Сведения о доходах муниципального служащего кто должен. Справка для госслужащих о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

  • 20.01.2024

Среди обязанностей кадровой службы муниципального образования, установленных Федеральным законом от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее — Закон о муниципальной службе), есть обязанность по организации проверки сведений о доходах муниципального служащего, а также соблюдения им ограничений, связанных с муниципальной службой. В этой статье расскажем, когда муниципальный служащий должен предоставлять сведения о доходах работодателю, какие ограничения он должен соблюдать при поступлении и прохождении муниципальной службы, какие последствия могут наступить при их нарушении служащим и в каком порядке кадровая служба должна организовывать проверку сведений о доходах и соблюдения служащим ограничений, связанных с муниципальной службой.

Согласно Закону о муниципальной службе кадровая работа в муниципальном образовании включает в себя довольно много функций и обязанностей. Статьей 28 указанного закона установлены такие обязанности, как ведение трудовых книжек и личных дел муниципальных служащих, проведение конкурсов и аттестаций, формирование и организация работы с кадровым резервом. Также кадровая служба организует проверки сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих и проверки соблюдения связанных с муниципальной службой ограничений, установленных Законом о муниципальной службе и другими федеральными законами.

Проводиться эти проверки могут как при поступлении на муниципальную службу, так и во время ее прохождения.

Сведения о доходах муниципальных служащих

В целях осуществления мер противодействия коррупции государство контролирует доходы муниципальных служащих. Так, согласно ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Закон N 273-ФЗ) граждане, претендующие на замещение должности государственной или муниципальной службы, а также служащие, замещающие должность государственной или муниципальной службы, включенные в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ, обязаны предоставлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее — сведения о доходах и имущественных правах).

Обращаем внимание, что не все граждане, поступающие на муниципальную службу, и муниципальные служащие должны предоставлять сведения о доходах и имущественных правах своих, супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а только те, чьи должности включены в специальный перечень, утверждаемый нормативным правовым актом субъекта РФ или местного самоуправления.

Например, в перечень должностей, при назначении (избрании) на которые и при замещении которых граждане обязаны представлять сведения о доходах, утвержденный Постановлением администрации городского округа Коломна МО от 26.04.2012 N 963, в том числе входят:

— глава городского округа;

— заместители главы администрации городского округа;

— управляющий делами администрации городского округа;

— начальники управления архитектуры и градостроительства, управления образования администрации городского округа.

Следует отметить, что Законом о муниципальной службе предусмотрено предоставление сведений о доходах и имущественных правах только самого гражданина. Так, любой гражданин, поступающий на муниципальную службу (независимо от того, включена должность, на которую он поступает, в перечень или нет), должен предоставить сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Эти сведения предоставляются за год, предшествующий году поступления на муниципальную службу (пп. 10 п. 3 ст. 16 Закона о муниципальной службе). В случае непредоставления таких сведений гражданину могут отказать в поступлении на муниципальную службу, предварительно уведомив его об этом в письменной форме.

Ну, а если должность, на замещение которой претендует гражданин, включена в соответствующий перечень, то одновременно со сведениями о своих доходах и имущественных правах гражданин предоставляет и сведения о доходах и имущественных правах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Кроме этого, сведения о своих доходах, доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода предоставляются ежегодно до 30 апреля года, следующего за текущим. Порядок и форма предоставления данных сведений такие же, как и для государственных гражданских служащих субъектов РФ (п. 1 ст. 15 Закона о муниципальной службе).

Обратите внимание! Непредоставление муниципальным служащим сведений о доходах, если предоставление таких сведений обязательно, либо предоставление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение этого лица с муниципальной службы (п. 5 ст. 15 Закона о муниципальной службе).

Сведения о доходах и имущественных правах предоставляются в форме справки, утвержденной нормативно-правовым актом местного самоуправления в соответствии с Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 559 , в кадровую службу органа местного самоуправления. Порядок предоставления устанавливает руководитель этого органа. Отметим, что требовать от гражданина или муниципального служащего дополнительные документы, подтверждающие полученный доход или право собственности на имущество, кадровые работники не имеют права, поскольку это не предусмотрено законодательством.

Если гражданин или муниципальный служащий обнаружил, что в поданных им в кадровую службу справках не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки, он вправе предоставить уточненные сведения в порядке, установленном нормативными правовыми актами. Если же сведения о доходах и имущественных правах муниципальным служащим не предоставлены в силу объективных причин, то данный факт подлежит рассмотрению комиссией по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Сведения о доходах и имущественных правах относятся к информации ограниченного доступа (или конфиденциальной), если федеральными законами они не отнесены к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну. Муниципальные служащие, в должностные обязанности которых входит работа со сведениями о доходах и имущественных правах, виновные в их разглашении или использовании в целях, не предусмотренных законодательством РФ, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ, а именно они могут быть:

— уволены по пп. «в» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ по инициативе работодателя;

— привлечены к административной ответственности по ст. 13.11 КоАП РФ;

— привлечены к уголовной ответственности по ст. 137 УК РФ.

Сведения о доходах и имущественных правах, полученные при назначении на должность муниципальной службы, а также предоставляемые муниципальным служащим ежегодно, приобщаются к личному делу муниципального служащего.

Если гражданин не поступил на муниципальную службу, такие сведения не могут использоваться в дальнейшем и подлежат уничтожению либо возвращаются гражданину по его письменному заявлению. Кроме этого, не допускается использование сведений о доходах и имущественных правах для установления либо определения платежеспособности гражданина и платежеспособности его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, для сбора пожертвований в фонды общественных или религиозных организаций и физических лиц. Сведения о доходах и имущественных правах, отнесенные в соответствии со ст. 5 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне» к сведениям, составляющим государственную тайну, подлежат защите (ст. 8 Закона N 273-ФЗ).

Публикация сведений о доходах в СМИ

Сведения о доходах и имущественных правах, предоставляемые лицами, замещающими должности муниципальной службы, которые входят в перечни, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах органов местного самоуправления и предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Положения данных актов основываются на Указе Президента РФ от 18.05.2009 N 561 , устанавливающем порядок размещения и опубликования сведений о доходах федеральных гражданских служащих. Сведения о доходах муниципальных служащих, как правило, размещаются на официальных сайтах администраций муниципальных образований. К таким сведениям относятся:

— перечень объектов недвижимого имущества, принадлежащих служащему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям на праве собственности или находящихся в их пользовании, с указанием вида, площади и страны расположения каждого из них;

— перечень транспортных средств, с указанием вида и марки, принадлежащих на праве собственности перечисленным выше лицам;

— декларированный годовой доход указанных лиц.

Сведения о доходах и имущественных правах размещаются на официальных сайтах в 14-дневный срок со дня истечения срока, установленного для подачи справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципального служащего, лица, замещающего муниципальную должность на постоянной основе. Кадровые службы органов местного самоуправления в семидневный срок со дня поступления запроса от средства массовой информации обеспечивают предоставление ему запрашиваемых сведений, но в том случае, если запрашиваемые сведения отсутствуют на официальном сайте.

