Почему произведение называется фрески софии киевской. Презентация, доклад В.Кикта «Фрески Софии Киевской

  • 06.03.2024

Цель:

1.Расширить представление о жизненных прообразах и народных истоках музыки, раскрыть взаимосвязь музыки и изобразительного искусства через произведения живописи и музыки.

Задачи:

Образовательная : Познакомиться с концертной симфонией В.Г. Кикты «Фрески Софии Киевской»; показать как музыка и изобразительное искусство разными средствами художественной выразительности отражают создание музыкальных и художественных произведений.

Познакомить с понятиями: «музыкальный орнамент», «фреска». Историей возникновения фрески.

Развивающая : развивать осознанное восприятие музыки и живописных полотен, воображение, словарный запас. Развить навыки анализа музыкального произведения; Развивать исполнительские навыки:, пение в активной певческой позиции, работа над дикцией в исполняемых песнях.

Воспитательная : приобщать к духовной национальной культуре, воспитывать чувство патриотизма, уважительного отношения к шедеврам музыкального и изобразительного искусства. Воспитывать навык слушательской культуры, эмоциональную отзывчивость.

ТИП УРОКА: Урок - экскурсия

ТЕХНОЛОГИИ: информационная (защита презентаций)

деятельностная («создание образа под музыку»);

здоровьесберегающая (метод пластического движения,

вокальные упражнения, подвижный способ обучения);

ФОРМЫ РАБОТЫ: фронтальная, индивидуальная, групповая (в парах)

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер с мультимедийной установкой, DVD–плеер,

магнитофон, бубны, треугольник, два

колокольчика (большой, маленький), трещотки, колпаки,

рубахи, музыкальные инструменты для скоморохов

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ: презентация к уроку, учебник, видео,

музыкальные файлы. (В.Г.Кикта концертная симфония

для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской»,

фрагменты: «Орнамент»; «Групповой портрет дочерей

Ярослава Мудрого»; «Скоморохи ». Песня «Пришли

скоморохи» (ансамбль «Русь изначальная», поэма для

хора и оркестра и русских народных инструментов,

композитор М. Фирсов).

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ: тестовые справочные материалы,

альбомы для рисования, карандаши.

^ ХОД УРОКА

«Есть музыка , которая к нам идет ,

и - другая , которая требует ,

чтобы мы к ней шли ».

венгерский композитор XIX в. Ференц Лист

i.
Орг. момент. (2мин) :

Слайд 1 (Звучит песня «Сто церквей»)

Учитель ИЗО:

Выберите одну из 4-х картинок на доске которой соответствует ваше сегодняшнее настроение и прикрепите самоклеющийся листочек зеленого цвета на доске около соответствующей картинки (учащиеся прикрепляют на доске свои листочки около соответствующих картинок)




  1. Проверка домашнего задания (3 мин.)

Слайд 2,3

Учитель музыки:

Угадайте, какое произведение звучит, назовите его композитора?

(звучат отрывки из произведений П. Чеснокова «Да исправится молитва моя», М.С. Березовского «Не отвержи мене во время старости», «Пляска скоморохов» из оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка»)

К какому жанру музыки относятся эти произведения?

Слайд 4

(Русская духовная музыка, Русская народная музыка или русский музыкальный фольклор)

«Есть музыка, которая к нам идет, и - другая, которая требует,

чтобы мы к ней шли». Ференц Лист

Слайд 5

Эти слова великого венгерского композитора, подходят к нашему сегодняшнему уроку, на котором мы совершим экскурсию.

^ III. Объяснение нового материала (25 мин.)

Учитель ИЗО:

Внимание на экран.

(Фото города Киева,Украина, Собор Софии Киевской

на фоне колокольного звона)

Как вы думаете, куда мы сегодня отправимся с вами путешествовать?

(ответы детей: В собор , в храм, в церковь)

Да, сегодня мы совершим с вами экскурсию в г. Киев в Собор Софии Киевской, который является памятником архитектуры мирового значения

Мы с вами совершим путешествие по Древней Руси, возвратимся к истокам её культуры. На сегодняшнем уроке мы сможем:

Слайд 6


  • Расширить представление о жизненных прообразах и народных истоках музыки;

  • Познакомиться с концертной симфонией В.Г.Кикты «Фрески Софии Киевской»;

  • Развить навыки анализа музыкального произведения;

  • Выявить общность музыки и изобразительного искусства;

  • Познакомить с понятием «Фреска», с историей её возникновения;

  • Расширить представление о различных видах орнамента.

(Видео о соборе Софии Киевской, картинки с фресками.

на фоне музыки В. Кикта «Орнамент»)

^ Слайд 7 (видео)

По велению князя Ярослава Мудрого в начале XI ВЕКА В Киеве воздвигли величественный собор святой Софии. Считалось, что святая София – символ премудрости Божией. Вплоть до нашего времени собор продолжает поражать удивительной пышностью, уникальным многоцветьем фресок, белоснежной резьбой алтаря, золотом мозаичных сводов.



^ Учитель ИЗО:

Обратите внимание, что собор украшен фресками.

А кто знает, что такое фреска?

Слайд 8

Фре́ска (от итал. affresco - свежий ) ,выполняется она по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей, противоположность а секко (росписи по сухому). При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальциевую плёнку, делающую фреску долговечной.

В настоящее время термином «фреска» могут называть любую стенную живопись, вне зависимости от её техники (а секко, темпера, живопись масляными, акриловыми красками и т. д.). Впервые этот термин появился в трактате итальянского художника Ченнино Ченнини (1437). Иногда по уже сухой фреске пишут темперой.

^ Учитель ИЗО:

О истории возникновения фрески нам расскажет ученик.

История

Точная дата появления фресок неизвестна, но уже в период Эгейской культуры (2-е тыс. до н. э.) фресковая живопись получила широкое распространение. Это была живопись красками, где в качестве связующего использовались клей или казеин, а сама техника была близка к «а секко». Доступность исходных материалов (известь, песок, окрашенные минералы), относительная простота техники живописи, а также долговечность произведений обусловили большую популярность фресковых росписей в античном мире. В христианском искусстве фреска стала излюбленным способом украшения внутренних и (реже) внешних стен каменного храма.

В Древней Руси техника стенной росписи в основном была смешанная - живопись водными красками по сырой штукатурке дополнялась темперно-клеевой техникой (фон, верхние прописки) с различными связующими (яйцо, животные и растительные клеи).

Давайте повнимательнее рассмотрим элементы, которые украшают Киевский собор.

Слайд 9

Да, украшает их орнамент. Давайте вспомним, а что такое орнамент?

Ответ детей.

Орнаменты - это последовательное повторение отдельных узоров или целой их группы. Основное назначение орнамента украсить поверхность предмета, подчеркнуть его форму. Ритмическое повторение одного или нескольких элементов (мотивов) орнамента называется раппортом.

^ Учитель ИЗО:

А какие виды орнаментов вам уже известны?

