Смотреть что такое "Список российских политологов" в других словарях. Лучшие политологи, полемисты, ораторы и пропагандисты современной россии Ученые политологи

  • 05.03.2024

Агентство политических и экономических коммуникаций (АПЭК) опубликовало итоговой рейтингполитиков России в январе 2015 года.

Как сообщает «Независимая газета », в рейтинге приняли участие 26 экспертов. Среди них: политологи, политтехнологи, медиаэксперты, а также представители политических партий. Все им задавался следующий вопрос: «Как бы вы оценили по шкале от 1 до 10 влияние в администрации президента РФ, правительстве РФ, Федеральном собрании РФ следующих российских политиков?».

Посмотрим, кто из политиков оказался наиболее популярен, а кто, напротив, потерял свои позиции в новом году.

Элитная десятка

Первое место в рейтинге достается российскому президенту Владимиру Путину. Как отмечает АПЭК, его отрыв от других фигурантов рейтинга в январе составляет 2,03 балла. Впрочем, эта информация вряд ли кого сможет удивить. Ранее журнал Forbes назвал президента России самым влиятельным человеком в мире. При этом издание отметило, что за последний год Владимир Путин сумел укрепить свой контроль над Россией.

Следом за президентом закрепился председатель правительства Дмитрий Медведев. На третьем месте разместился руководитель администрации президента Сергей Иванов.

Министр обороны Сергей Шойгу также укрепил свои позиции, он поднялся на две строки и занят тем самым четвертое место.

Пятое место у первого заместителя руководителя администрации президента Вячеслава Володина. Напомним, в декабре 2014 года он также входил в топ-5 ведущих политиков страны. А вот глава «Роснефти» Игорь Сечин скатился на три строчки и занял шестое место.

Между тем глава МИД России Сергей Лавров поднялся на седьмое место. За ним следует министр финансов Антон Силуанов. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков занимает девятое место. На десятом месте - первый вице-премьер Игорь Шувалов. Вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин занимает 12-ое место, председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин получает 18-ое место, а генпрокурор Юрий Чайка - на 27-м.

Регионы

Что касается регионов, то здесь места распределились следующим образом. Мэр Москвы Сергей Собянин немного укрепил свои позиции, он занимает 11-е место в рейтинге. Положение губернатора Подмосковья несколько хуже, Андрей Воробьев занимает 49-е место. На 69-м месте разместился глава Крыма Сергей Аксенов. Кстати, он поднялся на 15 строк. А вот губернатору Северной столицы Георгию Полтавченко досталось 74-е место.

Представители бизнеса

В бизнес среде тоже произошли незначительные изменения. Например, глава «Роснефти» Игорь Сечин потерял две строки и занял шестое место. Председатель правления, заместитель председателя совета директоров ОАО «Газпром» Алексей Миллер теряет сразу 11 строк и опускается на 20-е место.

А вот Роман Абрамович, наоборот, прибавляет две строки и располагается на 24-м месте. Аркадий Ротенберг, несмотря на новости про строительство Керченского моста, теряет две строчки и опускается на 59-е место. Глава «Роснано» Анатолий Чубайс укрепляет позиции и поднимается на семь строк, на 85-е место.

Средний балл

Очень сильное влияние

Путин Владимир Владимирович

Медведев Дмитрий Анатольевич

Иванов Сергей Борисович

Шойгу Сеpгей Кужугетович

Володин Вячеслав Викторович

Сечин Игорь Иванович

Лавров Сергей Викторович

Силуанов Антон Германович

Песков Дмитрий Сергеевич

Шувалов Игорь Иванович

Собянин Сергей Семенович

Рогозин Дмитрий Олегович

Громов Алексей Алексеевич

Нарышкин Сергей Евгеньевич

Кирилл (патриарх Московский и всея Руси)

Бортников Александр Васильевич

Набиуллина Эльвира Сахипзадовна

Бастрыкин Александр Иванович

Колокольцев Владимир Александрович

Миллер Алексей Борисович

Сильное влияние

Дворкович Аркадий Владимирович

Матвиенко Валентина Ивановна

Греф Герман Оскарович

Абрамович Роман Аркадьевич

Чемезов Сергей Викторович

Голодец Ольга Юрьевна

Чайка Юрий Яковлевич

Тимченко Геннадий Николаевич

Дерипаска Олег Владимирович

Костин Андрей Леонидович

Морозов Олег Викторович

Патрушев Николай Платонович

Эрнст Константин Львович

Трутнев Юрий Петрович

Улюкаев Алексей Валентинович

Муров Евгений Алексеевич

Ковальчук Юрий Валентинович

Хлопонин Александр Геннадиевич

Зюганов Геннадий Андpеевич

Приходько Сергей Эдуардович

Артемьев Игорь Юрьевич

Козак Дмитрий Николаевич

Белоусов Андрей Рэмович

Усманов Алишер Бурханович

Добродеев Олег Борисович

Сурков Владислав Юрьевич

Неверов Сергей Иванович

Глазьев Сергей Юрьевич

Воробьев Андрей Юрьевич

Голикова Татьяна Алексеевна

Среднее влияние

Скворцова Вероника Игоревна

Фрадков Михаил Ефимович

Брычева Лариса Игоревна

Жуков Александр Дмитриевич

Якунин Владимир Иванович

Бельянинов Андрей Юрьевич

Жириновский Владимир Вольфович

Федоров Николай Васильевич

Ротенберг Аркадий Романович

Мединский Владимир Ростиславович

Ромодановский Константин Олегович

Иванов Виктор Петрович

Алекперов Вагит Юсуфович

Кадыров Рамзан Ахматович

Тимакова Наталья Александровна

Чуйченко Константин Анатольевич

Васильев Владимир Абдуалиевич

Минниханов Рустам Нургалиевич

Аксенов Сергей Валерьевич

Новак Александр Валентинович

Миронов Сергей Михайлович

Пучков Владимир Андреевич

Мантуров Денис Валентинович

Полтавченко Георгий Сергеевич

Мутко Виталий Леонтьевич

Бречалов Александр Владимирович

Дмитриев Владимир Александрович

Исаев Андрей Константинович

Железняк Сергей Владимирович

Топилин Максим Анатольевич

Яровая Ирина Анатольевна

Донской Сергей Ефимович

Левитин Игорь Евгеньевич

Кудрин Алексей Леонидович

Чубайс Анатолий Боpисович

Кириенко Сергей Владиленович

Ливанов Дмитрий Викторович

Волошин Александр Стальевич

Коновалов Александр Владимирович

Кулистиков Владимир Михайлович

Галушка Александр Анатольевич

Никифоров Николай Анатольевич

Прохоров Михаил Дмитриевич

Герасимов Валерий Васильевич

Чиханчин Юрий Анатольевич

Беглов Александр Дмитриевич

Турчак Андрей Анатольевич

Мень Михаил Александрович

Соколов Максим Юрьевич

Холманских Игорь Рюрикович

Наш рейтинг, как и раньше, посвящен политтехнологам и политическим консультантам – людям, которые «делают» политиков такими, какими мы их видим, а также являются идеологами и организаторами политических процессов и избирательных кампаний. В 2017 году, за год с небольшим до дня выборов президента России, мы продолжаем наш проект.