Запрещается размещать на официальных сайтах и в средствах массовой информации:

— иные, кроме перечисленных выше, сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера указанных лиц;

— персональные данные супруги (супруга) муниципального служащего и его несовершеннолетних детей;

— данные, позволяющие определить место жительства, почтовый адрес, телефон и иные индивидуальные средства коммуникации служащего, супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

— данные, позволяющие определить местонахождение объектов недвижимого имущества, принадлежащих служащему, супруге (супругу) и несовершеннолетним детям на праве собственности или находящихся в их пользовании;

— информацию, отнесенную к государственной тайне или являющуюся конфиденциальной.

Ограничения, связанные с муниципальной службой

Поскольку в силу п. 12 ч. 1 ст. 28 Закона о муниципальной службе помимо организации проверки сведений о доходах и имущественных правах кадровая служба организует проверку соблюдения связанных с муниципальной службой ограничений, установленных ст. 13 Закона о муниципальной службе, напомним эти ограничения.

Итак, гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае:

— признания его недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда, вступившему в законную силу;

— осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности муниципальной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу;

— отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности муниципальной службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой служащим должности муниципальной службы связано с использованием таких сведений;

— наличия заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинского учреждения устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;

— близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с главой муниципального образования, который возглавляет местную администрацию, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью этому должностному лицу, или с муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

— прекращения гражданства РФ, прекращения гражданства иностранного государства — участника международного договора РФ, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора РФ, в соответствии с которым гражданин РФ, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право находиться на муниципальной службе;

— наличия гражданства иностранного государства (иностранных государств), за исключением случаев, когда муниципальный служащий является гражданином иностранного государства — участника международного договора РФ, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе;

— предоставления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на муниципальную службу;

— непредоставления предусмотренных Законом о муниципальной службе, Законом N 273-ФЗ и другими федеральными законами сведений или представления заведомо недостоверных или неполных сведений при поступлении на муниципальную службу.

Гражданин не может быть принят на муниципальную службу после достижения им возраста 65 лет — предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы.

Кроме этого, гражданин не может быть назначен на должность главы местной администрации по контракту, а муниципальный служащий не может замещать должность главы местной администрации по контракту в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов) с главой муниципального образования.

Проверка сведений: основания и порядок проведения

Итак, согласно п. 6 ст. 15 Закона о муниципальной службе проверке подлежат:

— достоверность и полнота сведений о доходах и имущественных правах предоставляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, и муниципальными служащими, замещающими указанные должности;

— достоверность и полнота сведений, предоставляемых гражданами при поступлении на муниципальную службу в соответствии с нормативными правовыми актами РФ;

— соблюдение муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Законом N 273-ФЗ и другими нормативными правовыми актами РФ.

Обратите внимание! Проверка достоверности и полноты сведений, предоставляемых гражданами при поступлении на муниципальную службу, и соблюдения муниципальными служащими ограничений и запретов, а также требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов проводится в отношении всех граждан, претендующих на замещение любой должности муниципальной службы, и служащих, замещающих любую такую должность.

Порядок осуществления проверок по отношению к муниципальным служащим определяется нормативными правовыми актами субъекта РФ на основании Закона о муниципальной службе, Закона N 273-ФЗ, Указа Президента РФ от 21.09.2009 N 1065 и других нормативных правовых актов субъектов РФ.

Рассмотрим порядок проведения проверок на примере Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы в городе Москве, муниципальными служащими в органах местного самоуправления в городе Москве, и соблюдения муниципальными служащими органов местного самоуправления в городе Москве требований к служебному поведению, утвержденного Указом мэра г. Москвы от 17.10.2012 N 70-УМ (далее — Положение).

Прежде всего отметим п. 7 ст. 8 Закона N 273 установлено, что проверка достоверности и полноты сведений о доходах и имущественных правах осуществляется кадровой службой по решению представителя нанимателя (руководителя) или лица, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем):

— самостоятельно;

— путем направления запроса в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-разыскной деятельности, об имеющихся у них данных о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера гражданина, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Согласно Положению любая проверка проводится на основании решения:

— главы муниципального образования;

— главы администрации муниципального образования;

— председателя представительного органа местного самоуправления муниципального образования;

— председателя избирательной комиссии муниципального образования;

— кадровой службы органа местного самоуправления, а в случае ее отсутствия — должностного лица, ответственного за ведение кадровой работы в органе местного самоуправления.

Указанное решение принимается отдельно в отношении каждого гражданина или муниципального служащего и оформляется в письменной форме.

Основанием для осуществления проверки является достаточная информация, представленная в письменном виде в установленном порядке:

— правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами;

— работниками подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений кадровых служб либо должностными лицами органов местного самоуправления, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений;

— постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с федеральным законодательством иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями.

— общественной палатой РФ;

— общероссийскими средствами массовой информации.

Несмотря на то, что по законодательству проверка может проводиться только на основании письменной информации, предоставленной вышеперечисленными органами, кадровые службы могут проверять сведения и по собственной инициативе. Законодательством предусмотрен отказ гражданину в поступлении на муниципальную службу в случае непредоставления сведений о доходах или предоставления заведомо ложных сведений — значит, работодателю дано право проверять достоверность представленных гражданином сведений по своей инициативе. Кроме этого, и Законом N 273-ФЗ, и нормативными правовыми актами субъектов РФ, устанавливающими порядок проведения проверок, предусмотрено проведение таких проверок кадровыми службами самостоятельно.

Примечание. Не может служить основанием проверки информация анонимного характера.

Проверка осуществляется:

1. Кадровыми службами или ответственными должностными лицами самостоятельно. В процессе проверки кадровики изучают предоставленные гражданином или муниципальным служащим сведения о доходах и имущественных правах и дополнительные материалы, проводят с ним беседу, получают пояснения об этих сведениях и готовят в установленном порядке запрос о достоверности сведений в органы прокуратуры и иные государственные органы и организации (кроме запросов, касающихся осуществления оперативно-разыскной деятельности или ее результатов).

2. Путем инициирования перед мэром Москвы предложения о направлении запроса о проведении оперативно-разыскных мероприятий в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-разыскной деятельности. Данное предложение направляет представитель нанимателя на основании информации, полученной из кадровой службы или от ответственного должностного лица. Порядок представления документов для направления запроса о проведении оперативно-разыскных мероприятий определяется мэром Москвы.

Обратите внимание! Запросы о предоставлении сведений, составляющих банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну, запросы в правоохранительные органы о проведении оперативно-разыскных мероприятий в отношении граждан, претендующих на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, муниципальных служащих, замещающих указанные должности, супруг (супругов) и несовершеннолетних детей таких граждан и служащих в интересах муниципальных органов направляются высшими должностными лицами субъектов РФ (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ) в порядке, определяемом нормативными правовыми актами РФ (п. 7 ст. 15 Закона о муниципальной службе).