Слайд с картинками видов орнаментов.

По своим мотивам орнамент может быть:
- геометрический, состоящий из различных геометрических элементов;
- меандровый - в виде беспрерывных ломаных линий, широко применявшийся в искусстве Древней Греции и получивший свое название от извилистой реки Меандр;
- растительный, составленный из рисунков стилизованных цветов, плодов, листьев, веток и т.п.;

Язык каждого орнамента тесно связан с историей и культурой народа, его восприятием окружающей среды.

^ Учитель музыки:

Слайд 10

Все это великолепие уже в XX веке навеяло композитору Валерию Григорьевичу Кикте прекрасные, яркие образы, которые он воплотил в Концертной симфонии для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской». Выделение арфы в качестве солирующего инструмента - ассоциации со звучанием славянских гуслей. Арфа здесь присутствует как символ древности, внося одновременно элемент повествовательности и некой временной пространственности, как бы воспаряющей под купола храма в Бесконечность.

^ Краткое сообщение о композиторе учащегося с презентацией.

Слайд 11

Примерная информация.

^ Валерий Григорьевич Кикта́ (р. 22 октября 1941 в поселке Владимировка Волновахского р-на Донецкой области Украина) -композитор, профессор консерватории. В 1960 году окончил Московское хоровое училище, в 1965 г. - композиторское отделение Московской консерватории. В 1967-1993 годах ведущий музыкальный редактор издательства «Советский композитор». С 1968 года - член Союза композиторов СССР, с 1989 г. - член правления Союза композиторов Москвы и председатель комиссии музыкального театра Союза композиторов Москвы, с 2006 г. - секретарь Союза композиторов России. С 1989 г. - член редакционной коллегии журнала «Балет».Выступал на Мировом конгрессе арфистов в Женеве на тему «Музыка для арфы в России» (2002).С 2004 г. - председатель Русского хорового общества (Москва).Автор сочинений различных жанров - В. Г. Киктой написано 11балетов («Дубровский», «Владимир-креститель» и др.), симфонические произведения («Украинские колядки, щедривки и веснянки», «Фрески Св. Софии Киевской»), оратории и кантаты, инструментальные концерты, хоровые произведения, произведения для органа, арфы, музыка для детей и юношества и другие. Вокальный цикл на стихи А.Пушкина " Пробуждение".

Итак, мы знакомимся с его симфоническим произведением «Фрески Софии Киевской» написал он ее в честь 1000 –летия крещения Руси.

И мы продолжим совершать экскурсию, только уже музыкальную по фрескам собора. Пеструю вереницу музыкальных картин и образов, в которых раскрывается единство небесного и земного скрепляет музыкальная тема, которая является путеводителем в симфонии, которая как рефрен повторяется в них несколько раз.

Проведём маленькое исследование. Рассмотрите рисунки у вас на столе.

Найдите повторы в рисунке и нотах. Кто уже нашёл?

Объясните ход своих мыслей.

^ Один ученик показывает на экране с объяснением (Сначала находим повторение узора в изобразительном орнаменте. Это начальный и последний узоры. Такие же повторы мы наблюдаем и в нотном фрагменте в виде коротких длительностей на нижней строчке. Значит оба этих фрагмента являются орнаментом).

Послушайте фреску с которой начинается симфония.

^ Слушание фрагмента

Попробуйте дать ему название?(орнамент) Какие ощущения вас охватили когда вы слушали «Орнамент»?

Как вы думаете, почему композитор назвал эту часть произведения «Орнаментом?»

С каким жанром русского музыкального фольклора имеет сходство эта тема?

Звучание какого музыкального инструмента имитирует композитор в этой теме? (гусли)

Слайд 12

Такое жанровое сходство с русским фольклором не случайны – так композитор отражает эпоху Древней Руси: «Орнамент» - говорит композитор, - самый значительный образ. Это те чувства, которые охватывают вас, когда вы присутствуете в этом храме: это и ощущение, что здесь бывал Ярослав Мудрый, что здесь происходили центральные события, связанные с историей Киевской Руси, и мысль – сколько раз разрушалась Киевская София, и всегда она возрождалась во всей своей красоте»…

В симфонии 9 фресок и каждая музыкальная фреска имеет свое название.

Слайд 13

1.
Орнамент 1

2.
Зверь нападает на всадника

3.
Орнамент 2

4.
Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого

5.
Михайловский Придел

6.
Борьба Ряженых

7.
Музыкант

8.
Скоморохи

9.
Орнамент 3

Учитель ИЗО:

- Откройте учебник Музыка 6 класс на 60 стр., перед нами живописная фреска «Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого».

Слайд 14

Учитель музыки:

Четвертая часть концертной симфонии носит название «Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого»

Вы уже знаете, что такое фреска (роспись на сырой штукатурке). Значит и музыка здесь должна звучать непростая, а живописная. Во время прослушивания фрагмента вам необходимо определить общие черты музыки и ИЗО.

У вас на столах имеются парные элементы музыкальной и живописной выразительности.

(раздаточные, тестовые справочные материалы )

МУЗЫКА ЖИВОПИСЬ
Линия – прямая, ломаная
МУЗЫКА ЖИВОПИСЬ
Мелодия – поступенная, скачкообразная Линия – прямая, ломаная
Тембр инструментов – ударные: ксилофон, барабан; струнные: арфа, скрипка-тремоло; деревянные духовые: дудки, гудки. Колорит – ясный, мерцающий, яркий.
Форма – рондо, вариация, двухчастная Композиция – расположение частей равномерное, повторное, хаотичное
Развитие музыки – инструментальное, динамическое, темповое, контраст Развитие художественной идеи – приближение, дополнение, борьба

^ Учитель ИЗО:

- У вас в таблице одной из характеристик живописной выразительности является – калорит.

- Давайте вспомним, что такое колорит?

Слайд 15

Колорит изображения (отлат.

color - краска, цвет) - общая эстетическая оценка цветовых качеств произведения искусства, характер цветовых элементов изображения, их взаимосвязи, согласованности цветов и оттенков.

^ Учитель музыки:

Одной из характеристик музыкальной выразительности является форма и среди указанных форм это рондо.

Слайд 16

Рондо - музыкальная форма, в которой главная тема (рефрен) повторяется не менее 3-х раз, чередуясь с различными эпизодами: A B A C A... А - главная тема - рефрен.

Двухчастная Форма рондо

А В A + B + A + C + A, где А – рефрен, ВС – эпизоды

IV. Самостоятельная работа учащихся в парах (2мин).

Работаем в парах один из вас – художник, определяет, глядя на фреску, элемент живописи и подчёркивает его, другой – музыкант, находит в соответствии элемент музыкальной речи и также выделяете его.

Слайд 17

Проверьте друг друга, музыканты проверят художников, а художники проверят музыкантов и поставьте количество правильных ответов…

^ Правильный вариант ответов

Слайд 18

Давайте проанализируем музыку:

Слайд 19

1.
Как вы считаете, где происходит действие, запечатленное на этой фреске?

