Школа искусств и гуманитарных наук двфу. Школа искусств и гуманитарных наук двфу Указатель некоторых периодических изданий

  • 18.03.2024

Школа искусств и гуманитарных наук готовит психологов, социологов, философов, теологов, историков и журналистов, культурологов и дизайнеров.

Школы искусств и гуманитарных наук предлагает перечень актуальных направлений подготовки бакалавров и магистров, а также программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации. В соответствии со своими способностями, талантами и интересами абитуриент может выбрать: посвятить ли университетские годы изучению природы общественных отношений, поиску решения фундаментальных философских проблем или постижению логики исторических событий, погрузиться в мир человеческой психологии или с увлечением заняться журналистским творчеством, культурой, дизайном.

Какое бы направление подготовки Школы гуманитарных наук ни выбрал абитуриент, он может быть уверен, что изучаемые им курсы помогут развить коммуникабельность, креативность, аналитическое мышление, сформировать цельное представление о развитии современного общества, а также социальных, политических и исторических особенностях культурного ландшафта.

Руководство Школы уделяет большое внимание развитию международного сотрудничества. Поэтому, поступая к нам, абитуриенты получают возможность приобщиться к зарубежному опыту своих наставников, поехать на зарубежную стажировку, участвовать в грантах, конкурсах и олимпиадах: Школа готова оказать содействие и поддержку всем подобным инициативам.

Школа по праву гордится своими традициями классического гуманитарного образования (историческому образованию исполнилось 90 лет, журналистскому — 50), высокой остепененностью профессорско-преподавательского состава, дружеской атмосферой, в которую погружаются обучающиеся. Все это говорит о том, что учиться в Школе гуманитарных наук будет интересно, а ее выпускников ждет успешное будущее.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Форма подготовки очная

курс ___1____ семестр ___1-2_____

лекции _0__ час.

практические занятия___72____час.

лабораторные работы____-___час.

в том числе с использованием МАО лек. ___-__/пр. 6__/лаб. _____ час.

всего часов аудиторной нагрузки___72_____ час.

в том числе с использованием МАО ___20__ час.

самостоятельная работа __45______ час.

в том числе на подготовку к экзамену _27_ час.

контрольные работы (количество)

курсовая работа / курсовой проект _____-____ семестр

зачет _______1____ семестр

экзамен_____2_____семестр

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 30.03.2015 326

Рабочая программа дисциплины обсуждена на заседании кафедры социальных наук ШГН ДВФУ. Протокол № « 1 » _02 сентября____ 2016 г.

Заведующий кафедрой _________________________ Кузина И.Г.

Составители профессор, к.ф.н. __________________ Ерохина Л.Д.

I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры :

Протокол от «_____» ________________ г.

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (и.о. фамилия)

II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры :

Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ Кузина И.Г.

(подпись) (и.о. фамилия)


ABSTRACT

Master’s degree in 39.04.01 Sociology

Study profile “Sociology of management”

Course title: Gender aspects of management activities

Elective part of Block 1, 4 credits

Instructor: Erokhina L.D. Candidate of philosophical sciences, professor

At the beginning of the course a student should be able

· get main theoretical concepts and approaches in understanding and explaining model solutions in gender relation in management;

· the principles of the gender methodology capable to reveal the hidden designs of gender discrimination in management.

Learning outcomes:

After completion this course students have to be able to apply methodology of gender researches in the solution of problems of political leadership, labor market, the private sphere of life of men and women, etc..

Course description:

The course addresses of key issues: theories of gender roles, features of women"s and men"s leadership, concept of gender asymmetry, principles of gender equality, possibility of permission of the gender conflicts.

The teaching materials on the course provide extensive use of active, creative and interactive lessons, combined with private study in order to create and develop the professional skills of the students.

These teaching materials on the course include the following materials:

1. Course syllabus;

2. Materials for practical training lessons;

3. Materials for students’ private study;

4. Test and examination materials;

Main course literature:

1. Gender sociology and psychology. сост. A. V. Alimpiyeva (1) http://lib.dvfu.ru:8080/lib/item?id=IPRbooks:IPRbooks-24096&theme=FEFU

2. Feminologiya and gender policy: the textbook for higher education institutions / E. M. Zuykova, R. I. Eruslanov; Russian state social university. – M.: Dashkov and Co, 2015. – 306 pages (3) http://lib.dvfu.ru:8080/lib/item?id=chamo:786068&theme=FEFU

3. Fenenko Yu. V. Sociology of management : the textbook for students of higher education institutions, students on social and humanitarian specialties. – Electron. text data. – M.: UNITY-DANA, 2012. – 214 with. – Access mode: http://www.iprbookshop.ru/8579.

4. Efimenko A. Z. Sociology of management. Part 1 : education guidance. – Electron. text data. – M.: Moscow state construction university, EBS DIA, 2015. – 240 with. – Access mode: http://www.iprbookshop.ru/30446.

5. Efimenko A. Z. Sociology of management. Part 2 : education guidance. – Electron. text data. – M.: Moscow state construction university, EBS DIA, 2015. – 160 with. – Access mode: http://www.iprbookshop.ru/30447

Additional literature

1. Anthology of the gender theory: collection / сост. E. Gapova, A. Usmanov. – Minsk: Pro-pileas, 2000. – 384 with. (2) http://lib.dvfu.ru:8080/lib/item?id=chamo:101211&theme=FEFU

2. Belozor F. I. Sociology of management : education guidance. – Electron. text data. – Saratov: Ouch Pi Er of Media, 2012. – 560 with. – Access mode: http://www.iprbookshop.ru/8235

3. Volkov YU. E. Sociology : the education guidance for undergraduates. – Electron. text data. – M.: Dashkov and To, 2014. – 398 with. – Access mode: http://www.iprbookshop.ru/10979

4. Gender examination of textbooks for the higher school: the collection of articles / under the editorship of O. A. Voronina. – M.: Moscow center of gender researches, 2005. –260 pages (1) of http://lib.dvfu.ru:8080/lib/item?id=chamo:239258&theme=FEFU

5. Gender studies and feminologiya: education guidance / . – M.:: Flint, 2009. – 383 pages (3) of http://lib.dvfu.ru:8080/lib/item?id=chamo:301413&theme=FEFU

6. Gender. Culture. Society. Sociology of the gender relations: aspects of social anthropology and social work: education guidance / ; Saratov: Saratov state technical university, 2006. – 314 pages (1) of http://lib.dvfu.ru:8080/lib/item?id=chamo:267702&theme=FEFU

7. Fundamentals of gender policy (gender studies): the education guidance for higher education institutions. . – M.: Prospect, 2008. – 206 pages (2) of http://lib.dvfu.ru:8080/lib/item?id=chamo:279428&theme=FEFU

8. Petrova R. G. Gender studies and feminologiya: the education guidance for higher education institutions. – M.: Dashkov and Co, 2010. – 271 pages (1) of http://lib.dvfu.ru:8080/lib/item?id=chamo:29614&theme=FEFU

Аннотация

Рабочая программа, подготовленная на основе требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям магистра и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Дисциплина «Гендерные аспекты управленческой деятельности» входит в вариативную часть, дисциплины выбора, учебного плана подготовки студентов по направлению подготовки 39.04.01 Социология. Дисциплина реализуется на кафедре социальных наук.