В течение двух рабочих дней со дня получения решения о проведении проверки руководитель кадровой службы или ответственное должностное лицо обеспечивает направление гражданину или муниципальному служащему уведомления о начале в отношении него проверки. В уведомлении также разъясняется, что гражданин (служащий) вправе обратиться для беседы, которая должна быть проведена с ним в течение семи дней с момента обращения, а при наличии уважительной причины — в срок, согласованный с гражданином, муниципальным служащим

В случае невозможности уведомления гражданина о начале проверки в указанный срок составляется акт, приобщаемый к материалам проверки.

Проверка осуществляется в срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении. На период проверки информации о наличии у муниципального служащего конфликта интересов, если на момент принятия решения о проведении проверки данный конфликт не устранен, служащий отстраняется от замещаемой должности муниципальной службы на указанный срок. Если проверка не завершена, указанный срок продлевается до 90 дней представителем нанимателя, принявшим решение о проведении проверки. На период отстранения служащего от замещаемой должности муниципальной службы за ним сохраняется денежное содержание по этой должности.

По окончании проверки кадровая служба или ответственное должностное лицо представляет представителю нанимателя доклад о ее результатах, в котором должны содержаться обстоятельства, установленные по результатам проверки, а также одно из следующих предложений:

— о назначении гражданина на должность муниципальной службы;

— об отказе гражданину в назначении на должность муниципальной службы;

— об отсутствии оснований для применения к муниципальному служащему мер юридической ответственности;

— о применении к муниципальному служащему мер юридической ответственности;

— о представлении материалов проверки в соответствующую комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Рассмотрев доклад, представитель нанимателя принимает соответствующее решение. По окончании проверки муниципальный служащий должен быть ознакомлен с ее результатами. Сведения о результатах проверки кадровая служба с письменного согласия руководителя органа местного самоуправления, принявшего решение о ее проведении, также предоставляет органу, чья информация послужила основанием для проведения проверки, с соблюдением законодательства РФ о персональных данных и государственной тайне. А при установлении в ходе проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков преступления или административного правонарушения, материалы об этом представляются в государственные органы в соответствии с их компетенцией.

Материалы проверки приобщаются к личному делу муниципального служащего и хранятся в кадровой службе или у ответственного должностного лица в течение трех лет со дня ее окончания, после чего передаются в архив.

Подводя итог, отметим, что согласно пп. «л», «м» п. 8 Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента РФ от 13.04.2010 N 460, основными направлениями реализации национальной стратегии противодействия коррупции в том числе являются совершенствование работы подразделений кадровых служб федеральных органов исполнительной власти, иных органов, органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления и иных государственных органов по профилактике коррупционных и других правонарушений, а также периодическое исследование состояния коррупции и эффективности мер, принимаемых по ее предупреждению и по борьбе с ней как в стране в целом, так и в отдельных регионах.

Поскольку организация проверки сведений о доходах и имущественных правах граждан, поступающих на муниципальную службу и муниципальных служащих, замещающих муниципальные должности, является одним из методов противодействия коррупции, кадровым службам следует особо обратить внимание на проверку сведений, предоставляемых как гражданами при поступлении на муниципальную службу, так и в процессе ее осуществления муниципальными служащими.

Кроме этого, следует помнить, что в силу ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» на доступ к документам и материалам организации, проверку исполнения законов в связи с поступившей информацией о фактах нарушения закона, а также проведение проверок органов местного самоуправления имеет право прокуратура РФ. И в случае обнаружения нарушений законодательства о муниципальной службе и борьбе с коррупцией прокурор может обратиться в суд о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным и обязать работника кадровой службы принять меры к устранению выявленных нарушений, а также возбудить дело об административном правонарушении.

Законодательство обязывает государственных и муниципальных служащих ежегодно предоставлять нанимателю сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих и членов своей семьи. Сведения необходимо предоставлять не позднее 30 апреля.

Непредставление сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи в тех случаях когда представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего со службы.

Общие сведения

Требования о предоставление сведений о доходах установлена следующими нормативными актами:

  • ст. 20, 20.1 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации»;
  • ст. 15 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Сведения предоставляются в виде справки, форма которой утверждена приказом .

Примечание: Ежегодно Минтруда РФ публикует «Методическими рекомендациями по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки». Как правило данный документ издается в декабре года, являющимся отчетным периодом.

Сроки предоставления сведения

Государственным и муниципальным служащим необходимо ежегодно предоставлять справку о доходах и расходах не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.

Исключение составляют государственные служащие, замещающие должности государственной службе в Администрации Президента РФ, для которых срок подачи сведений - не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.

Если крайний срок подачи справки выпадает на нерабочий день, то сведения необходимо подать в последний рабочий день.

Если сведения не представляется подать лично, то необходимо выслать их по почте не позднее чем за сутки до истечения крайней даты подачи документов.

При обнаружении неточностей в предоставленных сведениях в течение 1 месяца с крайней даты подачи справки о доходах и расходах нанимателю присутствует возможность предоставить уточненную справку.

Сведения, предоставляемые в справке

Справка о доходах предоставляются отдельно на служащего, его супруга (супруги) и каждого несовершеннолетнего ребенка. Т.е. на каждого указанного члена семьи составляются отдельные справки.

Если сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей невозможно представить по объективным причинам, то госслужащиму необходим подать соответствующее заявление, которое как правило предоставляется в кадровую службу нанимателя.

Перечень сведений, предоставляемых претендентом на должность и госслужащим несколько отличаются.

Сведения, предоставляются претендентом по следующим категориям:

  • доходы за отчётный период;
  • сведения о находящемся в собственности имуществе, банковских счетах, ценных бумагах и других обязательствах имущественного характера по состоянию на 1-е число месяца, предшествующего месяцу подачи документов.

Сведения, предоставляются служащим по следующим категориям:

  • сведения о доходах и расходах в отчетном периоде;
  • сведения о отчуждении движимого и недвижимого имущества или ценных бумаг в результате безвозмездной сделки в отчетном периоде;
  • сведения о находящемся в собственности имуществе, банковских счетах, ценных бумагах и других обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода.

Примечание: отдельные вопросы, по предоставляемые сведениям, и типичным ошибками при составлении справки приведены в письмах Минтруда РФ и Минфина РФ. Ссылки на данные документы указаны внизу статьи.

Нормативные документы

В N 2 журнала «Отдел кадров бюджетного учреждения» за 2009 год была напечатана статья «Изменения законодательства о борьбе с коррупцией», в которой рассматривались новшества, введенные Законом N 273-ФЗ*(1). В продолжение этой темы в настоящей статье рассмотрим изменения, внесенные последними указами Президента РФ. Их необходимо знать кадровой службе учреждений.

