Кондак и тропарь иоасафу печерскому нижегородскому чудотворцу. Преподобный схимонах иоасаф печерский

  • 04.01.2024

Паломничества

05 Апреля 11 Людмила Белкина

500 ступенек к схимонаху Иоасафу

К нетленным мощам схимонаха Иоасафа Печерского Господь нас привел уже в самом конце паломничества "Волга Православная-2001". Побывав в Печерском Вознесенском монастыре Нижнего Новгрода, мы было собрались вернуться на теплоход, но тут вдруг экскурсовод нашей группы предложил заехать в находящуюся недалеко от монастыря Спасо-Преображенскую церковь - к очень почитаемому нижегородцами преподобному отцу схимонаху Иоасафу. Времени до отплытия оставалось чуть-чуть, церковь в это время наверняка была закрыта. Но мы поехали, надеясь на милость Божию. Храм действительно был закрыт, но нас встретила, как будто ждала, матушка Нина. Она рассказала, что вышла на пенсию и помогает в храме: где пол помоет, поставит свечи, раздает песочек по благословению батюшки. Обрадовалась, узнав, что мы из Самары, - матушка Нина оказалась постоянной читательницей "Благовеста". Тут же повела в нижний храм, где под спудом находятся мощи схимонаха Иоасафа, рассказала о нем, щедро наделила паломников, с благоговением прикладывающихся к гробнице, святым маслом и песочком от мощей.

О схимонахе Иоасафе известно очень мало, даже неизвестно, кто его родители. Может быть, он подвизался втайне или был настолько смиренным, что о нем не осталось никаких сведений. Но Господь прославил его и сделал известным миру после его смерти.

Схимонах Иоасаф был погребен в 1597 году на территории прежде бывшего Печерского Вознесенского монастыря. Через 30 лет после его погребения монастырь был разрушен обвалившейся горой, под которой он находился. Среди развалин открылись мощи схимонаха Иоасафа. Гроб был цел, одежда и тело - нетленны, лишь некоторые части лица были взяты землей. Гроб святого был поставлен в Старопечерской Преображенской церкви. В 1794 году была построена каменная Спасо-Преображенская церковь. В 1860 году была возобновлена пещера над гробом схимонаха Иоасафа.

Как написано в житии, "благодати преподобного схимонаха Иоасафа приписывается спасение от гибели Преображенской церкви в 1853 году, когда гора, оторвавшись от своей вершины метров на пятьдесят в длину, двинулась прямо на церковь. По дороге она оторвала и разрушила почти половину церковной каменной ограды с приходского кладбища, но, приняв неожиданно новое направление, сошла в Волгу в стороне на расстоянии сотни метров".

Мощи почиют 404 года, и все эти годы Православный люд не перестает идти к святому угоднику Божию, приезжая не только из окрестных сел, а и издалека. Идут к источнику, который назван именем преподобного. После молебнов преподобному Иоасафу по вере своей получают от него помощь. Как рассказала матушка Нина, песочек от мощей зашивают в плотную ткань и прикладывают к больному месту. Очень хорошо снимает боль, проходят даже боли в сердце. Прихожанки храма шьют пояски с песочком - лечат ими радикулит.

Решением Священного Синода от 2 декабря 1993 года Митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай на праздничном богослужении прославил мощи схимонаха Иоасафа. Этот день - день его памяти, каждый год в этот день проводится праздничная служба, на гробницу ставится и освящается масло.

К Спасо-Преображенской церкви ведет длинная лестница в пятьсот ступенек. Но постоянных прихожан храма, среди которых много пожилых, это не смущает. Одна женщина 86-ти лет одолевает эту лесенку каждый день. Потому что в конце пути ее ждет святыня.

Молитва преподобному отцу схимонаху Иоасафу Печерскому

О великий подвижниче благочестия, преподобне отче Иоасафе, миру явивый образ послушания, кротости и смирения, веры нелицемерной и пути истинного, еже в заповедех Христовых ходити и ангельскому житию подражати! О усердный трудниче нивы Христовой, плод сторичный стяжавый, имже обогатися земля Нижегородская в просвещение Светом Христовой Истины и укрепление веры православной!