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 4_ зачетных единицы, _144__ часов. Учебным планом предусмотрены практические занятия (72 час.), самостоятельная работа студента (45 часов). Дисциплина реализуется на _1__ курсе в _1-2__ семестрах.

Итоговыми формами контроля знаний магистров, изучающих глобальные процессы в соответствии с Учебным планом, являются зачет и экзамен.

Цели изучения дисциплины:

Целью курса «Гендерные аспекты управленческой деятельности» является овладение магистрами основными теоретическими концепциями и подходами в понимании и объяснении модели гендерного равенства, и который может и должен быть представлен как сложное переплетение всей совокупности социальных проблем во всем своеобразии.

Задачи изучения дисциплины :

Освоение магистрами принятого в современной социологической науке теоретического инструментария, позволяющего объяснить логику конструирования гендерных отношений;

Понимание природы и содержания основных гендерных проблем управления;

Раскрыть строение и принцип функционирования механизмов гендерных отношений и возможности их использования как методологического средства управленческих траекторий;

Выявить специфику проявления гендерных аспектов управления в разных сферах общественной жизни;

Сформировать умения выявлять и объяснять закономерности управления социальными процессами, проявляющиеся в гендерной проблематике;

Приобрести навыки самостоятельного поиска и анализа информации, критического и конструктивного отношения к существующим теоретико-методологическим подходам к анализу современных гендерных отношений; умения формулировать и отстаивать собственные гипотезы, самостоятельно находить для этого соответствующую аргументацию;

Осмыслить и оценить предполагаемые наукой основные пути решения гендерных аспектов управления;

Курс призван показать особенности современных гендерных отношений и проблем.

Место дисциплины в структуре ОПОП

Дисциплина «Гендерные аспекты управленческой деятельности» логические связана с дисциплинами «Современное общество в условиях глобализации», «Социология малых групп» и другие.

Начальные требования к освоению дисциплины

Для освоения дисциплины «Гендерные аспекты управленческой деятельности» магистры используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения социологических дисциплин программы бакалавриата: общая социология, социология управления, социология труда, гендерная социология и др.

У студента сформированы следующие предварительные компетенции:

ОК-2 Способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции;

ОПК-2 Способность к критическому восприятию, обобщению, анализу профессиональной информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Код и формулировка компетенции Этапы формирования компетенции
ОК-5 способностью использовать современные методы и технологии (в том числе информационные) в профессиональной деятельности Знает современную методологию, методы и технологии (в том числе информационные) научных исследований и практики в области профессиональной деятельности; основные тенденции и направления развития сферы своей профессиональной деятельности.
Умеет анализировать современные научные достижения в области методологии и технологии; самостоятельно изучать современные методы и технологии и применять их в собственной профессиональной деятельности.
Владеет развитыми навыками самостоятельной профессиональной деятельности, способностью к применению современных методов и технологий (в том числе информационных) для повышения уровня собственной профессиональной квалификации.
ОК-7- владение иностранным языком в устной и письменной форме для осуществления межличностной, межкультурной и иноязычной коммуникации Знает лексический минимум иностранного языка в устной и письменной форме в предусмотренных стандартом объеме; основные грамматические явления изучаемого языка в сравнении с русским языком; правила осуществления межличностной, межкультурной и иноязычной коммуникации.
Умеет использовать основные лексико-грамматические средства иностранного языка в коммуникативных ситуациях официально-делового и неформального общения; понимать содержание различного типа текстов на иностранном языке; самостоятельно находить информацию об изучаемом языке из различных источников; писать рефераты, делать сообщения и доклады на иностранном языке.
Владеет иностранным языком в устной и письменной форме на уровне, позволяющем осуществлять основные виды речевой деятельности; различными способами вербальной и невербальной коммуникации в иноязычной среде.
ОК-9 - способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования мировоззренческих позиций Знает специфику исторического знания; основные этапы и закономерности исторического развития общества; историю России как неотъемлемую часть всемирной истории, основные социально-экономические и политические процессы развития нашей страны и ее исторические традиции; место человека в историческом процессе.
Умеет применять категориально-понятийный аппарат исторической науки, знания о закономерностях исторического развития в процессе формирования собственной гражданской позиции, в исследованиях истории социальной работы; корректно осуществлять поиск исторической информации; применять ее для решения познавательных, профессиональных задач.
Владеет историческими методами в анализе социальных процессов и проблем; приемами поиска исторических документов и их критической оценки; приемами исторического описания и объяснения; навыками аргументированного изложения собственной точки зрения по проблемам истории общества.

Программой предусмотрены такие методы активного обучения как: дискуссия, конференция, презентации творческих заданий и социологических исследований.

I. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА

Лекции учебным планом не предусмотрены

II. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА 72 часа Интерактивные формы обучения -

V. СПИСОК УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература:

1. Гендерная социология и психология. сост. А.В. Алимпиева (1) http://lib.dvfu.ru:8080/lib/item?id=IPRbooks:IPRbooks-24096&theme=FEFU

2. Феминология и гендерная политика: учебник для вузов / Е. М. Зуйкова, Р.И. Ерусланова; Российский государственный социальный университет. – М.: Дашков и К°, 2015. – 306 с. (3)

3. http://lib.dvfu.ru:8080/lib/item?id=chamo:786068&theme=FEFU

4. Фененко Ю.В. Социология управления [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по социально-гуманитарным специальностям. – Электрон. текстовые данные. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 214 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8579.

5. Ефименко А.З. Социология управления. Часть 1 [Электронный ресурс]: учебное пособие. – Электрон. текстовые данные. – М.: Московский государственный строительный университет, ЭБС АСВ, 2015. – 240 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/30446.

6. Ефименко А.З. Социология управления. Часть 2 [Электронный ресурс]: учебное пособие. – Электрон. текстовые данные. – М.: Московский государственный строительный университет, ЭБС АСВ, 2015. – 160 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/30447

Дополнительная литература:

1. Антология гендерной теории: сборник / сост. Е. Гапова, А. Усманова. –Минск: Пропилеи, 2000. – 384 c. (2) http://lib.dvfu.ru:8080/lib/item?id=chamo:101211&theme=FEFU

2. Белозор Ф.И. Социология управления [Электронный ресурс]: учебное пособие. – Электрон. текстовые данные. – Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2012. – 560 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8235

3. Волков Ю.Е. Социология [Электронный ресурс]: учебное пособие для магистрантов. – Электрон. текстовые данные. – М.: Дашков и К, 2014. – 398 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10979

4. Гендерная экспертиза учебников для высшей школы: сборник статей / под ред. О. А. Ворониной. – М.: Московский центр гендерных исследований, 2005. –260 с. (1) http://lib.dvfu.ru:8080/lib/item?id=chamo:239258&theme=FEFU