Согласно п. 8 Закона N 273-ФЗ гражданин, претендующий на замещение должности государственной службы, включенной в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ, а также служащий, замещающий должность государственной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ, обязаны предоставлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее — сведения о доходах). Порядок предоставления указанных сведений устанавливается федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Перечень должностей федеральной гражданской службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны предоставлять сведения о доходах, утвержден Указом Президента РФ N 557*(2). В этот Перечень включены:
— должности федеральной государственной гражданской службы, которые отнесены к высшей группе должностей;
— руководящие должности военной службы (МВД, МЧС, Минобороны, ФСБ, ФТС, Прокуратура РФ) и другие должности, назначение на которые и освобождение от которых осуществляется Президентом РФ или Правительством РФ;
— другие должности федеральной государственной службы, замещение которых связано с коррупционными рисками (эти должности должны быть утверждены руководителями федеральных государственных органов до 01.09.2009 (пп. «а» п. 2 Указа Президента N 557)).
В Указе Президента РФ N 557 также говорится, что органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления должны определить должности государственной гражданской службы субъектов РФ и должности муниципальной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых государственные гражданские служащие субъектов РФ и муниципальные служащие обязаны предоставлять сведения о доходах до 1 сентября 2009 года.
Также в связи с исполнением п. 8 Закона N 273-ФЗ Указом Президента РФ N 559*(3) утверждено Положение о предоставлении сведений о доходах федеральных государственных служащих и формы справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера:
— гражданина, претендующего на замещение должности федеральной государственной службы;
— супруги (супруга) и несовершеннолетних детей гражданина, претендующего на замещение должности федеральной государственной службы;
— федерального государственного служащего;
— супруги (супруга) и несовершеннолетних детей федерального государственного служащего.
Указанные справки содержат следующие разделы.
Раздел 1: указываются сведения о доходах — по основному виду деятельности, от педагогической деятельности, от научной деятельности, от вкладов в банках и иных кредитных организаций (доход, полученный в иностранной валюте, указывается в рублях по курсу Банка России на дату получения дохода), от ценных бумаг и долей участия в коммерческих организациях и иные виды (пенсии, пособия).
Раздел 2: сведения о недвижимом имуществе — земельные участки (при этом необходимо указать вид земельного участка (пая, доли): под индивидуальное жилищное строительство, дачный, садовый, приусадебный, огородный и др.), жилые дома, квартиры (указывается вид собственности (индивидуальная, общая); для совместной собственности указываются иные лица (ФИО или наименование), в собственности которых находится имущество; для долевой — доля гражданина, претендующего на замещение должности федеральной государственной службы, который представляет сведения), транспортные средства (легковые и грузовые автомобили, воздушный и водный транспорт и другие виды).
Раздел 3: сведения о денежных средствах, находящихся на счетах в банках и иных кредитных организациях. Здесь указывается вид счета (депозитный, текущий, расчетный, ссудный и др.) и валюта счета, а также остаток на счете (указывается по состоянию на отчетную дату). Для счетов в иностранной валюте остаток указывается в рублях по курсу Банка России на отчетную дату.
Раздел 4: сведения о ценных бумагах — акции и иное участие в коммерческих организациях, а также облигации, векселя и др.
Раздел 5: сведения об обязательствах имущественного характера. Здесь указываются объекты недвижимого имущества, находящиеся в пользовании, вид пользования (аренда, безвозмездное пользование и др.) и сроки пользования, а также прочие обязательства (кредиты, займы и др.).

Что необходимо знать сотруднику отдела кадров

Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера предоставляются по утвержденным формам справок:
— гражданами — при назначении на должности государственной службы, предусмотренные Перечнем. Они должны подать сведения о своих доходах, о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных от всех источников доходов (включая доходы по прежнему месту работы или месту замещаемой выборной должности (заработную плату), пенсии, пособия и иные выплаты) за календарный год, предшествующий году подачи документов для замещения должности государственной службы, а также сведения о имуществе своем, супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, принадлежащем им на праве собственности, и об обязательствах имущественного характера по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи документов для замещения должности государственной службы (на отчетную дату);
— государственными служащими, замещающими должности государственной службы (за исключением должностей государственной службы в Администрации Президента РФ), предусмотренные Перечнем, — ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным. Они предоставляют сведения о своих доходах, доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за отчетный период (с 1 января по 31 декабря), а также сведения об имуществе своем, супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, принадлежащем им на праве собственности, и о своих (супруги (супруга), несовершеннолетних детей) обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода;
— государственными служащими, замещающими должности государственной службы в Администрации Президента РФ, предусмотренные Перечнем, — ежегодно, не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным;
— федеральными государственными служащими, замещающими должность федеральной государственной службы, не включенную в Перечень, и претендующими на замещение должности государственной службы, включенной в этот Перечень. Они предоставляют такие же сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, как граждане, назначенные на должность государственной гражданской службы.
Сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера предоставляются кадровой службе федерального государственного органа в порядке, устанавливаемом руководителем этого органа.
Согласно Указу Президента РФ N 561*(4) перечисленные сведения размещаются на официальном сайте соответствующего федерального государственного органа, а в случае отсутствия этих сведений на официальном сайте соответствующего федерального государственного органа предоставляются общероссийским средствам массовой информации для опубликования по их запросам.
Если гражданин или государственный служащий обнаружил, что в предоставленных им кадровой службе федерального государственного органа сведениях о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки, он вправе представить уточненные сведения в порядке, установленном Положением. При этом уточненные сведения, представленные государственным служащим после истечения срока, указанного в Положении, не считаются представленными с нарушением срока.
Если государственный служащий не предоставляет необходимые сведения по объективным причинам, данный факт подлежит рассмотрению на соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные в соответствии с Положением гражданином или федеральным государственным служащим при назначении на должность государственной службы, а также представляемые государственным служащим ежегодно, и информация о результатах проверки достоверности и полноты этих сведений приобщаются к личному делу государственного служащего.
Если гражданин или федеральный государственный служащий, представивший в кадровую службу федерального государственного органа справки о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также аналогичные справки своей супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, не был назначен на должность государственной службы, включенную в Перечень, эти справки возвращаются ему по его письменному заявлению вместе с другими документами.
В случае непредставления или представления заведомо ложных сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера гражданин не может быть назначен на должность государственной службы, а государственный служащий освобождается от должности государственной службы или подвергается иным видам дисциплинарного наказания в соответствии с законодательством РФ.
Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных в соответствии с Положением гражданином и государственным служащим, осуществляется по нормам законодательством РФ.
Обращаем ваше внимание, что порядок предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера для:
— граждан, претендующих на замещение государственных должностей РФ, и лиц, замещающих государственные должности РФ, установленный Указом Президента РФ N 558*(5), — аналогичен рассмотренному выше, но формы справок утверждены Указом Президента РФ N 558;
— граждан, претендующих на замещение должности руководителя, должности заместителя руководителя, должности члена правления (исполнение обязанности по которой осуществляется на постоянной основе) в государственной корпорации, фонде или иной организации, создаваемых РФ на основании федерального закона, а также лиц, замещающих указанные должности, — также аналогичен указанному выше в соответствии с Указом Президента РФ N 560*(6). Сведения представляются по формам справок, которые утверждены Указом Президента РФ N 559.

Е.А. Соболева,
редактор журнала «Оплата труда в бюджетном учреждении: акты и комментарии для бухгалтера»

—————————————————————————
*(1) Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
*(2) Указ Президента РФ от 18.05.2009 N 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещение которых федеральные государственные служащие обязаны предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей».
*(3) Указ Президента РФ от 18.05.2009 N 559 «О предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».
*(4) Указ Президента РФ от 18.05.2009 N 561 «Об утверждении порядка размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, федеральных государственных служащих и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Российской Федерации и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования».
*(5) Указ Президента РФ от 18.05.2009 N 558 «О предоставлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».
*(6) Указ Президента РФ от 18.05.2009 N 560 «О предоставлении гражданами, претендующими на замещение руководящих должностей в государственных корпорациях, фондах и иных организациях, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».

Противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

I . Нормативное правовое регулирование представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

Федеральным законом от 25 декабря 2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений, в том числе регулируются вопросы представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

1. Представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

Статья 8. Федерального закона № 273-ФЗ.

1. Сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю):

1) граждане, претендующие на замещение должностей государственной или муниципальной службы, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации;

1.1) граждане, претендующие на замещение должностей членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должностей в Центральном банке Российской Федерации, включенных в перечень, утвержденный Советом директоров Центрального банка Российской Федерации;

2) граждане, претендующие на замещение должностей, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, в государственных корпорациях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов;

3) граждане, претендующие на замещение отдельных должностей, включенных в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;

3.1) граждане, претендующие на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений;

4) лица, замещающие должности, указанные в пунктах 1 - 3.1 настоящей части.

2. Порядок представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, устанавливается федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.

3. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера относятся к информации ограниченного доступа. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые гражданином, в случае непоступления данного гражданина на государственную или муниципальную службу, на работу в Центральный банк Российской Федерации, государственную корпорацию, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, иную организацию, создаваемую Российской Федерацией на основании федерального закона, на работу в организацию, создаваемую для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, на должность руководителя государственного (муниципального) учреждения в дальнейшем не могут быть использованы и подлежат уничтожению.

по основному месту работы (общая сумма дохода, содержащаяся в справке № 2НДФЛ по месту службы);

от педагогической деятельности (общая сумма дохода, содержащаяся в справке № 2НДФЛ по месту преподавания);

от научной деятельности (доходы, полученные по результатам заключенных договоров на выполнение НИОКР и оказание возмездных услуг в области интеллектуальной деятельности, от публикации статей, учебных пособий и монографий, от использования авторских или иных смежных прав);

от иной творческой деятельности (доходы от создания литературных произведений, фоторабот для печати, произведений архитектуры и дизайна; создания произведений скульптуры; создания аудиовизуальных произведений (видео-, теле- и кинофильмов); создание музыкальных произведений и др.);

от иной оплачиваемой работы, о которой был уведомлен представитель нанимателя;

· от вкладов в банках и иных кредитных организациях (доход от денежных средств в рублях Российской Федерации или иностранной валюте, размещаемых служащим в целях хранения и получения дохода, от вклада в золото в банке);

· от ценных бумаг и долей участия в коммерческих организациях, включающие:

o дивиденды, полученные служащим - акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации;

o проценты, полученные от российских индивидуальных предпринимателей и (или) иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации по денежным вкладам и долговым обязательствам.

иные доходы:

· страховые выплаты при наступлении страхового случая, в том числе периодические страховые выплаты (ренты, аннуитеты) и (или) выплаты, связанные с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика, а также выкупные суммы, полученные от российской организации и (или) от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации;

· доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества;

· доходы от реализации:

o недвижимого и иного имущества, принадлежащего служащему;

o акций или иных ценных бумаг, а также долей участия в уставном капитале организаций;

· вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу;

· пенсии, пособия (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком; социальное пособие на погребение), стипендии, единовременная субсидия на приобретение жилого помещения (указывается в тот отчетный период, в котором денежные средства перечислены со счета № 40302 на счет продавца) и иные аналогичные выплаты, полученные служащим;

· доходы подопечного, в том числе суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на его содержание социальных выплат, которые расходуются служащим, являющемся опекуном или попечителем;

· государственный сертификат на материнский (семейный) капитал;

· доходы, полученные от использования транспортных средств, включая морские, речные, воздушные суда и автомобильные транспортные средства;

· доходы, полученные от использования трубопроводов, линий электропередачи (ЛЭП), линий оптико-волоконной и (или) беспроводной связи, иных средств связи, включая компьютерные сети;

· выплаты служащему, являющемуся правопреемником умерших застрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании;

Не подлежат указанию в разделе I справки следующие виды доходов:

· возмещенные суммы расходов, связанных со служебными командировками;

· компенсации расходов на оплату проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, в том числе представляемые лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям;

· сумма социального налогового вычета, получаемая государственным служащим как налогоплательщиком;

· оплата стоимости и (или) выдача полагающегося натурального довольствия, а также выплата денежных средств взамен этого довольствия;

· приобретение проездных документов для исполнения служебных обязанностей.

2. Порядок заполнения раздела 2 «Сведения об имуществе».

Подраздел 2.1. Недвижимое имущество.

При заполнении данного подраздела указываются все объекты недвижимости, принадлежащие служащему на праве собственности, независимо от того, когда они были приобретены, в каком регионе Российской Федерации или каком государстве зарегистрированы.

Подраздел 2.2.Транспортные средства.

В данном подразделе указываются сведения о транспортных средствах, находящихся в собственности - легковые и грузовые автомобили, автоприцепы, мототранспортные средства, сельскохозяйственная техника, водный транспорт, воздушный транспорт и иные транспортные средств, независимо от того, когда они были приобретены, в каком регионе Российской Федерации или каком государстве зарегистрированы.

Также следует перечислить все транспортные средства, по которым зарегистрировано право собственности, включая находящиеся в угоне, полностью негодные к эксплуатации, снятые с регистрационного учета и т.д.

Дата производства (выпуска) транспортного средства определяется по данным регистрационных документов (паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации транспортного средства и т.п.), по данным идентификационного номера (VIN).

3. Порядок заполнения раздела 3 «Сведения о денежных средствах, находящихся на счетах в банках и иных кредитных организациях».

Информация, необходимая для заполнения данного раздела, содержится в договоре банковского вклада, который в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации должен быть заключен в письменной форме. Письменная форма договора банковского вклада считается соблюденной, если внесение вклада удостоверено сберегательной книжкой, сберегательным (для физических лиц) или депозитным (для юридических лиц) сертификатом, либо иным выданным банком вкладчику документом, отвечающим требованиям, предусмотренным для таких документов законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

Служащие, являющиеся держателями зарплатных карт, указывают их в данном подразделе, отражая соответственно наименование и адрес банка или иной кредитной организации, вид и валюту счета, дату открытия счета, номер счета и остаток на карте по состоянию на 31 декабря отчетного года.

4. Порядок заполнения раздела 4 «Сведения о ценных бумагах».

При заполнении данного раздела необходимо учитывать следующее.

Акция - подтверждение права на долю в капитале (праве на получение части прибыли, право на участие в управлении, право на получение части стоимости имущества эмитента при его ликвидации).

Видами ценных бумаг являются облигации, банковские сберегательные сертификаты, векселя (простые и переводные), чеки, закладные, паи.

Обращаем внимание, что служащий может владеть ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), если это не приводит к конфликту интересов.

При принятии Комиссией по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, руководителем государственного органа решения о необходимости передачи государственным служащим ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление, передача указанных ценных бумаг производится в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации на основании договора доверительного управления имуществом.

