Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах. Праздник Собор Пресвятой Богородицы

  • 04.01.2024

Со-бор Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы. На дру-гой день по Рож-де-стве Хри-сто-ве празд-ну-ет-ся Со-бор Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы, па-мять свя-то-го Иоси-фа Об-руч-ни-ка, ца-ря Да-ви-да (пред-ка по пло-ти Гос-по-да Иису-са Хри-ста) и свя-то-го Иа-ко-ва, бра-та Гос-под-ня, сы-на от пер-во-го бра-ка свя-то-го Иоси-фа Об-руч-ни-ка. Свя-той Иа-ков со-про-вож-дал вме-сте с от-цом сво-им Иоси-фом Ма-терь Бо-жию и Бо-гом-ла-ден-ца Иису-са при бег-стве в Еги-пет.

К истории праздника. По-сле то-го, как волх-вы ушли из Виф-ле-е-ма, Ан-гел Гос-по-день во сне явил-ся Иоси-фу, по-веле-вая ему, чтобы он вме-сте с но-во-рож-ден-ным мла-ден-цем Иису-сом Хри-стом и Ма-те-рию Его, Пре-чи-стою Де-вою Ма-ри-ею, бе-жал в Еги-пет и оста-вал-ся там до тех пор, по-ка ему по-ве-ле-но бу-дет от-ту-да воз-вра-тить-ся, так как Ирод хо-чет ис-кать Мла-ден-ца, чтобы по-гу-бить Его. Иосиф, встав, взял Мла-ден-ца и Ма-терь Его но-чью и по-шел в Еги-пет. Но сна-ча-ла, преж-де от-ше-ствия сво-е-го ту-да, он ис-пол-нил в хра-ме Со-ло-мо-но-вом все, что опре-де-ле-но бы-ло по за-ко-ну Гос-под-ню, ибо дни очи-ще-ния Пре-чи-стой и Пре-не-по-роч-ной Бо-го-ма-те-ри уже на-сту-пи-ли, и в том хра-ме сре-ти-ли Гос-по-да на-ше-го ста-рец Си-ме-он и Ан-на про-ро-чи-ца. По-том, ис-пол-нив все, что опре-де-ле-но бы-ло в за-коне, Иосиф по-шел в На-за-рет, в дом свой. Ибо так го-во-рит свя-той Лу-ка: "И ко-гда они со-вер-ши-ли все по за-ко-ну Гос-под-ню, воз-вра-ти-лись в Га-ли-лею, в го-род свой На-за-рет" (). От-сю-да яв-но, что они не тот-час на-пра-ви-лись из Виф-ле-е-ма к Егип-ту, но сна-ча-ла по-шли в храм Гос-по-день, за-тем в На-за-рет и, на-ко-нец, в Еги-пет. О том сви-де-тель-ству-ет и свя-той в тол-ко-ва-нии на Еван-ге-ли-ста Мат-фея, ко-гда пи-шет так: "Во-прос : Как это го-во-рит Еван-ге-лист Лу-ка, что Гос-подь уда-лил-ся в На-за-рет по про-ше-ствии 40 дней по рож-де-нии Сво-ем и по-сле сре-те-ния Сво-е-го стар-цем Си-мео-ном? А здесь свя-той Мат-фей го-во-рит, что он при-шел в На-за-рет уже по воз-вра-ще-нии из Егип-та? От-вет : Знай, что Еван-ге-лист Лу-ка упо-ми-на-ет о том, о чем умол-чал Еван-ге-лист Мат-фей, имен-но — что Гос-подь (го-во-рит Лу-ка) по рож-де-стве Сво-ем по-шел в На-за-рет. А Мат-фей го-во-рит о том, что слу-чи-лось уже по-сле то-го, имен-но: как наш Гос-подь бе-жал в Еги-пет и как по воз-вра-ще-нии от-ту-да сно-ва по-шел в На-за-рет. Во-об-ще Еван-ге-ли-сты не про-ти-во-ре-чат друг дру-гу, но толь-ко Лу-ка го-во-рит об уда-ле-нии Хри-ста из Виф-ле-е-ма в На-за-рет, а Мат-фей по-вест-ву-ет о Его воз-вра-ще-нии в На-за-рет из Егип-та» .

Итак, по вы-хо-де из хра-ма Гос-под-ня свя-тые пут-ни-ки сна-ча-ла от-пра-ви-лись в На-за-рет и немед-лен-но сде-ла-ли рас-по-ря-же-ние от-но-си-тель-но сво-е-го до-ма, а за-тем, за-хва-тив-ши все нуж-ное для пу-те-ше-ствия, по-спеш-но, но-чью (чтобы бли-жай-шие со-се-ди не узна-ли это-го) на-пра-ви-лись по до-ро-ге к Егип-ту. При этом они взя-ли с со-бою для услу-же-ния и Иа-ко-ва, стар-ше-го сы-на Иоси-фо-ва, на-зван-ного впо-след-ствии бра-том Гос-под-ним, что вид-но из цер-ков-но-го пес-но-пе-ния на 23-е ок-тяб-ря, где по-ет-ся так: "Еже во пло-ти Гос-под-ня же-ла-ния муд-ре, брат по-ка-зал-ся еси, уче-ник, и са-мо-ви-дец бо-же-ствен-ных тайн, бе-га-яй с ним, и во Егип-те быв со Иоси-фом, Ма-те-рию же Иису-со-вою: с ни-ми-же мо-ли спа-сти-ся нам" . От-сю-да яв-но, что и Иа-ков со-пут-ство-вал свя-то-му се-мей-ству на пу-ти в Еги-пет, слу-жа ему во вре-мя пу-те-ше-ствия. А бе-жал Гос-подь в Еги-пет ча-стью для то-го, чтобы по-ка-зать, что Он есть ис-тин-ный че-ло-век во-пло-щен-ный, а не дух и при-ви-де-ние (на что ука-зы-ва-ет свя-той в сло-ве на Пре-об-ра-же-ние, ко-гда го-во-рит: "Ес-ли бы Он не был пло-тию, то то-гда с Кем же бе-жал Иосиф в Еги-пет"); а ча-стью для то-го, чтобы на-учить нас бе-жать гне-ва и яро-сти че-ло-ве-че-ской, а не с гор-до-стью про-ти-вить-ся им. Так объ-яс-ня-ет и : "В сво-ем бег-стве, - го-во-рил он, - Гос-подь на-уча-ет нас да-вать ме-сто яро-сти, т.е. бе-гать че-ло-ве-че-ской яро-сти. И ес-ли Все-мо-гу-щий бе-жит, то мы, гор-дые, на-уча-ем-ся этим не под-вер-гать се-бя опас-но-сти". Цель бег-ства Гос-под-ня в Еги-пет и та, чтобы очи-стить Еги-пет от идо-лов и, как го-во-рит свя-той па-па , чтобы не без этой стра-ны, в ко-то-рой в пер-вый раз через за-кла-ние агн-ца бы-ли про-об-ра-зо-ва-ны спа-си-тель-ное зна-ме-ние кре-ста и Пас-ха Гос-под-ня, - уго-то-ва-лось та-ин-ство свя-тей-шей жерт-вы. Так-же и чтобы ис-пол-ни-лось сле-ду-ю-щее про-ро-че-ство Ис-а-и-и-но: "Гос-подь вос-се-дит на об-ла-ке лег-ком, и гря-дет в Егип-те. И по-тря-сут-ся от ли-ца Его идо-лы еги-пет-ские" (). В этом ме-сте под об-ла-ком свя-той ра-зу-ме-ет Пре-чи-стую Де-ву, Ко-то-рая при-нес-ла на ру-ках Сво-их Гос-по-да в Еги-пет, и па-ли идо-лы еги-пет-ских бо-гов. Тот об-лак, Пре-чи-стая Де-ва, - ле-гок, ибо Она не отя-го-ще-на ни-ка-ким бре-ме-нем ка-ко-го-ли-бо гре-ха или плот-ско-го во-жде-ле-ния и по-зна-ния су-пру-же-ства.

Пе-ре-да-ет-ся и то, что ко-гда пра-вед-ный Иосиф, Пре-чи-стая Де-ва и Бо-гом-ла-де-нец шли в Еги-пет, в од-ном пу-стын-ном ме-сте на-па-ли на них раз-бой-ни-ки и хо-те-ли от-нять у них ос-ла, на ко-то-ром они вез-ли то немно-гое, что необ-хо-ди-мо бы-ло им в до-ро-гу, и на ко-то-ром ино-гда и са-ми ез-ди-ли. Один же из тех раз-бой-ни-ков, уви-дев Мла-ден-ца необы-чай-ной кра-со-ты и уди-вив-шись та-кой кра-со-те, ска-зал:

Ес-ли бы Бог при-нял на Се-бя че-ло-ве-че-ское те-ло, то не мог бы быть кра-си-вее се-го Мла-ден-ца.

