Чужая речь. Сложные предложения с разными видами связи между частями Где уничтожены леса, земля заболевает

  • 25.03.2024

Алгоритм постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью (чужая речь оформляется кавычками):

Например: «Вам не стоит беспокоиться», – сказал он. Другой пример, где слова автора следуют за чужой речью: Он сказал: «Не стоит беспокоиться». И сравните: «Вам, – сказал он, – не стоит беспокоиться». Перед словами автора и после них ставится запятая и тире. Чужая речь может быть и в середине слов автора: Он сказал: «Вам не стоит беспокоиться», – и вышел». (См. ответ на третий вопрос алгоритма).

Две судьбы

Это было где-то в конце прошлого века. В Панаевский театр, что на набережной Невы, у самого Дворцового моста, пришёл наниматься кларнетист. Репетиция уже подходила к концу, дирижёр куда-то торопился, а предъявленные рекомендательные письма были настолько основательны, что обошлись без прослушивания. Играть следовало в тот же вечер, шёл «Фауст» с Шаляпиным.

Первые два акта новичок прошёл благополучно, но вот в третьем – ария Мефистофеля. Оркестр почти умолк, скрипачи перешли на пиццикато, кларнетист перевернул страницу и видит – соло! Не обращая ни на что внимания, боясь наврать, молодой человек старается изо всех сил. И вдруг, взглянув на дирижера, видит отчаянные знаки, улавливает яростный шёпот: «Пианиссимо!»

Музыкант растерялся, но соло все же кое-как закончил. Доиграли акт, все ушли из оркестровой ямы, а он остался с невесёлой думой: «Провалился!» И вдруг – громовой шаляпинский голос: «Где тут у вас кларнетист? Давайте его сюда!»

Ходили слухи, что великий певец бывал крут даже с маститыми дирижёрами, и новичок совсем сник. Но тут подбегает Шаляпин и тискает его в объятиях: «Ну молодец, спасибо! Спас меня! Оркестр у вас как в подземелье, – объяснил он дирижёру, – на сцене ни черта не слышно. Чувствую, что начинаю сбиваться с тона, и вдруг кларнетист как заорет! Ну, я сразу и поймал тон!»

Ю. Новиков «Две судьбы».

Судьба человека

Аккурат девятого мая, утром, в День Победы, убил моего Анатолия немецкий снайпер…

Во второй половине дня вызывает меня командир роты. Гляжу, сидит у него незнакомый мне артиллерийский подполковник. Я вошёл в комнату, и он встал, как перед старшим по званию. Командир моей роты говорит: «К тебе, Соколов», – а сам к окну отвернулся. Пронизало меня будто электрическим током, потому что почуял я недоброе. Подполковник подошёл ко мне и тихо говорит: «Мужайся, отец! Твой сын, капитан Соколов, убит сегодня на батарее. Поедем со мной!».

Качнулся я, но на ногах устоял. Теперь и то как сквозь сон вспоминаю, как ехал вместе с подполковником на большой машине, как пробирались по заваленным обломками улицам, туманно помню солдатский строй и обитый красным бархатом гроб. А Анатолия вижу вот как тебя, браток.

Подошёл я к гробу. Мой сын лежит в нём и не мой. Мой – это всегда улыбчивый, узкоплечий мальчишка, с острым кадыком на худой шее, а тут лежит молодой, плечистый, красивый мужчина, глаза полуприкрыты, будто смотрит он куда- то мимо меня, в неизвестную мне далёкую даль. Только в уголках губ так навек и осталась смешинка прежнего сынишки, Тольки, какого я когда-то знал… Поцеловал я его и отошёл в сторонку. Подполковник речь сказал. Товарищи, друзья моего Анатолия, слёзы вытирают, а мои невыплаканные слёзы, видно, на сердце засохли. Может, поэтому оно так и болит?

М. Шолохов «Судьба человека».

Огоньки

Как-то давно, тёмным осенним вечером, случилось мне плыть по угрюмой сибирской реке друг на повороте реки, впереди, под тёмными горами мелькнул огонёк.

Мелькнул ярко, сильно, совсем близко…

Ну, – сказал я с радостью, – близко ночлег! Гребец повернулся, посмотрел через плечо на

огонь и опять апатично налёг на вёсла:

Я не поверил: огонёк так и стоял, выступая вперёд из неопределённой тьмы. Но гребец был прав: оказалось, действительно, далеко.

Свойство этих ночных огней – приближаться, побеждая тьму, и сверкать, и обещать, и манить своею близостью. Кажется, вот-вот ещё два-три удара веслом, – и путь кончен… А между тем – далеко!..

Мне часто вспоминается теперь и эта тёмная река, затенённая скалистыми горами, и этот живой огонёк. Много огней и раньше, и после манили не одного меня своею близостью.

Но всё-таки… всё-таки впереди – огни!

В. Г. Короленко (133 слова)

Возвращение Чичикова

Герой наш был в самом весёлом расположении духа. Конечно, ещё подъезжая к деревне Плюшкина, он уже предчувствовал, что будет кое-какая пожива, но такой прибыточной никак не ожидал. Всю дорогу он был весел необыкновенно, посвистывал, наигрывал губами, приставивши ко рту кулак, как будто играл на трубе, и, наконец, затянул какую-то песню, до такой степени необыкновенную, что сам Селифан слушал, слушал и потом, покачав слегка головой, сказал: «Вишь ты, как барин поет!»

Были уже густые сумерки, когда подъехали они к городу. Тень со светом перемешалась совершенно, и, казалось, самые предметы перемешались тоже. Гром и прыжки дали заметить, что бричка въехала на мостовую. Фонари ещё не зажглись, кое-где только начинались освещаться окна домов, а в переулках и закоулках происходили сцены и разговоры, неразлучные с этим временем во всех городах, где много солдат, извозчиков и слуг.

Наконец, бричка, сделавши порядочный скачок, опустилась, как будто в яму, в ворота гостиницы, и Чичиков был встречен Петрушкой, который одной рукою придерживал полу своего сюртука, ибо не любил, чтобы расходились полы, а другою стал помогать ему вылезать из брички.

«Долго изволили погулять», – сказал половой, освещая лестницу.

Н. В. Гоголь «Мертвые души».

(152 слова)

Вожатый

«Где же вожатый?» – спросил я у Савельича. – «Здесь, ваше благородие», – отвечал мне голос сверху. Я взглянул на полати и увидел чёрную бороду и два сверкающих, глаза. «Что, брат, прозяб?» – «Как не прозябнуть в одном худеньком армяке? Был тулуп, да что греха таить? Заложил вечор у целовальника – мороз показался невелик».

Хорошо, – сказал я хладнокровно, – если не хочешь дать полтину, то вынь ему что-нибудь из моего платья. Он одет слишком легко. Дай ему мой заячий тулуп.

Помилуй, батюшка, Петр Андреевич – сказал Савельич. – Зачем ему твой заячий тулуп? Он его пропьет, собака, в первом кабаке.

Это, старинушка, уж не твоя печаль, – сказал мой бродяга, – пропью ли я, или нет.

Прошу не умничать, – сказал я своему дядьке. – Сейчас неси сюда тулуп.

Бродяга чрезвычайно был доволен моим подарком. Он проводил меня до кибитки и сказал с низким поклоном: «Спасибо, ваше благородие!.. (…) Век не забуду ваших милостей».

А. Пушкин «Капитанская дочка».

(134 слова)

Слепой мальчик

Однажды слепой мальчик Петрусь сидел на холмике над рекой и играл на своей дудочке. Солнце садилось, в воздухе стояла тишина. Мальчик только что перестал играть и откинулся на траву. Он забылся на минуту, как вдруг чьи-то лёгкие шаги вывели его из дремоты. Он с неудовольствием приподнялся на локоть и прислушался. Шаги остановились. Походка была ему незнакома.

Слепой не любил, когда нарушали его одиночество. Поэтому он ответил на вопрос не особенно любезно:

Как хорошо ты играешь, – сказала девочка.

Слепой промолчал.

Что же вы не уходите?– спросил он затем, слыша, что девочка продолжает стоять на месте.

Зачем же ты меня гонишь?

Я не люблю, когда ко мне приходят.

Девочка засмеялась.

Вот ещё… Смотрите-ка. Разве вся земля твоя и ты можешь кому-нибудь запретить ходить по земле?