5. Порядок заполнения раздела 5 «Сведения об обязательствах имущественного характера».

Подраздел 5.1. Объекты недвижимого имущества, находящиеся в пользовании.

Указывается недвижимое имущество (муниципальное, ведомственное, арендованное и т.п.), находящееся во временном пользовании (не в собственности) служащего, а также основание пользования (договор аренды, фактическое предоставление и другие).

При этом указывается общая площадь объекта недвижимого имущества, находящегося в пользовании.

Данный подраздел заполняется в обязательном порядке теми служащими, которые по месту прохождения службы (например, в соответствующем субъекте Российской Федерации) имеют временную регистрацию.

Подлежат указанию сведения:

· о жилой площади (дом, дача, квартира и т.д.), не принадлежащей служащему или членам его семьи на праве собственности или на праве нанимателя, где он (они) фактически проживает по состоянию на отчетную дату без заключения договора аренды, безвозмездного пользования или социального найма;

· о квартирах, занимаемых по договорам социального найма.

В подразделе 5.1 не указывается имущество, которое находится в собственности и указано в подразделе 2.1 справки.

Подраздел 5.2. Прочие обязательства.

В данном подразделе отражаются сведения обо всех имевшихся на отчетную дату срочных финансовых обязательствах, сумма обязательств по которым превышает 461 100 рублей. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с 1 июня 2011 года составляет 4 611 рублей в месяц.

Подлежат указанию:

· договора о предоставлении кредитов, в том числе при наличии у служащего кредитной карты с доступным лимитом овердрафта (в данной графе указываются обязательства, возникшие в связи с имеющейся задолженностью по кредитной карте на конец отчетного периода свыше 461,0 тыс. рублей);

· договора финансовой аренды;

· договора займа;

· договора финансирования под уступку денежного требования;

· обязательства вследствие причинения вреда (финансовые) и т.д.

В графе 3 указывается вторая сторона обязательства: кредитор или должник, его фамилия, имя и отчество (наименование юридического лица), адрес. Если служащий взял кредит в банке и является должником, то в графе указывается вторая сторона обязательства - кредитор, например: ОАО «Сбербанк России».

Примечание.

В случае если по состоянию на конец отчетного периода ребенок служащего является совершеннолетним, справка на него не представляется.

В случае если служащий по объективным причинам не может представить сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, ему следует направить в подразделение кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностному лицу кадровой службы государственного органа, ответственному за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, заявление, в котором указать причины непредставления необходимых сведений (раздельное проживание и т.д.). Данный факт подлежит рассмотрению на комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, созданной в каждом федеральном государственном органе.

III . Виды банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)

В соответствии с Инструкцией Банка России от 14 сентября 2006 г. № 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)» определено следующее.

1. Банки открывают в валюте Российской Федерации и иностранных валютах: текущие счета; расчетные счета; бюджетные счета; корреспондентские счета; корреспондентские субсчета; счета доверительного управления; специальные банковские счета; депозитные счета судов, подразделений службы судебных приставов, правоохранительных органов, нотариусов; счета по вкладам (депозитам).

2. Текущие счета открываются физическим лицам для совершения расчетных операций, не связанных с предпринимательской деятельностью или частной практикой.

3. Расчетные счета открываются юридическим лицам, не являющимся кредитными организациями, а также индивидуальным предпринимателям или физическим лицам, занимающимся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, для совершения расчетов, связанных с предпринимательской деятельностью или частной практикой. Расчетные счета открываются представительствам кредитных организаций, а также некоммерческим организациям для совершения расчетов, связанных с достижением целей, для которых некоммерческие организации созданы.

4. Бюджетные счета открываются в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, лицам, осуществляющим операции со средствами бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

5. Корреспондентские счета открываются кредитным организациям. Банку России открываются корреспондентские счета в иностранных валютах.

6. Корреспондентские субсчета открываются филиалам кредитных организаций.

7. Счета доверительного управления открываются доверительному управляющему для осуществления расчетов, связанных с деятельностью по доверительному управлению.

8. Специальные банковские счета, в том числе специальные банковские счета банковского платежного агента, банковского платежного субагента, платежного агента, поставщика, торговый банковский счет, клиринговый банковский счет, счет гарантийного фонда платежной системы открываются юридическим лицам, физическим лицам, индивидуальным предпринимателям в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации для осуществления предусмотренных им операций соответствующего вида.

9. Депозитные счета судов, подразделений службы судебных приставов, правоохранительных органов, нотариусов открываются соответственно судам, подразделениям службы судебных приставов, правоохранительным органам, нотариусам для зачисления денежных средств, поступающих во временное распоряжение, при осуществлении ими установленной законодательством Российской Федерации деятельности и в установленных законодательством Российской Федерации случаях.

10. Счета по вкладам (депозитам) открываются физическим и юридическим лицам для учета денежных средств, размещаемых в банках с целью получения доходов в виде процентов, начисляемых на сумму размещенных денежных средств.

IV . Сроки представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 273-ФЗ порядок представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, устанавливается федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.

В настоящее время статьей 20 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено, что:

1. Гражданин, претендующий на замещение должности гражданской службы, включенной в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представляет представителю нанимателя сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи.

2. Положение о представлении гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего и членов его семьи утверждается соответственно актом Президента Российской Федерации или нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации с учетом требований настоящей статьи.

V . Список нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупционным и иным правонарушениям

Вид документа

Номер, дата

Наименование

Федеральный закон

«О противодействии коррупции»

Федеральный закон

«Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»

Федеральный закон

«О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»

Федеральный закон

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»

Федеральный закон

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания прозрачного механизма оплаты труда руководителей государственных (муниципальных) учреждений и представления руководителями этих учреждений сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»

«Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих»

Указ Президента Российской Федерации

«О мерах по противодействию коррупции»

Указ Президента Российской Федерации

«Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»

Указ Президента Российской Федерации

«О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»

Указ Президента Российской Федерации

«Об утверждении порядка размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, федеральных государственных служащих и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Российской Федерации и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования»

Указ Президента Российской Федерации

«О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению»

Указ Президента Российской Федерации

«О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы»

Указ Президента Российской Федерации

«О Национальном плане противодействия коррупции на 2012 - 2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции»

Указ Президента Российской Федерации

«О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов»

Указ Президента Российской Федерации

«О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции»

Постановление Правительства Российской Федерации

«О порядке сообщения работодателем при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение 2 лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы»

Приказ Минтруда России

Минюст России 30.08.12 г.

«О порядке уведомления представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения федеральных государственных гражданских служащих Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации к совершению коррупционных правонарушений»

Приказ Минтруда России

Минюст России 14.12.12 г.

«Об утверждении Положения о Комиссии Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов»

Приказ Минтруда России

«Об утверждении плана Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по противодействию коррупции на 2012 - 2013 годы»

Приказ Минтруда России

«Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации»

Методические указания Минздравсоцразвития России

(одобрены Аппаратом Правительства РФ)

«Организация антикоррупционного обучения федеральных государственных служащих»

Приказ Минтруда России

Минюст России 29.12.12 г.