Днесь, светло празднуя память твою, богомудре отче, и предстоя paцe святой, в нейже покоятся нетленные мощи твои, восхваляем и славим тя, понеже многими труды стяжал еси от Господа велию милость душ и телес благодатнаго исцеления всех, с верою припадающих к святым твоим мощам. Сего ради и ныне, немощьми духовными и телесными обремененные, молим тя, преподобне отче, мы, грешные и недостойные: имея дерзновение ко Господу, вознеси о нас свои многомощные молитвы, да ими испросиши земле нашей в вере православной утверждение, людем христианским в духовном возрастании преспеяние, в превременнем сем житии благоденствие с Божиим поспешением и в жизни вечной грехов оставление и душ наших спасение.

Буди нам, отче преподобне Иоасафе, добрый наставник и защититель, непрестай вознося теплыя молитвы твоя о всех, с верою и надеждою просящих твоей помощи и молитвеннаго ходатайства пред Господом, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

1 АВГУСТА - ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА, САРОВСКОГО ЧУДОТВОРЦА (1903). РАДОСТЬ НАША БАТЮШКА СЕРАФИМ Пастыри о том, как стяжать любовь и ласковое ко всем отношение Сегодня Русская Православная Церковь празднует обретение мощей преподобного Серафима Саровского. Чудотворец Серафим всех встречал возгласом "Радость моя! Христос воскресе!" Рядом с батюшкой оттаивали сердца, зарождалась вера в Живого Бога, приходило покаяние. О том, как стяжать любовь и ласковое ко всем отношение, корреспонденту портала Православие.Ru рассказали священники Димитрий Шишкин и Николай Булгаков. «Если мы не имеем полной любви, будем делать дела любви» Священник Димитрий Шишкин Священник Димитрий Шишкин, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в пос. Почтовое Бахчисарайского района (Симферопольская и Крымская епархия): - Когда мы говорим о христианском отношении к ближнему, надо помнить о том, что ласковость может легко перейти в ласкательство и человекоугодие. Чрезмерной лаской и «снисхождением» можно ведь и погубить человека. Особенно это видно в наше время, когда именно «человеколюбием» оправдывают крайнее снисхождение к человеческим страстям и порокам. Святые отцы всегда отличали отношение к самому человеку, как бы низко он не пал, от отношения к духам тьмы, к страстям, которые тем или иным человеком обладают. Нам не хватает тех, кто, утешая нас, не льстил бы нашему самолюбию и эгоизму Ласковое отношение Божия угодника преподобного Серафима - особого свойства: оно проистекает из глубины боголюбивого сердца. И это боголюбие, выстраданное и обретённое как бесценный дар, позволяет по-настоящему любить человека именно в осознании его действительного призвания. Любовь и ласка преподобного Серафима обымают всего человека, содействуя не одному лишь его душевному и телесному спокойствию, но более всего – спасению в вечности. Как же нам не хватает таких людей, которые, утешая и вдохновляя нас на духовную жизнь, в то же время не льстили бы нашему самолюбию и эгоизму. И именно таков преподобный Серафим! Ласка его, крайне сердечное тепло и любовь распространялись, как правило, на тех, чья душа была умягчена покаянием или хотя бы склонностью к нему. Именно к покаянию и побуждает в ещё большей степени истинная любовь и духовная ласка. Но если преподобному встречался надменный и гордый человек, закосневший в грехах и не желавший меняться, мы видим совсем другие примеры - немалой суровости и даже обличительной жесткости. Впрочем, и эта жесткость исполнена на самом деле любви и крайней тревоги за вечную будущность человека, за его спасение. Нам, конечно, нужно иметь друг к другу не только внешне доброе и ласковое обращение, но и, главным образом, истинное и нелицемерное братолюбие. Это заповедовал нам Сам Господь, об этом говорили неоднократно святые апостолы. Но и братолюбие не обретается сразу. Оно по крупицам подается Господом по мере того, как мы сами ищем любовь, учимся её стяжать. Потому и говорит Господь: «Просите, и дано будет вам» (Мф. 7:7). Не говорит «попросите», но «просите», то есть в своём благом желании, в душеполезной просьбе нужно проявлять настойчивость и терпение, простирающиеся даже до последнего мгновения земной жизни. Так уж устроена духовная жизнь – ни на чём здесь нельзя останавливаться окончательно, ничто нельзя считать делом решенным. Во всём требуется крайнее трезвение и внимание. И в деле стяжания любви – тоже. Но даже если мы не имеем той самой сердечной и полной любви, от которой проистекает действительно духовное и ласковое обращение с ближними – будем, по крайней мере, делать дела любви. Уже одними добрыми поступками, совершаемыми ради Христа, будем стараться угождать Богу. И Господь, видя нашу нужду, нашу сердечную просьбу, видя наше постоянство в доброделании – непременно подаст нам духовную любовь к Нему и ближним, а это - самое великое сокровище христианина! Вот в этом постоянстве, в этом повседневном и тщательном исполнении Заповедей Христовых, в сокрушенной и внимательной молитве, и заключён, вероятно, главный «рецепт» стяжания любви от преподобного Серафима. *** «Вера делает добрым отношение к любому человеку» Священник Николай Булгаков Священник Николай Булгаков, настоятель храма Державной иконы Божией Матери в поселке Кратово, Подмосковье: - «Радость моя!» - так ласково встречал преподобный Серафим Саровский всех, кто к нему приходил. Ласковость нужна, конечно, и нам. Мы все любим, когда с нами ласково обращаются. «Бей всех лаской и любовью», - такой совет давал своим сестрам младший современник преподобного Серафима Николай Васильевич Гоголь. Но откуда ее взять, эту ласковость? Она же должна быть искренней. Ласковым не очень-то притворишься. Если постараешься нарочно говорить «Радость моя!», а в твоих словах будет холод, толку не будет. Главное - не то, что снаружи, а то, что внутри. На внешнем далеко не проедешь. Как же это у преподобного Серафима получалось? Как получалось говорить благоуветливым голосом со всеми - хотя, вероятно, посещали его и те, что говорили с ним не благоуветливо. И ведь приходившие к нему были грешниками! Батюшка Серафим всё про них знал - больше, чем даже они сами про себя. Господь ему открывал. Почему же они были для него радостью? Чем же они его радовали? А тем, что они - люди. Что они живут на свете. Что их Бог создал. Что Он их любит, промышляет о них, терпит, прощает, заботится: присылает к Своему угоднику за советом, а тому дает мысль благую - которая будет им полезна. Им станет легче жить, радостнее…