Работа над рейтингом продолжалась в конце 2016 – начале 2017 года и проводилась силами наших аналитиков, журналистов, экспертов и региональных корреспондентов. Выход рейтинга мы решили, как и в прошлом году, приурочить к началу нового политического сезона. Сегодня мы представляем результат нашего исследования. Исходя из него, можно понять, кто именно и насколько эффективно управляет в России выборами и политическими кампаниями.

Методика исследования существенно изменилась. В основной части опроса традиционно участвовали 100 действующих политиков, депутатов, политтехнологов, политологов, журналистов. Участникам опроса было предложено самим назвать «ведущую двадцатку политтехнологов». Опрашиваемые были предупреждены, что они могут называть только носителей «политтехнологической компетентности», то есть людей, которые являются специалистами в области формирования общественного мнения, реальными организаторами избирательных и политических кампаний. Кроме того, 150 экспертам была разослана анкета со списком из 50 кандидатов, которые, по мнению аналитиков «Общей газеты», могли войти в топ-20 политтехнологов. Анкетируемые участники исследования могли отметить в нем любое количество фигурантов, а также добавить в него не более 10 фигурантов, которых не было в анкете. В зависимости от частоты упоминания тех или иных фамилий в ходе опроса и в полученных анкетах и был составлен рейтинг.

Из рейтинга исключены: 1) президент и премьер-министр России; 2) политики, не связанные с политтехнологиями (например, А. Вайно, И. Шувалов, Д. Рогозин, В. Матвиенко); 3) политики и чиновники, имеющие отношение к развитию рынка политического консультирования, но не являющиеся собственно политтехнологами (например, В. Володин, С. Кириенко, Д. Песков, Н. Тимакова); 4) партийные лидеры (например, Г. Зюганов, С. Неверов, В. Жириновский, С. Миронов); 5) политологи-эксперты, не работающие в сфере политтехнологий (например, С. Марков, М. Ремизов, Б. Межуев); 6) социологи (например, В. Федоров, А. Ослон); 7) журналисты и руководители СМИ (например, К. Эрнст, А. Габрелянов, П. Гусев).

1. Константин Костин

174 упоминания. Председатель правления «Фонда развития гражданского общества». Как ожидается, будет одним из операторов Кремля в работе с регионами и партиями на выборах-2018. Советник С. Кириенко, был советником В. Володина, ранее заместителем начальника, начальником управления внутренней политики Администрации президента. Участвует в закрытых встречах В. Путина с политконсультантами. Принимал участие в учебе вице-губернаторов по внутренней политике в декабре 2016 года. Координировал составление докладов в интересах Кремля. Оказывает влияние на редакционную политику нескольких «политических» интернет-порталов. Составитель «Рейтинга эффективности губернаторов».

2. Дмитрий Бадовский

165 упоминаний. Председатель совета директоров «Института социально-экономических и политических исследований». Крупный оператор по работе с экспертным сообществом и гуманитарными проектами. Советник В. Володина, в прошлом заместитель начальника управления внутренней политики Администрации президента, ранее советник мэра Москвы Ю. Лужкова. Участвует в закрытых встречах В. Путина с политконсультантами. Автор аналитического проекта «Тетради по консерватизму». Издатель журнала «Историк». Составитель «Рейтинга-2016» и «Рейтинга законотворцев». Составитель «Индекса политологических и аналитических центров», влияющего в том числе на развитие рынка политтехнологий.

3. Игорь Бунин

142 упоминания. Президент «Центра политических технологий». Политконсультант, политический аналитик, один из основателей рынка политического консультирования в России. Традиционный консультант С. Собянина и партии «Единая Россия» в Москве, ранее длительное время консультировал и Ю.Лужкова. Скорее всего, будет вести часть кампании «Единой России» и ее кандидатов на муниципальных выборах в Москве. Консультант А. Кудрина. Участвует в закрытых встречах В. Путина с политконсультантами. Владелец портала «Политком.ру». В конце 2016 г. награжден орденом Дружбы.

4. Дмитрий Орлов

128 упоминаний. Директор «Агентства политических и экономических коммуникаций», член Высшего совета «Единой России». Политконсультант, политический аналитик, специализируется на создании экспертных сетей. Работает во многих регионах России. Координатор клуба «Регион», объединяющего российских экспертов по региональной политике. Контролирует проведение премии «Региональная политика». Редактор сборника «Региональная политика-2016». Участвует в закрытых встречах В. Путина с политконсультантами. Принимал участие в учебе вице-губернаторов по внутренней политике в декабре 2016 года. В 2016 г. обнародовал доклады о праймериз, о выборах в Государственную думу, о ситуации в нескольких регионах. Составитель «Рейтинга 100 ведущих политиков», «Рейтинга влияния глав субъектов», «Рейтинга эффективности управления в субъектах РФ», нескольких региональных рейтингов. Владелец портала «Региональные комментарии». В конце 2016 г. с юбилеем его поздравил Д. Медведев.

5. Андрей Парфенов

125 упоминаний. Заместитель руководителя ЦИК партии «Единая Россия». Политтехнолог, курирует в партии региональную и технологическую работу. В 2016 г. курировал технологическую работу в «Единой России» во время парламентской избирательной кампании. Участвует в закрытых встречах В. Путина с политконсультантами.