Мама приказала всем, чтобы сюда ко мне не ходили.

Мама?- переспросила задумчиво девочка. – А моя мама позволила мне ходить над рекой.

В. Короленко «Слепой музыкант».

Как это было

Почти месяц Н.И.Кузнецов вместе с товарищами жил и действовал во Львове и его окрестностях.

31 января в штабе военно-воздушных сил были убиты подполковник Петтерс и ефрейтор Зайдель. Стрелявший в форме немецкого офицера скрылся.

9 февраля на улице Лейтенштрассе к дому № 5 подъехала машина, из которой вышел гауптман. Он подошёл к группе офицеров и спросил:

Кто из вас доктор Бауэр?

И, получив ответ, спокойно сказал:

Вам секретный пакет.

Выдернув пистолет, гауптман несколько раз выстрелил. Серый «фиат» сорвался с места и, оставив на асфальте трупы фашистов, исчез на улицах города.

Фашистская газета, выходившая во Львове на украинском языке, сообщила, что убиты вице-губернатор Галиции доктор Отто Бауэр и шеф канцелярии доктор Генрих Шнайдер.

Фашисты без труда узнали почерк Пауля Зиберта и сбились с ног в поисках гауптмана. Гестаповцы окружили Львов несколькими патрульными кольцами, тщательно проверяя документы каждого офицера. Недалеко от Львова в селе Куровичи майор Кантор остановил серый «фиат» и придирчивым взглядом окинул документы гауптмана.

Странно, у вас нет отметки о выезде из Львова.

Пустяки!- хладнокровно ответил Пауль Зиберт.

Сейчас уладим!

Выстрелами из пистолета Н. И. Кузнецов уложил майора.

Я. Пеньков «Как это было».

В армию

Недолго музыка играла

Приказ майора резок был.

Что мне любимая сказала,

Не помню я.

Я все забыл.

Но я запомнил в то прощанье

одно мгновенье тишины

и материнское дыханье:

Не доведись вам знать войны…

И шел состав легко и просто,

стоял в вагонах легкий гам.

А за окном тянулись версты

земли, доверившейся нам.

Сменялись зори и закаты,

мелькали рощи и луга.

Нас, словно сталь,

везли сержанты,

незакаленную пока.

И мы тогда ещё не знали

цены той самой тишины,

в которой мамы выдыхали:

Не доведись вам знать войны!

Михйил Анищенко (65 слов)

Богатырь науки

Создание литературного портрета любого выдающегося человека – нелегкая задача. Эта работа осложняется канонизированными представлениями, вошедшими во все энциклопедии и учебники. И чем крупнее фигура, тем более устойчивым оказывается стереотипное представление и тем труднее разглядеть за привычной схемой реального живого человека.

В этом смысле жизнь Дмитрия Ивановича Менделеева особенно трудна для описания. О Менделееве мы узнаем ещё на школьной скамье: о нем написано множество специальных, популярных и художественных книг, журнальных и газетных статей. В результате мы привычно представляем его согбенным бородатым стариком, открывшим Периодический закон чуть ли не во сне. И не отдаем себе ясного отчета ни в том, какое место занимал и занимает этот закон в естествознании, ни какова была внутренняя логика его открытия, забываем и о том, что в 1869 году Менделеев был не дряхлым стариком, а цветущим, полным жизни богатырем.

Открытие Периодического закона вытекало из всего хода научного познания прошлого века и было делом всей жизни Менделеева – мысль о единстве химических элементов, об их атомном весе как основе классификации не оставляла его со студенческих лет и до конца жизни. Но Менделеев отнюдь не был лабораторным затворником: он был горячим проповедником науки и культуры, мыслителем и общественным деятелем, педагогом, редактором, публицистом.

Всё это мы узнаем, прочитав книгу «Для жатвы народной», написанную крупным советским ученым, академиком И. В. Петряновым-Соколовым и литератором В. И. Ричем.

Жизнеописание великого русского ученого обретает черты особой достоверности благодаря тому, что авторы пользовались уникальным документальным материалом – дневниковыми записями самого Дмитрия Ивановича Менделеева, в которых он раскрывается порой с совершенно неожиданной стороны.

Менделеев писал, например, что в будущем целью и задачей химии станет превращение одних элементов в другие. Есть запись о том, что при образовании более тяжёлых атомов тяжёлых элементов из более простых «будет расходоваться энергия, и равенство масс исходных и получившихся продуктов не сохранится». Ещё запись: «Мы говорим, что материя вечна, а потому и простые тела вечны, но надо [говорить] обратное: мы не умеем разлагать простые тела, а потому вес постоянен».

Поразительно, что все это было написано почти за четверть века до открытия радиоактивности, за многие десятки лет до появления знаменитой формулы Эйнштейна и атомной энергетики.

Книга издана к 150-летию со дня рождения ученого.

М. Вольпин (276 слов)

Охотники

Французская поговорка гласит: «Сухой рыбак и мокрый охотник являют вид печальный».

Не имев никогда пристрастия к рыбной ловле, я не могу судить о том, что испытывает рыбак в хорошую, ясную погоду и насколько в ненастное время удовольствие, доставляемое ему обильной добычей, перевешивает неприятность быть мокрым. Но для охотника дождь – сущее бедствие. Именно такому бедствию подверглись мы с Ермолаем в одну из наших поездок за тетеревами. С самой утренней зари дождь не переставал. Уж чего-чего мы не делали, чтобы от него избавиться! И резиновые плащики чуть не на самую голову надевали, и под деревья становились, чтобы меньше капало… Непромокаемые плащики, не говоря уж о том, что мешали стрелять, пропускали воду самым бесстыдным образом; а под деревьями – точно, на первых порах как будто и не капало, но потом вдруг накопившаяся в листве влага прорывалась, каждая ветка обдавала нас, как из дождевой трубы, холодная струйка забиралась под галстук и текла вдоль спинного хребта… А уж это последнее дело, как выражался Ермолай. «Нет, Пётр Петрович, – воскликнул он наконец. – Эдак нельзя!.. Нельзя сегодня охотиться…»

И. Тургенев «Записки охотника».

(174 слова)

«Революция сверху» в России

Представители разных общественных групп, от умеренных славянофилов до демократа Герцена, отстаивали бессословность. Известный деятель реформы А. И. Кошелев почти убедил царя, что сильное общественное самоуправление – единственное противоядие против бюрократии. «Бюрократия, – пророчествовал он, – заключает в себе источник прошедших, настоящих и ещё (надеемся, ненадолго) будущих бедствий для России».

Иван Аксаков предлагал, «чтобы дворянству было позволено торжественно перед лицом всей России совершить великий акт уничтожения себя как сословия».

Разумеется, эти идеи не прошли. Впрочем, как и чисто дворянские претензии на усиление своего политического влияния.

Одним дворянам Александр II парламент давать не желал, всем сословиям – опасался.

Любопытно, что в эти самые месяцы, когда в тайне решался столь существенный политический вопрос, из камеры Петропавловской крепости обратился к царю уже упоминавшийся заключенный «государственный преступник» Николай Серно-Соловьевич.

Н. Эйдельман «Революция сверху» в России».

Лев и ярлык

Проснулся Лев и в гневе стал

метаться,

Нарушил тишину свирепый,

грозный рык -

Какой-то зверь решил над Львом

поиздеваться:

На Львиный хвост он прицепил

Написано: «Осёл», есть номер

с дробью, дата,

И круглая печать, и рядом

подпись чья-то…

Лев вышел из себя: как быть?

С чего начать?

Сорвать ярлык с хвоста?!.

А номер?! А печать?!

Ещё придется отвечать!

Решив от ярлыка избавиться

На сборище зверей сердитый

Лев пришёл.

«Я Лев или не Лев?» – спросил

он раздраженно.

«Фактически вы Лев! – Шакал

сказал резонно. -

Но юридически, мы видим,

вы Осёл!» —

«Какой же я Осёл, когда не ем

Я Лев или не Лев? Спросите

Кенгуру!» —

«Да! – Кенгуру в ответ. – В вас

внешне, несомненно, Есть что-то львиное, а что – не разберу!..» —

«Осёл! Что ж ты молчишь?! – Лев

прорычал в смятеньи. –

Похож ли я на тех, кто спать

уходит в хлев?!»