в болезнях. Особенно много здесь было матерей с маленькими детьми. Авторы книги о схимонахе Иоасафе, изданной в 1899 году, свидетельствуют: «Дети-младенцы, одержимые разными болезнями, когда вносятся в пещеру и прикладываются к гробнице и ее покровам, затихают от своего болезненного плача и крика, и видимо, особенно для очей веры, укрепляются в здоровье».

К сожалению, в Старопечерской церкви (а именно такое обиходное название закрепилось за Спасо-Преобра-женским храмом) не было обычая записывать свидетельства об исцелениях, совершившихся по молитвам у гроба схимонаха Иоасафа. Возможно, именно этим объясняется то обстоятельство, что канонизирован он был поздно, уже в наши дни (в 1993 году прп. Иоасафа Печерского причислили к лику мест-ночтимых святых Нижегородской епархии).

Сохранился лишь один документ, где рассказывается о помощи прп. Иоасафа Печерского, - «Повесть о целебной милости преподобного схимонаха Иоасафа, и о явлении, бывшем от иконы, иже во святых отца нашего Филиппа митрополита Московского и всея России Чудотворца, иже есть в Нижнем Новгороде, в церкви Спа-сова Собора под колоколами» (1702). Остальные свидетельства, собранные в дореволюционных книгах о старце Иоасафе, представляют собой изустные рассказы местных жителей и, очевидно, грешат неточностью.

Среди наиболее часто повторяемых историй о молитвенном заступлении и помощи прп. Иоасафа следует вы-

Вверху: Старопечерский храм, построенный над гробницей прп. Иоасафа.

Справа: <Гробница схимонаха Иоасафа в селе Старых Печерах» - брошюра издания 1901 года. На рубеже XIX-XX веков выходило очень много книг о старце Иоасафе. Известны издания 1899, 1900, 1901 годов.

делить рассказ о том, как Старопечер-ская церковь едва не была разрушена оползнем. «Прежний Печерский монастырь, основанный, как сказано, в первой половине четырнадцатого столетия, - сообщается в книге о старце Иоасафе, - существовал на том месте до разрушения своего от обвала горы почти 270 лет. Точно через такой же период времени насколько страшное, настолько и необъяснимое явление в судьбе здешней местности последовало весною же, только не в июне, а в мае 1853 года, именно в ночное время, гора опять двинулась, оторвавшись от своей вершины сажен на 30 в длину,

ГРОГ, II И ЦП

«ТЛРМХ"А МЧЯРПХЪ.