Ска-зав это, он за-пре-тил сво-им то-ва-ри-щам, про-чим раз-бой-ни-кам, и не дал им ни-чем оби-деть сих пут-ни-ков. То-гда Пре-чи-стая Бо-го-ро-ди-ца ска-за-ла то-му раз-бой-ни-ку:

Знай, что Сей Мла-де-нец воз-даст те-бе щед-рым воз-да-я-ни-ем за то, что ты охра-нил Его.

Этот раз-бой-ник был тот са-мый, ко-то-рый впо-след-ствии, при Рас-пя-тии Хри-ста, был по-ве-шен на кре-сте по пра-вую сто-ро-ну, и ко-то-ро-му Гос-подь ска-зал: "Ныне же бу-дешь со мною в раю" (). И ис-пол-ни-лось про-ро-че-ское пред-ска-за-ние Бо-жи-ей Ма-те-ри, что "воз-даст те-бе Сей Мла-де-нец".

Ко-гда они во-шли в Еги-пет-скую стра-ну и на-хо-ди-лись в пре-де-лах Фива-и-ды, при-бли-зи-лись они к го-ро-ду Ер-мо-по-лю . Близ вхо-да в сей го-род рос-ло очень кра-си-вое де-ре-во, на-зы-вав-ше-е-ся "Пер-сея", ко-то-рое та-мош-ние жи-те-ли по сво-е-му идо-ло-по-клон-ни-че-ско-му обы-чаю по-чи-та-ли как бо-га из-за его вы-со-ты и ве-ли-че-ствен-ной кра-со-ты, по-кло-ня-ясь ему и при-но-ся ему жерт-вы, ибо в том де-ре-ве жил и бес, по-чи-та-е-мый ими. Ко-гда Пре-чи-стая Бо-го-ма-терь с Бо-же-ствен-ным Мла-ден-цем при-бли-зи-лась к то-му де-ре-ву, тот-час оно силь-но по-тряс-лось, ибо бес, убо-яв-шись при-ше-ствия Иису-со-ва, бе-жал. А де-ре-во при-к-ло-ни-ло свою вер-хуш-ку до са-мой зем-ли, воз-да-вая по-до-ба-ю-щее по-кло-не-ние сво-е-му Со-зда-те-лю и Его Ро-ди-тель-ни-це, Пре-чи-стой Де-ве, кро-ме то-го, оно огра-ди-ло их те-нью сво-их мно-го лист-вен-ных вет-вей от сол-неч-но-го зноя и тем да-ло воз-мож-ность утом-лен-ным свя-тей-шим пут-ни-кам от-дох-нуть. И в та-ком на-кло-нен-ном ви-де оста-лось то де-ре-во в оче-вид-ное зна-ме-ние при-ше-ствия Гос-по-да в Еги-пет. По-сле то-го, как под сим де-ре-вом Гос-подь с Сво-ею Ма-те-рию и Иоси-фом от-ды-ха-ли, это де-ре-во по-лу-чи-ло це-леб-ную си-лу, ибо от его вет-вей ис-це-ля-лись вся-кие бо-лез-ни. За-тем свя-тые пут-ни-ки преж-де все-го во-шли в тот го-род и идоль-ский храм, на-хо-див-ший-ся в нем, и тот-час все идо-лы па-ли. О сем хра-ме упо-ми-на-ет в "Лав-са-и-ке" : "Мы ви-де-ли, - го-во-рит он, - там (в Ер-мо-по-ле) идоль-ский храм, в ко-то-ром во вре-мя при-ше-ствия Спа-си-те-ля упа-ли все идо-лы ниц на зем-лю. Так-же и в од-ном се-ле-нии, на-зы-ва-е-мом "Си-рен", упа-ло три-ста шесть-де-сят пять идо-лов в од-ном хра-ме, в то вре-мя как ту-да во-шел Хри-стос с Пре-чи-стою Ма-те-рию .

Да и во всем Егип-те во вре-мя при-ше-ствия Гос-под-ня со-кру-ши-лись идо-лы, и бе-сы бе-жа-ли из них, и ис-пол-ни-лось в этом со-бы-тии то, что пред-рек св. про-рок Иере-мия, на-хо-дясь в Егип-те, ко-гда ска-зал "Все идо-лы долж-ны бу-дут упасть, и все изо-бра-же-ния бо-гов со-кру-шат-ся то-гда, ко-гда при-дет сю-да Де-ва Ма-терь с Мла-ден-цем, рож-ден-ным в яс-лях". Со вре-ме-ни се-го Иере-ми-и-на про-ро-че-ства у егип-тян су-ще-ство-вал обы-чай изо-бра-жать Де-ву, по-ко-я-щу-ю-ся на по-сте-ли, а близ Нее Мла-ден-ца, ле-жа-ще-го в яс-лях и по-ви-то-го пе-ле-на-ми, и по-кло-нять-ся это-му изо-бра-же-нию. Ко-гда од-на-жды царь Пто-ле-мей спро-сил еги-пет-ских жре-цов, для че-го они это де-ла-ют, те от-ве-ти-ли "Это - тай-на, воз-ве-щен-ная древ-ней-шим пред-кам на-шим од-ним свя-тым про-ро-ком, и мы ждем ис-пол-не-ния то-го про-ро-че-ства и рас-кры-тия сей тай-ны".

По-сле се-го свя-тые пу-те-ше-ствен-ни-ки по-вер-ну-ли немно-го в сто-ро-ну от го-ро-да Ер-мо-по-ля и, ища ме-ста для оста-нов-ки, во-шли в се-ле-ние, на-зы-вав-ше-е-ся "На-та-рея", ле-жа-щее неда-ле-ко от Илио-по-ля . Иосиф близ это-го се-ле-ния оста-вил Пре-чи-стую Де-ву Ма-рию со Хри-стом Гос-по-дом, а сам по-шел в се-ле-ние ра-ди при-об-ре-те-ния по-треб-но-го. А то смо-ков-нич-ное де-ре-во, при-ютив-шее свя-тых стран-ни-ков под со-бою, раз-дво-и-лось свер-ху дони-зу и опу-сти-ло свой верх, об-ра-зуя как бы сень или ша-тер над их гла-вою: а вни-зу, у сво-е-го кор-ня, оно об-ра-зо-ва-ло в той рас-се-лине как бы углуб-ле-ние, удоб-ное для пре-бы-ва-ния, и там Пре-чи-стая Де-ва с Мла-ден-цем лег-ла и от-дох-ну-ла от пу-те-ше-ствия. То ме-сто и до се-го вре-ме-ни в боль-шом по-чи-та-нии не толь-ко у хри-сти-ан, но и у са-ра-ци-нов, ко-то-рые и до сих пор (как это рас-ска-зы-ва-ет-ся до-сто-вер-ны-ми оче-вид-ца-ми) воз-жи-га-ют све-тиль-ник с еле-ем в рас-се-лине де-ре-ва в честь по-чи-вав-шей там Де-вы с Мла-ден-цем. Иоси-фу и Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-це за-хо-те-лось остать-ся в том се-ле-нии и, най-дя для се-бя неда-ле-ко от то-го де-ре-ва хи-жи-ну, они на-ча-ли в ней жить. Со-вер-ши-лось и дру-гое чу-до си-лою Бо-же-ствен-но-го Мла-ден-ца, ибо там же, близ их ме-сто-пре-бы-ва-ния и близ то-го чу-дес-но-го де-ре-ва, явил-ся вне-зап-но ис-точ-ник жи-вой во-ды, из ко-то-ро-го Пре-чи-стая Де-ва чер-па-ла для сво-ей по-тре-бы и в ко-то-ром устра-и-ва-ла ку-па-нье для Сво-е-го Мла-ден-ца. Су-ще-ству-ет тот ис-точ-ник и до-ныне, имея очень хо-лод-ную и здо-ро-вую во-ду. А что еще уди-ви-тель-нее, что во всей зем-ле Еги-пет-ской это един-ствен-ный ис-точ-ник жи-вой во-ды, и он сла-вит-ся в том се-ле-нии. Сим кон-ча-ет-ся по-вест-во-ва-ние о пре-бы-ва-нии Пре-чи-стой Бо-го-ма-те-ри со Хри-стом в Егип-те, где они про-бы-ли несколь-ко лет. Но точ-но-го из-ве-стия о том, сколь-ко лет про-вел Гос-подь в Егип-те - нет. Св. го-во-рит, что - два го-да, а Ни-ки-фор три го-да, а Ге-ор-гий Кед-рин пять лет; иные же, как Ам-мо-ний Алек-сан-дрий-ский, ду-ма-ют, что семь лет. Во вся-ком слу-чае то несо-мнен-но, что до кон-чи-ны Иро-до-вой, как и Еван-ге-лие го-во-рит: "И там был до смер-ти Иро-да" ().