6. Евгений Минченко

122 упоминания. Президент холдинга «Минченко консалтинг», глава Международного института политической экспертизы. Глава Комитета по политическим технологиям РАСО. Политконсультант, политический аналитик, детально следит за развитием политической системы США и американского рынка политического консалтинга, в том числе в ходе длительного пребывания в Соединенных Штатах. В начале 2016 года награжден премией «Серебряный лучник» за книгу, изданную по итогам этой работы. Ведущий российский коуч в сфере политтехнологий, регулярно проводит обучающие семинары. Контролирует проведение премии РАСО «Гамбургский счет». В 2016 г. обнародовал исследования о выборах в США, новую версию доклада «Политбюро 2.0», прогнозы итогов думских выборов, другие исследования. Принимал участие в учебе вице-губернаторов по внутренней политике в декабре 2016 года. Составитель «Рейтинга политической выживаемости губернаторов» (с М. Виноградовым).

7. Игорь Минтусов

118 упоминаний. Президент Агентства стратегических коммуникаций «Никколо М». Политконсультант, один из основателей рынка политического консультирования в России. Президент Российской ассоциации политических консультантов (РАПК). Контролирует (совместно с А. Куртовым) проведение премии РАПК. Работает на российском рынке, рынках СНГ и дальнего зарубежья. Издатель профессиональной и политической литературы.

8. Олег Смолкин

102 упоминания. Руководитель исполкома московского отделения партии «Единая Россия». Политтехнолог, руководитель группы «Новые коммуникационные системы». Координировал кампанию по выборам в Государственную думу в Москве. Скорее всего, будет координировать кампанию «Единой России» и ее кандидатов на муниципальных выборах в Москве. Ранее работал в ряде сибирских регионов.

9. Олег Матвейчев

97 упоминаний. Политконсультант, один из основателей Bakster Group. Профессор Высшей школы экономики. В прошлом заместитель губернаторов Вологодской и Волгоградской областей, экс-сотрудник Администрации президента. Ведет активную консультационную деятельность в регионах. Принимал участие в учебе вице-губернаторов по внутренней политике в декабре 2016 года. Известный блогер.

10. Константин Калачев

92 упоминания. Руководитель «Политической экспертной группы». Политконсультант, один из основателей рынка политического консультирования в России. Создатель «Партии любителей пива», экс-вице-мэр Волгограда. Был одним из главных технологов партии «Единая Россия». Консультирует кампании в регионах России.

11. Андрей Гнатюк

88 упоминаний. Президент холдинга «Группа ИМА». Подрядчик большинства PR-проектов бывшего столичного мэра Ю. Лужкова, частично сохраняет эту роль и при С. Собянине. Скорее всего, будет вести часть кампании «Единой России» и ее кандидатов на муниципальных выборах в Москве. Контролирует (совместно с И. Писарским) главную общероссийскую премию в области PR – «Серебряный Лучник».

12. Андрей Богданов

85 упоминаний. Политконсультант, глава «Центра Андрея Богданова». В прошлом лидер ДПР, кандидат-спойлер на президентских выборах. Создатель «инкубатора» малых партий и партий-спойлеров. Возглавляет одну из масонских лож, использует международные и региональные ложи как экспертные сети и каналы лоббирования.

13. Андрей Максимов

83 упоминания. Политконсультант, глава компании «Максимов Консалтинг». Вице-президент РАПК. Ведет кампании в регионах России. Владелец обширной базы данных агитационно-пропагандистских материалов.

14. Дмитрий Гусев

80 упоминаний. Председатель наблюдательного совета Bakster Group. Работал в Уральском регионе, известен агрессивным стилем ведения кампаний. Был заместителем руководителя департамента территориальных органов власти мэрии Москвы. Ведет кампании в регионах России.

15. Андрей Полосин

76 упоминаний. Политтехнолог, политконсультант, ранее был одним из наиболее известных кураторов регионов в Администрации президента. Заместитель начальника Управления по работе с регионами ГК «Росатом». Близок к С. Кириенко и А. Харичеву. Курировал избирательные кампании в регионах присутствия корпорации. Вероятно, будет влиять на ход избирательных кампаний в регионах.

16. Григорий Казанков

72 упоминания. Политтехнолог. Выходец из команды Ю. Русовой. Работает в регионах, в том числе в интересах «Единой России».

17. Алексей Чеснаков

67 упоминаний. Политконсультант, генеральный директор «Центра политической конъюнктуры». Близок к В. Суркову. Ранее длительное время был заместителем начальника управления внутренней политики Администрации президента. Оказывает влияние на «украинское» направление политики российских властей.

18. Евгений Сучков

63 упоминания. Политтехнолог, директор Института избирательных технологий. Один из основателей рынка политического консультирования в России. Работает в ряде регионов России. В 2016 г. издал книгу «Политические технологии: работа над ошибками».

19. Андрей Колядин

58 упоминаний. Политтехнолог, работает в регионах России. Близок к ГК «Росатом». Ранее был заместителем полпреда президента в Уральском ФО.

20. Глеб Павловский

52 упоминания. Политконсультант, работает с российской оппозицией. В прошлом советник руководителя Администрации президента и самый влиятельный гуманитарный технолог России. Владелец интернет-порталов «Русский журнал» и «Гефтер». Известный блогер.

Более 40 упоминаний набрали также следующие политтехнологи и политконсультанты: П. Быстров, В. Потуремский, С. Белковский, В. Бианки, А. Куртов, В. Сергеев, А. Пирогов, Е. Островский, И. Митькин (Спокойнов), С. Маркелов, А. Трубецкой (Кошмаров), А. Ситников, В. Смирнов, С. Михеев, М. Минчева, А. Баков, А. Высоцкий, Ю. Русов, М. Сергеева.

Политологи помогают нам извлечь смысл из малейших действий политиков и разобраться во всех существующих политических веяниях. Именно они раскладывают все по полочкам и рассказывают о перспективах обществу, дают полезные советы политикам, выступают связующим звеном между населением и государством. Как политологи могут повлиять на ситуацию? Где они работают? В чем заключается специфика их работы? Давайте разбираться.

Сегодня даже младенец знает, что действия и цели, преследуемые политиками , нельзя трактовать в той форме, в которой они преподносятся. Каждый поступок, высказывание или решение - часть стратегии, план, разработанный для достижения задуманного. При этом зачастую даже политикам со стажем и чиновникам, вращающимся в этих кругах, не до конца понятны эти действия. Что же тогда говорить о рядовом гражданине?