и пошла прямо на церковь, разрушая повыше нее сады и разные обывательские здания. Что же? Конечно, одним молитвам и заступлению Угодника Божия Николая Чудотворца, а вместе и почивающего здесь Схимонаха Иоасафа нужно приписать чудесное избавление здешнего храма от такой же гибели, какой подвергся бывший Печерский монастырь. Обвалившаяся гора, уничтожив до 12 садов со всеми плодовитыми деревьями и разрушив три обывательских дома и несколько разных строений, стоявших повыше церкви, притом в самом незначительном пространстве от нее, приняла в своем движении совершенно другое направление в нескольких саженях дальше церкви и спустилась тоже опять в Волгу».

Гробница схимонаха Иоасафа. Современное фото.

(† ок. 1567), прп. (пам. в 1-е воскресенье после 26 авг.- в Соборе Нижегородских святых), Нижегородский, схим. нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня монастыря . Основным источником сведений об И. является рассказ о мощах схимника И., который встречается в контаминации с различными редакциями «Сказания о разрушении Печерского монастыря» в составе «Нижегородского летописца» (РГБ. Ф. 29. № 22, посл. четв. XVII в.; РНБ. Q. XVII. 53, 80-е гг. XVIII в.; ЦАНО. Ф. 2013. Оп. 602а. № 101, нач. XIX в.), в отдельной рукописной традиции (один из наиболее ранних списков: РНБ. Соф. № 1521. Л. 258-264, 1-я пол. XVII в.), в рукописях, содержащих подборки сведений о нижегородских святынях, которые часто входят в конвой «Нижегородского летописца» (напр.: РГБ. Ф. 178. № 3345, сер. XVIII в.). В рассказе, составленном очевидцем событий, сообщается, что на 3-й день после разрушения оползнем Печерского Вознесенского мон-ря, случившегося 18 июня 1597 г., «обретоша мощи позади церкви, мало землею покровенны, бяше же схимонах; мощи убо его, и ризы, и гроб нетленны, только приять земля часть от лица его, власы же его целы, и ничем не вредимы, и миро во гробе есть». Монастырские старцы сообщили, что это мощи И., погребенного 30 лет назад, и сказали, что он «к Богу же в чувственном житии бысть зело подвижен». Мощи освидетельствовали игум. Дудина Амвросиева во имя святителя Николая Чудотворца мужского монастыря Евфимий и архим. Печерского мон-ря Трифон, к-рый, возможно, был составителем первоначального рассказа об обретении мощей И. В «Описании о российских святых» кончина И. отнесена к 7100 (1592) г. В агиологической лит-ре встречаются и др. датировки - XV в. (Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 194), «в лето 6100 (по-видимому, описка, вместо 7100.- Авт. )» (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 562).

В 1598 г. на месте разрушенного Печерского монастыря была построена деревянная ц. в честь Преображения Господня с приделами во имя свт. Николая Чудотворца и св. ап. и евангелиста Иоанна Богослова. В Иоанно-Богословском приделе, по левую сторону от царских врат, под спудом почивали мощи И., над погребением стояла рака. Ранее 1745 г. обветшавшая церковь была разобрана, на ее месте построена новая, к-рая ок. 1782 г. сгорела и была заменена каменнным Преображенским храмом с приделом во имя свт. Николая Чудотворца. В 1794 г. церковь перестраивалась, в 1816 г. в ней устроили 2-й придел - во имя ап. Иоанна Богослова. В 1860 г. в храме над погребением И., находившимся за левым клиросом, близ северной стены, возобновили пещеру, на восточной стене к-рой был поставлен иконостас, а в 1882 г. устроен придел во имя св. царевича Иоасафа. Посреди пещеры стояла каменная гробница, в которой имелось овальное отверстие, откуда паломники могли брать песок с раки святого (считалось, что вода, смешанная с этим песком, излечивает от болезней). В пещере ежедневно после литургии служилась панихида по И.