«О перечне должностей федеральной государственной гражданской службы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»

Приказ Минтруда России

На регистрации в Минюсте России

«Об утверждении Порядка представления гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной гражданской службы в Минтруде России, и федеральными государственными гражданскими служащими, замещающими должности федеральной государственной гражданской службы в Минтруде России, сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»

VI . Пример заполнения справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

УТВЕРЖДЕНА Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 559В

Департамент управления делами Минтруда России

(указывается наименование кадрового подразделения федерального государственного органа)

СПРАВКА о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера федерального государственного служащего

(фамилия, имя, отчество, дата рождения)

Департамент управления делами Минтруда России,

(место службы и занимаемая должность)

главный советник департамента ,

проживающий по адресу:

(адрес места жительства)

сообщаю сведения о своих доходах за отчетный период с 1 января 2012 г. по 31 декабря 2012 г., об имуществе, принадлежащем мне на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах, об обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода (на отчетную дату):

Раздел 1. Сведения о доходах 1

Вид дохода

Величина дохода 2
(руб.)

Доход по основному месту работы

1 000 000 *

Доход от педагогической деятельности

Доход от научной деятельности

Доход от иной творческой деятельности

Доход от вкладов в банках и иных кредитных организациях

Доход от ценных бумаг и долей участия в коммерческих организациях

Иные доходы (указать вид дохода):

1) от сдачи в аренду нежилого помещения, находящегося в общей долевой собственности;

2) от сдачи в аренду жилого помещения, находящегося в общей совместной собственности;

3) от продажи автомашины, принадлежавшей на праве собственности;

4) единовременная компенсационная выплата в связи с рождением ребенка (ссылка на правовое основание выплаты с указанием номера, даты принятия и органа, принявшего решение).

Итого доход за отчетный период

1 832 000

_________________

1 Указываются доходы (включая пенсии, пособия, иные выплаты) за отчетный период.

2 Доход, полученный в иностранной валюте, указывается в рублях по курсу Банка России на дату получения дохода.

* - в том числе пособия, выплаченные по основному месту работы в связи с рождением дочери

Раздел 2. Сведения об имуществе

2.1. Недвижимое имущество

Вид и наименование имущества

Вид собственности 1

Место нахождения (адрес)

Площадь
(кв. м)

Земельные участки 2:

общая долевая – ¼

общая совместная

с Ивановой Г.И.

1) дачный земельный участок

2) земельный участок

Жилые дома:

1) жилой дом

общая совместная

с Ивановой Г.И.

Испания, Каталония, г. Салоу, аллея Хайме, И"ель Конкистодор, 4

Квартиры:

общая совместная с

Ивановой Г.И.

1) квартира

Московская область, Ленинский район, городское поселение Московский,

ул. Солнечная,

д. 14, кв. 99

1) дачный дом

общая долевая – ¼

Московская область, Дмитровский район, деревня Петрово, ДНТ "Строитель", уч. №20

1) гараж-бокс

индивидуальная

Иное недвижимое имущество:

общая долевая - 1/25

1) нежилое помещение, подвал жилого дома

г. Москва, Проектируемый пр-д,

2 Указывается вид земельного участка (пая, доли): под индивидуальное жилищное строительство, дачный, садовый, приусадебный, огородный и другие.

2.2. Транспортные средства

Вид и марка транспортного средства

Вид собственности 1

Место регистрации

Автомобили легковые:

1) ВАЗ 21074 (2003 г.в.)

2) Форд фокус (2008 г.в.)

индивидуальная

3 отд. МОТОТРЭР ГИБДД УВД по ЦАО г. Москвы

индивидуальная

Автомобили грузовые:

индивидуальная

3 отд. МОТОТРЭР ГИБДД УВД по ЦАО г. Москвы

1) Тойота Хилукс (2010 г.в.)

Автоприцепы:

Мототранспортные средства:

Сельскохозяйственная техника:

Водный транспорт:

ГИМС МЧС России по г. Москве

1) лодка моторная "Мастер - 600"

индивидуальная

Воздушный транспорт:

Иные транспортные средства:

_________________

1 Указывается вид собственности (индивидуальная, общая); для совместной собственности указываются иные лица (Ф.И.О. или наименование), в собственности которых находится имущество; для долевой собственности указывается доля федерального государственного служащего, который представляет сведения.

Раздел 3. Сведения о денежных средствах, находящихся на счетах в банках и иных кредитных организациях

Наименование и адрес банка или иной кредитной организации

Вид и валюта счета 1

Дата открытия счета

Номер счета

Остаток на счете 2(руб.)

МБОАО "Сбербанк России" ДО Стромынское № 9038/0034, г. Москва, ул. Ильинка, д. 10, под. 9

текущий,

в рублях

14.01.2006

указывается

20-значный

номер счета

МБОАО "Сбербанк России" ДО Стромынское № 9038/1716, г. Москва, Ипатьевский пер., д. 4/10, стр. 1, под. 6

депозитный,

в евро

20.05.2007

указывается

20-значный

номер счета

2 000 000

ОАО "Газпромбанк", г. Москва, ул. Наметкина,
д. 16

текущий,

в рублях

14.12.2007

указывается

20-значный

номер счета

ЗАО ВТБ 24,

г. Москва,

ул. Мясницкая, д. 16

текущий,

в рублях

14.12.2001

указывается

20-значный

номер счета

ЗАО «Райфайзен банк Австрия», г. Москва, ул. Троицкая, д. 17, стр.1

депозитный,

в рублях

05.08.2008

указывается

20-значный

номер счета

_________________

1 Указываются вид счета (депозитный, текущий, расчетный, ссудный и другие) и валюта счета.

2 Остаток на счете указывается по состоянию на отчетную дату. Для счетов в иностранной валюте остаток указывается в рублях по курсу Банка России на отчетную дату.

Раздел 4. Сведения о ценных бумагах

4.1. Акции и иное участие в коммерческих организациях

_________________

1 Указываются полное или сокращенное официальное наименование организации и ее организационно-правовая форма (акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, товарищество, производственный кооператив и другие).

2 Уставный капитал указывается согласно учредительным документам организации по состоянию на отчетную дату. Для уставных капиталов, выраженных в иностранной валюте, уставный капитал указывается в рублях по курсу Банка России на отчетную дату.

3 Доля участия выражается в процентах от уставного капитала. Для акционерных обществ указываются также номинальная стоимость и количество акций.

4 Указываются основание приобретения доли участия (учредительный договор, приватизация, покупка, мена, дарение, наследование и другие), а также реквизиты (дата, номер) соответствующего договора или акта.

4.2. Иные ценные бумаги

Итого по разделу 4 “Сведения о ценных бумагах” суммарная декларированная стоимость ценных бумаг, включая доли участия в коммерческих организациях (руб.), 850 000 рублей - номинальная стоимость .

1 Указываются все ценные бумаги по видам (облигации, векселя и другие), за исключением акций, указанных в подразделе “Акции и иное участие в коммерческих организациях”.