Извлечь смысл из малейших действий политиков, разобраться во всех существующих политических веяниях нам помогают политологи. Именно они раскладывают все по полочкам и рассказывают о перспективах обществу, дают полезные советы политикам, выступают связующим звеном между населением и государством. Как политологи могут повлиять на ситуацию? Где они работают? В чем заключается специфика их работы? Давайте разбираться.


Кто такой политолог?

Специалист, изучающий политику и ее влияние на общество, а также анализирующий происходящие в политических кругах события. Это - исследователь, который дает оценку действиям органов власти и реакции населения на них. Он всегда знает о настроениях общественности, о перспективах положительного или отрицательного развития той или иной ситуации.

Политология, как наука, зародилась еще во времена Древней Греции. Известно, что в V в. до н.э. мыслители проводили собрания и дискутировали на различные темы, которые затрагивали и политические вопросы, связанные с формированием модели идеального государства и поиском лучшей жизни. К родоначальникам этого раздела науки относят Аристотеля - великого философа и логика. Политологами тех времен выступали очень образованные люди: мыслители, теологи и гуманитарии разных областей.

В 1755 году возникла российская традиция преподавания политических наук, начало которой положил В.М. Ломоносов, который предложил учредить кафедру политики при Московском университете. В этом же ВУЗе в первой половине 19 ст. готовили специалистов в сфере политической экономии и политики на факультете нравственных и политических наук.

Кстати, хотя наука о политике активно развивалась на протяжении многих веков, лишь в 1948 году миру была представлена наиболее полное определение понятия «политология», его объект и задачи, которые были признаны практически всеми странами.

Несмотря на то, что объектом изучения этой науки выступает политика, политологи хорошо разбираются в разных отраслях науки: социологии, психологии, истории, культурологии и т.д. Основной задачей политолога является повышение политической грамотности руководящих чинов и простых обывателей. Его умозаключения позволяют населению разобраться в действиях политиков, понять сущность происходящих в стране событий. Для правящей элиты их опыт и знания не менее важны, так как они могут проконсультировать, найти упущения в принятой стратегии и помочь их ликвидировать, спрогнозировать исход ситуации.

В зависимости от выбранного направления деятельности функции политологов варьируются:

  • политолог-общественный эксперт разбирается во всех областях общественной жизни, на которые непосредственное влияние оказывает власть: социальной, политической, политико-экономической, политико-правовой, военной и т.д.;
  • политолог-ученый - человек, который способен интерпретировать события политической жизни, дипломированный специалист и научный эксперт в области политики;
  • политолог-практик, эксперт в области политики может работать сразу по нескольким разным профессиям: политический консультант (дает рекомендации, советы, понимает особенности происходящего), аналитик (собирает и обрабатывает информацию, проводит исследование и анализ сложившейся ситуации, прогнозирует результат), журналист (пишет о политической жизни, снимает репортажи, работает редактором), преподаватель политики (занимается научной деятельностью, преподает в ВУЗах, повышает уровень своего образования, получая различные степени);
  • политолог-имиджмейкер занимается созданием красивого образа политика, налаживает выгодные взаимоотношения между государственными органами и населением, пишет речи для лидеров партий и высших чинов. Чаще всего востребован в предвыборных кампаниях. Такой PR-специалист делает все, чтобы общество узнавало и положительно относилось к его работодателю;
  • политтехнолог, как и имиджмейкер, создает положительный образ, используя специальные технологии для достижения конкретной цели. Он анализирует общественные настроения, собирает информацию, выявляет эффективные способы воздействия на население и СМИ.


Какими личностными качествами должен обладать политолог?

Мнения политологов оказывают значительное влияние на настроения общественности. Поэтому очень важно, чтобы в своих суждениях они были объективными. Кроме того, профессия предполагает соблюдение нейтралитета, в чем специалистам помогают их высокие моральные качества:

  • принципиальность,
  • честность,
  • неподкупность и т.д.

Настоящий специалист всегда стремится к саморазвитию, расширяет кругозор и постоянно следит за политическими изменениями как в стране, так и в мире. Он - внимателен, тактичен, ответственен, гибок. Политологи должны обладать хорошими коммуникативными навыками и быть убедительными. Настоящий профессионал - человек, способный четко формулировать свои мысли и донести их до слушателя. Его красноречие - его репутация.

Для успешной деятельности недостаточно одних только знаний по выбранной специализации. Здесь немалое значение имеет умение критически мыслить, интуитивно понимать направление политического движения , для чего также пригодится аналитический склад ума и развитое логическое мышление.

Пригодятся также такие качества как:

  • любознательность;
  • мобильность;
  • организованность;
  • самоконтроль;
  • способность работать в напряженной обстановке;
  • настойчивость и т.д.

Преимущества профессии политолог

Хорошие эксперты в сфере политики имеют большое значение в политической жизни страны. К их мнению прислушиваются как политики, так и граждане. Политологов часто приглашают на телевидение, берут у них интервью, что повышает их репутацию и способствует популярности.

Наличие связей с чиновниками позволяет им решать многие проблемы и пробиваться на более высокий уровень. Нередко политологам предлагают работу в качестве помощников и советников депутатов, которые пишут речи первым лицам страны и в какой-то степени влияют на политическую ситуацию. Однако, это - закрытые должности, на которые попадают только самые известные и опытные политологи.

В среднем политологи-эксперты получают от 50 до 100 тысяч рублей в месяц, в зависимости от условий труда, направлении деятельности. А сфера их деятельности весьма разносторонняя. Они могут работать в СМИ и писать статьи о политике ; в консалтинговый компаниях в качестве бизнес-консультантов давать советы руководителям компаний о том, куда лучше инвестировать средства; в НИИ научными сотрудниками; в офисах политических партий. Все зависит от интересов самого политолога и от того, в каком направлении он хочет развиваться.


Недостатки профессии политолог

Основной ценностью политолога является его мудрость и политический опыт. Поэтому в большинстве случаев успешными становятся только люди в возрасте, что означает отсутствие возможности быстрого продвижения по карьере у молодых экспертов.

Политологи не всегда работают в команде правящих партий. Иногда они собирают митинги, направленные против руководства страны, что может негативно отразиться на качестве их жизни. В частности, политологам, работающим на оппозицию, нередко приходится опасаться за свою безопасность и свободу. В основном их пытаются подкупить, но, если это не удается, под угрозой оказывается их собственное здоровье и здоровье близких.