5. Гендерология и феминология: учебное пособие / [Л. Д. Ерохина, А. К. Ерохин, С. В. Коваленко и др.]. – М.: : Флинта, 2009. – 383 с. (3) http://lib.dvfu.ru:8080/lib/item?id=chamo:301413&theme=FEFU

6. Гендер. Культура. Общество. Социология гендерных отношений: аспекты социальной антропологии и социальной работы: учебное пособие / [Н. И. Ловцова, Е. Р. Ярская-Смирнова, А. Ю. Слепухин и др.]; Саратов: Саратовский государственный технический университет, 2006. – 314 с. (1) http://lib.dvfu.ru:8080/lib/item?id=chamo:267702&theme=FEFU

7. Основы гендерной политики (гендерология) : учебное пособие для вузов. [Г. И. Климантова, М. Г. Котовская, Н. М. Степанова и др. ; под. ред. Г. И. Климантовой]. – М.: Перспектива, 2008. – 206 с. (2) http://lib.dvfu.ru:8080/lib/item?id=chamo:279428&theme=FEFU

8. Петрова Р. Г. Гендерология и феминология: учебное пособие для вузов. – М.: Дашков и К°, 2010. – 271 с. (1) http://lib.dvfu.ru:8080/lib/item?id=chamo:29614&theme=FEFU

И программного обеспечения

При осуществлении образовательного процесса используются информационные технологии обработки данных (лицензионное программное обеспечение Microsoft Office); презентационные (пакет PowerPoint программного обеспечения Microsoft Office); сетевые поисковые системы, электронные библиотечные системы (Университетская библиотека on-line, ЭБС издательства «ЛАНЬ», ЭБС «znanium.com», виртуальная библиотека «ИНТУИТ», межвузовская электронная и другие).

VI. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Усвоение учебного материала невозможно без самостоя­тельной работы обучающихся. В ходе такой работы происходит перевод содержания в соответствие с индивидуальным стилем мышления, способами познания, опытом.

Способы познания и самообучения далеко не всегда оказы­ваются адекватными строению и особенностям информации. Поэтому представляется необходимым специальное обучение магистров как структуре конфликтологического знания, так и спосо­бам ее освоения.

Самостоятельная работа магистра должна начинаться уже на лекции, а лектор обязан не только ориентировать обучающихся на самостоятельную работу на лекции, но и помогать им выра­батывать наиболее продуктивные методы поиска и освоения информации.

Использование данного метода предполагает построение семинара как диалогического общения преподавателя с обучающимися. Во внутреннем диалоге магистры вместе с преподавателем ставят вопросы и отвечают на них или фиксируют вопросы в конспекте для последующего выяснения в ходе самостоятельных заданий, индивидуальной консультации с преподавателем или же обсуждения с другими магистрами, а также на семинаре.

Для диалогического включения преподавателя с магистрами необходимы следующие условия:

2. преподаватель не только признает право магистра на собственное суждение, но и заинтересован в нем;

3. новое знание выглядит истинным не только в силу авторитета преподавателя, ученого или автора учебника, но и в силу доказательства его истинности системой рассуждений;

4. материал лекции включает обсуждение различных точек зрения на решение учебных проблем, воспроизводит логику развития науки, ее содержания, показывает способы разрешения объективных противоречий в истории науки;

5. общение с магистрами строится таким образом, чтобы подвести их к самостоятельным выводам, сделать соучастниками процесса подготовки, поиска и нахождения путей разрешения противоречий, созданных самим же преподавателем;

6. преподаватель строит вопросы к вводимому материалу и отвечает на них, вызывает вопросы у студентов и стимулирует самостоятельный поиск ответов на них по ходу лекции. Добивается того, что студент думает совместно с ним.

Проблемные вопросы – это вопросы, ответ на которые не содержится ни в прежних знаниях студентов, ни в наличной предъявляемой информации (запись на доске, таблицы на стене и т.п.) и которые вызывают интеллектуальные затруднения у студентов. Проблемные вопросы содержат в себе еще не раскрытую проблему, область неизвестного, новые знания, для добывания которых необходимо какое-то интеллектуальное действие, определенный целенаправленный мыслительный процесс.

VII. мАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

На занятиях требуется наличие ноутбу­ка и мультимедийного проектора для демонстрации презентаций.

Приложение 1


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ обеспечение самостоятельной работы ОБУЧАЮЩИХСЯ

По дисциплине

Гендерные аспекты управленческой деятельности

Направление подготовки 39.04.01 Социология

Магистерской программы «Социология управления»

Форма подготовки очная

Владивосток

1. Общая характеристика содержания самостоятельной работы магистров

Учебный процесс в высшем учебном заведении в значительной степени строится на самостоятельной работе магистров, без которой трудно в полной мере овладеть сложным программным материалом и научиться, а в дальнейшем постоянно совершенствовать приобретенные знания и умения.

Самостоятельная работа является внеаудиторной и предназначена для самостоятельного ознакомления магистра с определенными разделами курса по рекомендованным педагогом материалам и подготовки к выполнению индивидуальных заданий по курсу.

Самостоятельная работа магистров, предусмотренная учебным планом, соответствует более глубокому усвоению изучаемого курса, формирует навыки исследовательской работы и ориентирует на умение применять теоретические знания на практике.

Целью самостоятельной работы магистров является:

Закрепление, расширение и углубление знаний, умений и навыков, полученных на аудиторных занятиях под руководством преподавателей;

Изучение дополнительных материалов по изучаемым дисциплинам и умение выбирать необходимый материал из различных источников;

Воспитание самостоятельности, организованности, самодисциплины, творческой активности, потребности развития познавательных способностей и упорства в достижении поставленных целей.

Предлагаемый подход к освоению материала усиливает мотивацию к аудиторной и внеаудиторной активности, что обеспечивает необходимый уровень знаний по изучаемым дисциплинам и позволяет повысить готовность студентов к сдаче зачетов и экзаменов.

Самостоятельная работа магистров состоит из подготовки к практическим занятиям, конспектирования рекомендованных источников и изучения исследовательской литературы, написания и защиты эссе, подготовки к зачету.

Некоторые виды самостоятельной работы магистров, требующие кратких специальных пояснений, могут быть конкретизированы на индивидуальных консультациях с преподавателем.

На кафедре составляются и строго выполняются расписания индивидуальных консультаций для выяснения вопросов, вызвавших у магистров затруднения и оказания помощи при выполнении различных заданий, а перед зачетом проводятся групповые консультации.

В процессе выполнения самостоятельной работы рекомендуется руководствоваться учебной, периодической, научно-технической и справочной литературой, содержащейся в библиотеке ДВФУ, Интернет-ресурсами, настоящими методическими рекомендациями. При выполнении заданий, особое значение придается использованию компьютерной техники.

Контроль за самостоятельной работой может осуществляется в форме защиты индивидуальных работ, собеседования, обсуждения докладов, а также в ходе проведения экзаменационной сессии и промежуточного текущего контроля, в том числе тестирования.

Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения всех видов занятий. Промежуточный контроль предназначен для практической комплексной оценки освоения разделов курса, и осуществляется путем подготовки магистрами ответов на заданные преподавателем вопросы. Он проводится регулярно в виде практических работ, тестов.

Самостоятельная работа вне аудитории

Магистрам важно принять во внимание тот факт, что подготовка к практическим занятиям не означает дублирование лекционного материала. Необходимо изучить рекомендованные источники, сделать краткий конспект. Кроме того, некоторые темы требуют дополнительного самостоятельного творческого поиск магистра. Недостаточно ясные вопросы следует фиксировать и адресовать преподавателю.

Самостоятельная работа обычно регламентирует­ся преподавателем. Это могут быть различные задания, выпол­нение которых учитывается на зачетах:

а) специальные задания для осмысления пройденного мате­риала (например, составить схему структуры исследования; составить таблицу эмпирических методов исследования; подобрать иллюстрации к теоретиче­ским положениям и т.п.);

б) изучение отдельных тем или вопросов по учебникам и дополнительной научной литературе. По­скольку в настоящее время используются многообразные учеб­ники и литература, то магистры могут получить информацию неоднозначную и недостаточно полную. В этой ситуации целесообразно снаб­дить их планом, содержащим все компоненты структуры социологического знания;

г) конспектирование первоисточников или составление те­зисов.

Для конспектирования или составления тезисов целесооб­разно предлагать отдельные разделы, параграфы, фрагменты. Необходимо предварительно дать подробные рекомендации по выполнению такой сложной и важной работы.

План-график выполнения самостоятельной работы по дисциплине «Гендерные аспекты управленческой деятельности»

ГЛОССАРИЙ

по дисциплине

«История отечественной журналистики»

031300 – «Журналистика»

г. Владивосток


Указатель некоторых периодических изданий

Адская почта – ежемесячный литературный журнал Ф. Эмина, 1769

Аполлон – иллюстрированный журнал по вопросам изобразительного искусства, музыки, театра и литературы, 1909–1917

Аргументы и факты – ежедневная общественно-политическая газета, основанная в 1978

Библиотека для чтения – классический «толстый» энциклопедический журнал XIX в., основан Смирдиным, редактор О. Сенковский, 1834–1864

Ведомости – первая русская печатная газета, учреждена Петром I, 1702–1727

Вестник Европы – журнал 1802–1830

Вестник Европы (II) – либеральный журнал, основанный М. Стасюлевичем, 1866–1918

Весы – научно-литературный и критико-библиографический журнал, основной орган русского символизма, 1904–1909

Вечерняя заря – масонский журнал, издававшийся Н. Новиковым, 1781

Владивосток , первая газета Владивостока, 1883–1906

Вокруг света – научно-популярный и страноведческий журнал, основан в 1861

Время – журнал братьев Достоевских, 1861–1863

Всякая всячина – еженедельный сатирический журнал, издавшийся Екатериной II, 1769

Губернские ведомости – общее название сети официальных изданий (газет) в провинции, существовавших с 1838 по 1917

Детское чтение для сердца и разума , первый в России детский журнал, издавался Н. Новиковым в 1785–1789

Древняя российкая вивлиофика – первый русский исторический журнал, издававшийся Н. Новиковым, 1773–1775, 1787–1791

Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие , первый русский журнал, печатался в Академии Наук в 1755–1764

Живописец , еженедельный сатирический журнал Н. Новикова, 1772

Звезда – советский ежемесячный литературный журнал, выходил с 1924

Золотое руно – ежемесячный художественный и литературно-критический журнал, 1906–1909

Известия – общественно-политическая и деловая советская газета, основанная в 1918



Искра – революционная нелегальная газета, основанная В.И. Лениным, 1900–1905

Колокол – газета А. Герцена

Комсомольская правда – первоначально газета ЦК ВЛКСМ, основана в 1925

Красная звезда – ежедневная газета министерства обороны СССР (РФ), основана в 1924

Красная новь , литературно-художественный и критико-публицистический журнал, создан при участии В.И. Ленина и А.М. Горького, одним из редакторов в 1930-е гг. был А. Фадеев, 1921–1942

Крокодил – советский еженедельный юмористический журнал, 1922–2002

Культура и жизнь , газета Отдела пропаганды и агитации ЦК ВКП(б), 1946–1951

Ленинград – советский тонкий литературный журнал, 1940–1946

ЛЕФ , журнал футуристов, в котором участвовал В.В. Маяковский, 1923–1925

Модное ежемесячное издание – первый русский женский журнал, издававшийся Н. Новиковы, 1779

Морской сборник

Московские ведомости – официальная газета, 1756–1917

Московский журнал – литературный журнал Н. Карамзина, 1791–1792

Московский листок – ежедневная городская газета, основана в 1881

Московский телеграф – двухнедельный энциклопедический журнал Н. Полевого, 1825–1834

На литературном посту – литературно-критический журнал

На посту – литературно-критический журнал, 1923–1925

Независимая газета

Нива – самый популярный «тонкий» иллюстрированный еженедельник царской России, издание А.Ф. Маркса, 1870–1918

Новые ежемесячные сочинения – учёно-литературный журнал Академии Наук, 1786–1796

Новый ЛЕФ – журнал футуристов, редактировавшийся В. Маяковским, 1927–1929

Новый мир – ежемесячный литературно-художественный журнал, основан в 1925

Новое время – газета А. Суворина, образец качественной прессы XIX – начала XX в., 1876–1917

Огонёк – еженедельный иллюстрированный журнал, основан С. Проппером, возобновлён М. Кольцовым, 1899–1918, 1923 – по наст.вр.

Отечественные записки , энциклопедический журнал, 1818–1884

Петербургская копейка

Полезное увеселение – нравственно-религиозный журнал, 1760–1762

Полярная звезда , альманах декабристов, 1823–1825

Полярная звезда (II) , журнал (альманах) А. Герцена, 1855–1868

Почта духов , литературный журнал И.А. Крылова, 1790

Правда , политическая газета, созданная В.И. Лениным в 1912

Правительственный вестник – официальная газета Российской империи, 1869–1918

Речь – политическая газета, центральный орган конституционно-демократической партии, редактор П.Н. Милюков, 1906–1917

Российская газета – официальный печатный орган правительства Российской Федерации, учреждена в 1990

Русские ведомости – общественно-политическая газета, 1863–1918

Русский вестник – политический и литературный журнал М. Каткова, образец консервативной прессы, 1856–1906

Русский инвалид – военная газета, 1813–1917

Русское богатство – народнический журнал, 1876–1918

Русское знамя , газета черносотенцев, редактор А. Дубровин, 1905–1917

Русское слово – ежедневная московская газета, 1895–1918

Санкт-Петербургские ведомости , официальная газета, 1727–1917

Санкт-Петербургские учёные ведомости , первый журнал критики и библиографии, издававшийся Н. Новиковым, 1777

Сатирикон – популярный еженедельный сатирический журнал, 1908–1913

Северная пчела – популярная газета Ф.В. Булгарина, 1825–1864

Смесь , сатирический журнал, 1769

Советская Россия – газета ЦК КПСС, учреждена в 1956

Современник – журнал, основанный А.С. Пушкиным, 1836–1866

СССР на стройке – советский иллюстрированный журнал новостей и пропаганды, 1930–1941, 1949

Сын отечества – исторический и политический журнал Н. Греча, 1812–1852

Телескоп – энциклопедический журнал Н. Надеждина, 1831–1836

Труд – советская газета, основанная в 1921

Трудолюбивая пчела – первый частный журнал в России, выходил ежемесячно в 1759 г., издатель А. Сумароков

Трутень – еженедельный сатирический журнал Н. Новикова, 1769–1770

Утренний свет – нравственно-религиозный ежемесячный журнал, издававшийся Н. Новиковым, 1777–1780

Экономический магазин – журнал А. Болотова, издавался Н. Новиковым в 1780–1789

Именной указатель

Аграновский А.А.