Осёл задумался и высказал

сужденье:

«Ещё ты не Осёл, но ты уже

не Лев!..»

Напрасно Лев просил и унижался,

От Волка требовал, Шакалу

объяснял…

Он без сочувствия, конечно,

не остался,

Но ярлыка никто с него не снял.

Лев потерял свой вид, стал

чахнуть понемногу,

То этим, то другим стал уступать

И как-то на заре из логовища Льва

Вдруг донеслось ослинное: «И-аа!»

Мораль у басни такова:

Иной ярлык сильнее Льва!

Сергей Михалков (119 слов)

Из африканского дневника

В этом году мы часто встречались со слонами. В наш лагерь около водопадов слон пришёл днем и начал хозяйничать. Ему приглянулся ящик с продовольствием, содержимое которого он тщательно изучил. Когда мы вернулись в лагерь, то застали картину страшного разгрома. Вокруг палаток были рассыпаны рис и макароны, которыми слон пренебрег, но вся капуста, картошка и морковь были похищены. По утверждению повара, слон прихватил также и пять плиток шоколада. Но над этим почему-то все с недоверием посмеивались.

Слоны разгуливают спокойно по посёлку около отеля. Большую группу слонов я видел буквально в нескольких десятках метров от места строительства моста через Нил в районе Паквача. Несмотря на шум кранов, бульдозеров и многотонных грузовиков, они спокойно паслись в небольшом болотце. На дорогах Уганды часто можно видеть надпись: «Слоны имеют преимущественное право пути». В переводе с языка автомобилистов значит: уступайте дорогу слонам.

В Уганде я впервые увидел огромное количество бегемотов, или, как их там называют, «гиппо», – сокращенное гиппопотам. В воде они не производят особого впечатления, а на суше их вид вызывает невольную улыбку: огромный пузырь на коротких ножках и бегает смешной рысью. При любой опасности бегемот спешит к воде – там он подвижнее и, ныряя, спасается от любого врага. Правда, врагов у него не так уж и много, в основном человек, да ещё, по словам местных охотников, иногда на него решается напасть лев.

А. Капица «Из африканского дневника».

Встреча с первой капелью

Когда я, ещё школьником, начал записывать разные явления в природе, то скоро убедился, что в общем-то ничего не знаю об окружающих меня птицах, лесах и речках. Легко сказать: «Тополь зацвел». А что это значит? Как цветут одуванчики и ромашки, все видели. А как цветёт осина? Разве она тоже цветёт? Даже не задумывался! Чтобы определить, что прилетели зяблики, надо знать, как они поют. И вообще оказалось, они с прилёта вовсе не поют, сидят усталые, молчаливые. И лишь через несколько дней, когда появятся наконец и зябчихи, зяблики начинают заливаться по светлым березнякам.

Такое занятие – фенология, что заставляет все больше узнавать свой край. И, узнавая, всё больше и больше любить его. Потому что, как точно сказал прекрасный знаток нашей природы К. Паустовский, «счастье даётся только знающим. Чем больше знает человек, тем резче, тем сильнее он видит поэзию земли там, где её никогда не найдёт человек, обладающий скудными знаниями».

Главной ценностью века стало время. Ничего я не успеваю, невыполненные планы серым камнем каждый день нависают и гнетут. Но хуже всего - некогда стало подумать: все время под напряжением дел, под постоянной нагрузкой неотложного.

Только никакими заботами (даже и охотничьей страстью!) не отягощённое общение с миром полей и лесов доставляет такую возможность.

В. Петров «Встреча с первой капелью».

Лес

Чехов устами доктора Астрова выразил одну из своих удивительных по меткости мыслей о том, что лес учит человека понимать прекрасное. В лесах с наибольшей выразительностью предстают перед нами величие, красота и могущество природы, усиленное некоторой дымкой таинственности. Это сообщает им особую прелесть. Леса являются величайшими источниками вдохновения и здоровья. Это исполинские лаборатории. Они вырабатывают кислород и улавливают ядовитые газы и пыль. В них вы дышите воздухом, который в двести раз чище и здоровее воздуха городов. Он целебен, он удлиняет жизнь, он повышает нашу жизненную силу. Но главное не в этом. Лес – это самый верный наш помощник в борьбе за урожай. Он хранит почвенную влагу, смягчает климат, останавливает сухие и жаркие ветры, преграждает своими зелеными плотинами путь зыбучим пескам – лазутчикам пустыни. Он является конденсатором влаги: росы, тумана, инея. Невозможно перечислить все бедствия, какие несет истребление лесов. В тех местах, где уничтожены леса, земля заболевает бесплодием и сухими язвами оврагов. Во время войны у нас погибли леса на площади почти в двадцать миллионов гектаров. Нам нужно сажать леса не только для восстановления природных сил земли, но и для нашего хозяйства. Нам нужно много древесины. В нашем народном хозяйстве существует не менее пяти тысяч способов ее применения. Мы – великая лесная держава. Наша лесная наука наиболее передовая. Мы можем гордиться именами Докучаева, Тимирязева, Морозова, именами талантливых лесничих. Это – подвижники лесного дела, великие труженики во имя идущих нам на смену поколений.

К.Паустовский (210 слов)

Огород в тайге

Мы давно ехали узкой дорожкой, никем не протоптанной, отчего две-три колеи ее лишь чуть-чуть взрезали целинную зелень роскошного луга. Где-то мы сбились, очевидно, с проезжей дороги, но продолжали путь, нимало не заботясь об этом, так как горы противоположного берега могли служить нам указателем. Теперь навстречу нам вырастал молоденький ярко-зеленый лесочек, над вершинами которого уже исчезали меловые скалы. Наша дорожка внезапно вбежала в какое-то неизвестное нашим спутникам пространство, обнесенное с двух сторон городьбой.

Мы оглядывались с удивлением: перед нами лежал настоящий, отлично разделанный огород. Это было столь редкое для якутских наслегов явление, что невольно захотелось сейчас же узнать историю его возникновения.

Оказалось, что один из генерал-губернаторов, прекраснодушный человек, большой знаток и любитель огородничества, предписал строжайшими циркулярами, чтобы по всем наслегам были заведены огороды. Исполнительные якуты в точности выполнили волю начальства: отвели по клочку земли, обнесли его крепчайшим частоколом, оставив лишь один вход, запиравшийся на замок. Дальше, однако, дело не шло. Якутам непонятны были идеи огородничества, а кроме циркуляров, они от начальства больше ничего не получили. Пустые участки долго-долго оставались за частоколами.

И вдруг – огород. Высокие грядки уже зеленели ботвой картофеля и кудреватыми султанчиками моркови. Бледно-зеленая капустная рассада торчала одна к одной в неглубоких лунках, еще темных от обильной поливки. По кольям, поставленным крест-накрест, завивался горох. В небольшом срубе примитивного парника уютно зеленели побеги огурчиков, по-видимому тщательно оберегаемых от недолгих, но резких утренних заморозков. Невдалеке волновалась нивка колосившейся озими.

В этих пустынных местах, где пашни составляют большую редкость, такой славный огород ошеломил нас своим видом, своей чарующей прелестью.

В. Короленко «История моего современника».

Страницы жизни великого биолога

При огромной внутренней сосредоточенности и, я не боюсь преувеличения, буквально ежесекундном использовании свободного времени для научной работы Н.И. Вавилов внешне казался экстравертивным, был весел, любил шутку и смех, умел заставить смеяться других. Атмосфера солнечного оптимизма, окружавшая ученого, удачно воссоздана с помощью сохранившихся воспоминаний современников, в том числе и неопубликованных.

Самое важное в книге об ученом – это, конечно, изложение динамики и разработки его идей, и, в зависимости от того, как это сделано, определяется в конечном итоге удача или неудача автора. Нисколько не упрощая в расчете на массового читателя изложения учения Вавилова, автор дает выпуклое и ясное представление о всем том богатейшем научном наследии, которое оставил Н.И. Вавилов и которое обессмертило его имя. Пожалуй, единственное, о чем следовало бы сказать в этой связи побольше, – о той форме, в которую отлились все эти открытия, о его статьях и особенно книгах.