Хотя работа политолога предполагает объективность, а, следовательно, свободу слова, этого правила удается придерживаться не всегда. Каждая политическая передача на телеэкране и каждое печатное издание на политическую тему проходит проверку политкорректности. В случае несоответствия ей у политолога могут возникнуть проблемы. Поэтому он должен очень аккуратно выражать свою точку зрения, что исключает полную объективность.

Где можно получить профессию политолог?

Политолог - специалист с высшим образованием. Безусловно, каждый может следить за политикой в мире и хорошо понимать все подводные камни без университетского образования, но только после прохождения специальной подготовки в ВУЗе появляется возможность добиться успеха в профессии.

Сегодня многие российские учебные заведения предлагают программы подготовки по направлениям «Политология», «Политология и международные отношения». Кроме того, хорошим политологом может стать выпускник социологических, исторических и психологических факультетов.

Среди самых популярных университетов России, выпускающих политологов, можно назвать.

Если античные политические идеи исходили из извечного мирового порядка, связывающего воедино права граждан, государство и политику, то во времена Средневековья апеллировали к идее божественного сотворения мира и, следовательно, политики и государства. Среди выдающихся политических мыслителей этого времени следует назвать АВРЕЛИЯ АВГУСТИНА-БЛАЖЕННОГО (354-430 гг.) и ФОМУ АКВИНСКОГО (1226 -1274 гг.).

Августин-Блаженный написал известный трактат «О граде божием», в котором утверждал, что человек, общество, государство и все живое есть плоды божественного творения. Следовательно, власть и государство от Бога. Если в государстве сохраняется справедливость и уважение к религии и церкви, то оно имеет авторитет, полномочия для правления людьми и основания для того, чтобы ему подчинялись, ибо церковь выше «земного града» и должна господствовать над государством. Из этой посылки он выводит доктрину «двух мечей», в которой обосновывает единство духовной и политической силы христианской церкви над обществом и государством.

Другой мыслитель - Фома Аквинский - развивает политические идеи в работах «О правлении государей» и «Сумма теологии». Вслед за Аристотелем он отмечает, что человек есть существо политическое, общественное. И ему надлежит жить в государстве, которое, как и человек, является божественным творением. От Бога проистекает сила и власть государства, ибо «людям нужно, чтобы было у людей то, чем общество управляемо». Ф. Аквинский подразделяет формы правления на справедливые и несправедливые. Лучшей формой он считает монархию, так как «один управляет лучше, чем многие, потому что они только приближаются к тому, чтобы стать единым целым». По его мнению, церковь управляет душами людей, а государство - внешними действиями подданных. Но духовная власть находится выше светской власти государства над людьми.

Существенное изменение по отношению к вопросам о происхождении и природе государства произошло в эпоху Возрождения и Нового Времени. Состоялся переход от религиозной к светской политической науке. Родоначальником этого процесса стал Никколо Макиавелли (1469-1527 гг.), в трактатах «Государь», «История Флоренции» и других он разработал концепцию политики, которая получила название «Макиавеллизм». В концепции обосновывается мысль о том, что в политике «цель оправдывает средства». В этой теории он заменяет тезис о божественном происхождении политики и государства идеей их объективной исторической предопределенности. К политике он подходит как к опытной науке, утверждая, что в основе политического поведения людей лежит выгода и сила. Он обосновал положение о постоянной смене форм государственного правления, которая происходит циклически и связана с объективными законами общественного развития. При этом благополучие общества Макиавелли связывает с твердой властью. Он выделяет правильные формы государства (монархия, аристократия, демократия), целью которых является величие государства, а также неправильные (тирания, олигархия, «распущенность»), но при этом не отдает предпочтения ни одной из них. Хотя, что касается реально существовавших форм государства, то его симпатии были, скорее, на стороне смешанной формы, сочетающей достоинства монархии, аристократии и демократии. Что касается политического идеала автора, то он выражается в умеренной республике, которой в тот период времени в природе еще не существовало.

Особое место в творчестве Макиавелли занимают наставления государям, которые сформулированы им в правилах политического искусства и поведения сильных правителей. Он рекомендует властителям быть безжалостными, вероломными, жестокими и действовать на подданных на основе насилия и страха. «Страх прочнее и тверже, а любовь - очень тонка, она держится на крайне зыбкой основе - человеческой благодарности». На любви народа власть не удержать.

Окончательный разрыв со средневековыми традициями теологического истолкования природы политики и государства произошел в условиях Нового Времени с появлением и развитием теории естественного права и общественного договора. Выдающимися представителями нового подхода стали Томас Гоббс (1588-1679 гг), Джон Локк (1632-1704 гг.) и Шарль Луи Монтескье (1689-1755 гг.).

Т. Гоббс изложил свою теорию в самом значительном произведении его жизни - трактате «Левиафан» (1651 г.). По его мнению, появлению государства предшествовало естественное состояние людей, которое характеризовалось «войной всех против всех». Причина этой войны состоит в природе человека, который от природы жаден и эгоистичен, ищет не общения, а господства над другими людьми. Каждый в естественном состоянии имеет право на все, а люди пребывают в постоянной вражде друг с другом. Поэтому жизнь людей в этих условиях одинока, бедна, опасна и кратковременна. Для выхода из естественного состояния люди вынуждены искать мира, во что бы то ни стало. Формой такого мира является общественный договор об учреждении государства, которое кладет конец состоянию всеобщей вражды людей. По этому договору люди добровольно отказываются от всех своих естественных прав в пользу одного правителя или политического института, безоговорочно подчиняются государственной власти. В результате неорганизованная толпа превращается в организованное государственное сообщество. Правитель этого сообщества становится сувереном, носителем верховной власти в государстве, «а все остальные являются подданными». Государственная власть, следовательно, едина и ничем не ограничена, действует бесконтрольно и ни за что не отвечает. Организация государства может быть, по мнению Гоббса, различной. В монархии власть принадлежит одному лицу. В аристократии - власть в руках лучших. Но при этом он не допускал никакого разделения власти между правителем и другими госинститутами.