По-сле же уби-е-ния виф-ле-ем-ских мла-ден-цев и по-сле то-го, как ока-ян-ный Ирод по-гиб злою смер-тью, Ан-гел Гос-по-день опять явил-ся во сне Иоси-фу, по-веле-вая ему воз-вра-тить-ся из стра-ны Еги-пет-ской в зем-лю Из-ра-иле-ву, ибо (ска-зал он) "умер-ли ис-кав-шие ду-ши мла-ден-ца" . Иосиф встал, взял Мла-ден-ца и Ма-терь Его и по-шел в Иудею, ко-то-рая со-став-ля-ла луч-шую и боль-шую часть зем-ли Из-ра-иль-ской. Услы-шав же, что Ар-хе-лай цар-ству-ет в Иудее вме-сто Иро-да, от-ца сво-е-го, он убо-ял-ся ид-ти ту-да. Ибо Ирод оста-вил по-сле се-бя трех сы-но-вей: пер-во-го Ар-хе-лая, дру-го-го Иро-да Ан-ти-пу, а тре-тье-го, са-мо-го млад-ше-го, Филип-па. Все они по смер-ти от-ца сво-е-го от-пра-ви-лись в Рим, к ке-са-рю, из-за со-пер-ни-че-ства, так как каж-дый из них хо-тел по-лу-чить цар-ство от-ца. Ке-сарь, не да-вая ни од-но-му из них цар-ской че-сти, раз-де-лил цар-ство на че-ты-ре ча-сти, на-звав их тет-рар-хи-я-ми. Стар-ше-му бра-ту Ар-хе-лаю он дал Иудею, Иро-ду Ан-ти-пе дал Га-ли-лею, а млад-ше-му бра-ту Филип-пу - Тра-хо-нит-скую стра-ну; Ави-ли-нию же дал он Ли-са-нию, млад-ше-му сы-ну Ли-са-ния стар-ше-го, неко-гда дру-га Иро-до-ва, а по-том уби-то-го им по за-ви-сти. От-пус-кая всех их из Ри-ма, ке-сарь обе-щал Ар-хе-лаю и цар-скую честь, ес-ли толь-ко он об-на-ру-жит хо-ро-шее и за-бот-ли-вое управ-ле-ние сво-ею ча-стью. Но Ар-хе-лай ни-сколь-ко не луч-ше был же-сто-ко-го от-ца сво-е-го, му-чая и уби-вая мно-гих, ибо, при-дя в Иеру-са-лим, он тот-час на-прас-но убил три ты-ся-чи на-ро-да и мно-гих граж-дан ве-лел му-чить в день празд-ни-ка сре-ди хра-ма, пе-ред всем со-бра-ни-ем иуде-ев. По при-чине та-кой сво-ей же-сто-ко-сти он был по про-ше-ствии несколь-ких лет окле-ве-тан, ли-шен вла-сти и со-слан в за-то-че-ние. Иосиф при сво-ем воз-вра-ще-нии услы-шал, что цар-ству-ет этот злой Ар-хе-лай, хо-тя и без цар-ско-го ти-ту-ла, и убо-ял-ся ид-ти в Иудею, по-лу-чив же из-ве-ще-ние во сне от то-го Ан-ге-ла, ко-то-рый уже преж-де яв-лял-ся ему, ушел в пре-де-лы га-ли-лей-ские, во вла-де-ние Иро-да Ан-ти-пы, бра-та Ар-хе-лая, ибо этот Ирод с боль-шею кро-то-стью пра-вил на-ро-дом, чем брат его; и по-се-лил-ся Иосиф в го-ро-де На-за-ре-те, в сво-ем до-ме, где они и преж-де жи-ли, дабы ис-пол-ни-лось пред-ска-зан-ное о Хри-сте Гос-по-де про-ро-ка-ми, что Он на-зо-вет-ся на-зо-ре-ем. Ему сла-ва во- ве-ки. Аминь.

При-ме-ча-ния

На сти-ховне сти-хи-ра 2-я.

Фива-и-да - об-ласть зна-ме-ни-то-го в древ-но-сти еги-пет-ско-го го-ро-да Фивы; этим же име-нем на-зы-вал-ся по име-ни глав-но-го го-ро-да и во-об-ще весь Верх-ний (Юж-ный) Еги-пет. Ер-мо-поль - один из зна-чи-тель-ных го-ро-дов древ-не-го Егип-та, слу-жив-ший вид-ным ре-ли-ги-оз-ным цен-тром язы-че-ства.

(с 368 по 430 г.) был уро-же-нец Га-ла-тии; в 388 г. при-был в Алек-сан-дрию, от-ту-да по-том уда-лил-ся в близ-ле-жа-щую пу-сты-ню для по-дви-гов без-мол-вия, а по-том пе-ре-се-лил-ся в Виф-ле-ем; в 399 г. из-бран в епи-ско-па Еле-но-поль-ско-го, в Вифи-нии, в Ма-лой Азии. По-сле то-го им-пе-ра-тор Ар-ка-дий со-слал его, как сто-рон-ни-ка св. Иоан-на Зла-то-уста, в Верх-ний Еги-пет, от-ку-да в 408 г. он пе-ре-ме-щен в Ан-ти-ною, а в 412 г. воз-вра-щен на свою ка-фед-ру в Еле-но-поль. По прось-бе кап-па-до-кий-ско-го пре-фек-та Лав-са в 420 г. он со-ста-вил со-бра-ние жиз-не-опи-са-ний свя-тых по-движ-ни-ков и ска-за-ний о них, ко-то-рое в честь его на-звал "Лав-са-и-ком". - Па-мять Пал-ла-дия Еле-но-поль-ско-го в суб-бо-ту сыр-ную.

Все по-дроб-но-сти о пу-те-ше-ствии Пре-свя-той Де-вы с Бо-гом-ла-ден-цем Иису-сом и с прав. Иоси-фом в Еги-пет и о пре-бы-ва-нии их там так же, как и мно-гие по-дроб-но-сти о рож-де-стве Хри-сто-вом, за-им-ство-ва-ны из апо-кри-фи-че-ских Еван-ге-лий, в осо-бен-но-сти из так на-зы-ва-е-мо-го "Еван-ге-лия дет-ства Спа-си-те-ля" так-же и из апо-кри-фи-че-ско-го со-чи-не-ния, из-вест-но-го под за-гла-ви-ем "Ис-то-рия рож-де-ния Ма-рии и дет-ства Спа-си-те-ля", - Пре-да-ние о па-де-нии идо-лов еги-пет-ских при въез-де ее се-мей-ства в Еги-пет упо-ми-на-ет-ся и в ака-фи-сте Спа-си-те-лю, где го-во-рит-ся "идо-ли бо Спа-се наш, не тер-пя-ще Тво-ея кре-по-сти, па-до-ша" (Икос 6-й).

Илио-поль - го-род в Ниж-нем (Се-вер-ном) Егип-те.

Понятно, почему эта легендарная повитуха почиталась в России покровительницей всех повивальных бабушек. К ней обращались за помощью роженицы и принимающие роды: «Бабушка Соломонида, Христа повивала - помоги рабе Божией (имярек)», «Бабушка Соломонида, Христова приемница, Христа парила, ножки-ручки правила, нашему младенцу парку оставила». Взывают и к Богоро­дице, прося ее снизойти до обыкновенной женщины и «прислать» повитуху, принимавшую ее Сына: «Пресвятая Богородица, отпусти матушку Соломониду, не погнушайся еже грешной, помоги мне при родах».

Народный календарь, в котором праздник повитух и рожениц следует сразу за Рождеством Христовым, с особой силой подчеркивал ту же связь, то же всегдашнее покровительство Богородицы простым земным женщинам, и более того, по-своему указывал на равенство в муках родовых, в счастье и боли материнства всех женщин, включая Пресвятую Богородицу; он как бы поднимал, обожествлял каждую роженицу и придавал самому факту появления на свет любого младенца высокий, если не божественный, то богоугодный смысл.