Академик Вавилов был великим тружеником, работал везде и всегда, оформлял результаты своих экспериментов на полях, во время научных наблюдений, в путешествиях, не считаясь с обстоятельствами, – на бивуаке, при свете экспедиционного костра, в каюте парохода, примостившись где-нибудь на делянке. Эта постоянная не прерывающаяся ни на один день работа дала даже в количественном выражении грандиозный результат – более 400 статей и около 20 книг и брошюр были опубликованы при его жизни. Несколько толстых книг, оставшихся в рукописях, и свыше десятка статей вышли посмертно.

В. Алексеев «Страницы жизни великого биолога».

(172 слова)

Фотографировался ли Паганини?

Более ста пятидесяти лет тому назад, в 1831 году, моя прапрабабушка Клавдия Исааковна Ганнибал, внучка арапа Петра I, слушала в Париже великого Паганини.

Почему я пишу об этом? Потому что игра Паганини производила столь сильное впечатление, так потрясала слушателей, что посещение его концерта становилось своеобразной драгоценной духовной реликвией, передаваемой из поколения в поколение. Так было и у нас в семье: еще в детстве, учась под руководством отца играть на скрипке, я слышал от него рассказы о Паганини, которые он воспроизводил со слов своей бабушки, основывавшейся, в свою очередь, на воспоминаниях матери.

Не от того ли достопамятного посещения Клавдией Исааковной Ганнибал концерта Паганини тянется через пять поколений нашей семьи приверженность скрипке? Скрипичным мастером был мой отец – его инструменты и сегодня можно увидеть в Государственной коллекции Московской консерватории. Да и я, по специальности металлург, считаю скрипку своей второй профессией. Не буду дальше развивать эту тему – я уже затрагивал ее на страницах журналов.

Г. Дубинин (145 слов)

В сложных синтаксических конструкциях могут встречаться разные способы связи частей предложения:

  • сочинительная и подчинительная: В важные эпохи жизни иногда в самом обыкновенном человеке разгорается искра геройства, неизвестно доселе тлевшая в груди его, и тогда он совершает дела, о коих до сего ему не случалось и грезить. (М.Ю. Лермонтов);
  • сочинительная и бессоюзная: Маша медленно приближалась к нам; ее милые карие глаза, чуть смущенные, внимательно смотрели на нас, и вся она излучала тепло и свет. (В. Андреев);
  • подчинительная и бессоюзная: Правильный путь такой: усвой то, что сделали твои предшественники, и иди дальше. (Л.Н. Толстой)

Тест

1. Укажите предложения, в которых * части соединены при помощи сочинительной и бессоюзной связи.

    а) Спит вода спят кувшинки спят уткнувшись носами в коряги рыбы спят птицы и только совы летают около костра медленно и бесшумно как комья белого пуха. (К.Г. Паустовский)

  • б) Но самой большой любовью Чайковского были леса и величавые корабельные сосновые боры и осиновые разговорчивые рощи и березовые перелески зажженные по взгорьям тихим осенним днем как сотни белых свечей. (К.Г. Паустовский)
  • в) Последние птицы спрятались под крыши и вот уже больше недели как никто нас не навещал ни дед ни Ваня Малявин ни лесничий. (К.Г. Паустовский)
  • г) Но фронт был близко это угадывалось по озабоченным лицам жителей из которых половина была военные. (Б. Полевой)

2. Укажите предложения, в которых части соединены при помощи подчинительной и бессоюзной связи.

    а) Лес самый верный помощник человека невозможно перечислить все бедствия какие несет истребление лесов.

  • б) Как я ни готовилась сердце бешено стучало от этой встречи зависело многое.
  • в) Кто не идет вперед тот идет назад стоячего положения нет. (В. Белинский)
  • г) Хорошо так было кругом так мирно и торжественно не хотелось верить что только вот несколько часов назад над этими самыми горами пронеслась гроза и вырвала с корнем не одно дерево в этом лесу где теперь все так радуется и ликует. (Д. Мамин-Сибиряк)

3. Укажите предложения, в которых части соединены при помощи сочинительной и подчинительной связи.

    а) Человек должен трудиться работать в поте лица кто бы он ни был и в этом заключается смысл и цель его жизни его счастье его восторги. (А.П. Чехов)

  • б) Из предыдущей главы уже видно в чем состоял главный предмет его вкуса и наклонностей а потому не диво что он погрузился весь в него и телом и душою. (Н.В. Гоголь)
  • в) Андрей бросился к снарядному ящику когда его оглушило и бросило на землю. (В. Распутин)
  • г) Полк был тоже дом и дом неизменно милый и дорогой как и дом родительский. (Л.Н. Толстой)

4. Укажите предложения, в которых предложения связаны при помощи сочинительной, подчинительной и бессоюзной связи.

    а) Между тем псы заливались всеми возможными голосами один забросивши голову вверх выводил так протяжно и с таким старанием как будто за это получал бог знает какое жалование другой отхватывал наскоро как пономарь промеж них звенел как неугомонный звонок дискант вероятно молодого щенка и все это завершал бас может быть старика наделенного дюжею собачьей натурой потому что хрипел как хрипит контрабас когда концерт в полном разливе... (Н.В. Гоголь)

  • б) Лошади бегут солнце все выше и кажется что тогда в детстве степь не бывала в июне такой богатой такой пышной травы в цвету зеленые желтые лиловые белые и от них и от нагретой земли идет аромат и какие-то странные синие птицы по дороге. (А.П. Чехов)
  • в) Хоть перенесите меня в Швейцарию в Индию и окружите роскошной природой я все-таки везде найду милые мне серенькие тоны моей родины потому что я везде ношу их в моем сердце потому что душа моя хранит их как лучшее свое достояние. (М.Е. Салтыков-Щедрин)
  • г) На том поле где когда-то цвела рожь и кричали перепела теперь бродили коровы было тихо и спокойно. (А.П. Чехов)

5. Укажите верную характеристику предложения.

    а) сложное предложение с сочинительной и бессоюзной связью

  • б) сложное предложение с подчинительной и бессоюзной связью
  • в) сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью
  • г) сложное предложение с бессоюзной, сочинительной и подчинительной связью

    Но тут увидел Чичиков, что это был скорее ключник, чем ключница, ключница, по крайней мере, не бреет бороды, а этот, напротив того, брил и, казалось, довольно редко, потому что весь подбородок с нижнею частью щеки походил у него на скребницу из железной проволоки, какою чистят на конюшне лошадей. (Н.В. Гоголь)

Ключи к тестам

Уважаемые коллеги!
Перед Вами ТЕМАТИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ. ВИДЫ ПРИДАТОЧНЫХ В СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ. ПРИДАТОЧНЫЕ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ. 9 КЛАСС.
Количество тестов - 5 Тест 1. Нахождение синтаксической характеристики данного предложения. Тест 2. Нахождение названия группы сложноподчинённых предложений, к которой относится данное сложноподчинённое предложение. Тест 3-5. Нахождение сложноподчинённого предложения с придаточным определительным среди предложенных сложноподчинённых предложений с разными видами придаточных.
Такое поэтапное прохождение тестов учащимся способствует более эффективному развитию умения различать виды придаточных. В каждом тесте предлагаем следующие блоки:

  • 10 тестов ых вопросов
  • ответы
В зависимости от характера учёта знаний по указанной теме данные тесты можно использовать на разных этапах урока (знакомство с новым материалом и др.) и на уроках разного типа, в том числе и в ходе ПОДГОТОВКИ К ГИА. Дополнительно можно предложить учащимся на уроке и для домашнего задания бесплатные тематические онлайн-тесты ___________________________________________________________________________________________________________________
Для практического материала использованы следующие источники:
1.Ю.С.Пичугин, А.П.Еремеева, А.Ю.Купалов и др. Русский язык. Практика. 9 класс. Дрофа, 2005. 2.Е.И.Никитина. Русская речь. 8-9 кл. Просвещение, 1995. 3.Л.М.Рыбченкова, В.Л.Склярова. Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс. Дрофа, 2007. 4.Глебова Е. Русский язык. Учебник для 8-9 кл. ДЕКОМ, Нижний Новгород, 1994. 5.Э.Д.Головина. Наш язык в вопросах и ответах. Киров, 2007. 6.С.Н.Иконников. Стилистика в курсе русского языка (7-8 класс). Просвещение, 1979. 7.Ю.С.Пичугин, А.П.Еремеева, А.Ю.Купалов и др. Сборник задач и упражнений по русскому языку. 9 кл. Просвещение, 1991. 8.М.Т.Баранов. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка: пособие для учителя. Просвещение, 1988. 9.Т.П.Крестинская, С.В.Петров. Как пользоваться словом. Пособие для учителя. Просвещение, 1968. 10.И.Я.Кленицкая. Сборник изложений. Для учащихся 4-9 классов. Новая школа, 1997. 11.П.Ф.Ивченков. Обучающие изложения. 5-9 кл. Пособие для учителя. Просвещение, 1993. 12.Е.В.Язовицкий. Говорите правильно. Пособие для учащихся. Просвещение, 1964. 13.С.В.Карпушин, Е.С.Ковалева, А.В.Терентьева. А.С.Пушкин: начало всех начал. Жизнь, творчество эпоха. Смоленск. Русич, 1999. 14.Литература и искусство. Универсальная энциклопедия школьника. Сост. А.А.Воротников, ТОО «Харвест», 1995. 15.Русские писатели. Биобиблиографический словарь.(1-2). Под редакцией П.А. Николаева. Просвещение, 1990. 16.А.Г.Глухов и др. Наша библиотека. «Книга», Москва, 1969.
Отзывы по поводу использования учебного материала, сведения об ошибках и недочётах просим высылать по адресу [email protected] _________________________________________________________________________________________________________________ ТЕСТ 1
1
Молодость - такой недостаток, который с каждым днём проходит. (В.Одоевский).
1) простое 2) сложносочинённое
2 Укажите синтаксическую характеристику предложения.
В русских наших лесах, пожалуй, нет дерева мощнее и красивее зелёного дуба. (И.Соколов-Микитов).
1) простое 2) сложносочинённое 3) сложноподчинённое с придаточным определительным
3 Укажите синтаксическую характеристику предложения.
Вежливость имеет свои законы, которые нужно знать, а не открывать всякий раз заново. (С.Михалков).
1) простое 2) сложносочинённое 3) сложноподчинённое с придаточным определительным
4 Укажите синтаксическую характеристику предложения.
Главное очарование моря заключалось в какой-то тайне, которую оно всегда хранит в своих пространствах. (В.Катаев).
1) простое 2) сложносочинённое 3) сложноподчинённое с придаточным определительным
5 Укажите синтаксическую характеристику предложения.
Все языки стремятся к точности, а точность требует краткости, сжатости. (М.Горький).
1) простое 2) сложносочинённое 3) сложноподчинённое с придаточным определительным
6 Укажите синтаксическую характеристику предложения.
Ещё одни, другие сутки, и под корой проснётся сок. (А.Твардовский).
1) простое 2) сложносочинённое 3) сложноподчинённое с придаточным определительным
7 Укажите синтаксическую характеристику предложения.
Чем же различаются познание научное и познание через поэтическое творчество? (В.Брюсов).
1) простое 2) сложносочинённое 3) сложноподчинённое с придаточным определительным
8 Укажите синтаксическую характеристику предложения.
Я намерен был отправиться на заре к крепостным воротам, откуда Марья Ивановна должна была выехать. (А.Пушкин).
1) простое 2) сложносочинённое 3) сложноподчинённое с придаточным определительным
9 Укажите синтаксическую характеристику предложения.
Испокон веков идёт борьба светлого с чёрным, добра со злом, радости с завистью, любви с ненавистью, эгоизма с альтруизмом. (Ю.Бондарев).
1) простое 2) сложносочинённое 3) сложноподчинённое с придаточным определительным
10 Укажите синтаксическую характеристику предложения.
Невозможно перечислить все бедствия, какие несёт истребление лесов. (А.Чехов).
1) простое 2) сложносочинённое 3) сложноподчинённое с придаточным определительным
ОТВЕТЫ. ТЕСТ 1. ТЕСТ 2 1
Доброта - тот язык, на котором с вами всякий захочет разговаривать. (В.Розов).


2 К какой группе сложноподчинённых предложений относится данное предложение?
Творческие мои попытки так привязали меня к литературе, что уже не мог я расстаться с тетрадью и чернильницей. (А.Пушкин).
1) с придаточным определительным 2) с придаточным изъяснительным 3) с придаточным обстоятельственным
3 К какой группе сложноподчинённых предложений относится данное предложение?
Двумя главными центрами, вокруг которых группировались иркутские декабристы, были семьи Трубецких и Волконских. (И.Рабкина).
1) с придаточным определительным 2) с придаточным изъяснительным 3) с придаточным обстоятельственным
4 К какой группе сложноподчинённых предложений относится данное предложение?
Могу сказать, что я с детства был жаден до стихов. (А.Фет).
1) с придаточным определительным 2) с придаточным изъяснительным 3) с придаточным обстоятельственным
5 К какой группе сложноподчинённых предложений относится данное предложение?
Я хочу, чтоб пурга и ненастье не закрыли небес голубых. (М.Светлов).
1) с придаточным определительным 2) с придаточным изъяснительным 3) с придаточным обстоятельственным
6 К какой группе сложноподчинённых предложений относится данное предложение?
Занимаясь изготовлением разноцветного стекла, М.В.Ломоносов создал огромную мозаику «Полтавская битва», которая изображала Петра І во время знаменитой битвы со шведами.
1) с придаточным определительным 2) с придаточным изъяснительным 3) с придаточным обстоятельственным
7 К какой группе сложноподчинённых предложений относится данное предложение?
Хоть весь лес обойди, не зарозовеет перед глазами ни одной волнушки. (В.Солоухин).
1) с придаточным определительным 2) с придаточным изъяснительным 3) с придаточным обстоятельственным
8 К какой группе сложноподчинённых предложений относится данное предложение?
Я вырос там, где мой отец и дед бродили робко у чужих поместий. (М.Исаковский).
1) с придаточным определительным 2) с придаточным изъяснительным 3) с придаточным обстоятельственным
9 К какой группе сложноподчинённых предложений относится данное предложение?

Рассматривая народ как существо духовного порядка, мы можем назвать язык, на котором он говорит, его душой… (В.Кюхельбекер).
1) с придаточным определительным 2) с придаточным изъяснительным 3) с придаточным обстоятельственным
10 К какой группе сложноподчинённых предложений относится данное предложение?
Алёша чрезвычайно любил своего отца, которого не знал в продолжение всего своего детства и отрочества. (Ф.Достоевский).
1) с придаточным определительным 2) с придаточным изъяснительным 3) с придаточным обстоятельственным
ОТВЕТЫ. ТЕСТ 2.