Об исцелениях, происходивших от мощей И., свидетельствует «Повесть о целебной милости преподобного схимонаха Иоасафа», в к-рой рассказывается, что Нижегородский митр. Исаия в 1702 г. повелел соборному ключарю свящ. Андрею расследовать исцеление жительницы Балахны Евдокии Михайловой. Больной дважды являлся во сне Московский митр. св. Филипп (Колычев) , повелевавший ей идти в Печерский мон-рь к гробу И., а затем принять монашеский постриг. «Повесть…» встречается в сборниках XVIII в. вместе с сообщением об оползне 1597 г. (напр.: РНБ. Погод. № 1579; Собр. Титова. № 1749). О др. чудесах, совершавшихся по молитвам к И. в 1-й четв. XVIII в., сообщается в Похвальном слове «на обретение честных мощей преподобнаго отца нашего Иоасафа, затворника Нижегородскиих предел первобывшаго Печерскаго монастыря, новаго российскаго чудотворца, мироточиваго, в Летописце же Нижегородском свидетельствованнаго» (РГБ. Ф. 651. № 88, XVIII в.) В окт. 1745 г. старопечерский свящ. Иоанн Михайлов под присягой показал, что он неоднократно чувствовал благоухание от гроба, находившегося в «ветхой церкви». Священник сообщил, что у гробницы И. служились панихиды, читали каноны, из могилы брали песок, но в 1720 г. «по словесному запрещению бываго ж преосвященнаго Питирима архиепископа никому приходящим… по оном схимонахе Иоасафе панихид петь, и каноны читать, и песка с того места давать не стали». О. Иоанн сказал, что не знает о чудесах и исцелениях от мощей И., но слышал о чуде с Евдокией Михайловой, об исцелении крестьянина Захара Герасимова и о случае, когда 2 прихожан, ставших слишком близко к гробнице И., невидимой силой были отброшены назад. О. Иоанн также сообщил, что церковь, где находились мощи, была разобрана, на ее месте построено новое здание, к-рое вскоре сгорело, и «он, иерей Иван, не знает, оные-де мощи от случившагося пожарного времени целы ль находятся или нет» (фрагмент распросных речей свящ. Иоанна Михайлова читается в сб. РНБ. Q.XVII.53). В устной традиции исцеления от мощей И. фиксируются до нач. ХХ в.

Имя И. встречается в святцах с кон. XVII в. (напр., в Кайдаловских святцах: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 562). Старообрядческий мон. Иона Керженский писал в «Алфавите русских святых» (1807-1811 гг.): «В древлеписменных летописцех показуется во святых Иоасаф, затворник в Нижнем Печерском монастыре в лето 6100-е... но времени памяти не объяснено» (ЯИАМЗ. № 15544. Л. 398-398 об.). Имя И. вошло в Собор Всех святых, в земле Российской просиявших, состав к-рого был определен в сер. 70-х гг. XX в. при подготовке к изданию богослужебных Миней (Минея (МП). Май. Т. 3. С. 372). В 1993 г. И. был канонизирован как местночтимый святой. 19 апр. 1994 г. Синодальная комиссия по канонизации святых пришла к выводу «о недостаточности предоставленных материалов» для общецерковного прославления схимника. В 2008 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II было установлено празднование Собору Нижегородских святых, в т. ч. И. В 2006 г. завершилась реставрация пещеры И., место погребения святого было отмечено новой позолоченной ракой, около к-рой 22 сент. 2006 г. был отслужен 1-й после мн. лет водосвятный молебен.

Образ И. есть на иконе «Собор Нижегородских святых» в нижегородском соборе во имя блгв. кн. Александра Невского, написанной в апр. 2009 г.

Ист.: Гациский А. С. Нижегородский летописец. Н. Новг., 20012. С. 60-61, 623-626, 659-661, 671-673, 714-716; Шайдакова М. Я. Нижегородские летописные памятники XVII в. Н. Новг., 2006. С. 91-92, 204; Серебровский И., свящ. Жизнеописание св. прп. схимонаха Иоасафа Печерского. Н. Новг., 2006. С. 7, 15-16; Описание о российских святых. С. 248.

Лит.: Ратшин А. Полное собр. ист. сведений о всех бывших в древности и ныне существующих мон-рях и примечательных церквах в России. М., 1852. С. 359; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 262; Четыркин И. Ист.-стат. описание Нижегородского Вознесенского муж. мон-ря. Ч. 2: Разрушение Печерского мон-ря в кон. XVI ст. и перенесение его на теперешнее место // Нижегородские ЕВ. 1886. № 17. С. 14; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Вып. 3. С. 86-87; Зверинский. Т. 2. № 1055. С. 270; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 194; Серебровский И., свящ. Гробница схимонаха Иоасафа в с. Старых Печерах. Н. Новг., 1900, 2006; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 562; Голубинский. Канонизация святых. С. 329; Храмцовский Н. И. Краткий очерк истории и описание Н. Новгорода. Н. Новг., 20053. С. 314-315; Рамодановская Е. К. «Святой из гробницы». О нек-рых особенностях сибирской и севернорус. агиографии // Русская агиография: Исслед., публикации, полемика. СПб., 2005. С. 151-152; Тихон (Затёкин), архим. Нижегородский Вознесенский Печерский муж. мон-рь // ЖМП. 2007. № 12. С. 55-57.