2.
Что свидетельствует об этом?

3.
Как вы считаете, в изображении девушек будущих королевы Франции, Норвегии, Венгрии больше фантастичности, сказочности или реальности?

4.
Какими чертами наделена музыкальная фреска? Найдите эти черты на стенах нашего кабинета.

^ Слова на стенах кабинета:

трепетность,

изящность,

загадочность,

тревожность,

взволнованность,

восторженность,

смятение,

вдохновение,

меланхолия,

мрачность,

грозность,

праздничность,

^ Учитель музыки:

Попробуйте дать название следующей фреске

Слайд 20

звучит фреска «Скоморохи»

Какие, на ваш взгляд, элементы музыкальной речи здесь проявляются ярче всего?

(бряцанье струнных инструментов, безостановочное движение, перезвон бубенцов, балалаечный и свирельный наигрыш)

Какое название вы дали бы этой музыке? О чем, на ваш взгляд она рассказывает?

(«Скоморохи»)

Слайд 20

(Слушание части полностью, ответы на поставленные вопросы).

Вспомните, кто такие скоморохи? За что этих людей так любили на Руси?

Слайд 21

(Вокально-театрализованная разминка 4 мин.)

Давайте попробуем отправиться в наше прошлое и примерим на себя скоморошье ремесло. А поможет нам в этом русская народная песня «Пришли скоморохи» (ансамбль Русь изначальная». Прослушайте…

- работа с текстом на экране; (слова песни проговариваются)

- разучивание мелодической линии;

- исполнение с театрализацией: (раздаются инструменты, колпаки, рубахи).

Перевоплощаемся, а по окончанию этого выступления, мы с вами выберем лучшего скомороха- певца, скомороха-музыканта, скомороха- танцора.

Победителям вручаются медали: «Скомороха- певца», «Скомороха-музыканта», «Скомороха- танцора».

Слайд 22

Внимание звучит следующая фреска («Музыкант»)

Догадались, какое название имеет эта фреска? («Музыкант»)

^ Учитель ИЗО:

Слайд 23

Попробуйте изобразить, какая фреска была перед глазами композитора во время ее написания, украсьте эту фреску соответствующим орнаментом. Таким образов вы выполните свой собственный мини-проект.

(Учащиеся рисуют эскизы фресок с орнаментом- мини проект фрески)

^ V. Самостоятельная работа учащихся под музыку «Музыкант»

Святая София Киевская - уникальный памятник культуры, который имеет несколько названий. Его называют собором музеем или Национальным заповедником. Но как бы ни звучало его название, это место остается уникальным памятником архитектуры Древней Руси и Византии.

Музей знаменит своими фресками и мозаиками. Фрески Софии Киевской украшают 3000 кв.м. На 260 квадратных метрах собрана впечатляющая мозаика. София Киевская для Древнерусского государства была не только церковным зданием, но и сооружением общественного назначения.

История создания

О времени строительства памятника практически ничего не известно. Однако в «Повести временных лет» упоминается 1037-й как год постройки собора Святой Софии. В это время правил Ярослав Мудрый. Некоторые источники утверждают, что фундамент храма был заложен еще в 1017 году во времена княжения Большинство ученых все же склоняется к тому, что именно в 1037 году было начато строительство памятника. Удивительно, но фрески Софии Киевской сохранили свою первозданную ценность до нашего времени.

Летописи говорят, что 1036 год связан с нахождением Ярослава Мудрого в Новгороде Волынском. В это время до него дошло известие, что готовится наступление печенегов на Киев. Ярослав собрал союзников из жителей Новгорода. Вскоре состоялась битва, в которой царь одержал победу и заставил печенегов бежать. Во имя этой победы на месте битвы и был заложен храм.

С греческого языка София переводится как «мудрая». Поэтому считался символом христианской мудрости и ознаменовал победу православного народа над язычеством. София Киевская как памятник духовной культуры и сегодня представляет особую ценность.

Строительство собора

Специалисты говорят, что строительством Софии Киевской занимались около 40 мастеров с многочисленными помощниками. Строился памятник около 3 лет, и еще пару лет ушло на то, чтобы выполнить внутреннюю отделку. Возведением храма занимались мастера из Константинополя, которых специально пригласил Ярослав Мудрый. Изначально здание собора было прямоугольным и окружено двенадцатью столбами крестовидной формы. Его украшали тринадцать куполов (сегодня их уже 19), которые символизировали и Иисуса Христа. Главный купол был возведен в центре храма, четыре находились над алтарем, остальные располагались в западных углах здания.

В то время собор имел только два ряда галерей в виде открытого балкона, окружающего здание с трех сторон. Второй этаж занимали так называемые палаты для княжеской семьи и знатных жителей города.

Для строительства собора использовали гранитные блоки и раствор известняка с добавлением дробленого кирпича. Фасады здания не штукатурили. Кровля была сделана из свинцовых листов, которыми покрывались купола и своды. Стены, столбы и своды Софийского собора украшали великолепные росписи, занимающие 5000 квадратных метров. Сегодня в первозданном виде сохранились только 2000 квадратных метров фресок.

Хронология событий

За свою историю Софийских собор перетерпел немало испытаний. Его неоднократно разрушали и заново возводили, практически полностью перестраивая. В 1240 году храм впервые подвергся серьезным изменениям, именно тогда на Киев напали монголо-татары. София Киевская (фото собора представлены в статье) была разграблена и практически полностью разрушена. Потухло на какое-то время великолепие и буйство красок.

Полное восстановление памятника София Киевская произошло при митрополите Петре Могиле, который основал при храме мужской монастырь. Собор имел прежний внешний вид, но само здание требовало немедленной реконструкции. В 1633-1647 годах храм был частично восстановлен. Отремонтировали, заменили крышу, полы и установили роскошно украшенный иконостас в соборе София Киевская. Фото, внутри сделанное, может передать только малую часть всей красоты.

1697 год стал для собора роковым. Пожар поглотил практически все деревянные постройки монастыря. После этого было принято решение о капитальном восстановлении. В то время была возведена трехъярусная Софийская колокольня. В 1852 году был достроен четвертый ярус. Само здание собора также перестроили, и оно приобрело характерные для того времени черты украинского барокко.

В 1722-1730 годах на территории монастыря построили трапезную и пекарню, в которой потом располагалось епархиальное управление.

В 1934 году здания храма по решению советского правительства были объявлены Государственным заповедником истории и архитектуры.

Советский период вдохнул новую жизнь в развитие монастыря. Именно в это время активно проводились реставрационные работы, в результате которых был восстановлен внешний вид храма и другие постройки комплекса.

В 1990 году София Киевская была включена ЮНЕСКО в Список сооружений мировой культуры. В том же году собору была вручена грамота, которая давала права на самостоятельное управление.

Уникальный памятник архитектуры - София Киевская. Описание и история его создания будоражит воображение даже людей далеких от религии.