Повивальная бабка в любой деревне пользовалась большим уважением. Повивальной она называлась потому, что умела правильно «свить» новорожденного пеленками, чтобы он не вырывался и спал спокойно. Повитухи были знатоками по части женских и материнских забот. Недаром говорили: «Бабка походит - всему делу пособит». Отмечали и их мастерство: «У всякой бабки свои ухватки».

Бабка повивальная - в деревне всем родня дальняя. Ни одни родины не обходились без повитухи. Бабка пособляла роженице. И была она, как говаривали, с руками. Зная обычаи старины, бабка знала свое дело. При муках роженицы затапливала баньку, вываживала роженицу по солнцу. Бабканье - повиванье - утворялось добрым словцом, добрыми травами, добрыми молитвами. Одымляя роженицу, то есть запалив березовую лучину и поджигая полынь с травой бессмертником, бабка радела о легких родинах.

А еще не в столь далекие времена матушка собирала ребятишек ввечеру и учила их славить Рождество, обсыпать зерном - на долгий век, на счастье, на благополучие. Проще простого было в праздничный час выдать по ломтю пирога, побаловать детей клюквой на меду. Но матушка знала: "Не во всяком дому каравай выпечен, да еще, чтобы всему семейству вдосталь". И вот ребятишки должны были заслужить угощение, всем миром ребячьим отведать поровну и сыти, и сладостей.

"Подайте коровку, маслену головку, на поду печену, коровку золочену!"

И в ребячий короб ото всякого дома выносили и большухи, и девицы-невесты обрядовое печенье, которое по своему обличью сродни скотинке. А ребятишки подзадоривали: "Ты, хозяюшка, подай! Ты, отрадушка, подай! Подавай - не ломай! Отломишь немножко - будет Ермошка. Отломишь горбушку - будет Андрюшка. А подашь середину - быть свадьбе!"

И, так, ребячий короб тяжелел. И гурьбой славельщики бежали к чьей-то протопленной баньке, делили между собой угощение. Это было радостное время игр, забав. Дети узнавали друг друга и по-детски были счастливы, запоминая это зимнее чудесное время.

По поводу праздника существует еще одна поговорка: «В праздник каш всяк с ложкой ходит - полный черпак семью не разгонит». Это означало, что обычаи этого дня были нацелены на укрепление семьи.

Тема воплощения Спасителя в восточно-христианском искусстве отражена не только в иконах, изображающих Рождество Христово, но и в образах, посвященных празднику Собора Пресвятой Богородицы.

В богослужебном годовом круге есть следующая особенность: после «основного», «главного» праздника, на следующий день празднуется особая память тех лиц, связанных с данным праздиком. Так, после Богоявления отмечается «Собор Иоанна Предтечи», после дня первоверховных апостолов Петра и Павла - «Собор 12-ти апостолов». Слово «собор» в данном контексте означает некое, не ограниченное ни временем, ни пространством, собрание верных, совершаемое в честь какого-либо святого. Празднование Собора Богоматери совершается во второй день Рождества Христова, 8 января (н.с.). Богослужения этих дней тесно связаны по смыслу и по характеру, так же связаны иконографии этих праздников. В день Собора Богоматери мы чествуем Ее как Пресвятую Деву и Матерь Сына Божия, послужившую великой тайне Боговоплощения.

Соотнесенное с праздником Рождества празднование в честь Богородицы возникло в Церкви очень рано, уже в IV веке. Это был самый первый богородичный праздник, из которого позднее сформировались другие богородичные празднования.

Иконография «Собор Богоматери» сформировалась достаточно поздно, только в конце ХШ века. Основой ее стали иконография Рождества Христова и некоторые важные элементы, внесенные под влиянием текста рождественской стихиры. Это четвертая стихира Великой Вечерни праздника Рождества: «Что Ти принесем, Христе, яко явился eси на земли яко Человек нас ради? Каяждо бо от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит: Ангели – пение; небеса – звезду; волсви – дары; пастырие – чудо; земля – вертеп; пустыня – ясли; мы же – Матерь Деву. Иже прежде век, Боже, помилуй нас». В рукописи Софийской библиотеки XIV в. (№ 193) говорится, что пастухи приносят Христу в качестве благодарения «дивление».

Самая ранняя известная композиция на эту тему - фреска нартекса церкви Богородицы Перивлепты в Охриде (1295 г.). В палеологовский период иконография распространяется в православной ойкумене. Самая древняя русская икона на этот сюжет происходит из Пскова и была создана в конце XIV - начале XV века. Это интереснейший памятник как по своей иконографии, так и в стилевом отношении. Икона существенно отличается как от предшествующих византийских памятников, так и от русских икон и фресок более позднего времени. Возможно, особенности композиции иконы связаны с тем, что в ее основу был положен не только текст стихиры «Что Ти принесем…», но и другие праздничные песнопения. Некоторые детали именно этой псковской иконы до сих пор остаются для исследователей загадкой.

Икона из псковской Варваринской церкви. Конец XIV- нач.XV в. Псков. ГТГ, Москва

В центре иконы изображена Пресвятая Дева, восседающая на троне, который имеет изогнутую асимметричную спинку и украшен белой завесой. Однако, Богородица не держит на руках Младенца Христа, хотя именно так Она изображается во всех других произведениях на этот сюжет. На псковской иконе перед Богородицей, на Ее груди, помещается заключенное в двухцветную восьмиконечную «славу» изображение Христа Эммануила, которое Она как бы придерживает.

Такое изображение Спасителя и Богоматери напоминает иконографию Богоматери «Знамение». На иконах «Знамение» помещение образа Эммануила в «славу» на груди Богоматери указывает на Его прикровенное, таинственное присутствие и подчеркивает главную богословскую идею образа - догмат о предсказанном пророками воплощении Бога Сына от Приснодевы Марии. В иконографии «Собор Богоматери» такой необычный ход дополнительно акцентирует тему Боговоплощения.

Еще одна особенность псковской иконы - изображение пещеры, внутри которой ясли со спеленутым Младенцем. Этот эпизод, заимствованный из образа Рождества Христова, не встречается в других произведениях иконографии «Собор Богоматери». Можно сделать предположение, что обе эти уникальные черты появились как отражение, например, текста кондака праздника Рождества:«Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит: ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Oтроча младо, Превечный Бог ». В таком случае изображение яслей с только родившимся Младенцем усиливает саму тему рождения, а изображение Христа-Эммануила в «славе» призвано подчеркнуть, что рождается от Девы, воплощается, не обычный человек, а именно «Превечный Бог», Вторая Ипостась Пресвятой Троицы.

В остальном центральная и верхняя часть композиции иконы следуют сложившейся традиции. Слева от трона Богоматери изображены приносящие дары волхвы, один из которых указывает на звезду, изображение которой не сохранилось. Справа и слева от подножия трона помещены две своеобразные фигуры: полуобнаженные женщины с растрепанными волосами. Это персонификации - изображения, олицетворяющие Пустыню и Землю. Пустыня, одетая в красное, подносит Христу ясли, а Земля, облаченная в зеленый плащ, одной рукой как бы протягивает вертеп, а в другой держит процветшую ветвь.

Икона из псковской Варваринской церкви. Конец XIV- нач.XV в. Псков. ГТГ. Фрагмент

Вверху, над горками, написаны ангелы и дивящиеся пастухи. В верхних углах - полуфигурные изображения особо почитаемых святых: Николая Чудотворца и св. Варвары, которые, видимо, выполнены по желанию заказчика и не имеют прямого отношения к иконографии.

Обычно в композициях «Собор Богоматери» внизу изображаются торжественное рождественское богослужение: хор певцов, гимнографы Иоанн Дамаскин и Косма Маюмский, священники, монахи; могут также изображаться патриархи и цари. Эта группа, с одной стороны, олицетворяет весь человеческий род, который, согласно стихире, приносит Христу Матерь Деву. С другой стороны, изображаемое богослужебное прославление Богородицы совершается прямо на наших глазах. Это усиливает литургическую, богослужебную функцию образа.

Середина XV в. Ростово-Суздальская школа. Дом-музей П.Д. Корина, Москва

В нижней части псковского образа снова обнаруживается уникальное иконографическое решение. Здесь изображены три мужа в белых одеждах, похожих на стихари, юный чтец, а также юноша в замысловатой позе, напоминающей движение танца. Вся эта сцена до сих пор не имеет однозначной интерпретации. В научной литературе можно встретить противоречивые истолкования.

