кто не разбрасывает во все стороны свои мысли об удаче и неудаче очень вероятно исполнит смелое дело, от которого откажутся другие; а если они попробовали бы, страх неудачи был бы причиной ее. Лучшим кормчим в опасном переходе будет тот, кто умел учиться, кто способен забыть опасность и думать только о препятствиях. Тогда его дух сознателен. Это способность духа приказывать и обуздывать тело - свое орудие. Из противного следует, что плохо развитии дух, настоящее «я», воображает, что он и есть само тело, которым он пользуется: Это как если бы плотник думал, что он есть пила или молоток. Сознание должно забыть тело и думать только о том, чтобы из него сделать, возможно, лучшее употребление, как и плотник, распиливающий доску, не думает постоянно о своем орудии, а лишь о работе, которую он совершает.

Как мы видим, умение учиться это духовное качество, умение учиться - это атрибут самого духа. Умение учиться: понятие, относящиеся не только к общепринятым наукам гуманитарным или естественным, а в первую очередь к науке самой жизни, всего мироздания. Умение вкусно готовить, умение красиво говорить или красиво строить это всё результат вашего умения учиться. Ибо если вы учились всему легкомысленно, безответственно, то и результат всей вашей деятельности будет соответствующий. Умение учиться - это ваш ключик к счастливой, радостной, и интересной жизни. Умение учиться даст вам больший обзор жизненного пространства. Умение учиться это как умение езды на велосипеде - вы уже никогда не разучитесь.


Sharing is caring!

0 shares