Аграновский А.Д.

Аграновский В.А.

Амфитеатров А.В.

Белинский В.Г.

Булгарин Ф.В.

Буренин В.П.

Герцен А.И.

Гиляровский В.А.

Греч Н.И.

Дорошевич В.М.

Екатерина II

Ильф И.А.

Карамзин Н.М.

Катков М.Н.

Кольцов М.Е.

Крылов И.А.

Ленин В.И.

Ломоносов М.В.

Меньшиков М.О.

Миллер Г.Ф.

Милюков П.Н.

Некрасов Н.А.

Немирович-Данченко В.И.

Ненашев М.Ф.

Новиков Н.И.

Овечкин В.В.

Пётр I

Петров Е.П.

Писарев Д.И.

Победоносцев К.П.

Пушкин А.С.

Салтыков-Щедрин М.Е.

Сенковский О.И.

Симонов К.М.

Суворин А.С.

Сумароков А.П.

Сытин И.Д.

Твардовский А.Т.

Чернышевский Н.Г.

Чехов А.П.

Эмин Ф.А.

Эренбург И.Г.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

ШколА ГУМАНИТАРНЫХ НАУК ДВФУ

ПРОГРАММА

ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

(междисциплинарного)

по направлению подготовки 48.03.01 «Теология»

Профиль «Культура Православия»

Владивосток

I. Требования к процедуре проведения государственного экзамена

Государственный экзамен представляет собой профессионально ориентированный междисциплинарный экзамен по направлению 48.03.01 «Теология», который устанавливает соответствие подготовленности выпускника требованиям ФГОС ВО.

Программа государственного экзамена составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по направлению 48.03.01 «Теология» (конфессионально-образовательный профиль – «Христианская (православная) теология»), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.02.2014 № 124.

Экзамен проводится в устной форме.

В процессе изучения накопленных в течение длительного исторического срока религиозного опыта, памятников христианской культуры, интеллектуального и духовного богатства христианской традиции у студентов развивается способность к самостоятельному мышлению, владение современными методами анализа различных явлений религиозной жизни, религиозно-философских проблем бытия человека и современной цивилизации. Выпускники должны владеть знаниями проблематики христианской теологии, умением ориентироваться в истории вероучения и институциональных форм религиозной жизни, памятниках христианской письменности, истории и современном состоянии взаимоотношений между христианскими конфессиями, современных религиозных и нерелигиозных интерпретациях данных науки, а также навыков текстологического и экзегетического анализа Библии как важнейшего вероучительного источника христианской теологии.

Целью государственного экзамена является проверка полученных студентом общенаучных, общепрофессиональных и профильно-специализированных компетенций, знания базовых разделов теологии, понимания научных задач и проблем в области профессиональной деятельности. Программа государственного экзамена построена по комплексному принципу, то есть предполагает рассмотрение конкретных вопросов и проблем в контексте всей системы теологического знания. На государственном экзамене студент должен:



· показать место конкретного вопроса в системе теологического знания;

· уметь выделить структуру вопроса;

· показать понимание теологической проблематики вопроса;

· уметь обосновать заявляемые тезисы, то есть подтвердить их ссылками на базовые тексты и необходимыми фактами; при необходимости построить логические обоснования;

· знать ключевые события и имена, связанные с темой вопроса, а также уметь объяснить важнейшие термины, используемые в ответе;

· иметь представление о современном состоянии научной разработки вопроса;

· иметь представление об актуализации проблемы в современной жизни Православной Церкви.

По общей фундаментальной подготовленности бакалавр в области теологии отвечает следующим требованиям:

· имеет целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в духовной жизни;

· способен к самообучению по завершении учебной программы, способен приобретать новые знания;

· владеет основами научного анализа и прогнозирования различных явлений и процессов в сфере духовной культуры.

Вопросы, выносимые на государственный экзамен, составляются по содержанию следующих дисциплин базовой и вариативной части:

Б1.Б.26.История древней христианской Церкви

Б1.Б.19.История христианской письменности и патристика

Б1.Б.27. История Русской Православной Церкви

Б1.Б.22.Догматическое богословие

Б1.В.ОД.5. Сравнительное богословие

Б1.В.ОД.2.Введение в экзегезу Ветхого Завета

Б1.В.ОД.3.Введение в экзегезу Нового Завета

Б1.В.ОД.10. История западного христианства

Предлагается следующий вариант компоновки вопросов в экзаменационных билетах:

Первый вопрос по дисциплине «Догматическое богословие».

Второй вопрос по одной из дисциплин: «История древней христианской Церкви», «История христианской письменности и патристика»; «Сравнительное богословие»; «История западного христианства».



Третий вопрос – по дисциплинам «Введение в экзегезу Ветхого Завета» или «Введение в экзегезу Нового Завета», поскольку Библия является важнейшим источником христианской теологии.

Процедура сдачи экзамена включает подготовка по вопросам билета (до 60 минут) и ответ выпускника на вопросы билета и на вопросы, заданные членами ГЭК (до 30 минут).

Одновременно в аудитории может находиться не более 5 обучающихся.

Решения ГЭК принимаются на закрытых заседаниях простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании, при обязательном присутствии председателя комиссии или его заместителя. При равном числе голосов председатель комиссии (или заменяющий его заместитель председателя комиссии) обладает правом решающего голоса.

Результаты государственных экзаменов, проводимых в устной форме, объявляются в день их проведения, после оформления в установленном порядке протоколов заседаний экзаменационных комиссий.

Обучающиеся, получившие неудовлетворительную оценку на государственном экзамене, к дальнейшему прохождению итоговых аттестационных испытаний не допускаются, и на сновании протокола государственной экзаменационной комиссии, объяснительной записки такого обучающегося (акта о невозможности получения объяснения от обучающегося) и представления администратора ОП подлежат отчислению из ДВФУ.