Икона из псковской Варваринской церкви. Конец XIV- нач.XV в. Псков. ГТГ. Фрагмент

Предполагают, что вся группа в целом может олицетворять различные формы прославления Богоматери, которое совершается всем человечеством (поэтому изображены персонажи разных возрастов и народов). Три центральных фигуры трактовались как хор певчих, как диаконы, как Богоотцы Давид, Иосиф и Иаков. Их определяли как «пастырей в конкретном и иносказательном значении этого слова», понимая под этим и странствующих исполнителей духовных стихов, посвященных библейским событиям.

Часть исследователей видит в мужах волхвов. Действительно, трое мужчин очень похожи на изображенных в средней части иконы волхвов внешностью и возрастом: старец, средовек и юноша. Изменение цвета и характера одеяний можно объяснить преданием, согласно которому, после Пятидесятницы волхвы были крещены апостолом Фомой. Белые одежды - знак очищения новокрещенного от бремени первородного греха.

Нужно отметить, что в Западной Европе волхвы очень почитались. Их мощи, по преданию обретенные царицей Еленой, из Константинополя попали в Милан, а оттуда в Кёльн. В XII веке на Западе возникает особый богослужебный рождественский чин, представляющий собой некое представление в лицах, исполняемое клириками, певцами и чтецами. Волхвы были главными персонажами этой мистерии. Значительно позже, попав на Западную Украину театрализованное представление такого рода получило название «Вертепное действо». Псков был самым западным русским городом и западноевропейские традиции и влияния были сильны в этом княжестве. Вполне возможно, что в XIV веке псковичи знали о таких представлениях, и, может быть, похожий обряд входил в празднование Рождества в этом городе. Это не трудно предположить, если вспомнить, что на Руси имелся близкий по характеру чин - «Пещное действо». Таким образом, на псковской иконе может быть представлен конкретный праздничный церковный обряд. Ровно так же в рассмотренном выше варианте иконографии изображалось Рождественское богослужение, но без указания на какую-то определенную часть службы.

Дионисий. Роспись Похвальского придела Успенского собора Московского Кремля. 1481 г.

Используя и трансформируя версию об изображении особенного праздничного обряда, представляющего поклонение волхвов, мы дерзнем предположить, что три мужа могут являться не волхвами, а пастухами. Изображенные в верхней части иконы пастыри - это тоже старец, средовек и юноша. Есть и определенное внешнее сходство. У мужей в белых одеяниях и у пастухов есть одинаковые атрибуты - посохи. В пользу этой версии говорит тот факт, что с XI века в Западной Церкви существовал богослужебный чин, посвященный исключительно поклонению пастухов.

Этот церковный чин совершался так: около Престола на специальном возвышении устанавливались ясли, в которых находилась статуя или икона Богородицы с Младенцем. Несколько каноников (клириков) в церковном облачении, с льняными платками на головах и жезлами в руках представляли собой вифлеемских пастухов. Мальчик из хора, изображавший ангела, сообщал им о Рождестве, цитируя Евангелие. Под пение хора «Слава в вышних Богу…» пастыри проходили в алтарь, где у яслей их ждали два каноника, изображавшие повитух. Они спрашивали: «Кого ищете в яслях, пастыри?» «Мы ищем, - отвечали пастыри, - Спасителя Христа». Повитухи отдергивали завесу, которая скрывала образ Пресвятой Девы с Богомладенцем. Указывая на него, они говорили: «Вот он - этот Младенец со своей Матерью». Пастухи преклонялись и воспевали молитвословия, затем начиналась литургия.

В этой версии хорошо объяснялись бы и необычная форма трона Богородицы, и крайне редкая для русских памятников белая завеса. Однако, этот мотив - завеса на троне - возник еще в раннехристианском искусстве, а позже получил развитие в южнославянских росписях и иконах. Приведенное рассуждение не более чем осторожная догадка, так как не возможно доподлинно узнать, мог ли такой чин быть известным в западно-русских землях. А такой атрибут как посох вполне мог из одного «сценария» переместиться в другой и стать атрибутом путешествующего волхва.

Загадки иконы на этом не заканчиваются. Самой сложной для интерпретации фигурой остается танцующий юноша. Существует мнение, что это молодой пастух, дивящийся (удивляющийся) чуду Рождества. Пораженный, он закрывает лицо рукой, чем напоминает пастуха изображенного в вернем углу иконы, - тот, увидев звезду, также прикрывает глаза. Одежда юноши - короткий хитон - соответствует традиции изображения пастухов. Проще дать определение образу юноши с книгой в руках. Некоторые исследователи видят в нем Романа Сладкопевца; другие, указывая на отсутствие нимба, уменьшенный размер фигуры и другие детали, считают, что это некий собирательный образ гимнографа или чтеца.

В памятниках XVI–XVII веков композиция сильно расширяется, в нее входят персонификации моря и ветров, приносящих Младенцу, по выражению иконописного подлинника, послушание и повиновение. Все более многофигурным становится изображение молящихся.

Дионисий. Роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. 1502 г.

XVI в. Москва. Музеи Московского Кремля

В Собор Пресвятой Богородицы почитают не только Богоматерь – в этот день вспоминают Иосифа - старца, который перед Богом поклялся, что сохранит девственность той, которая должна будет родить Спасителя всего сущего и на протяжении долгого времени помогал Деве Марии.

Иосиф был первым, кто увидел ребенка - Иисуса Христа, он помог ей бежать в Египет от Ирода и его приспешников. Он также пожертвовал многим ради того, чтобы Христос мог воплотить в жизнь предсказания и исполнить свое предназначение.

Вспоминают в праздник Собора Пресвятой Богородицы также царя Давида, который был прямым родственником Христа, и Святого Иакова, брата Господня, который был сыном Святого Иосифа Обручника от первого брака.

Святой Иаков сопровождал вместе с отцом своим Иосифом Матерь Божию и Богомладенца Иисуса при бегстве в Египет.

Праздник Собора Пресвятой Богородицы, установление которого относится к ранним временам Христианской Церкви, имеет древнее происхождение.

Епифаний Кипрский, блаженный Августин и святой Амвросий Медиоланский уже в IV веке в своих поучениях на праздник Рождества Христова соединяли хвалу родившемуся Спасителю с хвалой родившей Его Деве Марии.

Указание праздновать Собор Пресвятой Богородицы на следующий день после Рождества Христова было записано в 79 правиле VI Вселенского Собора, состоявшегося в 681 году.

Икона «Богоматерь Владимирская» (1652 г. Лицевая сторона двусторонней иконы. Симон Ушаков)

Собор Пресвятой Богородицы на Руси считался для женщин даже важнее, чем Рождество Христово, поскольку связан с Божией Матерью, пишет Rosregistr. В старину верили, если в этот день будут работать беременная женщина или ее муж, даже из-за крайней необходимости, то ребенок у них родится с физическими недостатками.

В праздник Собора Пресвятой Богородицы женщины ходили по домам с поздравлениями и пели колядки – рождественские песни, посещали баб-повитух и причащали их ужином.

Существует поверье, что в ночь на 8 января в храм сходятся все покойники, и покойные священники им правят служб, поэтому в этот день проводили обеды и панихиды по умершим.

По церковному календарю 8 января также чествуют мученика Евфимия, преподобного Константина, преподобного Евареста и восемь икон Божией Матери, в том числе икона, которая называется «Милостивая».

Икона Божией Матери написана, по преданию, Святым евангелистом Лукой. Название «Киккотиса» (Пребывающая в Киккосе) икона получила от горы Киккос, что на острове Кипр. Икона находится в императорской обители, в храме, построенном в ее честь.

Чудотворный образ Богородицы, долго странствовал, прежде чем попасть на остров Кипр. Сначала находился в одной из первых христианских общин в Египте. Когда там возникли гонения на христиан, Киккскую икону в 980 году отправили в Царьград, но на пути корабль захватили сарацины.

Казанская икона Божией Матери

В свою очередь и враги христианской веры попали к грекам в плен, которыми образ был доставлен в Константинополь, где Киккская икона до начала XII века хранилась в царских чертогах.

Затем образ с великими почестями перевезли на остров Кипр, где он был помещен в сооруженный для него храм. Вокруг храма постепенно образовался монастырь.

Многие чудеса стали совершаться от чудотворного образа Божией Матери «Милостивой», поэтому с древних времен по сей день в обитель со всех сторон стекаются люди, одержимые различными недугами, и получают по вере своей исцеление.

Веруют в чудодейственную силу Святой иконы не только христиане, но и иноверцы.

Неисчерпаема милость Пречистой Богородицы, всех страждущих, и воистину присуще Ее образу имя «Милостивая».