7 фактов о Софии Киевской

  1. Колокольня собора была возведена гетманом Иваном Мазепой. До сих пор там находится огромный колокол «Мазепа», который в 1705 году вылил мастер Афанасий Петрович по заказу и на деньги Ивана Мазепы. Колокол представляет собой настоящий архитектурный шедевр. Он украшен орнаментом и гербом гетмана.
  2. Подвалы Софийского собора хранили в себе огромную которая мистическим образом куда-то исчезла. Единственное упоминание о ней хранят «Повести временных лет» Нестора Летописца. Возможно сейчас она спрятана в Киево-Печерской лавре.
  3. София Киевская хранит одну из редчайших мозаик Оранты. На ней изображена Божья Матерь с раскинутыми руками, читающая молитву. Без младенца ее практически никогда не изображают. Это величественное изображение известно как "Нерушимая Стена".
  4. Фрески Софии Киевской в большей степени имеют религиозную направленность. В основном на них изображены молитвы о помиловании людей. Одна из стен хранит в себе надпись князя Брячислава с просьбой помиловать его, грешного и убогого.
  5. В 2008 году София Киевская вновь обрела свои ажурные серебряные Врата с изображениями святых. В 30-е годы они были отправлены на переплавку советскими властями. На их реставрацию ушло около 100 кг серебра.
  6. Святыня наполнена не только молитвами, здесь можно встретить надписи светского характера.
  7. Во времена строительства храма в Киеве действовал отдельный налог, согласно которому каждый, кто посещал город, должен был с собой привезти несколько камней.

Особую ценность представляют собой росписи памятника София Киевская. Мозаики и фрески - это главное украшение собора.

Мозаичная роспись Софии Киевской

Данный вид живописи является главным элементом внутреннего оформления собора. Красочными элементами мозаики украшен центральный купол и апсида. На других же частях собора можно лицезреть не менее живописные фрески. В мире сохранилось множество древних росписей, но именно фрески и мозаики Софии Киевской считаются подлинными образцами монументальной живописи. Они сохранились в изначальном своем виде и никогда не подвергались реставрации и дополнениям. Их лишь очищали от пыли, что придавало им первоначальную свежесть и красоту.

Краски софийских мозаик настолько прекрасны, что порой кажется, будто глаз никогда не видел более гармоничного сочетания стольких цветов, оттенков и форм.

Опытные художники насчитывают здесь 35 оттенков коричневого, 34 полутона зеленого, 23 оттенка желтого, 21 оттенок синего и 19 тонов красного. Палитра софийских мозаик состоит из 150 оттенков, это говорит о том, что Киевская Русь была непревзойденной в производстве смальты.

Особую изысканность и роскошь придает софийским мозаикам золотой фон. Именно с ним идеально гармонируют все остальные оттенки.

Мозаика «Христос - Пантократор»

Основание центрального купола украшает огромный медальон, в центре которого находится изображение «Христос - Пантократор». Мозаика выполнена по всем правилам восприятия с дальнего расстояния. Изначально в куполе находилось четыре изображения архангелов. К сожалению, из них частично сохранилось только одно мозаичное изображение, которое относится к XI веку. Остальные части были дорисованы красками в XIX веке.

На центральном подкупольном барабане также располагается мозаичная фигура апостола Павла и Иисуса Христа, представляющего образ Иерея. Изображение Богоматери наполовину утрачено.

Парус подкупольного барабана украшен изображением евангелиста Марка. На подпружных арках изначально было расположено 30 живописных мозаик, из которых сохранилось только 15.

Мозаика "Мария-Оранта"

Свод главного алтаря украшает огромная мозаика Богоматери (Оранты) в молитвенном состоянии. Это изображение выделяется из всей росписи интерьера. Высота его составляет около 6 метров. Божья Матерь стоит на украшенном драгоценными камнями помосте с высоко поднятыми руками. Она одета в синий хитон и накрыта длинным женским покрывалом с золотыми складками. Обута в красные сапожки.

Эта фигура отличается монументальностью и особым величием. Сочные краски сразу бросаются в глаза. Под этим изображением расположена мозаика «Евхаристия», символизирующая сцену причащения апостолов. Возле престола стоят архангелы с опахалами. Также рядом изображена фигура Иисуса Христа. Он раздает апостолам, торжественно подходящим к нему с разных сторон, причастие в виде хлеба и вина. Апостолы облачены в светлые костюмы, на Иисусе синий плащ и пурпурный хитон, украшенный золотом. Особую цветовую насыщенность композиции придает престол малинового цвета. Нижний ярус свода украшен изображениями святителей и архидиаконов.

София Киевская: фрески

Фресками украшены все боковые части собора, также их можно увидеть на башнях, хорах и галереях. Изначальные изображения частично обновлялись во время реставрации в XVII веке. В конце XVII века поврежденные фрески Софии Киевской были полностью отреставрированы. Частично были нанесены новые изображения масляными красками. Масляная живопись в то время не представляла художественную ценность, но ее сюжеты полностью повторяли росписи древних фресок.

В XIX веке были проведены капитальные реставрационные работы, в результате которых все наслоения с древних фресок были расчищены. В некоторых местах для сохранения первоначального ансамбля пришлось наносить некоторые изображения.

Фресковая система Софии Киевской включает в себя изображения многочисленных орнаментов, сцен, фигур святых в полный рост и полуфигур.

Фреска «Семья Ярослава Мудрого»

Это изображение является особенно интересным у памятника София Киевская. Фрески занимают северную, западную и южную стороны основного нефа. Удивительно, но центральная часть этой композиции не сохранилась до наших дней, узнать ее можно по работе голландского художника Абрагама Ван Вестерфельда, который посещал Киев в 1651 году.

На мозаике Ярослав Мудрый держит в руках макет Софии Киевской, рядом находится его жена княгиня Ирина. Они направляются к Иисусу Христу, который изображен вместе с князем Владимиром и Ольгой - основоположниками христианства в Древней Руси. За княжеской четой находятся их дети, также направляющиеся к Христу. Эта огромная композиция лишь частично сохранилась. Сегодня можно увидеть только две фигуры на северной стороне и четыре на южной стене.

Саркофаг князя Ярослава

Восточную часть галерей Софии Киевской занимала усыпальница князя. В ней находились захоронения всей княжеской семьи. Сегодня можно увидеть только саркофаг Ярослава Мудрого, который занимает часть алтарной комнаты северной галереи. Это прямоугольный ящик с выступающей по бокам крышкой. Все украшено изображениями растений, птиц, крестов и другими символами древнего христианства. Весит гробница около 6 тонн. Мраморный саркофаг был привезен из Византии.

В 1939 году гробница была вскрыта, и ученные обнаружили там скелеты мужчины и женщины, кости которых перемешались. Этот факт, а также то, что в саркофаге отсутствовали следы одежды, является прямым свидетельством ограбления.