Иную интерпретацию происхождения государства с позиций теории общественного договора предложил идеолог Великой Английской революции Джон Локк. В труде «Два трактата о правительстве» он естественное состояние человечества представляет как царство свободы и равенства. Здесь у людей не было причин для вражды. Среди основных естественных прав Локк называет право частной собственности, которое возникло раньше государства и нуждалось в надежной защите и охране. Для осуществления этих естественных прав люди договариваются об учреждении государства, передавая ему полномочия для выполнения своих основных функций. При этом, по Локку, не может быть и речи о полном отказе от естественных прав и свобод в пользу государства. Человек лишь ограничивает свои права и свободы в той мере, в какой это нужно для учреждения и функционирования государства. Поэтому к наилучшим формам государственного устройства он отнес конституционную монархию. Одним из достоинств последней является разделение властей на законодательную, исполнительную и союзную (федеративную). Каждую из них представляет особый государственный институт, но верховной среди них является законодательная власть. Таким образом, Локк предпринял попытку обосновать исходные положения теории разделения властей.

Более детальное развитие названная теория получила в концепции Монтескье. Он изложил свои взгляды в трактате «О духе законов». Цель разделения властей, по его мнению, - гарантировать безопасность граждан от произвола правителей и злоупотребления власти, обеспечить политическую свободу и права людей, взаимно сдерживать друг друга. Такая свобода достижима лишь в государстве, в котором все общественные отношения регулируются правом. К формам государства, в которых действует право и господствует закон, Монтескье относил демократию, аристократию и монархию. В этих государствах существует три рода власти: законодательная, исполнительная и судебная. При этом законодательную власть целесообразно вручать собранию представителей народа. Наилучшей формой такого народовластия Монтескье считал правление народа, осуществляемое опосредованно, т. е. через доверенных знатных людей.

Идеи Монтескье получили широкое распространение еще при его жизни, к его творчеству обращалась Екатерина II, отцы-основатели США Томас Пейн и Томас Джефферсон, другие видные политические деятели и мыслители.

В условиях Нового Времени весьма заметную роль в развитии политических идей сыграл Жан-Жак Руссо. Он был приверженцем договорной теории государства и представлял радикально-демократическое направление. В трактате «Об общественном договоре или принципы политического права» он истолковывает свободу и равенство как высшие ценности, а политику как средоточие общественных интересов. Руссо обосновывает принцип народного суверенитета как власти, направляемой общей волей. Верховенство народа, по мысли Руссо, должно проявляться в том, что сам народ не связан никакими законами, кроме своей воли. И поэтому он в любой момент может менять законы, сменять правительство, изменять формы государства и так далее.

Философская революция в Германии во второй половине ХVIII -начале ХIХ веков породила также политические учения Канта и Гегеля. Речь идет о теориях гражданского общества и правового государства. Кант считал, что ограничить произвол людей по отношению друг к другу может только право. Всеобщая обязательность права достигается с помощью принудительной силы государства. Идеал государственного устройства, по Канту, правовое государство, в котором реализуется верховенство власти народа, свобода, равенство и независимость всех граждан в государстве. Гегель политической проблематике посвятил одно из своих главных произведений - «Философия права», в которой он, развивая идеи Аристотеля, Цицерона, Гоббса, Локка, обосновывает основные положения концепций гражданского общества и правового государства. Первое, по мнению Гегеля, обеспечивает через негосударственные социальные институты осуществление их частных интересов и личных устремлений. А государство выступает как действительность общей воли и нравственной идеи. Государство как основание гражданского общества выступает в трех ипостасях: как действительность конкретной свободы (индивидуальное государство), как внешнее государственное право и как субъект всемирной истории. Правовое государство является политическим институтом, подпадающим под власть права и правового закона. Оно и есть самодостаточная в себе самой нравственная ценность.

В первой половине XIX века влиятельным общественно политическим течением стал критический утопический социализм. В трудах таких его ярких представителей, как Анри Сен-Симон, Шарль Фурье, Роберт Оуэн излагалась резкая критика нарождавшегося в Европе капитализма, отрицалась частная собственность, революции, классовая борьба и обосновывались идеи гармонического общественного устройства, при котором утверждаются справедливые распределительные принципы, труд превращается в первую жизненную потребность и становится возможным всестороннее развитие личности. Один из патриархов утопизма - Роберт Оуэн - даже пытался реализовать эти принципы в Англии в местечке Нью-Ленарк, но потерпел банкротство. Критический утопический социализм стал источником теории научного коммунизма, разработанной в середине прошлого века Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом.

Середина прошлого века была отмечена появлением первой систематизированной теории демократии, разработанной Алексисом де Токвилем. В своем знаменитом трактате «Демократия в Америке» он отметил тенденцию стирания сословных рамок и условностей в образе жизни, культуре, других областях социальной сферы, которая с необходимостью обусловливает смену аристократического устройства общества на демократическое. Демократизация может приводить к доминированию воли (тирании) большинства над обществом и “новому деспотизму”. Чтобы избежать такого развития событий, Токвиль предлагает строго соблюдать права и свободы граждан, децентрализировать государственную власть и ограничивать власть бюрократии, как в центральных институтах власти, так и на местах.

Ярким явлением обществоведческой мысли ХIХ века стал марксизм (основоположники - К. Маркс и Ф. Энгельс), составной частью которого стала политическая доктрина. Известно, что одной из трех составных частей марксистского учения является теория научного коммунизма, в котором

политическая концепция занимает основное место. Тезисно существо последней можно отразить в следующих положениях:

  • 1. Власть, государство, политическая система относятся к основным институтам общества и не могут не иметь классовую природу, ибо они возникают с расколом человеческого общества на антагонистические классы. Их природу нельзя понять из самой себя, ибо она коренится в «в материальных жизненных отношениях» общества, в силу чего «анатомию гражданского общества следует искать в политической экономии».
  • 2. Будучи обусловленные характером господствующего способа производства, государство и политическая надстройка в целом оказывают активное обратное воздействие на материальный базис, замедляя либо ускоряя его развитие.
  • 3. Возникая в дифференцированном обществе как инструмент подавления господствующим классом угнетенных и эксплуатируемых классов, государство и политическая надстройка будут существовать не вечно. Они начинают отмирать по мере продвижения к бесклассовому обществу, возникающему вследствие победоносной революции рабочего класса и осуществления диктатуры пролетариата.