ТЕСТ 3
1
1.Снова начнутся бои, и конца этим боям не видать . (Э.Казакевич). 2.В лексикологии изучаются самостоятельные слова с точки зрения прежде всего лексического значения, а также употребления и происхождения. 3.Стояла та сказочная тишина , которая приходит с морозами. (П.Павленко).
2 Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.
1.Его военные реформы всегда будут стоять рядом с военными победами Суворова, а многие изречения Потёмкина - с боевыми афоризмами Суворова. (В.Пикуль). 2. Мне как раз такого и надо, который никого не боится. (П.Бажов). 3.Вряд ли я когда-нибудь увижу реку более девственную и таинственную, чем Пра. (К.Паустовский).
3 Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.
1.Вид, который открывается перед путешественником, вышедшим на берег Байкала, остаётся в памяти на всю жизнь. (Н.Михайлов). 2.По-своему липы мне что-то сказали, и я знал что, но слов не находил. (М.Пришвин). 3.Море шумно дышало, каждый вздох приносил прохладу. (З.Воскресенская).
4 Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.
1.В истории отечественной науки о русском языке Владимир Иванович Даль прославился как собиратель слов и устойчивых сочетаний слов, составивший четырёхтомный «Толковый словарь живого великорусского языка». 2.И с нами прощается город, который мы снова увидим. (А.Артёмов). 3.О поэтическом, философском восприятии жизни русскими строителями говорят деревянные постройки Севера: красивые мельницы у холодных прозрачных рек, часовни, прижавшиеся к берегам озёр, и резные столбики на погостах, словно вросшие в камни. (По С.В.Михалкову).
5 Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.
1.Многие поколения русских людей, пользуясь языком, обогащая и совершенствуя его, отразили в словах, формах, словосочетаниях, предложениях и свою историю, и поэзию, и отношение к жизни, труду. 2.Человек, не умеющий ходить, портит дорогу, а не умеющий говорить - портит речь. (Посл.). 3.Нет в мире страны, которая могла бы сравниться с нами водными богатствами. (По В.Поповой).
6 Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.
1.Синонимы употребляются для избежания нежелательных повторов одних и тех лексических единиц, для более чёткой передачи своей мысли и, наконец, для придания речи разнообразных стилистических оттенков. 2.Слово, раскрывающее благородные идеи, навсегда откладывает в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается совесть. (В.Сухомлинский). 3.Эта коллекция положила начало систематическому собирательству художественных ценностей, но она была далеко не первой из уже имевшихся в то время в России и позднее частично вошедших в состав Эрмитажа. (Л.Воронихина).
7 Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.
1.Земля ничего не отдаёт человеку без поклона: ни хлеба, ни корня, ни травинки. (И.Васильев). 2.Нет такой самой сложной мысли и самого сложного человеческого состояния, которое нельзя было бы с полной ясностью передать на русском языке. (К.Паустовский). 3.Страницы и строки о лесах, цветах и деревьях едва ли не самые совершенные у Чехова, и каждая из них воспринимается как явление природы, как особое благозвучное цветение языка. (М.Громов).
8 Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.
1.Расскажи ту сказку, которую мама любила. (Ю.Герман). 2.Находясь в ссылке в Михайловском, А.С.Пушкин записывал говор псковских крестьян, восхищаясь меткостью и красочностью их слов и выражений. 3.А.С.Пушкин был очень общительным человеком, многим адресовал свои стихотворения, но самыми дорогими для него были коллективные послания лицейским друзьям по случаю годовщины Царскосельского лицея 19 октября.
9 Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.
1.Жизнь народа, его судьба, даже, пожалуй, его настроение - то озорное, то торжественное - отражается в названиях улиц и площадей. (По С.Михалкову). 2.Вы сворачиваете в лес и как бы попадаете в иной мир: вокруг густая тень от крон деревьев, воздух прохладнее и влажнее, рыхлая почва покрыта опавшими листьями или мхом, травы не образуют густого дёрна, цветущих растений мало. 3.Источником познания моего раннего детства была моя память…, в основном мои догадки, которые в конце концов и воссоздали следующее жизнеописание моих родителей. (С.Залыгин).
10 Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.
1.Изучая русский язык, его развитие, вникайте в суть грамматических правил, размышляйте над значениями слов, над их сочетаниями, осмысливайте суть каждого предложения. 2.Знание литературы и любовь к ней есть тот минимум, который определяет культуру человека. (С.Михалков). 3.Для меня оставалось загадкой: что общего между этим пассивным, безвольным, бездеятельным, тихим человеком и бурным, активным, рвущимся в завтра, вперёд Володей? (Л.Маяковская).
ОТВЕТЫ. ТЕСТ 3. ТЕСТ 4
1 Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.
1.Я пошёл по аллее, скользя по еловым иглам , которые на вершок покрывали землю. (А.Чехов). 2.Не жалко сил, если они дают такие результаты. (Н.Островский). 3.Лёд на реке тоже истончился и посинел, а местами уже и тронулся, так что идти на лыжах было опасно. (П.Павленко).
2 Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.

1.Если бы ночи не были такими лунными, можно было бы уйти вплавь на ту сторону Донца. (А.Фадеев). 2.Погода была холодная, ветреная, так что сугробы намело выше окон. (Л.Толстой). 3.Постепенно в людях возникало уважение к человеку, который обо всём говорил просто и смело. (М.Горький).
3 Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.
1.Сторожка лесника была поставлена на сваях, так что между её полом и землёю оставалось свободное пространство. (А.Куприн). 2.О такой дружбе, которая не выдерживает прикосновения голой правды, не стоит и жалеть. (Д.Писарев). 3.Если лето дождливо, то роскошная растительность степи сохраняет свою свежесть до начала июля и достигает великолепных размеров. (В.Аксаков).
4 Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.
1.Снег становился белее и ярче, так что ломило глаза. (М.Лермонтов). 2.Берингов пролив напоминал большое спокойное озеро, по которому сновали кожаные байдарки охотников. (Т.Семушкин). 3.Там, где только что был холм, зияла глубокая яма. (Н.Островский).
5 Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.
1.Река, вдоль которой мы пошли, то и дело круто поворачивала то вправо, то влево. (В.Солоухин). 2.Там, где растёт, можжевельник, зимою обычно держатся тетерева. (И.Соколов-Микитов). 3.Сын подошёл к матери, чтобы поговорить с ней, но ничего ей не сказал. (А.Платонов).
6 Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.
1.Чтобы сделать что-нибудь великое, нужно все силы души устремить в одну точку. (Л.Толстой). 2.Правда - воздух, без которого нельзя дышать. (И.Тургенев). 3.Где-то за садом несмело, там, где калина цветёт, нежная девушка в белом нежную песню поёт. (С.Есенин).
7 Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.
1.Давайте понимать друг друга с полуслова, чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова. (Б.Окуджава). 2.Однообразный шум колёс и бубенчиков не заглушает песен жаворонков, которые вьются около самой дороги. (Л.Толстой). 3.Семейный уклад сложился для А.П.Чехова так неудачно, что он не имел возможности ни побегать, ни порезвиться, ни пошалить. (По А.И.Ревякину).
8 Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.
1.Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала всё небо. (А.Пушкин). 2.Свой маршрут я никогда не затягивал до сумерек и останавливался на бивак так, чтобы засветло можно было поставить палатки и натаскать дров на ночь. (В.Арсеньев). 3.Матвеев луг в моих воспоминаниях играет большую роль потому, что на нём мы проводили много весёлых юных дней. (Д.Мамин-Сибиряк).
9 Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.
1.Пели так, что поневоле увидишь перед собой речку, вечер, копны и всё полевое, деревенское, зовущее. (В.Лихоносов). 2.Люди стали жить соседскими общинами, потому что появилась возможность обрабатывать участки земли силами одной семьи. 3.Я не сводил глаз с пера батюшкина, которое двигалось довольно медленно. (А.Пушкин).
10 Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.
1.Вода в озере Байкал настолько прозрачна, что отдельные камни и различные предметы видны на глубине 40 метров. 2.Матушка с неослабевающим вниманием выслушивала старосту, который неторопко и обстоятельно докладывал ей историю целого дня. (М.Салтыков-Щедрин). 3.Купцы Строгановы помогли организовать экспедицию Ермака, потому что они были заинтересованы в развитии торговли с местным населением.
ОТВЕТЫ. ТЕСТ 4.

ТЕСТ 5
1 Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.
1.Много тысячелетий тому назад, когда первобытные люди жили в пещерах, они занимались охотой на диких зверей и сбором съедобных растений. (По М.Андреевой). 2.Лев Толстой, видевший зарю Некрасова, Тургенева, Достоевского, прожив восемьдесят два года, уже жил в эпоху, когда появились кинематограф и авиация. (По Ю.Олеше). 3.Люблю, когда сосна шумит. (Ф.Абрамов).
2 Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.
1.Когда в комнате мало-мальски согрелось, я записал свои наблюдения зимы. (М.Пришвин). 2.Воздух мы замечаем тогда, когда его начинает не хватать. (В.Солоухин). 3.В прежние времена, когда люди искали руду вслепую, то на это тратились десятки лет. (М.Ильин).
3 Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.
1.Было время, что люди сидели и по-печатному, аккуратно гусиным пером подолгу выписывали толстенные книги. (Б.Житков). 2.Учёные установили также, что кедровый орех содержит различные вещества, способствующие сохранению высокой работоспособности человека, улучшению состава крови. (В.Чивилихин). 3.Выяснилось, что дети не виноваты. (К.Федин).

4 Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.
1.Не знаю, где я нежности училась. (Ю.Друнина). 2.Вот полянка, где между двумя ручьями я недавно белые грибы собирал. (М.Пришвин). 3.Оттуда, где было солнце, полилась песня жаворонка. (А.Иванов).
5 Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.