Было доказано, что мужской скелет принадлежал Ярославу Мудрому, а женский - его жене Ирине. Череп Ярослава Мудрого послужил образцом для создания скульптурного портрета князя, который сейчас располагается в северной части собора. В сентябре 2009 года саркофаг вновь вскрывали для проведения исследований. После чего распространились слухи о том, что нет гарантии того, что останки костей принадлежат именно Ярославу Мудрому.

Каждый житель и гость города Киев может увидеть красоту и величие памятника София Киевская. Как добраться до главного храма Киевской Руси? Святыня находится по адресу: ул. Владимирская, 24.

Здесь же располагается и знаменитая на которой с давних времен проходили всевозможные мероприятия не только религиозного характера, но и общественно-экономического и политического назначения. Здесь устраивали собрания и организовывали ярмарки. Сегодня площадь украшает монумент Богдана Хмельницкого.

На одном из простенков между окнами центрального подкупольного барабана уцелела верхняя часть мозаичной фигуры апостола Павла, а над подпружными арками, поддерживающими барабан главного купола - изображение Христа в образе Иерея и наполовину утраченное изображение богоматери.

Из четырех мозаичных изображений в парусах подкупольного барабана сохранилось лишь одно - евангелиста Марка на юго-западном парусе.

В подпружных арках центрального купола сохранилось 15 из 30 мозаичных изображений в медальонах севастийских мучеников. Утраченные мозаики опять же дописаны маслом в XIX веке.

Центральное место во внутреннем убранстве Софии Киевской занимают мозаики ее главной апсиды. Над коихой сохранилась мозаичная композиция "Деисус", скомпонованная в виде трех медальонов с полуфигурами, а на двух столбах восточной арки перед апсидой сохранилась мозаичная композиция "Благовещение" в виде фигур во весь рост: архангела Гавриила на северо-восточном и девы Марии на юго-восточном столбах. Классическая ясность, пластичность, строгая пропорциональность, мягкая прорисовка фигур связывает художественные произведения Софии Киевской с лучшими образцами античного искусства Эллады.

Значительное место в убранстве храма отведено мозаичным орнаментам, которые украшают обрамление конхи, боковые части главной апсиды и ее горизонтальные пояса, оконные проемы и внутренние вертикали подпружных арок. Применены как растительные мотивы орнаментов, так и чисто геометрические. Конха центральной апсиды обрамлена красочным орнаментом растительного характера в виде кругов со вписанными в них пальметками, а над шиферным карнизом, отделяющим фигуру Оранты от композициии "Евхарстия" идет очень красивая полоса орнамента чисто геометрического характера. Тонкие белые линии на темно-синем фоне переливаются с эффектом перламутра. Эффектны и другие орнаменты, каждый из которых оригинален и красив.

Фрески украшают нижнюю часть стен вимы и столбов до шиферного карниза, заходя за его пределы лишь в выше отмеченных местах, три ветви центрального креста, все четыре придела и хоры. Это основное ядро фресковой декорации восходит к эпохе Ярослава если не целиком, то во всяком случае в своих основных частях. Верхним хронологическим пределом наиболее поздних фресок из данного комплекса мы склонны считать 60-е годы XI в. Что же касается фресок наружной галереи, крещальни и башен, то они относятся уже к иной эпохе - к XII в. Вопрос о их точной дате сможет быть разрешен лишь после внимательного анализа их стиля.

Среди фресок собора Святой Софии сохранилось несколько изображений нецерковного, светского, содержания. Например, два групповых портрета семьи великого князя киевского Ярослава Мудрого и несколько бытовых сценок - охота на медведя, выступления скоморохов и акробатов.

Фрески Софии Киевской, как, впрочем, и большинство памятников подобного рода, имеют свою длительную и многострадальную историю. Эта история являет собою ярчайший пример того варварского отношения к памятникам старины, которое нередко находило себе место в XVIII и XIX в. и в результате которого погибла не одна сотня выдающихся произведений искусства.

Судьба киевских фресок была непрерывно связана с судьбой самого храма св. Софии. По мере того, как разрушалась постройка, портились и его фрески. Они не только выцветали от времени и получали различные механические повреждения, но и осыпались от сырости протекавших крыш. В 1596 г. собор был занят униатами, в чьих руках он находился до 1633 г., когда Петр Могила отобрал его у униатов, очистил и возобновил. С этого времени начинается эпоха неоднократного освежения фресок. В 1686 г. собор подвергся новому обновлению стараниями митрополита Гедеона. Существует довольно распространенное мнение, что все фрески были побелены униатами. (См., например: Н. М. Сементовский. Указ. соч., стр. 74; С. П. Крыжановский. О древней греческой стенной живописи в Киевском Софийском соборе. - «Северная пчела», 1843, № 246 (2.XI), стр. 983–984; № 247 (3.XI), стр. 987–988.)

В 1843 г. в алтаре придела преподобных Антония и Феодосия случайно обвалившаяся верхняя часть штукатурки обнажила следы старой фресковой живописи. Причетник собора, вместе с ключарем протоиереем Т. Сухобрусовым сообщили об этом открытии академику живописи Ф. Г. Солнцеву, находившемуся в то время в Киеве для наблюдения над обновлением великой церкви Киево-Печерской лавры. В сентябре 1843 г. он получил у Николая I аудиенцию в Киеве и вручил государю свою краткую записку о Софийском соборе. В этой записке предлагалось, ради сохранения знаменитого храма «в должном благолепии», освободить старую фреску от штукатурки и «но возможности возобновить [ее], а затем, где сего исполнить будет невозможно, то обить стены и купола медью и расписать оные вновь изображением древних священных событий нашей церкви, в особенности таких, кои совершились в Киеве». Осмотрев 19 сентября 1843 г. новооткрытые в Софийском соборе фрески, Николай I приказал препроводить в Синод записку Солнцева, которая получила там поддержку. Солнцев, выступавший все время как крупный специалист в области реставрационного дела и знаток древнерусского искусства, на самом же деле являвшийся человеком не только ярко выраженного дурного вкуса, но и весьма ограниченных знаний.

В июле 1844 г. начались работы по очистке стен от новой штукатурки и новой живописи, лежавших поверх старых фресок. Эти работы, проводившиеся самым примитивным образом. Всего в Софии Киевской единоличных стенных фресок было открыто 328 (в то числе поясных 108), и вновь написано 535 (в том числе поясных 346) (Скворцев. Указ. соч., стр. 38, 49.)