Выпускник должен показать:

1. знания в области истории христианства (основные этапы истории христианской Церкви (древней христианской Церкви; РПЦ; западного христианства);

2. знания в области фундаментальных положений христианского вероучения; различия между православным, католическим и протестантским вероучениями и культовой практикой;

3. знания в области библеистики и истории христианской письменности и патристики;

4. умения и навыки применения основ этих знаний при анализе и прогнозе тенденций развития религиозной культуры в современном мире в России и за рубежом;

5. владение методами и техникой конкретных исследований в области религии, в том числе сравнительных и ретроспективных, практическими навыками сбора и анализа информации о религиозной жизни общества.

Вопросы

Вопросы

Понятие об апофатическом и катафатическом богословии. Содержание учения о существе Божием. Онтологические (апофатические) и катафатические (духовные) свойства существа Божия.

О Боге едином в существе. Понятие о природе (сущности) Бога. Понятие об апофатическом и катафатическом богословии. Учение о существе Божием. Онтологические или апофатические свойства существа Божия: самобытность, неизменяемость, вечность, неизмеримость и вездеприсутствие. Содержание учения о существе Божием. Катафатические или духовные свойства (имена) Божии: премудрость, разум, всеведение; всемогущество; всеблаженство; благость, любовь, милость; святость и свет: правда.

Учение о Боге как Творце мира. Побуждение, цель и совершенство творения. Сотворение человека. Двуединство человеческой природы. Состав человеческой природы. Назначение человека. Состояние человека до грехопадения.

Общее учение о Боге творце мира. Взгляды о происхождении мира в нехристианских концепциях. Сущность христианского учения о происхождении мира. Участие всех Лиц Пресвятой Троицы в деле творения. Побуждение и цель творения. Совершенство творения. Порядок творения мира и главные виды творения. Творение мира невидимого и ангельского.

Происхождение человека. Происхождение от Адама и Евы всего человеческого рода. Дарвинизм. Преадамизм. Полигенизм. Брак. Богоустановленный способ размножения людей. Мнения о происхождении душ: предсуществование душ, мнение о творении душ, мнение о рождении душ. Значение тела в составе человеческой природы. Существенное отличие души и независимость ее от тела или духовность. Душа и дух. Трихотомия и дихотомия. Свойства души человеческой: самостоятельность души, духовность души, разумность души, свобода, бессмертие. Назначение человека. Необходимость промышления Божия о первозданном человеке. Его действия. Первобытное состояние человека. Блаженство прародителей в раю.

Учение о Спасителе Иисусе Христе. Предвечный Совет Пресвятой Троицы о спасении человеческого рода. Учение о Лице Спасителя. Господь Иисус Христос как истинный Бог и истинный человек. Безгрешность Иисуса Христа.

Содержание учения о Боге Спасителе. Предвечный Совет Пресвятой Троицы. (Предвечность этого решения. Участие Лиц Св. Троицы. Значение для нас Предвечного Совета Божия). Свидетельства Священного Писания о Иисусе Христе как истинном Боге и истинном человеке. Безгрешность Господа Иисуса Христа. Отличие Христа от человека. Докетизм: материальный и формальный. Арианство.

Единство Ипостаси Господа Иисуса Христа. Ипостась Господа Иисуса Христа как Ипостась Слова. Образ ипостасного соединения во Христе двух естеств. Значение терминов «неслитно» и «неизменно или непреложно», «нераздельно» и «неразлучно».

Значение термина «воипостасность» в учении об Ипостаси в Господе Иисусе Христе. Ипостась Господа Иисуса Христа. Раскрытие ороса IV Вселенского Собора.

Понятие искупления. Юридическая теория искупления. Теории искупления XX века: нравственная и органическая. Первосвященническое служение Иисуса Христа: умилостивительная жертва Богу. Принесение жертвы на Кресте. Восстановление союза между Богом и человеком. Спасительные плоды жертвы Христовой.

Этимология слова «искупление». Искупление в Священном Писании. Православная традиция об искуплении. Юридическая теория искупления. Нравственная теория искупления. «Органическая» теория искупления.

Первосвященническое служение Богочеловека: умилостивительная жертва Богу. Восстановление союза между Богом и человеком, разрушенного грехом. Спасительные плоды Христовой жертвы. Значение ее по отношению к следствиям падения, дарование полноты благ.

Царское служение Иисуса Христа. Проявление царственной власти Иисуса Христа в дни уничижения. Чудеса Спасителя. Пророческое служение Иисуса Христа. Евангельский закон веры. Евангельский закон деятельности.

Царское служение Христа. Проявление царского служения (власти) Иисуса Христа в дни уничижения. Чудеса как пояснение и оправдание его учения, как предзнаменование будущей жизни. Свидетельства о божественном посланничестве и достоинстве Иисуса Христа. Иисус Христос как пророк. Евангельский закон веры. Евангельский закон деятельности. Исполнение Ветхого Завета. Мессианские места Ветхого Завета. Пророчества Иисуса Христа.

Учение о Боге Духе Святом. Необходимость Божественной помощи для усвоения людьми даруемого им во Христе и Христом спасения. Ниспослание Духа Святого и Его действия для нашего спасения. Учение Откровения о благодати. Участие Лиц Пресвятой Троицы в раздаянии спасающей благодати.

Необходимость в благодати для усвоения людьми спасения, даруемого во Христе и Христом. Сошествие Святого Духа и Его значение в деле спасения человека. Учение Священного Писания о благодати. Значение слова «благодать». Благодать как свойство существа Божия. Благодать как сила Божия. Участие Божественный Лиц в раздаянии благодати.

Виды благодати. Особые дарования благодати. Отношение благодати к свободе. Благодать предваряющая. Значение веры и добрых дел в спасении. Благодать сохраняющая и возращающая духовную жизнь. Необходимость Церкви в деле освящения.

Виды благодати. Предваряющая благодать, ее действия. Необходимость спасающей веры для обращения. Значение веры и добрых дел в спасении человека. Благодать возращающая и сохраняющая жизнь духовную. Необходимость в деле освящения и спасения Церкви.

24. Понятие о Церкви Христовой. Церковь Христова на земле. Образы Церкви. Иисус Христос основатель Церкви. Цель Церкви. Существенные свойства истинной Церкви Христовой: Единство, Святость, Соборность, Апостольство .

Понятие о Христовой Церкви. Образы Церкви в Библии и святоотеческих творениях. Основание Церкви Иисусом Христом, ее цель. Христологический и пневматологический аспекты Церкви.

Существенные свойства истинной Церкви Христовой. Единство Церкви. Святость Церкви. Соборность Церкви. Апостольство Церкви.

Таинство покаяния. Установление Таинства. Внешнее и внутреннее действие Таинства покаяния. Условие прощения грехов. Таинство Елеосвящения. Установление Таинства. Внешнее и внутреннее действие Таинства.

Определение таинства Покаяния и его установление. Подготовка к Таинству Покаяния. Условия совершения Таинства. Форма исповеди и значение. Таинство Елеосвящения. Библейские основания Таинства Елеосвящения. Внешняя сторона Таинства.

Евхаристия. Установление Таинства. Преложение хлеба и вина в Таинстве Евхаристии. Образ пребывания Господа Иисуса Христа в Святых Дарах. Отношение Евхаристии к Голгофской жертве. Необходимость причащения Святых Таин.