1.Бывают же такие несчастные дни, когда самая пустячная работа не ладится и не ладится. (А.Куприн). 2.Павлик проснулся, когда солнечный квадрат окна подобрался к его глазам. (Ю.Нагибин). 3.Как будто и ветра не было, когда первые огромные тучи снега стали срываться с вершин и кружиться, поднимаясь всё выше и выше. (В.Каверин).
6 Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.
1.Речка так блестит и сверкает на солнце, что глазам больно. (И.Гончаров). 2.Иной раз народится такой день, что радости не оберёшься. (К.Паустовский). 3.Может, песня виновата в том, что я сегодня не усну? (Ю.Друнина).
7 Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.
1.Хорошо бы знать подрастающим деткам, что древние монастыри Валаам, Соловки и Суздальщина служили в старину боевыми и культурными форпостами русской земли. (Л.Леонов). 2.На столике угрюмом лежит письмо, что мне прислала мать. (С.Есенин). 3.Всем нам чудилось, что прилетели скворцы. (А.Чехов).
8 Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.
1.Там, где мчались весенние потоки, теперь везде потоки цветов. (М.Пришвин). 2.В школе, где преподавала мама, училось пятьсот девочек. (В.Инбер). 3.Я не знаю, где граница меж товарищем и другом. (А.Сурков).
9 Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным. 1. Слово кажется нам поэтическим в том случае, когда оно передаёт понятие, наполненное для нас содержанием. (К.Паустовский). 2.Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад. (С.Есенин). 3.Солнце уже садилось, когда я, наконец, выбрался из леса и увидел перед собой небольшое село. (И.Тургенев).
10 Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.
1.Ни в каком покровительстве сосна не нуждается, растёт там, где никто не может расти. (М.Пришвин). 2.Я давно мой край оставил, где цветут луга и чащи. (С.Есенин). 3.Никто не знает, где и с чего начинается Урал. (Е.Пермяк).
ОТВЕТЫ ТЕСТ 5.

Стилистические функции союзов и союзных слов

Большую смысловую и стилистическую роль в сложном прдл играют союзы и союзные слова. Они могут иметь разные стилистические характеристики.

1. Стилистически нейтральные союзы: что, чтобы, потому что, как, если

2. Разговорные: соединительный и противительный союз ДА, разделительные ЛИБО, НЕ ТО, присоединительные союзы ДА И, А ТО, НЕ ТО: Близок локоть, да не укусишь; союзчтобы, стоящий не в начале предложения: Твой двор чтобы видеть вновь, армянских двух царевен отвергли мы любовь . РАЗ (в значении если ) Раз сказал - сделай; что (в значении как ) Людская молва что морская волна

3. Книжные: вследствие того что, в связи с тем что, ввиду того что, в силу того что, благодаря тому что, с тем чтобы, ибо, правда .

4. Устарелые: коли, доколе, коль скоро, кабы, покамест, дабы, затем, чтобы, поелику и пр. Использование их придает речи просторечный характер. В условиях контекста некоторые из этих союзов приобретают канцелярский характер (ежели, дабы, буде).

Союзные слова который и какой могут выступать как синонимы, поэтому возможна их взаимозаменяемость. Но у них разные оттенки в значениях: который – вносит в придаточное предложение общее значение определительности, а слово какой – добавочный оттенок уподобления, сравнения, качественного или количественного подчеркивания: Невозможно перечислить все бедствия, какие несет истребление лесов.

Стилистически мотивированное и грамматически точное употребление союзов делает речь ясной и убедительной.

О речевых недостатках можно говорить лишь в тех случаях, когда отход от принятых в ЛЯ норм не оправдан стилистическим заданием.

1. Загромождение сложного предложения придаточными, когда затемняется связь между частями сложного целого, иногда выпадает какой-либо конструктивный элемент, соединительное звено, что затрудняет понимание предложения.

2. Разнотипность частей сложного прдл: Докладчик выдвинул два положения: 1) Все большее значение приобретает пропаганда научных знаний; 2) роль в этой работе учителей средних школ. Нумерованные части, выступающие как своего рода однородные члены предложения при обобщающем члене предложения, имеют разную структуру: первая часть – двусоставное прдл, вторая – односоставное номинативное.

Иногда разнотипность связана с неодинаковым порядком слов в соподчиненных однородных придаточных прдл. Обычно в этих случаях сохраняется одинаковый (прямой или обратный) порядок главных членов прдл, хотя это и необязательно: К числу достижений педагогического коллектива следует отнести то, что в школе успешно проводится воспитательная работа, внеклассные мероприятия хорошо налажены, из года в год повышается успеваемость учащихся (во 2-м прдл нужен тоже обратный порядок слов).



3. Смещение конструкции: Последнее, на чем я остановлюсь, - это на вопросе об использовании цитат (в главном прдл при подлежащем последнее составное именное сказуемое, присоединенное посредством слова ЭТО без вспомогательного глагола, должно было бы стоять в форме именительного падежа): Последнее… это вопрос об использовании цитат . К смещению конструкций относится и такой случай: Кто нуждается в консультации, необходимо ему обеспечить ее. Не вызывает возражения перебой конструкции, носящий хар-р присоединения: Мир и дружба – с этими словами мы всегда принимаем гостей .

4. Неправильное употребление союзов и союзных слов, например, употребление одного союза или союзного слова вместо другого: Вопрос обсуждался на специальном совещании, где было принято развернутое решение. – нет оснований для замены слова который словом где .

Неправильно также плеонастическое употребление союзов (постановка рядом однозначных союзов): однако тем не менее , но тем не менее однако и т.п: Газета настойчиво подчеркивала, что будто бы США переживают в настоящее время переживают разгар большой полемики по вопросам внешней политики . Сочетание что будто (бы ) встречается в тех случаях, когда изъяснительное значение осложняется оттенком модальности: Захар сделал вид что будто шагнул, а сам остался на месте .

Нередко лишний союз оказывается после вводного слова или предложения, которое ошибочно принимают за часть главного предложения (сказуемое): Иногда встречаешь на улице незнакомых людей, которых, кажется, что уже где-то видел . Лишним здесь может оказаться соотносительное слово (указательное местоимение): Мы любовались теми звездами, которые сияли на ночном небе .

5. Неправильный порядок слов. Часто он нарушен в придаточных определительных. Так, слова союзные слова который, чей, какой заменяют ближайшее предшествующее существительное. Впереди неслись лошади казаков, которые были покрыты пеной . При невозможности или нецелесообразности замены придаточного причастным оборотом или затруднительности перестановки слов можно ввести в главное предложение указательное слово тот или такой , соотносительное союзному слову который или какой , другой прием – повторение определяемого слова.

Леса на Горах

От устья Оки до Саратова и дальше вниз правая сторона Волги «Горами» зовется. Начинаются горы еще над Окой, выше Мурома, тянутся до Нижнего, а потом вниз по Волге. И чем дальше, тем выше они. Редко горы перемежаются - там только, где с правого бока река в Волгу пала. А таких рек немного.

Места на «Горах» ни дать ни взять окаменелые волны бурного моря: горки, пригорки, бугры, холмы, и’зволоки* грядами и кряжами тянутся во все стороны меж долов, логов, оврагов и суходолов; реки и речки колесят во все стороны, пробираясь меж угорий и на каждом шагу встречая возвышенности... Реки и речки на горах все до единой извилисты.

Издревле та сторона была крыта лесами дремучими, сидели в них мордва, черемиса, булгары, буртасы и другие языки чужеродные; лет за пятьсот и поболе того русские люди стали селиться в той стороне. Константин Васильевич, великий князь Суздальский, в половине XIV века перенес свой стол из Суздаля в Нижний Новгород, назвал из чужих княжений русских людей и расселил их по Волге, по Оке и по Кудьме. Так летопись говорит...

В стары годы на Горах росли леса кондовые, местами досель они уцелели, больше по тем местам, где чуваши, черемиса да мордва живут. Любят те племена леса дремучие да рощи темные, ни один из них без нужды деревца не тронет; ро’нить** лес без пути, по-ихнему, грех великий, по старинному их закону: лес - жилище богов. Лес истреблять - божество оскорблять, его дом разорять, кару на себя накликать. Так думает мордвин, так думают и черемис и чувашин.