Д. Ю. Кривцов, А. А. Романова

June 6th, 2018

Не знала, что у нас в самом центре города, где уже и спрятаться чуду негде, еще остались такие места с ИСТОРИЕЙ!

Третий день лета начался с прогулки для души. Есть в Нижнем Новгороде оказывается такие "сильные" места, где мира тишина.

В социальных сетях увидела призыв на прогулку-паломничество по Нижнему Новгороду по следам Иоасафа Печорского.
Настраивалась на простую прогулку по красивым в первую очередь и по историческим во вторую очередь местам родного города. Но Женя Павлов устроил нам настоящую экскурсию (как же я обожаю экскурсии!) с ответами на наши вопросы. Всё прошло очень душевно, как я люблю.

(Всегда интересны истории людей, как их путь ведёт к Богу. У Жени этот путь начался интересно и что самое главное, он находится на своем месте. Сложно ведь найти свою работу, чтоб была люба сердцу. Судьба привела Женю в Нижегородский Печерский мужской монастырь, где он подвизается экскурсоводом.)

Вознесенский Печерский мужской монастырь находится в нескольких минутах ходьбы от Сенной площади.


По дороге нас встречает Крестовоздвиженская Часовня 1687 года постройки. Она построена управляющим монастырем во искупление вины за низложение Патриарха Никона в 1666 году.
Низложение Патриарха Никона все последующие настоятели монастыря брали себе на вину, потому что присутствовали на том суде.

Крестовоздвиженская часовня простояла до 30-х годов прошлого века. Найдены документы датированные 29 годом прошлого столетия: "Прошу выдать мне с развалин Крестовоздвиженской часовни кирпич на ремонт русской печи."
Сегодня она вновь отстроена и с ее горы открывается вид на Печерский монастырь. В следующий раз проверю.

Спускаемся по дороге и нам открывается невероятной красоты панорама.

Стены с окнами-бойницами никогда не несли в себе оборонительную функцию, окна построены для красоты.

Ворота вновь отстроены в 2006 году, до этого также были снесены в годы лихолетья, когда сносили церкви и устраивали в них склады зерна и библиотеки.

Около входа начинается аллея Романовых. Планируется, что их будет 17. Не все сегодня собрались на аллее. Но в будущем подойдут)))
Как поется в песне Газманова "Рюрики, Романовы, Ленин и Сталин - это моя страна!" Ну о Сталиных и Лениных не будем, а вот Рюриковичи тоже соберутся, только уже на своей аллее.
Вообще планируется создать еще и третью аллею с русскими Патриархами.

Царские династии появились здесь за их заслуги - они "созидали и собирали нашу страну от Балтики до Тихого океана, преумножая славу нашей Родины" - со слов отца Тихона.

На постаментах таблички с именем правителя и датой. В некоторых случаях выгравированы даты правления, в других даты жизни.

А пока я иду по аллее Романовых. Правители расступаются перед идущими.

А я смотрю в их лица, такие надменные и гордые. И мне это нравится: смотреть их настоящих, а не припудренных маской благочестивости.
Вот эти дамочки особенно порадовали)

Екатерина Великая

Виды. Аллея Романовых и Ворота. Какой же прекрасный день выдался - еще вчера были непрекращающиеся дожди и назавтра тоже обещают, а сегодня какая-то благодать.
Иду-иду, Жень, не отстаю.

Надвратная (построенная над воротами) шатровая церковь с картинами из истории монастыря, через нее мы сейчас пройдем на территорию, своим обликом копирует Михайло-Архангельский собор в Кремле.
Отсюда хорошо видно "падающую башню" слева.

Роспись на стенах. Строительство. Деревянные постройки впоследствии заменяли потихоньку каменными.

Здесь в советские годы располагался кинотеатр "Колхозник".
Второго этажа не было, его достроили много позже.

Стена пока не открыта для прогулок. Ждем.


Некрополь. Плиты, найденные на территории монастыря после бесчинств в годы лихолетья, свезены в это место. Кресты потеряны, так как были отданы в металлолом.
На заднем плане братские корпуса. В них были коммуналки. Некоторые люди приходят сегодня в
монастырь и говорят, что хотят пройтись по местам, где когда-то жили их
родственники. А Женя добавляет сквозь усы - которые разбирали храмы на
печи.