Смысл и значение Таинства Евхаристии. Отличия Православного учения о Таинстве Евхаристии от католического; протестантского. Установление Таинства Евхаристии. Условия совершения Таинства Евхаристии. Условия участия в Таинстве. Евхаристия как Таинство Церкви. Связь Таинства Евхаристии с другими Таинствами. Пресуществление (преложение) хлеба и вина в Таинстве. Отношение Таинства благодарения к Голгофской жертве. Необходимость и спасительность Причащения.

О Боге как Судии и Мздовоздаятеле для каждого человека в частности. Смерть телесная и бессмертие души. Частный суд. Мздовоздаяние после частного суда. Состояние душ праведных и душ грешников после частного суда. Молитвы Церкви за умерших.

О Боге как Судии и Мздовоздаятеле для каждого человека в частности. Смерть телесная и бессмертие души. Частный суд и мздовоздаяние после него. Состояние душ грешников и праведников после частного суда. Молитвы Церкви о усопших. Критика возражений против. Церковная дисциплина в молитвах за усопших. Загробная участь младенцев. Римо-католическое учение о чистилище.

О Боге как Судии и Мздовоздаятеле для всего рода человеческого. Второе пришествие Христово. Антихрист, время его пришествия, брань его с Царством Христовым и поражение его от Господа. Воскресение мертвых. Изменение живых. Кончина мира. Всеобщий суд. Открытие Царства Славы. Состояние праведников и состояние осужденных.

О Боге как Судии для всего рода человеческого. Учение о втором пришествии Иисуса Христа, неизвестность его времени и признаки Его пришествия. Время пришествия антихриста. Брань антихриста с Царством Христовым. Направление событий в мире для спасения рода человеческого. Второе пришествие Христово. Воскресение мертвых, действительность и всеобщность. Одновременность воскресения умерших. Изменение живых. Кончина мира. Всеобщий суд. Его действительность и образ совершения. Кончина благодатного Царства Христова и открытие Царства Славы. Ложность хилиазма. Блаженное состояние праведников. Степени и вечность их блаженства. Состояние осужденных. Степени и вечность их мучений.

Вопросы

Вопросы

39. Библия. Понятие о богодухновенности. Структура греческой и (славянской) Библии. Количество книг Библии и их разделение по содержанию. Переводы. Перевод LXX и его значение. Формирование канона Священного Писания. Основные виды толкования Священного Писания (с примерами). Основные темы и методы библеистики.

Понятие о Священном Писании. Наименование состава священных книг: Библия, Ветхий и Новый Завет. Происхождение Библии и ее значение в жизни христианина. Понятие о Богодухновенности Священного Писания. Уникальность, попу­лярность, жизнеспособность Библии как книги. Разделение священных книг по времени написания на ветхозаветные и новозаветные. Число книг Ветхого Завета. Расположение их в греческой, славянской и еврейской Библии. Разделение книг Ветхого Завета по содержанию на законоположительные, исторические, учительные, пророческие. Основные переводы Священного Писания. Перевод LXX и его значение для Церкви. Формирование и утверждениеканона Священного Писания.

Различные виды смысла Священного Писания: смысл буквальный и смысл таинственный (прообразы, притча, аполог, видение, символ). Способы изъяснения Священного Писания, заимствованные из самого Священного Писания и из вспомогательных источников. Контекст, параллельные места, подлинники и переводы. Церковь как основной авторитет в изъяснении Священного Писания. Значение Св. Предания для истолкования текста Св. Писания. Данные различных наук для уяснения смысла Священного Писания. Ветхозаветная экзегетика. Традиционная еврейская экзегетика. Христианская экзегетика. Толковники. Основные типы толкования Священного Писания (букваль­ный, аллегорический, анагогический, тропологический).

40. Книга Бытие. Структура. Краткое содержание и основная идея.

Автор, время, цель написания книги Бытия. Краткое содержание и основная идея. Библейский рассказ о сотворении мира. Сотворение человека. Пребывание людей в раю. Грехопа­дение Адама и Евы и его последствия. Основные этапы духовно-нравственного развития и становления ветхозаветного человечества. История допотопного человечества. Дети Адама. Потоп. Ной и его семья. История Вавилон­ского столпотворения. Патриархальный период истории еврейского народа, от избрания патриарха Авраама до смерти патриарха Иосифа (19-17 вв. до н. э.).

Вопросы

Нагорная проповедь.

Нагорная проповедь у Евангелистов Матфея и Луки. Заповеди блаженства - "златая цепь добродетелей". Иисус Христос и Закон. Закон любви. О милостыне, молитве и посте. Об отношениях с миром. О неосуждении ближнего. Золотое правило. Два пути.

Вопросы

64. Предмет патристики. Понятие «святые отцы Церкви». Ранняя патристика. Мужи апостольские. Свв. Климент Римский, Игнатий Богоносец. Раннехристианские апологеты. Сщмч. Иустин Философ и др.

Предмет и объект патристики. Понятие «святые отцы Церкви». Ранняя патристика. Жизнь и творения мужей апостольские: свт. Климент, еп. Римский; сщмч. Поликарп, еп. Смирнский; свщ. Игнатий, еп. Антиохийский. Раннехристианские апологеты и их творения. свщм. Иустин Философ, Татиан, Афинагор, еп. Антиохийский Феофил, Ермий философ и др.

Вопросы

Вопросы

Журналы

1. Религиоведение. Научно-теоретический журнал

2. Религия и право. Информационно-аналитический журнал.

3. Государство, религия, церковь в России и за рубежом

4. Вестник Московского университета. Серия 7. Философия

5. Вестник Московского университета. Серия 8. История

6. Человек. Научно-популярный иллюстрированный журнал

7. Вестник ПСТГУ. Серия История, история РПЦ

8. Вестник ПСТГУ. Серия Теология, философия

9. Вопросы истории

10. Вопросы философии

11. Отечественная история

12. Труды Отдела древнерусской литературы

ШколА ГУМАНИТАРНЫХ НАУК ДВФУ

ШколА ГУМАНИТАРНЫХ НАУК ДВФУ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

По дисциплине «Архаические религии»

Направление подготовки: 033400.62 «Теология»

Форма подготовки: очная / заочная

г. Владивосток

В системе профессиональной подготовки практические занятия, являясь дополнением к лекционному курсу, позволяют приобретать и совершенствовать профессиональные компетенции. Содержание практических занятий и методика их проведения должны обеспечивать развитие, научно-исследовательской активности студента. В ходе их проведения создаются условия для развития научного мышления и аналитических умений и навыков обучающихся. Практические занятия позволяют проверить знания студентов, в связи с чем они выступают важным средством достаточно оперативной обратной связи.

На лекции студент достигает определенного уровня понимания, т.е. у него устанавливаются известные связи и отношения к изучаемым явлениям, формируются еще непрочные ассоциации и предварительные понятия. Практические занятия призваны упрочивать образовавшиеся связи и ассоциации, углублять и расширять первоначальные представления.