После «реставрационных» работ 1844–1853 гг. роспись Софии Киевской претерпела незначительные изменения. В 1888 и 1893 гг., в связи с ремонтом иконостаса, были обнаружены нетронутые реставрацией единоличные изображения (8 фигур на столбах триумфальной арки, среди них фигура великомученика Евстафия, 6 фигур в боковых приделах). (См. Н. И. Петров. Историко-топографические очерки древнего Киева. Киев, 1897, стр. 132; Н. Пальмов. К предполагаемой реставрации Киево-Софийского собора. - «Труды Киевской Духовной академии», 1915, апрель, стр. 581. )

Гораздо проще решался вопрос о новых фресках, выполненных в XVII–XIX вв. в дополнение к старым (в виме, центральном корабле и других местах). Эти фрески, поскольку они никак не были связаны с первоначальной иконографической системой, решено было прикрыть нейтральным тоном, позволившим более четко выявить основные архитектурные линии интерьера. Так оказались скрытыми от глаз современного зрителя уродливейшие «Соборы», «Рождество Христово», «Сретение» и другие образцы малярной живописи, отчего внутренний вид Софии Киевской бесконечно выиграл. Исследователь фресок Софии Киевской всегда должен помнить о том, что они ни в какой мере не выдерживают сравнения в смысле подлинности с мозаиками.

Мозаики, особенно после последней расчистки, выглядят более или менее такими, какими они были в XI в. Фрески же претерпели немало изменений, их цвета ослабли и пожухли от времени, от побелок и от покрытия горячей олифой, которой пользовались как своеобразной грунтовкой при записи маслом (Эта олифа во многих местах настолько пропитала поверхность старой фрески, что придала ей блестящий, как бы полированный характер.); они имеют множество механических повреждений - царапин, выбоин, стертостей; в них сплошь и рядом утрачены старые подлинные прописи, сделанные al secco. Ко всему этому следует присоединить, что целый ряд фресок сохранил (уже после последней реставрации) позднейшие прописи маслом, которые, как они ни тонки, все же искажают первоначальную форму. Вообще состояние сохранности фресок далеко не одинаковое: попадаются (правда, редко) относительно хорошо уцелевшие фигуры и лица, но гораздо чаще приходится иметь дело с сильно попорченными фрагментами. По-видимому, здесь решающую роль сыграли «люди» митрополита Филарета и «комнатных живописных дел мастер Фохт», которые безжалостно драли старую живопись. Вот почему последняя выглядит теперь более простоватой и примитивной, нежели она была в свое время. В силу утраты прописей al secco в ней сильнее выступил линейный каркас, по причине же выцветания красок и пропитанности их олифой она воспринимается теперь более монохромной.

О звуко-изобразительности в творчестве русских композиторов классической школы говорят на уроках музыки в 6 классе. "Фрески Софии Киевской" - симфония для арфы с оркестром композитора Валерия Кикты - приводится в качестве примера использования автором так называемого подражания колоколу или "колокольности".

О композиторе

Валерий Георгиевич Кикта, написавший симфонию "Фрески Софии Киевской", в своём творчестве чаще всего обращался к темам русской истории и литературы. Кажется, что сама судьба предопределила такое направление его деятельности. Этот композитор даже родился в знаковый для истории нашей страны год - 1941-й. Раннее детство он провел в одном из сел Украины. В десятилетнем возрасте мать повезла его в Москву для поступления в Хоровое училище, которым руководил известный на весь Союз хормейстер Свешников. Обучаясь в этом заведении, мальчик уже в детском возрасте познакомился с произведениями русской духовной музыки.

Фрески Софии Киевской он впервые увидел именно во время своей учебы в Хоровом училище. Во время гастролей московского хора, которым руководил Сергей Свешников, ученики также участвовали в выступлениях. Одним из городов, которые пришлось посетить тогда, был Киев. Свешников сам водил своих подопечных в Киево-Печерскую лавру, а также в собор Святой Софии. Он рассказывал ученикам о фресках и мозаиках, которые им удалось увидеть.

Свешников сумел привить студентам любовь к отечественной истории, которая осталось у них на всю жизнь. Позже Валерий Георгиевич не раз ещё побывал в Киеве. Так, во время одного из своих визитов в этот город автор симфонии "Фрески Софии Киевской", будучи на экскурсии в соборе, увидел в хранилище храма фреску, которая изображала святую княгиню Ольгу. Лик произвёл на него столь сильное впечатление, что композитор немедленно принялся за создание оратории, посвященной этой правительнице Древней Руси.

О людях, повлиявших на творчество композитора

Автор концертной симфонии для арфы с оркестром, В. Г. Кикта, после окончания Московского хорового училища поступил в столичную консерваторию на композиторское отделение. Его преподавателем в этом учебном заведении стал Тихон Николаевич Хренников. Он привил молодому композитору необыкновенное чувство стиля, а также уважение к достижениям великих мастеров прошлого.

Отголоски этого влияния проявились в том, что в творчестве Валерия Георгиевича бок о бок существуют традиции русской классической музыки, духовных произведений для хора, а также многие приемы, характерные для современной музыки. Например, у композитора есть произведение, написанное для синтезатора с симфоническим оркестром. Кроме Тихона Хренникова, огромное влияние на становление творческой личности оказал Иван Козловский, с которым Кикте посчастливилось познакомиться в годы обучения в Московской консерватории.

Этот прославленный тенор был большим знатоком русского и украинского фольклора. Именно он вдохновил Валерия Георгиевича на создание многих произведений, основанных на традициях украинской народной музыки. Молодой человек неоднократно бывал в гостях у своего старшего знакомого. Там он видел некоторые иконы и картины признанных мастеров живописи.

Излюбленные инструменты

Симфония "Фрески Святой Софии Киевской" написана для арфы с симфоническим оркестром. Этот инструмент не зря выбран автором в качестве солирующего. Ведь именно он способен имитировать звучание древнерусских гуслей, что способствует созданию необходимого музыкального колорита.

Владимир Георгиевич Кикта является председателем русского общества арфистов. Он также делал доклады, посвященные использованию этого инструмента в русской классической музыке, на международных семинарах.

Автор "Фресок Софии Киевской" также создал множество произведений для органа. Для данного инструмента впервые появляется произведение, посвящённое художественному жанру фресок. Выбор этих двух инструментов определяется тем, что они лучше всего подходят для исторической тематики, которая является главной в творчестве композитора.

Особенности музыки "Фресок Софии Киевской"

Произведение написано в жанре концертной симфонии. То есть в этом сочинении сочетаются черты двух видов музыкальных произведений: концерта и симфонии. Композитор отходит от классической четырехчастной формы, характерной для большинства образцов, написанных в данном жанре. Его симфония состоит из девяти разделов. Это обусловлено не простым желанием автора создать нечто новаторское, а характером росписи храма, которая заключает в себе множество частей.

В этом произведении три вида разделов. Некоторые из частей автор называет фресками, они посвящены определённым изображениям на стенах собора.

Следующий вид - это орнамент. Орнамент не несет какого-либо конкретного образного содержания, а является своеобразным украшением. Такие орнаменты присутствуют рядом с фресками собора Софии Киевской.

Третья разновидность музыкальных частей этого произведения - бытовая зарисовка, изображающая какой-либо фрагмент жизни из времён, когда создавались росписи стен храма.