И потому еще, может быть, любят чужеродцы родные леса, что в старину, не имея ни городов, ни крепостей, долго в недоступных дебрях отстаивали они свою волюшку, сперва от татар, потом от русских людей... Русский не то, он прирожденный враг леса: свалить вековое дерево, чтобы вырубить из сука ось либо оглоблю, сломить ни на что не нужное деревцо, ободрать липку, иссушить березку, выпуская из нее сок либо снимая бересту на подтопку, - ему нипочем. Столетние дубы даже роґ нит, обобрать бы только с них желуди свиньям на корм. В старые годы, когда шаг за шагом отбивала Русь у старых насельников*** землю, нещадно губила леса как вражеские твердыни. Привычка осталась; и теперь на Горах, где живут коренные русские люди, не помесь с чужеродцами, а чистой славянской породы, лесов больше нет, остались кое-где рощицы, кустарник да ёрники****... По иным местам таково безлесно стало, что ни прута, ни лесинки, ни барабанной палки; такая голь, что кнутовища негде вырезать, парнишку нечем посечь. Сохранились леса в больших помещичьих именьях, да и там в последни годы сильно поредели. Лесные порубки в чужих дачах***** мужиками в грех не ставятся, на совести не лежат. «Лес никто не садил, - толкуют они, - это не сад. Сам Бог на пользу человекам вырастил лес, значит руби его, сколько тебе надо».

П.И. МЕЛЬНИКОВ (Андрей Печерский). На Горах. 1875-1881

*И зволок, изволо к - отлогая гора, некрутой длинный подъем («Хвали горку, на изволоке лежучи»).
**Ро нить - здесь: рубить, валить лес. (По В.И. Далю.)
***Насельники - первые обитатели края, известной местности.
****Ерник (ёрник ) - малорослый или вообще заморенный кустовой лес.
*****Дача - небольшая поземельная собственность.

Где уничтожены леса, земля заболевает

Могущество страны - не в одном материальном богатстве, но и в душе народа! Чем шире, свободнее эта душа, тем большего величия и силы достигает государство. А что воспитывает широту духа, как не наша удивительная природа! Ее нужно беречь, как мы бережем самую жизнь человека. Потомки никогда не простят нам опустошения земли, надругательства над тем, что принадлежит не только нам, но им по праву.

Невозможно перечислить все бедствия, какие несет истребление лесов. В тех местах, где уничтожены леса, земля заболевает бесплодием и сухими язвами оврагов. Нет ничего безотраднее, чем зрелище пересыхающих грязных рек, порубок, гарей, всех этих пустошей, вызванных к жизни невежеством, нерадивостью и жадностью человека.

Я представляю себе человека, который, совершив путь через пески и гари, после изнурительного зноя, обветренный, сожженный солнцем, входит, наконец, в глубину торжественных и тихих лесов, и все его тело охватывает прохладой листвы. От бальзамических запахов лесных цветов, трав, хвои и коры исчезает усталость.

Великая сила жизни видна во всем: в колебании вершин, в пересвисте птиц, в мягком освещении. А к вечеру где-нибудь у лесных вод человек садится у костра, и рядом с ним садится тишина. Звезды, во сто крат более яркие, чем над пыльным пологом города, загораются в небе.

При взгляде на них человек начинает понимать все величие мироздания, начинает понимать, что такое заслуженный отдых и душевный покой. Ночь поднимается над миром, полная свежих запахов, смутного света, росы, крика ночных птиц. А впереди сотни таких ночей, и рассветов, и дней, и вечеров...

Константин ПАУСТОВСКИЙ. Повесть о лесах. 1948

О лесах

Я сказал о воде, что она - «краса природы», почти то же самое можно сказать о лесе. Полная красота всякой местности состоит именно в соединении воды с лесом. Природа так и поступает: реки, речки, ручьи и озера почти всегда обрастают лесом или кустами... B соединении леса с водою заключается другая великая цель природы. Леса - хранители вод: деревья закрывают землю от палящих лучей летнего солнца, от иссушающих ветров; прохлада и сырость живут в их тени и не дают иссякнуть текучей или стоячей влаге. Убыль рек, в целой России замечаемая, происходит, по общему мнению, от истребления лесов.

Я видел пример, как значительное село, сидевшее на прекрасной родниковой речке (Большой Сююш), которая поднимала постоянно мукомольный постав, в один год лишилось воды. Это случилось очень просто: в жестокую буранную зиму крестьяне, чтобы не ездить далеко, вырубили на дрова березник и олешник (ольховый лес), густо росший около кругловидной паточины*, из которой вытекало более двадцати родников, составлявших речку Сююш. Весна была сухая; все обнаженные от лесной тени родники летом иссякли, и речка пересохла. Только в третий год, когда чивая** ольха опять подросла, начали вновь открываться родники, и только лет через десять потекла речка попрежнему.

Этот лес, эту красу земли, прохладу в зной, жилище зверей и птиц, лес, из которого мы строим дома и которым греемся в долгие жестокие зимы, - не бережем мы в высочайшей степени. Мы богаты лесами, но богатство вводит нас в мотовство, а с ним недалеко до бедности: срубить дерево без всякой причины у нас ничего не значит... Во многих местах, где некогда росли леса, остались голые степи, и солома заменила дрова.

Из всего растительного царства дерево более других представляет видимых явлений органической жизни и более возбуждает участие. Его огромный объем, его медленное возрастание, его долголетие, крепость и прочность древесного ствола, питательная сила его корней, всегда готовых к возрождению погибающих сучьев и к молодым побегам от погибшего уже пня, и, наконец, многосторонняя польза и красота его должны бы, кажется, внушать уважение и пощаду... но топор и пила промышленника не знают их... Многие десятки лет достигало оно силы и красоты и в несколько минут гибнет нередко от пустой прихоти человека.

Все породы дерев смолистых, как то: сосна, ель, пихта и проч., называются красным лесом, или краснолесьем. Лес, состоящий исключительно из одних сосен, называется бором. Все остальные породы дерев, теряющие свои листья осенью и возобновляющие их весною, как то: дуб, вяз, осокорь, липа, береза, осина, ольха и другие, называются черным лесом, или чернолесьем. К нему принадлежат ягодные деревья: черемуха и рябина, которые достигают иногда значительной вышины и толщины. К чернолесью же надобно причислить все породы кустов: калину, орешник, жимолость, волчье лыко, шиповник, чернотал, обыкновенный тальник и проч.

Красный лес любит землю глинистую, иловатую, а сосна - преимущественно песчаную; на чистом черноземе встречается она в самом малом числе, разве где-нибудь по горам, где обнажился суглинок и каменный плитняк. В тех уездах Оренбургской губернии, где прожил я большую половину своего века, сосна - редкость...

Чернолесье состоит из смешения разных древесных пород, и это смешение особенно приятно для глаз, но иногда попадаются места отдельными гривами или колками, где преобладает какая-нибудь одна порода: дуб, липа, береза или осина, растущие гораздо в большем числе в сравнении с другими древесными породами и достигающие объема строевого леса.

В чернолесье живут более или менее постоянно медведи, волки, зайцы, куницы и белки. Хищные птицы также в лесах выводят детей, устраивая гнезда на главных сучьях у самого древесного ствола: большие и малые ястреба, луни, белохвостики, копчики и другие. В густой тени лесных трущоб таятся и плодятся совы, сычи и длинноухие филины.

Лес и кусты, растущие около рек по таким местам, которые заливаются полою водою, называются уремою. Уремы бывают различны: по большим рекам и рекам средней величины, берега которых всегда песчаны, урема состоит предпочтительно из вяза, осокоря, ракиты, или ветлы, и изредка из дуба, достигающих огромного роста и объема; черемуха, рябина, орешник и крупный шиповник почти всегда им сопутствуют, разливая кругом во время весеннего цветения сильный ароматический запах.

Уремы другого рода образуются по рекам, которых нельзя причислить к рекам средней величины, потому что они гораздо меньше, но в то же время быстры и многоводны; по рекам, протекающим не в бесплодных песчаных, а в зеленых и цветущих берегах, по черноземному грунту; там редко встретишь вяз, дуб или осокорь, там растет березник, осинник и ольха; там, кроме черемухи и рябины, много всяких кустов: калины, жимолости, боярышника, тальника, смородины и других. Многие деревья и кусты пронизаны, протканы и живописно обвиты до самого верха цепкими побегами дикого хмеля. Множество соловьев, варакушек и всяких певчих птичек живет в зеленых, густорастущих кустах такой уремы.

Сергей АКСАКОВ. Записки ружейного охотника Оренбургской губернии. 1849-1851

* Па’точина - от точить в значении источать, давать течь, испускать струю (по В.И. Далю).
** Чивый - щедрый, тороватый, источающий обилие; ольха - чивое к росту дерево (по В.И. Далю).