Успенская церковь с трапезной. Здесь Женя объясняет нам, что у каждого иконостаса иконы располагаются в определенном порядке.

Церковь Вознесения Господня с колокольней. Та самая "Падающая" колокольня - свидетельство неустойчивой земли, склонной к оползневым движениям. В процессе строительства колокольни, было замечено, что стены наклонены. Поэтому дальше инженерая мысль сработала уже по имеющимся данным - начиная с колокольной площадки и дальше до верха крыши, башня строится вертикально к Земле. То есть башня не только наклонилась, но и изогнулась.)) Ну вот так.

Расписанная золотом дверь ведет в домовую церковь, где молятся только монахи. Обывателям сюда нет хода.

Похоже издали на гравировку, но это роспись.

Небольшой куполок на крыше сообщает, что здесь над аркой разместилась церковь Петра и Павла.

При монастыре действует археологический музей. Экспонаты размещаются на двух этажах.

Три святых, которые наиболее всего сделали для монастыря в своё время.

Святой Макарий Желтоводский.

Основатель данной обители Дионисий.

Евфимий Суздальский

История на каждом шагу. Бюст Александру II - тому самому, который в 1861 году отменил крепостное право. За это народ назвал его Царем-Освободителем.
Вместе с личной свободой крестьяне получили землю и гражданские права: свободно избирать место жительства, вести торговлю, открывать фабрики и заводы, заниматься ремеслами.

Выходим из монастыря и идем вниз. Открываются виды на Волгу и Гребной канал, который раньше я называла ГрИбной канал, от слова "гриб", хотя грибов ни когда не видела, сколько не вглядывалась.

Обожаю эти дорожки, то вниз, то вбок. Деревья то расступаются, то нависают плотным потолком. А птицы как раскричались, как будто радуются солнечному дню.

Семь холмов было разровнено для строительства этого нового монастыря взамен старого. Кидаю взгляд на куполки и вскоре они уже скрываются из вида за большими деревьями.

А мы идем и ведем неспешные беседы о древних временах и о чудесах, случающихся сегодня с прихожанами. И вдруг неприметная тропинка, которую я бы в жизнь не приметила, потому что всегда смотрю больше на воду.

Приготовились к подъему. Решительный вздох и... Идем.

Никогда раньше не задумывалась о морфологии слова Печёры, а тем не менее у нас в Нижнем это слово в ходу - Верхние Печёры, Слобода Печёры, Печёрский монастырь. Оказывается на старословянском "печеры" означают "пещеры". И Печёрский монастырь это пещерный монастырь дословно.

Монастырь построенный в скале, в пещере в 1330 году святым Дионисием, был полностью разрушен через 270 лет в результате оползня в 1597 году.
Оползень шел не за считанные минуты, а несколько дней. Сначала были небольшие подвижки земли. За это время служители смогли вынести ценности, иконы, бумаги, жители окрестных домов - уйти в безопасные места.
«и нача гора осыпатися… и бысть шум и треск велик по лесу, и нападе на людей страх и ужасть велика…»
Движение горы было таким мощным, что даже изменило русло реки Волги в этом месте и отбросило прибрежные корабли.
Это был благоустроенный монастырь, процветающий и имеющий поддержку государства того времени.
Сход горы на монастырь.

За что не угодил сей богоугодный угол, можно только строить предположения, но после схода земли от былого великолепия не осталось ни чего. И вернувшиеся на место разрушенного храма монахи, увидели как на месте сметенного кладбища лежит гроб чуть припорошенный землей. В нем оказалось нетленное тело Иоасафа, погребенного 30 лет назад.
Из документов того времени: «обретоша мощи позади церкви, мало землею покровенны, бяше же схимонах; мощи убо его, и ризы, и гроб нетленны, только приять земля часть от лица его, власы же его целы, и ничем не вредимы, и миро во гробе есть».
Кто он и чем заслужил такую награду от Бога, так и не известно.

То есть переводя на божественный язык можно сказать, что бог как наказывает строго, так и милости раздаёт. Разобрав по камешку нажитое имущество, он явил людям вечные ценности - святые мощи.
По вере своей люди получали возле мощей исцеления и чудеса.
На месте старого храма была выстроена деревянная церковь в подвальном помещении которого и поместили гробницу с мощами Иосафа Печерского. Пожар в 1780 годах охватил и церковь. Поэтому вновь возведенную церковь народными и спонсорскими усилиями делали каменной. Вот такой как мы ее видим сегодня.


Улочки. Наверное, это здорово, просыпаться и пить чай с видом на церковь.