Чудотворная «Киккская» икона Богоматери имеет замечательную особенность: она, неизвестно с какого времени, закрыта до половины пеленою от верхнего левого угла до правого нижнего, так что ликов Богоматери и Божественного Младенца никто не может и не дерзает видеть.

На иконе изображение Богоматери являет собой тип «Елеусы», лик Пресвятой Богоматери наклонен в левую сторону, Богомладенец поддерживает рукой край мафория божией Матери, а в соединенных вместе руках – греческий свиток.

Копии чудотворного образа «Милостивая» на Руси появились в XVII веке - в московском Зачатьевском женском монастыре пребывал один из наиболее известных и почитаемых списков и являлся его главной святыней.

Чудотворный список был передан после разорения обители в 20-х годах прошлого столетия в близлежащий храм пророка Илии в Обыденском переулке.

Когда монашеская жизнь в обители стала возрождаться, икона Божией Матери «Милостивая» вернулась в 1999 году на свое прежнее место. Молитва перед этой иконой укрепляет и духовно утешает всех, кто с верой и упованием обращается к Владычице Небесной.

О Пресвятая и преблагословенная Мати Господа, Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Милостивая Богородице и Приснодево Марие! Припадая к святей и чудотворней иконе Твоей, смиренно молимся Тебе, Благой и Милосердой Заступнице нашей: вонми гласу грешных молений наших, не презри воздыханий от души, виждь скорби и беды нас обышедшия, и яко любвеобильная воистину Мати потщися на помощь нам безпомощным, унылым, во многия и тяжкия грехи впадшим и присно прогневляющим Господа и Создателя нашего, Егоже умоли, Предстательнице наша, да не погубит нас со беззаконими нашими, но явит нам человеколюбную Свою милость. Испроси нам, Владычице, у благости Его, телесное здравие и душевное спасение, благочестное и мирное житие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, дожди благовременны и благословение свыше на вся благая дела и начинания наша, и якоже древле призрела еси милостиво на смиренное славословие послушника Афонскаго, воспевавшаго Ти песнь хвалебную пред Пречистою иконою Твоею, и послала еси к нему Архангела Гавриила научити его пети песнь небесную, еюже славословят Тя ангели горе, сице приими благоутробно и наше ныне усердно приносимое Тебе молитвословие, и принеси е Сыну Твоему и Богу, да милостив будет Он нам грешным, и пробавит милость Свою всем чтущим Тя и с верою покланяющимся Святому Образу Твоему. О Царице Всемилостивая, Мати Божия Всеблагая, простри к Нему Богоносныя Твои руце, имиже Его, яко младенца носила еси, и умоли Его вся ны спасти и избавити погибели вечныя. Яви нам, Владычице, Твоя щедроты: болящия исцели, скорбящия утеши, бедствующим помози: благопоспеши всем нам носити иго Христово в терпении и смирении, сподоби нас благочестно житие сие земное скончати, христианскую непостыдную кончину получити, и Небесное Царствие унаследити, Матерним ходатайством Твоим к рождшемуся от Тебе Христу Богу нашему, Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

На другой день праздника Рождества Господа нашего Иисуса Христа Церковью установлено празднование Собора Пресвятой Богородицы. Название этого празднества «собором» означает собрание всех праздников, торжеств Пресвятой Богородицы в одном дне, собрание в этот день верующих для прославления Небесной Владычицы, рождшей Спасителя нашего. В первый день праздника Рождества Христова Церковь прославляет самого Искупителя рода человеческого, благоизволившего спасти грешный мир от сетей вражиих, а на второй день после воспоминания этого великого события верующие призываются Церковью почтить и достойно ублажить Приснодеву Марию, Матерь нашего возлюбленного Господа, послужившую великому событию спасения рода человеческого.

Многие праздники имеют на другой день после себя «собор». Таковы - Рождество Богородицы, на второй день после которого чествуются праведные Иоаким и Анна; после Богоявления на второй день установлено празднество в честь Иоанна Крестителя и т. д.

Установление Собора Богоматери относится к очень древним временам. В IV веке некоторые святые отцы, например, св. Епифаний Кипрский, говорили уже поучения в день этого торжества.

В древних месяцесловах праздник Собора Пресвятой Богородицы называется еще «Родильные дары». Думают, что в данном наименовании скрывается указание на дары, принесенные новорожденному Царю Иудейскому - Богомладенцу Иисусу от восточных волхвов. Еще называется праздник Собора Богоматери «Бегством в Египет». Вероятно, в древней Церкви воспоминание о поклонении восточных мудрецов и о бегстве в Египет соединялось с празднованием Собора Божий Матери. Поэтому и на иконах, изображающих Рождество Христово с поклонением пастырей и волхвов и бегством Святого Семейства в Египет, очень часто можно встретить надпись «Собор Пресвятой Богородицы».

Источник: Книга «Е. Поселянин. Богоматерь.
Описание Ее земной жизни и чудотворных икон»

О значении праздника «Собор Пресвятой Богородицы»

Рождение Спасителя было от Духа Святого. Это не было обычным рождением. Но в земной жизни Спасителя важное значение играла Его семья: Его Пречистая Матерь, Иосиф Обручник, Его ближайшие родственники — те, кто окружал Младенца и Отрока Иисуса. И поэтому Церковь, воздавая особое почитание всему тому, что Господь Бог принес в мир через воплощение Сына Своего, одновременно вспоминает и земную жизнь Спасителя, и Его близких и родных. И так иначе и быть не могло, потому что в Церкви соединяется Божественное и человеческое, небесное и земное, и в этом соединении одно не умаляется другим.

Богу было угодно, чтобы и человеческая природа, человеческая жизнь, с ее радостями и скорбями была восхищена в Тайну Святой Троицы, чтобы эта человеческая жизнь обожествилась. Это было угодно Господу и в отношении Его возлюбленного Сына, и после воплощения Сына Божиего этот Божий замысел о прославлении всего творения, о прославлении человеческой природы стал совершенно очевидным, ибо во Христе соединяется небесное и земное, Божественное и человеческое.

Вот почему христианин, устремляясь к горнему, устремляясь к вечному спасению, никогда не должен осуществлять путь ко спасению, обижая своих родных и близких, отказываясь от добрых семейных отношений и вообще уничижая человеческое начало. Некоторым кажется, что в человеческом начале — грех. Но грех не в самой человеческой природе, а в злой человеческой воле. И все то, что совершает человек во славу Божию, все, что является результатом его труда, благословляется Богом. Это некая святыня, посредством которой мы служим Богу. Вот почему человеческое творчество: и самое высокое, и самое незначительное — это все наш дар Богу, это жертва, которую мы Богу приносим.

Если у нас будет такое понимание человеческого бытия, такое понимание человеческой природы, такое понимание человеческих отношений, то это бытие, эта природа и эти отношения наполнятся благодатью Божией — так, чтобы, по слову апостола, небесное соединилось с земным и чтобы во главе всего был Бог, который и наполняет все, и содержит все силой Своей.

Рождество Христово — тайна Божественного воплощения — многому нас учит, в том числе и угодному Богу отношению человека к своей земной жизни. Прославим Господа в душах и телесах наших, которые суть Божии, призывает нас апостол. И сегодняшний день, подчеркивая родственные и человеческие отношения Спасителя с теми, кто окружал Его, еще и еще раз призывает нас всех к благочестивой жизни, к добрым отношениям с нашими близкими и родными, к построению человеческих отношений по заповеди Божией, дабы действительно прославлять Бога и в душах, и в телесах наших. Аминь.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Богослужение

Дорогие братия и сестры, сегодня второй день великого праздника Рождества Христова. Этот день называется днем Собора Божией Матери, потому что в древности первые христиане на второй день праздника Рождества Христова собирались в храм, чтобы прославить Ту, Которая дала земле Спасителя мира. Она явилась виновницей нашего спасения, по Своему смирению, послушанию воле Господней, чистоте, высочайшему целомудрию сподобившись стать Матерью Христа, Сына Божия.

Церковь во время празднования Собора Пресвятой Богородицы в богослужениях призывает верных к прославлению Богоматери: «Придите, воспоем Матерь Спасителя, после рождения Его по-прежнему оставшуюся Девой: «Радуйся, Град одушевленный Царя и Бога, – Христос, в Него вселившись, совершил спасение». С Гавриилом воспеваем Тебя, с пастухами славим, восклицая: «Богородица, ходатайствуй пред Воплотившимся из Тебя о нашем спасении! »» (Утреня праздника).

На иконе обычно изображается Богородица, восседающая на троне с Богомладенцем на руках. Вверху, рядом и внизу – ангелы, волхвы, приносящие дары, и ветхозаветные старцы.