Цели практических занятий:

· помочь обучающимся систематизировать, закрепить и углубить знания теоретического характера;

· научить студентов приемам решения практических задач, способствовать овладению навыками и умениями философско-мировоззренческого, социально-этического, культурологического исследования деятельности религиозных институтов;

· научить студентов осуществлять научный анализ источников (исторических документов, конфессиональной литературы и т.д.);

· формировать стремление непрерывно учиться самостоятельно, т.е. овладевать методами, способами и приемами самообучения, саморазвития и самоконтроля.

Для достижения этих целей в планы практических занятий включен разнообразный материал, который существенно расширяет и дополняет те теоретические позиции, которые были отражены в лекционном курсе.



Практические занятия проводятся с группой и строятся как беседа-дискуссия по каждому вопросу плана. Литература, указанная в списке к каждому практическому занятию, помогает подготовиться к дискуссии и учесть все возможные позиции исследователей.

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

(30 часов, в том числе 8 часов с использованием методов активного обучения / 12 ч., в том числе 2 часа с использованием методов активного обучения)

Занятие 1. Введение в курс «Архаические религии» (5 / 1 час.)

План занятия

1.Реконструкция «доисторической» духовной культуры (по археологическим источникам)

2.Основные характеристики мифологического сознания. Мифология и религия: их взаимосвязь и различия.

2. Токарев, С.А. Ранние формы религии /С. А. Токарев; [под ред. В. П. Алексеева; сост. И. В. Тарасова]. Москва: Политиздат, 1990.- 622 с.

Занятие 2. Ранние формы религиозны верований(5 /1 час.)

План занятия

1.Тотемизм.

2.Фетишизм.

3.Магия. Типы и виды магии

4.Анимизм.

5.Шаманизм.

6.Церемонии

Литература:

1. Зубов, А. Б. История религии: курс лекций: кн. 1: Доисторические и внеисторические религии /А. Б. Зубов. – М. : Изд-во МГИМО-Университет, 2006.- 435 с.

2. Токарев, С.А. Ранние формы религии /С. А. Токарев; [под ред. В. П. Алексеева; сост. И. В. Тарасова]. М.: Политиздат, 1990. - 622 с.

Занятие 3. Религиозные системы народов Передней Азии (4 /1 час)

План занятия

1.Космогония и антропогония в религиозных системах народов Передней Азии.

2.Основные персонажи и сюжеты шумеро-вавилонского пантеона.

3.Мировоззренческие тексты Древней Месопотамии

Основная литература

1. Ассиро-вавилонский эпос / пер. В.К. Шилейко. – СПб., 2007. – 641 с.

2. От начала начал. Антология шумерской поэзии / пер. В. Афанасьевой. – СПб., 1997. – 496 с.

3. Хрестоматия по истории Древнего Востока / сост. А.А. Вигасин. – М., 1997. – 400 с.

4. Белицкий, М. Шумеры. Забытый мир / М.Белицкий.- М.: Наука, 2000. – 276 с.

5. Васильев, Л.С. История религий Востока / Л.С.Васильев. - М.: Наука, 1992. – 416 с.

6. Источниковедение истории Древнего Востока / под ред. А. Вигасина. – М., 1984. – 392 с.

Занятие 4. Религия и мифология Древнего Египта (4 / 2 час.)

План занятия

1.Этапы и особенности истории древнеегипетского общества.

2.Основные системы космогонии и космологии (додинастический период; гелиопольская, гермопольская, мемфисская).

3.Пантеон: персонажи и сюжеты.

4."Книга мертвых". Храм и культ. Сакрализация власти

Основная литература

1.Кеес, Г. Заупокойные верования древних египтян: пер. с нем./ Г.Кеес. - СПб.: Нева, 2005. – 496 с.

2.Коростовцев, М.А. Религия Древнего Египта./ М.А. Коростовцев.- СПб.: Журнал «Нева»; Летний сад, 2000. – 464 с.

3.Монтэ, П. Египет Рамсесов./ П. Монтэ. - М.: Наука, 1989. – 376 с.

4.Рак, И.В. Египетская мифология./ И.В. Рак. - СПб.: Нева; Летний сад, 2000. – 416 с.

Занятия 5-6. Религия и мифология древних греков и римлян

(4 / 2 час.)

План занятия

1.Источники изучения религии древних греков и римлян.

2.Народная, аэдическая и орфическая греческие религии.

3. Греческая мифология.

4.Пантеон древнего Рима. Праздники, обряды и жречество. Почитание государства и императора у древних римлян

Основная литература

1.Кун, Н.А. Легенды и мифы Древней Греции./ Н.А. Кун.- Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1992. – 320 с.

2.Наговицын, А.Е. Мифология и религия этрусков./ А.Е. Наговицын. - М.: Рефл - бук, 2000. – 496 с.

3.Нильссон, М. Греческая народная религия./ М. Нильссон. - СПб.: Алетейя, 1998.

4.Постернак, А.В. История Древней Греции и Древнего Рима в конспективном изложении: Учебное пособие./ А. В. Постернак. - М.: ПСТБИ, 1999. – 192 с.

Занятие 7. Религиозные представления кельтов, германцев и славян

(4 / 1 час.)

План занятия

1. Источники изучения

2.Мифология и пантеон.

3. Обряды и праздники

Литература:

1.Иллюстрированная история религий. В 2-х т. Т.2: Индия. Джайнизм. Буддизм. Индуизм. Персы. Реки. Римляне. Балты и славяне. Германцы/Под ред. Д.П. Шантепи де ля Соссей.- М.: Фонд мира, 1992. -528 с.

2.Религиозные традиции мира. В 2 т. Т. 2.- М.: Крон-пресс, 1996. – 640 с.

3. Элиаде, М. История веры и религиозных идей. Т.1: От каменного века до элевсинских мистерий./ М.Элиаде. - М.: Критерион, 2002. – 464 с.

Занятие 8. История зороастризма (2 / 2 час.)

План занятия

1. Священные тексты зороастризма.

2. Эволюция зороастрийского вероучения.

3.Обряды и праздники зороастризма. Правила ритуальной чистоты.

4. Особенности парсизма

Основная литература

1.Бойс, М. Зороастрийцы. Верования и обычаи./ М. Бойс. - М.: Наука, 1987. – 303 с.

2. Мейтарчиян, М.Б. Погребальный обряд зороастрийцев./ М.Б. Мейтарчиян- М.: Ин-т востоковедения РАН, 1999. – 243 с.

Занятие 9. Иудейский монотеизм (2 / 2 час.)

План занятия

1. Источники изучения и периодизация иудаизма.

2. Библейский период. Особенности иудейской Библии.

3. Талмудический период. Состав Талмуда.

4. Раввинистический период. Каббала, езидизм, хасидизм.

5. Современный иудаизм: ортодоксальный, реформационный и консервативный.

6. Обряды и праздники иудаизма.

7.Иудаизм в России.

Основная литература

1. Шураки, А. История иудаизма. - М.: АСТ- Астрель, 2008.- 192 с.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»


ШколА ГУМАНИТАРНЫХ НАУК ДВФУ