Котики-красавцы

Да, я темный человек в плане церковного устройства. Женя открыл мне глаза, что иконостас (обрамление, в котором держатся иконы) составлен из икон по определенным правилам.
Обычно в иконостасе от 3 до 5 рядов. Здесь три ряда.
Первый ряд, икона слева от двери - всегда Богородица, справа - Иисус, дальше идут иконы, в честь которых назван храм, в данном случае - Преображение Господня, дальше местный чтимый святой - Иоасаф Печерский. Сверху на двери последователи Иисуса за чтением книг, склонив головы.
Над дверями всегда располагается тайная вечеря.
Второй ряд - "праздничный" ряд, события из жизни Иисуса - Рождество, Благовещенье, Вход в Иерусалим, Распятие, Воскресение и другие. Здесь я не смогла разглядеть, что изображено (с двух метров вообще ни чего не вижу), но знаю, что это события из Евангелия, по которым часто снимают фильмы.
Третий ряд - это апостолы, последователи Христа.
Верх иконостаса венчает икона Вседержителя и крест с распятием (на фото не уместился).

На четвертом ряду обычно располагают пророков, возвестивших о скором приходе Христа на Землю.
Пятый ряд занимают праотцы (первые люди): Адам, Ева, Авель, Каин и другие.

И уже смотришь на иконостас другими глазами, изучающими. Оказывается это интересно!

Вход в пещеру.

Около 20 ступенек. Я два раза (когда поднималась и когда спускалась) стукнулась головой о свод над лестницей, значит надо было поклониться перед входом в пещеру и перед выходом из нее.
Справа от лестницы видно ведерко с флакончиками и песок из гробницы. Во флаконах елей от лампад. Считается, что елей имеет мощное действие, если оно стояло перед мощами святого. А вода пропущенная через песок - становится целительной.
Конечно, всё вышесказанное действует только по вере человека.

Вот так устроено всё внутри пещеры.

За стеклом фигура Христа в момент воскрешения.

Под спудом (то есть в тайне) лежат мощи святого Иоасафа Печерского.
Гробница вся каменная, имеет одно окошечко. Своды украшены картинами из жизни монастыря.

Икона святого преподобного схимонаха Иоасафа Печерского.

Наш путь идет дальше. Чудеса не прекращаются.
Неприметной тропой пробираюсь к ручью,
Где трава высока, там, где заросли гуще.
Как олени с колен, пью святую твою
Родниковую правду...

Извилистые улочки, виляющие то влево,

то вправо, ведут нас к следующему месту.

Второй оползень случился через те же 270 лет, что и первый после основания пещерного монастыря. В 1853 году в мае скала снова отделилась от горы и шла прямо на церковь. Но буквально в нескольких десятков метрах движение ушло направо. Что это как не чудо,
объяснить трудно. Понятное дело объяснить можно всё, но для верующих - это чудо от Бога. Потому что вновь, уничтожив церковные постройки, дома и сады, оползень открыл нам источники воды.

Ключи обнесли деревянными постройками.

В центре - часовенка.

На этом месте устроили купальни: для мужчин

и женщин.
При нас в источнике с молитвами и песнопениями купались женщины. Ну а мужчины скромнее. Но ведь пользуются популярностью у прихожан воды.

и два источника отвели для питья.

Я тоже успела помочить в купели ноги. Вода конечно как расплавленный лед - очень холодная. Весь день в ногах после чувствовалась не то чтобы сила или легкость, но какое-то здоровое ощущение были.

Легкими прыжками (после целебной-то воды) ноги сами понесли меня в горку, догонять мою группу. Без них я бы ни за что не отыскала короткую дорогу в город.
Снова неприметная тропа,

от храма в минуте ходьбы, ведет в город.

Правда тут нам требуется еще один рывок.

Хитросплетения лестниц показывают нам два пути. Где-то здесь 160 лет назад земля разверзалась и пошла к Волге. Вот она История! Я кажется это уже где-то говорила? Выбираем левую лестницу.

Уставшие и напоенные возвращаемся в привычный мир.

После такого паломничества не только в этот день, но и в следующий сохранились светлые ощущения в душе, что хотелось бы уберечь это в себе наподольше и не расплескать в течение дня.

Спасибо Жене - вырвал из привычных будней. А я ставлю себе галочку, что в моем плане на лето выполнен один из пунктов - пеший туризм и наполнение души светом. Как же мне этого не хватает в обычной жизни.

V - выполнено !