2 Указывается общая стоимость ценных бумаг данного вида исходя из стоимости их приобретения (а если ее нельзя определить – исходя из рыночной стоимости или номинальной стоимости). Для обязательств, выраженных в иностранной валюте, стоимость указывается в рублях по курсу Банка России на отчетную дату.

Раздел 5. Сведения об обязательствах имущественного характера

5.1. Объекты недвижимого имущества, находящиеся в пользовании 1

Вид имущества 2

Вид и сроки пользования 3

Основание пользования 4

Место нахождения (адрес)

Площадь
(кв. м)

Квартира

безвозмездное пользование, бессрочное

фактическое предоставление

г. Москва, Краснопресненская наб., д. 15, кв. 10

Земельный участок под гаражом

аренда (долгосрочная)

с 2007 г.

по 2056 г.

Договор аренды с департаментом Правительства Москвы № 1234 от 01.07.2007

г. Москва, Проектируемый пр-д, вл. 14

_________________

1 Указываются по состоянию на отчетную дату.

2 Указывается вид недвижимого имущества (земельный участок, жилой дом, дача и другие).

3 Указываются вид пользования (аренда, безвозмездное пользование и другие) и сроки пользования.

4 Указываются основание пользования (договор, фактическое предоставление и другие), а также реквизиты (дата, номер) соответствующего договора или акта.

5.2. Прочие обязательства 1

Достоверность и полноту настоящих сведений подтверждаю.

(Ф.И.О. и подпись лица, принявшего справку)

_________________

1 Указываются имеющиеся на отчетную дату срочные обязательства финансового характера на сумму, превышающую 100-кратный размер минимальной оплаты труда, установленный на отчетную дату.

2 Указывается существо обязательства (заем, кредит и другие).

3 Указывается вторая сторона обязательства: кредитор или должник, его фамилия, имя и отчество (наименование юридического лица), адрес.

4 Указываются основание возникновения обязательства (договор, передача денег или имущества и другие), а также реквизиты (дата, номер) соответствующего договора или акта.

5 Указывается сумма основного обязательства (без суммы процентов). Для обязательств, выраженных в иностранной валюте, сумма указывается в рублях по курсу Банка России на отчетную дату.

6 Указываются годовая процентная ставка обязательства, заложенное в обеспечение обязательства имущество, выданные в обеспечение обязательства гарантии и поручительства.

VII . Порядок размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на официальных сайтах федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Российской Федерации и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования

В соответствии с пунктом 6 Федерального закона № 273-ФЗ сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Центрального банка Российской Федерации, государственных корпораций, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, и предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.

Порядок размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, федеральных государственных служащих и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Российской Федерации и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования (далее – Порядок) утвержден Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 561.

Пунктом 2 Порядка установлено, что на официальных сайтах размещаются и общероссийским средствам массовой информации предоставляются для опубликования следующие сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера:

а) перечень объектов недвижимого имущества, принадлежащих лицу, замещающему государственную должность Российской Федерации (федеральному государственному служащему), его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям на праве собственности или находящихся в их пользовании, с указанием вида, площади и страны расположения каждого из них;

б) перечень транспортных средств, с указанием вида и марки, принадлежащих на праве собственности лицу, замещающему государственную должность Российской Федерации (федеральному государственному служащему), его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям;

в) декларированный годовой доход лица, замещающего государственную должность Российской Федерации (федерального государственного служащего), его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

В размещаемых на официальных сайтах и предоставляемых общероссийским средствам массовой информации для опубликования сведениях о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера запрещается указывать :

а) иные сведения (кроме указанных в пункте 2 Порядка) о доходах лица, замещающего государственную должность Российской Федерации (федерального государственного служащего), его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, об имуществе, принадлежащем на праве собственности названным лицам, и об их обязательствах имущественного характера;

б) персональные данные супруги (супруга), детей и иных членов семьи лица, замещающего государственную должность Российской Федерации (федерального государственного служащего);

в) данные, позволяющие определить место жительства, почтовый адрес, телефон и иные индивидуальные средства коммуникации лица, замещающего государственную должность Российской Федерации (федерального государственного служащего), его супруги (супруга), детей и иных членов семьи;

г) данные, позволяющие определить местонахождение объектов недвижимого имущества, принадлежащих лицу, замещающему государственную должность Российской Федерации (федеральному государственному служащему), его супруге (супругу), детям, иным членам семьи на праве собственности или находящихся в их пользовании;

д) информацию, отнесенную к государственной тайне или являющуюся конфиденциальной.

Вопрос: Возможно ли продление (перенос) срока представления уточнений (дополнений) сведений (информации), указанного в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее - справка о доходах) гражданского служащего по его заявлению, в случае пропуска установленного срока по причине длительной болезни?

Ответ: По нашему мнению, законодательством не предусмотрено продление срока представления уточнений и дополнений сведений (информации), указанного в справке о доходах. По мнению Минтруда России, такая дата определяется календарной датой - 31 мая года, следующего за отчетным (включительно). Если же последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. При этом длительная болезнь может быть признана уважительной причиной.

Обоснование: Непредставление гражданским служащим сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы (ч. 6.1 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", ч. 3 ст. 8.1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", п. 15 Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 559 (далее - Положение N 559)).

Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются государственными гражданскими служащими ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным (пп. "б" п. 3 Положения N 559).

Согласно п. 8 Положения N 559, в случае если гражданский служащий обнаружил, что в представленных им сведениях о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки, он вправе представить уточненные сведения в течение одного месяца после окончания срока представления указанных сведений.

При этом Положением N 559 не регламентируется порядок исчисления срока представления уточнений.

Минтруд России в Письмах от 18.04.2016 N 18-2/В-236 и от 28.04.2016 N 18-2/В-404 указал, что днем окончания срока представления уточненных сведений принято считать 31 мая года, следующего за отчетным (включительно). Если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Как следует из п. 2 Обзора практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнении обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, рекомендованного к использованию Письмом Минтруда России от 21.03.2016 N 18-2/10/П-1526, не образует коррупционного правонарушения неисполнение обязанностей, установленных законодательством о противодействии коррупции, вследствие непреодолимой силы, которые объективно препятствуют представлению сведений о доходах в установленный законодательством срок. В качестве обстоятельств непреодолимой силы названы пожар, наводнение, военные действия и др.

Вместе с тем при определении объективности и уважительности причины непредставления государственным служащим сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей целесообразно руководствоваться определением, согласно которому уважительная причина - причина, которая обоснованно препятствовала государственному служащему представить необходимые сведения (болезнь, командировка и т.п.) (п. 8.4 Методических рекомендаций по организации работы комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационных комиссий) в федеральных государственных органах (одобрены президиумом Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции, протокол от 13.04.2011 N 24)).

Считаем возможным применить указанные Методические рекомендации к рассматриваемой ситуации.

Таким образом, на основании изложенного считаем, что законодательством не предусмотрено продление срока представления уточнений и дополнений сведений (информации), указанного в справке о доходах. По мнению Минтруда России, такая дата определяется календарной датой - 31 мая года, следующего за отчетным (включительно). Если же последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. При этом длительная болезнь может быть признана уважительной причиной.