Тропарь Богородицы, глас 4:
Пречистая Богомати, Богородице, Собор Твой честный украшен многоразличными добротами, дары Ти приносят, Госпоже, многи мирстии людие, узы наша грешныя раздери Своею милостию и спаси души наша.

Установление праздника Собор Пресвятой Богородицы

Мы не располагаем точными сведениями о возникновении этого праздника. Известно, что установление особого празднования Рождества Христова сразу же повлекло за собой и чествование Родившей, запечатленное уже в проповедях свв. Епифания Кипрского, Амвросия Медиоланского и блж. Августина (в своих поучениях на праздник Рождества Христова соединяли хвалу рождшемуся Богочеловеку с хвалой рождшей Его Деве). Однако встречающееся на некоторых сайтах сообщение, что «официальное указание на празднование Собора Пресвятой Богородицы на следующий день после Рождества Христова можно найти в 79 правиле VI Вселенского Собора, состоявшегося в 681 году», несколько неточно.

Во-первых, канонические правила, которые относят к VI Вселенскому Собору, действительно, состоявшемуся (точнее, завершившемуся) в 681 г., были приняты не на нем (V и VI Вселенские Соборы были посвящены догматическим вопросам, и канонов не издавали), а на так называемом Трулльском Соборе, созванном в 691 г. (еще называемый «Пято-Шестым»), который рассматривался его участниками, как продолжение VI Вселенского Собора.

Во-вторых, в упомянутом правиле нет указания на празднование памяти окружения Пресвятой Девы, и тем более – никакого основания считать этот праздник соборным установлением. 79-е правило косвенно указывает на прижившийся обычай отмечать память Пресвятой Богородицы на следующий день после Рождества Христова, но оно касается не столько самого празднования, сколько распространившейся ритуальной формы, которую отцы Собора сочли противоречащей церковному учению, и обличили невежество «православного люда», который, почитая Пречистую приготовлением ритуальной пищи аналогичной той, что обычно готовилась в честь «болезней рождения» («хлебенное печение»), проявлял непонимание исключительности тайны Боговоплощения: зачатия бессеменного и рождения безболезненного, «ибо не есть сие честь Деве, паче ума и слова, плотию родившей невместимое Слово, аще ея неизреченное рождение определяют и представляют по примеру обыкнновеннаго и нам свойственнаго рождения».

Можно сказать, что этим соборным указанием, стихийно сложившееся в церковной среде празднование Пресвятой Богородице, было очищено от чуждых примесей, освящено и воцерковлено, а затем выросло в почитание всего ее ближайшего окружения. Отмечая этот праздник, мы словно попадаем на тихое семейное торжество. Только семья в этом случае особенная и почетные гости такие, что одно упоминание о них вызывает радостный почтительный трепет от прикосновения к тайне Боговоплощения, и словно воздухом тех самых дней пахнуло, когда, как сказано в рождественском кондаке, «Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют».

Протоиерей Игорь Прекуп

VI Вселенский Собор — правило 79

«Божественное от Девы рождение, как безсеменно бывшее, исповедуя безболезненным, и сие всему свету проповедуя, подвергаем исправлению творящих, по неведению, что либо не должное. Понеже убо некие, по дне святого рождества Христа Бога нашего, усматриваются приготовляющими хлебное печение, и друг другу передающими, аки бы в честь болезней рождения всенепорочные Девы Матери: то мы определяем, да не совершают верные ничего такового. Ибо не есть сие честь Деве, паче ума и слова, плотию родившей невместимое Слово; если ея неизреченное рождение определяют, и представляют по примеру обыкнновенного и нам свойственного рождения. Если убо отныне усмотрен будет кто-либо тако творящий: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен «.

Собор Пресвятой Богородицы – тихое семейное торжество

Почитание Пресвятой Богородицы закономерно выразилось в том, что в годовом богослужебном круге был выделен день, следующий непосредственно за праздником Рождества Христова, собирающий нас в честь Божией Матери, а так же в том, что в этот день празднуется не только память самой Пречистой, но и тех, кто оказался участниками событий, связанных с явлением в мир Богомладенца. В первую очередь – это св. Иосиф Обручник и его сын от первого брака Иаков, брат Господень, первый епископ Иерусалима. Это и день памяти св. царя Давида, из рода которого происходила Пречистая, это праздник всех сорадовавшихся с ней о рождении Сына Человеческого – и пастухов, и волхвов – всех собранных вокруг нее не только и не столько в пространственном, сколько в духовном смысле.

— святой Иосиф Обручник ;
— царь Давид (предок по плоти Иисуса Христа);
— святой апостол Иаков, брат Господень (сын от первого брака Иосифа Обручника). Святой Иаков сопровождал вместе с отцом своим Иосифом Матерь Божию и Богомладенца Иисуса при бегстве в Египет.

Будучи 80-летним старцем, Иосиф Обручник по благословению первосвященника принял Деву Марию, чтобы хранить ее девство и чистоту. И хотя он был обручен Пречистой, все его служение заключалось в том, чтобы оберегать Матерь Божию.

«Но для многих людей, которые не знали тайны Боговоплощения, Иосиф был отцом Господа Иисуса Христа», – отметим, что и Богородица говорила, обращаясь к Иисусу, который в двенадцатилетнем возрасте остался в Иерусалимском храме и потерялся для родителей, что Отрок огорчил своего отца – ведь для окружающих Иосиф был как отец (ср. Лк. 2:39-52).

Церковь вспоминает и царя, пророка, псалмопевца Давида – святого человека, который тяжко согрешил, но покаялся так, что его словами люди сегодня призывают имя Божие, вспоминая великие обращенные к Создателю строки: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей» (Пс.50:1). «Пророк Давид был по плоти предком Господа и Спасителя, потому что, как и надлежало быть, Спаситель, Мессия, пришел в мир из рода Давидова».

Апостол Иаков называется братом Божиим, потому что был старшим сыном Обручника Иосифа – от его первого брака. Иаков был очень благочестивым человеком и по Воскресении Христовом был избран предстоятелем Иерусалимской Церкви. Иаков, исполняя предписания Ветхого Закона, был епископом Завета Нового и провозглашал Господа Иисуса Христа и Мессией, и Избавителем Израиля. Проповедь Иакова была неугодна всем тем, кто привел Иисуса Христа на Голгофу, и святого апостола Иакова сбросили с крыши Иерусалимского храма.

Сказание о Бегстве Пречистой Девы Богородицы с Богомладенцем в Египет

После того, как волхвы ушли из Вифлеема, Ангел Господень во сне явился Иосифу, повелевая ему, чтобы он вместе с новорожденным младенцем Иисусом Христом и Материю Его, Пречистою Девою Мариею, бежал в Египет и оставался там до тех пор, пока ему поведено будет оттуда возвратиться, так как Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Иосиф, встав, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет.

Но сначала, прежде отшествия своего туда, он исполнил в храме Соломоновом все, что определено было по закону Господню, ибо дни очищения Пречистой и Пренепорочной Богоматери уже наступили, и в том храме сретили Господа нашего старец Симеон и Анна пророчица. Потом, исполнив все, что определено было в законе, Иосиф пошел в Назарет, в дом свой. Ибо так говорит святой Лука: «И когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свои Назарет» (Лк. 2:39).Отсюда явно, что они не тотчас направились из Вифлеема к Египту, но сначала пошли в храм Господень, затем в Назарет и, наконец, в Египет. О том свидетельствует и святой Феофилакт в толковании на Евангелиста Матвея, когда пишет так: «Вопрос: Как это говорит Евангелист Лука, что Господь удалился в Назарет по прошествии 40 дней по рождении Своем и после сретения Своего старцем Симеоном?

А здесь святой Матвей говорит, что он пришел в Назарет уже по возвращении из Египта? Ответ: Знай, что Евангелист Лука упоминает о том, о чем умолчал Евангелист Матвей, именно — что Господь (говорит Лука) по рождестве Своем пошел в Назарет. А Матвей говорит о том, что случилось уже после того, именно: как наш Господь бежал в Египет и как, по возвращении оттуда, снова пошел в Назарет. Вообще Евангелисты не противоречат друг другу, но только Лука говорит об удалении Христа из Вифлеема в Назарет, а Матвей повествует о Его возвращении в Назарет из Египта». Итак, по выходе из храма Господня, святые путники сначала отправились в Назарет и немедленно сделали распоряжение относительно своего дома, а затем, захвативши все нужное для путешествия, поспешно, ночью (чтобы ближайшие соседи не узнали этого) направились по дороге к Египту. При этом они взяли с собою, для услужения, и Иакова, старшего сына Иосифова, названною впоследствии братом Господним, что видно из церковного песнопения на 23-е октября(с.ст), где поется так: «брат показался еси, ученик, и самовидец божественных тайн, бегаяй с ним, и во Египте быв со Иосифом» . Отсюда явно, что и Иаков сопутствовал святому семейству на пути в Египет, служа ему во время путешествия.