Еще при жизни основоположников марксистского учения начала восходить слава Макса Вебера, разработавшего на основе постулатов «понимающей социологии» теорию государственной бюрократии и концепцию легитимности власти. Он считал бюрократическую организацию государственной власти концентрированным выражением рациональности, обладающей необходимым запасом прочности, устойчивости и стабильности. Для такой организации власти характерны неизменные методы политического управления, четкое распределение функций, субординированная иерархия властных полномочий, корпоративная ответственность за осуществляемые цели и др. В отношении легитимности власти (законосообразности и принятия гражданами/подданными) М. Вебер выделил три ее основных типа, базирующихся на трех разных формах властного господства. Речь идет о традиционном, харизматическом и легальном господстве. Первое основано на принуждении, насилии и вере подданных в законность власти. Второе базируется на исключительных личных качествах популярного в народе политического лидера. Наконец, последнее опирается на право и рациональные юридические нормы, которые принимают граждане и подчиняются им осознанно и добровольно.

В первой половине ХХ века Вильфредо Парето разработал теорию политических элит. По его мнению, деление любого общества на правящую элиту и подвластную массу незыблемо. Это обусловлено, прежде всего, биопсихологическими различиями. В современном обществе власть принадлежит политическим элитам - избранным малочисленным группам людей, профессионально приспособленным к исполнению государственных функций, которые управляют остальным обществом. Он подразделил их на правящую и не правящую элиты, которые борются между собой и меняют друг друга у власти в результате постоянной циркуляции - круговорота политических элит. Среди основных причин смены политических элит Парето называл вырождение старой элиты (львов) и постоянное рекрутирование в политику новых, молодых и активных политиков (лис). В развитие теории круговорота политических элит заметный вклад внес Гаэтано Моска.

В ХХ веке постепенно самые активные политические исследования переместились в США. Здесь были разработаны наиболее известные ныне научные теории. Гарольд Лассауэл разработал теорию политического психоанализа. Стивен Липсет и Дэвид Истон обосновали научную концепцию политических систем. Габриэль Алмонд стал родоначальником теории политической культуры. Роберт Даль предложил типологию политических систем и стал автором концепции «полиархической демократии». Л. Козер и К. Боулдинг разработали основы теории политических конфликтов. Сидней Верба заложил основы сравнительной политологии. Существенный вклад в эту область знаний внес Арендт Лейпхарт. Стивен Хантингтон разработал теорию «волн демократии». Эти и многие другие теоретические концепты в той или иной степени будут рассматриваться ниже при освещении основных тем данного методического пособия. По этой причине здесь можно ограничится только упоминанием вышеназванных теорий.

О российских политологах.

Алексей Токарев,

научный сотрудник Центра глобальных проблем

ИМИ МГИМО (У) МИД России

Ещё в конце прошлого года за два месяца до начала дискуссии (и собственной защиты) я предложил в одно популярное общественно-политическое издание публицистический текст о том, кто такие российские политологи. Издание не заинтересовалось.

А потом дискуссия, инициированная М.В. Ильиным, обнаружила, что попытка классификации политологов и «политологов» предпринята Ю.Г. Коргунюком. Я полагаю, что высокий научный авторитет дискутантов и их этичность не позволяют им называть вещи своими именами, вынуждая использовать искусство эвфемизмов. «Фамилий вы от меня не дождётесь!» - сказал мне (пусть и по другому поводу) на последнем конгрессе политологов А.Ю. Мельвиль. Моя степень ещё даже не утверждена ВАКом, и потому я могу себе позволить нотки молодого задора, субъективности и объярлычивания.

За последние 20 лет российские власти и российские же масс-медиа сформировали устойчивый стереотип массового сознания относительно анализа политики. Политолог - это субъективный комментатор политических событий с претензией на экспертное знание, которое не имеет границ. Где ярлык был навешен СМИ (часто представляемый политологом Михаил Хазин периодически открещивается от звания), где прицеплен самостоятельно (мой хороший друг вовсе не владеет категориальным аппаратом политической науки, но во всех интервью гордо представляется «политолог») - разобраться уже сложно.

Между тем, политология - это наука, а политолог - учёный. Политическая наука: со своим категориальным аппаратом, собственными подходами, исследовательскими методами, теоретическим и прикладным уровнем знания и т.д. Политический учёный: не обязательно с должностью в академическом институте, научной степенью или претензией на научность речи.

Политолог - это стиль мышления, объективное описание явления как цель научной деятельности. Увеличение объёма знаний о конкретных политических процессах, которого добиваются кропотливой работой с использованием научных методов, а не говорением обо всём политическом с высоты жирафа, которому поддакивают попугаи с перьями.

Политолог не имеет гражданской позиции. Он вне идеологии. Нет либеральных, консервативных, социалистических, евразийских, прозападных политологов. Лаборант, исследующий ткани под микроскопом, не может затесаться между клетками.

По степени объективности современных российских политологов и «политологов» можно разделить на следующие группы.

1) Пропагандисты. Они есть по обе стороны баррикад и телевизора. Всех их объединяет чёткое обозначение команды, за которую они играют (те, кто не играет «за», играет «против»). Власть и условная антивласть используют их не для того, чтобы прояснить позицию, приблизив её к истине, а с целью формирования общественного мнения. Просто. Однозначно. Тотально.

Эти люди не являются политологами, несмотря на должности, степени, образование и надпись в визитке или подстрочнике. Александр Дугин (МГУ), Павел Данилин (kreml.org), Виталий Иванов (Институт политики и государственного права), Владимир Бурматов (РЭУ им. Плеханова, БИНХ), Сергей Кургинян («Экспериментальный творческий центр»), Максим Шевченко и Михаил Леонтьев («Первый канал»). И менее одиозные: Константин Затулин (Институт стран СНГ), или близкие «антивласти» Георгий Бовт («Газета.ру»), Леонид Радзиховский («Эхо Москвы»), Дмитрий Орешкин («Огонёк»), Станислав Белковский (Институт национальной стратегии).

2) Не являются политическими учёными политтехнологи (Игорь Минтусов, Дмитрий Гусев, Олег Матвейчев, Антон Баков, Андрей Богданов и пр.). Они делают политиков и политику, а не изучают их.

3) Группа «умеренные союзники власти» включает в себя людей, не ассоциирующихся с властью напрямую, но тесно связанных с ней. Для обывателя они выглядят отстранёнными от групп, партий, башен и подъездов экспертами. Многие имеют собственные фонды, созданные самостоятельно или «спущенные» сверху в обмен на лояльность. Некоторые из них действительно являются политологами, на время ушедшими из науки во власть. Вячеслав Никонов («Политика», «Русский мир», «Единство во имя России»), Дмитрий Бадовский (Институт социально-экономических и политических исследований), Виталий Третьяков - все трое МГУ.