Автор о своём произведении

Валерий Георгиевич Кикта в одном из интервью признался, что его концертная симфония не содержит какого-либо религиозного послания. Она посвящена чисто художественным образам, которые композитор неоднократно видел на стенах знаменитого храма. По его глубокому убеждению, даже в произведениях духовной тематики перед художниками прежде всего стоит задача передать внешние особенности героев.

Мозаики и фрески Софии Киевской

Стоит сказать несколько слов о той живописи, которая вдохновила композитора на создание такого монументального симфонического произведения. Собор Святой Софии в Киеве был построен почти тысячу лет назад по приказу князя Ярослава Мудрого.

Изысканностью своего убранства и грандиозными размерами храм должен был превосходить все существующие на тот момент церкви Киевской Руси. Художественное оформление помещения основано на использовании двух видов изобразительной техники: мозаики и фресок. Первыми из них были украшены главные части храма - купол и алтарь. В мозаике нашли воплощение главные фигуры православного вероучения.

В центре так называемого "неба", то есть художественно оформленного купола собора, находится лик Иисуса Христа. Левая рука господа касается священного писания, а правая - поднята. Пальцы Спасителя сложены определенным образом, характерным для жеста благословения. Подобные изображения Иисуса Христа принято относить к особому иконографическому типу, который называется "Вседержитель". Главная особенность и ценность внутреннего оформления храма заключается в том, что большая часть фресок Софии Киевской, а также мозаика являются подлинными творениями художников одиннадцатого века.

Произведения великих известных и неизвестных мастеров

К сожалению, имена художников, которые расписывали стены и купол Собора Святой Софии, а также выполняли работы по созданию мозаичных полотен, не сохранились до наших дней. Однако те части фресок и мозаик, которые были со временем утрачены, восстанавливались известными живописцами.

Так, например, фигуры ангелов, которых изначально было четыре, но к девятнадцатому веку сохранилась только одна, были впоследствии дописаны классиком русской живописи Михаилом Врубелем. Всего мозаикой покрыто более двухсот квадратных метров собора. Площадь фресок составляет несколько тысяч квадратных метров.

Светские мотивы

Среди фресок Софии Киевской встречаются не только изображения религиозных сюжетов и персонажей Ветхого и Нового Заветов, но и некоторые детали светской жизни одиннадцатого века. Например, стены лестничных проходов в башнях, которые вели к специальной ложе, где находился во время церковных служб князь Ярослав со своим семейством, расписаны именно в таком стиле. Эти зарисовки нашли свое воплощение в концертной симфонии Кикты "Фрески Софии Киевской".

"Музыкант" - такое название имеет эта часть данного произведения. Среди настенных росписей собора встречаются многочисленные изображения артистов, играющих на различных инструментах. Наибольший интерес вызывает картина, представляющая собой портрет органиста. Это единственное известное изображение данного инструмента во всей древнерусской художественной культуре. Также на стенах башен Софийского собора можно увидеть много скоморохов, играющих на рожках, и других музыкантов. Кроме человеческих фигур, здесь можно встретить некоторых животных - как реальных, так и мифологических.

Эти картины, кроме своей художественной ценности, представляют большой интерес для историков. Они являются одними из немногочисленных сохранившихся до наших дней иллюстраций жизни княжеского двора и зарисовками светских увеселений простого народа.

Роспись дверных и оконных проемов

Собор Святой Софии в Киеве имеет множество окон, проемы которых украшены изысканными орнаментами. Как правило, они состоят из растительных деталей, таких как цветы, почки, стебли и так далее. Намного реже среди орнаментов данного храма встречаются геометрические узоры.

Эти детали росписи внутреннего помещения собора служат для обрамления дверных и оконных проемов, а также для выделения отдельных значимых частей архитектуры здания. В симфонии Валерия Кикты "Фрески Софии Киевской" орнамент представлен несколько раз. Так называются отдельные части этого произведения, которые служат для обрамления других разделов композиции.

История восстановления шедевра

Как уже было сказано, собор Святой Софии в Киеве был создан по заказу князя Ярослава Мудрого в далеком одиннадцатом веке. Тогда над внутренним убранством храма трудились лучшие мастера Руси, а также приехавшие из Византии живописцы. К 16-17 векам роспись стен сильно обветшала и требовала реставрации.

Поскольку подобные работы в то время, как правило, не проводились, было решено поверх старой древнерусской отделки храма произвести новую роспись.

Эти фрески шестнадцатого-семнадцатого веков не отличались той изящностью и мастерским исполнением, которые были присущи древнерусским вариантам. Впоследствии стены собора многократно изменяли свой внешний вид. Поэтому к 19 веку о существовании старинной живописи на стенах храма, которая сохранилась под многослойным покрытием, знали только немногочисленные люди, интересовавшиеся древнерусской историей. Интерес к оригинальной росписи стен проснулся только ко второй половине 19 века. В конце столетия были наняты несколько мастеров для реставрации и реконструкции некоторых мозаик и фресок. Тогда же для выполнения этих работ был приглашен и знаменитый художник, прославившийся впоследствии собственными картинами на религиозные темы - Михаил Александрович Врубель.

Новый этап восстановления древнерусской живописи на стенах храма начался в тридцатые годы XX века. Несмотря на всеобщую политику уничтожения религиозных построек и реликвий православной веры, было принято решение реставрировать древние шедевры живописи, сохранившиеся на стенах собора. Работы по восстановлению и закреплению уцелевших росписей велись на протяжении нескольких десятков лет. На данный момент все сохранившиеся до наших дней фрагменты древнерусской отделки стен прошли реставрацию.

Другие произведения Валерия Кикты

В настоящее время произведение композитора В. Г. Кикты "Фрески Софии Киевской" включено в программу школьного предмета "Музыка". Как правило, на уроках, посвященных этой симфонии, во время прослушивания аудиоматериала ученикам показывают репродукции росписи стен киевского храма.

Кроме данного музыкального произведения, композитор написал более 10 балетов. Среди самых известных из них можно назвать такие: "Дубровский", "Владимир-креститель" и многие другие. Также он создал многочисленные инструментальные произведения для симфонического оркестра, например, "Украинские колядки, щедривки и веснянки". Большой интерес для любителей академической музыки представляют его произведения для хора и вокальные циклы для сольного исполнения. Валерий Кикта является автором музыки для нескольких кинофильмов, а также мультипликационных лент. Наиболее известным из них является мультфильм 1973 года "Василиса Микулишна".

И сегодня композитор не прекращает своей творческой и преподавательской деятельности. Он возглавляет кафедру инструментовки в Московской консерватории. Валерий Георгиевич преподает предметы "Чтение симфонических партитур" и "Инструментовка". Он является научным руководителем нескольких аспирантов. Многие из его бывших студентов стали впоследствии известными композиторами. Среди последних творений Валерия Георгиевича Кикты стоит отметить балет "Андрей Рублев".