А бежал Господь в Египет частью для того, чтобы показать, что Он есть истинный человек воплощенный, а не дух и привидение (на что указывает святой Ефрем, в слове на Преображение, когда говорит: «Если бы Он не был плотию, то тогда с Кем же бежал Иосиф в Египет»); а частью для того, чтобы научить нас бежать гнева и ярости человеческой, а не с гордостью противиться им. Так объясняет и Златоуст: «В своем бегстве, — говорил он, — Господь научает нас давать место ярости, т.е. бегать человеческой ярости. И если Всемогущий бежит, то мы, гордые, научаемся этим не подвергать себя опасности». Цель бегства Господня в Египет и та, чтобы очистить Египет от идолов и, как говорит святой папа Лев, чтобы не без этой страны, в которой в первый раз через заклание агнца были прообразованы спасительное знамение креста и пасха Господня, — уготовалось таинство святейшей жертвы. Также и чтобы исполнилось следующее пророчество Исаиино: «Господь восседит на облаке легком, и грядет в Египте. И потрясутся от лица Его идолы египетские» (Ис.19:1). В этом месте под облаком святой Амвросий разумеет Пречистую Деву, Которая принесла на руках Своих Господа в Египет, и пали идолы египетских богов. Тот облак, Пречистая Дева, — легок, ибо, Она не отягощена никаким бременем какого-либо греха или плотского вожделения и познания супружества.

Передается и то, что когда праведный Иосиф, Пречистая Дева и Богомладенец шли в Египет, в одном пустынном месте напали на них разбойники и хотели отнять у них осла, на котором они везли то немногое, что необходимо было им в дорогу, и на котором иногда и сами ездили. Один же из тех разбойников, увидев Младенца необычайной красоты и удивившись такой красоте, сказал:

— Если бы Бог принял на Себя человеческое тело, то не хотел бы быть красивее сего Младенца.

Сказав это, он запретил своим товарищам, прочим разбойникам, и не дал им ничем обидеть сих путников. Тогда Пречистая Богородица сказала тому разбойнику:

— Знай, что Сей Младенец воздаст тебе щедрым воздаянием за то, что ты охранил Его.

Этот разбойник был тот самый, который впоследствии, при распятии Христа, был повешен на кресте по правую сторону, и которому Господь сказал: «Ныне же Будешь со мною в раю» (Лк. 23:43). И исполнилось пророческое предсказание Божией Матери, что «воздаст тебе Сей Младенец».

Когда они вошли в Египетскую страну и находились в пределах Фиваиды, приблизились они к городу Ермополю. Близ входа в сей город росло очень красивое дерево, называвшееся «Персея», которое тамошние жители, по своему идолопоклонническому обычаю, почитали, как бога, из-за его высоты и величественной красоты, поклоняясь ему и принося ему жертвы, ибо в том дереве жил и бес, почитаемый ими. Когда Пречистая Богоматерь с Божественным Младенцем приблизилась к тому дереву, тотчас оно сильно потряслось, ибо бес, убоявшись пришествия Иисусова, бежал. А дерево приклонило свою верхушку до самой земли, воздавая подобающее поклонение своему Создателю и Его Родительнице, Пречистой Деве, кроме того, оно оградило их тенью своих много лиственных ветвей от солнечного зноя и тем дало возможность утомленным святейшим путникам отдохнуть. И в таком наклоненном виде осталось то дерево в очевидное знамение пришествия Господа в Египет. После того, как под сим деревом Господь с Своею Материю и Иосифом отдыхали, это дерево получило целебную силу, ибо от его ветвей исцелялись всякие болезни. Затем святые путники прежде всего вошли в тот город и идольский храм, находившийся в нем, и тотчас все идолы пали. О сем храме упоминает Палладий в Лавсаике: «Мы видели, — говорит он, — там (в Ермополе) идольский храм, в котором во время пришествия Спасителя упали все идолы ниц на землю. Также и в одном селении, называемом «Сирен», упало триста шестьдесят пять идолов в одном храме, в то время как туда вошел Христос с Пречистою Материю.

После сего святые путешественники повернули немного в сторону от города Ермополя и, ища места для остановки, вошли в селение, называвшееся «Натарея», лежащее недалеко от Илиополя Иосиф близ этого селения оставил Пречистую Деву Марию со Христом Господом, а сам пошел в селение ради приобретения потребного. А то смоковничное дерево, приютившее святых странников под собою, раздвоилось сверху до низу и опустило свой верх, образуя как бы сень или шатер над их главою: а внизу, у своего корня, оно образовало в той расселине как бы углубление, удобное для пребывания, и там Пречистая Дева с Младенцем легла и отдохнула от путешествия. То место и до сего времени в большом почитании не только у христиан, но и у сарацинов, которые и до сих пор (как это рассказывается достоверными очевидцами) возжигают светильник с елеем в расселине дерева в честь почивавшей там Девы с Младенцем.

Иосифу и Пресвятой Богородице захотелось остаться в том селении и, найдя для себя недалеко от того дерева хижину, они начали в ней жить. Совершилось и другое чудо силою Божественного Младенца, ибо там же, близ их местопребывания и близ того чудесного дерева, явился внезапно источник живой воды, из которого Пречистая Дева черпала для своей потребы и в котором устраивала купанье для Своего Младенца. Существует тот источник и доныне, имея очень холодную и здоровую воду. А что еще удивительнее, что во всей земле Египетской это единственный источник живой воды, и он славится в том селении. Сим кончается повествование о пребывании Пречистой Богоматери со Христом в Египте, где они пробыли несколько лет. Но точного известия о том, сколько лет провел Господь в Египте — нет. Св. Епифаний говорит, что — два года, а Никифор три года, а Георгий Кедрин пять лет; иные же, как Аммоний Александрийский, думают, что семь лет. Во всяком случае то несомненно, что до кончины Иродовой, как и Евангелия говорит: «И там был до смерти Ирода» (Мф. 2:15).

После же убиения вифлеемских младенцев и после того, как окаянный Ирод погиб злою смертью, Ангел Господень опять явился во сне Иосифу, повелевая ему возвратиться из страны Египетской в землю Израилеву, «ибо (сказал он) умерли искавшие души младенца». Иосиф встал, взял Младенца и Матерь Его и пошел в Иудею, которая составляла лучшую и большую часть земли Израильской. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, он убоялся идти туда. Ибо Ирод оставил после себя трех сыновей: первого Архелая, другого Ирода Антипу, а третьего, самого младшего, Филиппа. Все они, по смерти отца своего, отправились в Рим, к кесарю, из-за соперничества, так как каждый из них хотел получить царство отца. Кесарь, не давая ни одному из них царской чести, разделил царство на четыре части, назвав их тетрархиями. Старшему брату Архелаю он дал Иудею, Ироду Антипе дал Галилею, а младшему брату Филиппу — Трахонитскую страну; Авилинию же дал он Лисанию, младшему сыну Лисания старшего, некогда друга Иродова, а потом убитого им по зависти.

Отпуская всех их из Рима, кесарь обещал Архелаю и царскую честь, если только он обнаружит хорошее и заботливое управление своею частью. Но Архелай нисколько не лучше был жестокого отца своего, мучая и убивая многих, ибо, придя в Иерусалим, он тотчас напрасно убил три тысячи народа, и многих граждан велел мучить в день праздника, среди храма, перед всем собранием иудеев. По причине такой своей жестокости, он был, по прошествии нескольких лет, оклеветан, лишен власти и сослан в заточение Иосиф, при своем возвращении, услышал, что царствует этот злой Архелай, хотя и без царского титула, и убоялся идти в Иудею, получив же извещение во сне от того ангела, который уже прежде являлся ему, ушел в пределы галилейские, во владение Ирода Антипы, брата Архелая, ибо этот Ирод с большею кротостью правил народом, чем брат его; и поселился Иосиф в городе Назарете, в своем доме, где они и прежде жили, дабы исполнилось предсказанное о Христе Господе пророками, что Он назовется назореем. Ему слава вовеки. Аминь.

Димитрий, митрополит Ростовский «Жития святых»

Просмотрено (2449) раз