Умные и красивые научные слова, которые пишутся после их фамилий в подстрочниках, априори вводят аудиторию в заблуждение: это эксперты, не соотносимые с властью. Дмитрий Орлов (Агентство политических и экономических коммуникаций), Максим Григорьев (Фонд исследования проблем демократии), Михаил Ремизов (Институт национальной стратегии), Александр Ципко (Институт экономики РАН), Леонид Поляков (НИУ-ВШЭ), Иосиф Дискин и Валерий Хомяков (Совет по национальной стратегии), Сергей Марков (РЭУ им. Плеханова, Институт политических исследований) играют пусть и за разные команды под руководством разных капитанов (кураторов), но всё же, очевидно, на одной стороне.

4) К группе «политические комментаторы» относятся постоянно присутствующие в медиа персоны. В отличие от пропагандистов и умеренных сторонников власти они не выражают ничьих интересов явно, пребывая «над схваткой». Как правило, комментаторы переводят на язык обывателя кадровые перестановки и крупнейшие внутриполитические события. Как и в предыдущей группе здесь встречаются политологи. Константин Симонов (Фонд национальной энергетической безопасности), Борис Макаренко, Игорь Бунин и Алексей Макаркин (Центр политических технологий), Алексей Мухин (Центр политической информации), Сергей Михеев и Алексей Зудин (Центр политической конъюнктуры), Михаил Тульский («Политическая аналитика»), Евгений Минченко («Минченко консалтинг»), Михаил Виноградов («Петербургская политика»). Эта группа имеет общий признак в виде экспертных докладов, адресуемых широчайшим слоям общества.

5) Настоящие ученые известны публике гораздо меньше, чем «политологи». К примеру, мало кто из обывателей знает вице-президента Международной ассоциации политической науки Михаила Ильина (МГИМО (У), НИУ-ВШЭ), декана прикладной политологии НИУ-ВШЭ Андрея Мельвиля, заведующего кафедрой политического управления факультета политологии СПбГУ Леонида Сморгунова, докторов политических наук Андрея Ахременко (МГУ), Петра Панова (Пермский ГУ), Елену Бродовскую (МГГУ), Ирину Батанину (Тульский ГУ).

Среди профессионалов есть известные персоны, к которым медиа обращаются часто, но по конкретным темам: элиты - к президенту Российской ассоциации политической науки Оксане Гаман-Голутвиной (МГИМО (У), НИУ-ВШЭ), региональное развитие - к Ростиславу Туровскому (МГУ, НИУ-ВШЭ), психологические аспекты политики - к Елене Шестопал (МГУ), проблемы Кавказа и ислама - к Алексею Малашенко (Московский центр Карнеги), политические процессы стран СНГ - к Алексею Власову (МГУ) и т.д. Научная этика не позволяет им комментировать всё и сразу, как это делают многие именуемые в СМИ политологами коллеги.

В упрощённом виде картина политического театра выглядела бы так. Тряпичные куклы не самого высокого качества - пропагандисты. Куклы лучшего исполнения и самостоятельные актёры - умеренные сторонники власти. Кукольные мастера, рабочие сцены, осветители, монтажники - политтехнологи. Театральные критики, объясняющие публике смысл спектаклей, - комментаторы. Настоящих режиссёров в театре немного (хотя есть с образованием в сфере массовых представлений). А директор - вообще один.

Зашедшие за сцену, исследовавшие декорации, прочитавшие досье на актёров, режиссёров и директора, углубившиеся в историю театра и каждого спектакля, изучившие строение кукол, сплетение нитей и пассы ловких и натруженных рук, - это политологи. О них залу почти ничего неизвестно.

При подготовке публикации я взял на себя бесполезный труд провести не претендующее на научность и репрезентативность мини-исследование. В строки двух наиболее часто используемых в России поисковых машин я ввёл слово «политолог» и далее менял лишь букву, смотря на предлагаемое машинами автозаполнение. Предполагая изначально, что оно отображает основные запросы аудитории, я получил следующее. Политологами являются: Александры: Ципко, Улитин, Подопригора, Андрей Лавров, Алексей Воробьёв, Игорь Бунин, Станислав Белковский, Борис Межуев, Валерий Хомяков, Вячеслав Никонов, Михаил Виноградов, Глеб Павловский, Дмитрии: Орлов, Орешкин, Петров, Евгении: Минченко и Сатановский, Николай Злобин, Игорь Панарин, Борис Кагарлицкий, Сергей Кургинян, Иван Кузьмин, Вадим Карасёв, Леонид Поляков, Сергей Марков, Александр Никитин, Павлы: Данилин, Святенков и Салин, Андрей Пионтковский, Виталий Третьяков, Михаил Хазин, Максим Шевченко, Юрий Романенко.

Возможно, практически единичное присутствие представителей академического сообщества в списке обусловлено не только работой «снаружи», но и недоработкой изнутри. Занимается ли академическое сообщество популяризацией науки, как, например, Лев Николаев или Сергей Капица? Уделяет ли должное внимание PR результатов своих исследований? Проще говоря, много ли людей в России знает о существовании крупнейшего научного проекта последних лет «Политический атлас современности»? Не является ли перманентное поражение от «политологов» в битве за умы закономерным, поскольку представители академического сообщества не хотят/не готовы/не умеют прийти в медиа и говорить с аудиторией на доступном языке? Способно ли сообщество написать учебники а-ля «занимательная физика», в которых на доступном и интересном языке с примерами объясняются объективные физические законы, смысл которых не теряется за неакадемической формой изложения? Глубже: возможно ли российскую политологию сделать интересной массе, не прибегая к словам и методам пропагандистов-политологов?

В заключение я хотел бы заметить, что без приглашения к дискуссии «политологов» она выглядит высоко-профессиональным, высоко-этичным вечным русским разговором на кухне (в этой раз - корпоративной). Сообщество внутри сообщества обсуждает, как оградить сообщество. Вероятно, поэтому о сообществе знают чуть меньше, чем о программах Павловского, общественном движении Кургиняна или фондах Никонова. Сможет ли сообщество услышать аргументы, условно говоря, противоположной стороны и сформулировать ответ? Может быть, нам будет интересно узнать, почему Михаил Леонтьев, Станислав Белковский, Павел Данилин, Георгий Бовт и другие называют себя политологами? И кем они считают нас.