Тема: Изобразительность в музыке

1.Композитор Валерий Григорьевич Кикта «Концертная симфония для арфы с оркестром»

Мы сегодня продолжим разговор о «колокольности» в русской музыке. Тебе известно, что все русские композиторы обращались к этой теме. Современные композиторы в своих музыкальных сочинениях также развивают эту традицию. На этом уроке ты познакомишься с творчеством В.Г.Кикты, который в названиях своих музыкальных произведениях использует понятия из области живописи: орнамент, фреска, портрет.


Композитор Валерий Григорьевич Кикта (р. в 1941 г.), «дитя» двух славянских культур - украинской и русской, родился на Украине, учился в Московской консерватории. В своих музыкальных сочинениях он повествует о событиях седой древности или недавнего прошлого: в его музыкальных фресках всегда есть место и для тонких пейзажных зарисовок, для психологических пор­третов. В диалоге с голосами ушедших времён он остается убеж­дённым романтиком-лириком. Он пристально... вслушивается в зву­ковую ауру той или иной эпохи; проникая в её сердцевину, извлека­ет прекрасные в своей простоте интонации или целые мелодии и выстраивает на этом прочном основании собственную, оригинальную музыкально-архитектурную композицию - либо уходящий куполами в небо храм, либо скромную часовню, либо средневековый рыцарский замок.

Валерий Григорьевич Кикта написал концертную симфонию для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской». Она посвящена 1500-летию Киева.


Композитор со­чинил её под впечатлением от красоты и величия собора Святой Софии в Киеве главного православного храма Древней Руси, возведённого по велению русского князя Ярослава Мудрого в начале XI в.

В 1-ом классе ты знакомился с фрагментом концертной симфонии для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской» - «Орнамент1».

Фреска - Настенная живопись, в древности называли стенную роспись по сырой штукатурке.

Орнамент - Узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов.



Портрет - Воспроизводить что-либо черта в черту, изображение

или описание какого – либо человека, либо группы людей.

Эта часть име­ет сходство с жанром русского музыкального фольклора - былиной. Композитор имитирует в этой теме русский народный музыкальный инструмент - Гусли. Та­кие жанровые переклички 1-й части симфонии с фольклором не случайны - так композитор отражает эпоху Древней Руси и своё восприятие древнего памятника русской архитектуры.

2.Задание1



Ответь на вопросы:

1. Какой жанр русского фольклора положен в основу этой части?

2. Какому музыкальному инструменту Древней Руси подражает арфа?

3. Почему эта часть имеет название "Орнамент" и повторяется в симфонии три раза?

3. Портрет в музыке и фресках

Белоснежная резьба алтаря, золото мозаичных сводов, многоцветье фресок, стенных росписей собора навеяли ком­позитору прекрасные, яркие образы. Это не обычная симфо­ния: в ней не четыре части, как принято, а девять. В них композитор обращается не только к духовным образам храма («Орнаменты», «Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого», «Михайловский придел»), но и к образам народной жизни «Зверь нападает на всадника», «Борьба ряженых», «Музыкант», «Скоморохи»).


Мерцающие мозаики храма Софии, её фрески - уникальное создание греческих и русских мастеров. Фрески эти были в XIX в. варварски записаны масляными красками, причём произведённая «реставрация» исказила ряд образов и многое оказалось безвоз­вратно утерянным.

В тематику фресок входили не только сюжеты из Евангелия («Благая весть» о жизни Иисуса Христа), но и сцены игр на константинопольском ипподроме.

На фресках можно увидеть византийского императора, колесни­цы, музыкантов, скоморохов в колпаках, ряженых, травлю медведей, волков, кабанов... Портрет Ярослава в росписи не сохранился, но можно распознать четырех его дочерей, стройно выступающих в ряд со свечами в руках. Участие русских мастеров в этой фресковой росписи более чем вероятно. Об этом свидетельствуют жизнеутвер­ждающие мотивы в евангельских фигурах, большеглазые женские лица, крепкие, приземистые фигуры, а в сценах ипподрома - звери наших лесов и даже чисто русские приемы охоты. Так «небесное и земное» соединилось в искусстве фресковой росписи киевского со­бора.

«Фрески Софии Киевской» В. Кикты - это своего рода большая инструментальная былина, которую сам композитор назвал «концертная симфония».


Рассмотри древние фрески и послушай 4-ую часть концертной симфонии для арфы с оркестром

На фресках изображе­ны призрачные женские фигуры, идущие друг за другом, вероятнее всего в храме. Одухотворенность фигур, нето­ропливость их поступи свидетельствуют об определенном эмоциональном состоянии, которое может испытывать человек, пришедший в церковь для молитвы. В изображении девушек больше загадочности, фантастичности, сказочности, чем ре­альности.

Какими чертами наделена музыкальная фреска? Вслушайся в постоянно повторяющийся акком­панемент - однообразное звучание переливов арфы. На этом фоне в верхнем регистре настороженно, таинственно звучат
трели скрипки. Нисходящее движение выдержанных звуков постоянно повторяется в этой пьесе, что создает ощущение неподвижности, призрачности звучания, вносит в него коло­рит таинственности.

4.Задание 2

Найди сходные и различные черты художественного воплощения образов в фресковой живописи и в музыке 2-ой части симфонии - "Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого".

5. Живописность музыки



Контрастом к 4-й части послужит 8-я часть симфонии - Вслушайся в интонацию, которая звучит в начале пьесы. В ней ты услышал танцевальные ритмы, яркие акценты. Ты смог убедиться в том, что главные интонации постоянно повторяются, звучат на разной высоте, с разнотембровой окраской. Быстрый темп усиливает впечатление зажигательного движения. Ком­позитор мастерски подражает звучанию таких русских народных инструментов, как свирели (в симфоническом оркестре-флейта), гусли (арфа), бала­лайки (струнные). Велика роль в этой части и ударных инст­рументов, их звенящие, бряцающие тембры создают ощуще­ние веселья, праздничности.

Обрати внимание на то, что в звучание повторяющейся «скоморошьей» темы вторга­ется песенная мелодия, которая напоминает тему «Орнамен­та». Она звучит дважды. Первый раз отдаленно, на фоне ак­компанирующей арфы. Стремительное движение основной интонации-попевки вверх приводит к кульминации части. И здесь вновь звучит широкая песенная мелодия. Она завер­шает эту жанровую сценку. Живописность музыки достигается композитором разными способами: появлением таких звучностей, которые напоминают яркие, красочные пятна, создани­ем эффекта удаления «толпы весёлых бродяг» (скоморохов) в конце произведения.

Подводя итог нашего урока, можно сделать вывод: в основе профессиональной музыки лежат народные истоки. Каждый композитор сознательно или бессознательно отражает в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым духовным ценностям, ко­торым стремились следовать многие поколения русских лю­дей. Именно такая музыка становится близкой и понятной нам и будущим поколениям.

6. Задание 3

Ответь на вопросы:

1.Почему композитор ввёл в симфонию , посвящённую Софийскому собору, образы народных весельчаков и балагуров - скоморохов?

2. Какие особенности музыкального языка можно отметить в 8-ой части "Скоморохи"?